ОГЛАВЛЕНИЕ
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА..................................................................3
II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ.......................................................................5
III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ...............................................................7
IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ .................................................... 14
2
I.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» составлена
на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утверждена приказом Министерства
просвещения
(https://clck.ru/33NMkR).
России
от
24.11.2022
г.
№
1026
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умствен-
ной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации
их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Математика» относится к предметной области
«Математика» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Мате-
матика» в 3 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 136 часов
в год (4 часа в неделю).
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная про-
грамма определяет цель и задачи учебного предмета «Математика».
Цель обучения – подготовка обучающихся с легкой умственной от-
сталостью (интеллектуальными нарушениями) к жизни в современном обществе и овладение доступными профессионально-трудовыми навыками.
Задачи обучения:
формирование доступных обучающимся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) математических знаний и умений,
необходимых для решения учебно-познавательных, учебно-практических,
житейских и профессиональных задач; развитие способности их использования при решении соответствующих возрасту задач;
коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных ка-
честв обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нару3
шениями) средствами математики с учетом их индивидуальных возможностей;
формирование положительных качеств личности, в частности акку-
ратности, настойчивости, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости,
любознательности, умений планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца, осуществлять контроль и самоконтроль.
Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Математи-
ка» в 3 классе определяет следующие задачи:
формирование знаний о нумерации чисел первой сотни;
формирование умения выполнять устно и письменно арифметические
действия с числами и числовыми выражениями, решать составные задачи,
умение действовать в соответствии с алгоритмом;
формирование знаний о геометрических фигурах, умения называть их
формирование умения применять первоначальные математические
части, строить фигуры с помощью чертёжных инструментов;
знания для решения учебно-познавательных и практических задач.
4
II.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Обучение математике носит практическую направленность и тесно
связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит обучающихся к
овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учит использованию математических знаний в различных ситуациях.
Программа обучения в 3 классе направлена на изучение нумерации и
четырех арифметических действий в пределах 100: обучающиеся знакомятся с названием чисел, с новыми арифметическими действиями — умножением и делением. Обучающиеся получают понятия о единицах измерения
длины (метре), стоимости (копейке, рубле), массы (килограмме), времени
(годе, месяце), знакомятся с соотношением единиц измерения.
В зависимости от формы организации совместной деятельности учи-
теля и обучающихся выделяются следующие методы обучения: изложение
знаний, беседа, самостоятельная работа. В зависимости от источника знаний используются словесные методы (рассказ или изложение знаний, бесе-
да, работа по учебнику или другим печатным материалам), наглядные методы (наблюдение, демонстрация предметов или их изображений), практи-
ческие методы (измерение, вычерчивание геометрических фигур, лепка,
аппликация, моделирование, нахождение значений числовых выражений и
т. д).
Содержание разделов
№
п/п
Название раздела
Кол-во
часов
1.
Второй десяток. Нумерация (повторение)
11
3.
Умножение и деление чисел второго десятка.
34
2.
4.
Сложение и вычитание чисел второго десятка.
Сотня. Нумерация.
28
15
Контрольные
работы
(количество)
1
1
1
1
5
5.
Сотня. Сложение и вычитание чисел.
36
7.
Повторение.
4
6.
Сотня. Умножение и деление чисел.
8
Итого
136
2
1
7
6
III.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные:
начальные навыки самостоятельности в выполнении математических
учебных заданий; понимание личной ответственности за выполнение заданий;
умение корригировать собственную деятельность в соответствии с
высказанным замечанием, оказанной помощью, элементарной самооценкой
результатов выполнения учебного задания;
элементарное понимание (на практическом уровне) связи математи-
ческих знаний с некоторыми жизненными ситуациями, умение применять
математические знания для решения отдельных жизненных задач (расчет
общей стоимости покупки, сдачи, определение времени по часам, умение
пользоваться календарем и пр.)
Предметные:
Минимальный уровень:
знать числовой ряд 1—100 в прямом порядке и откладывать, исполь-
знать названия компонентов сложения, вычитания, умножения, деле-
понимать смысл арифметических действий сложения и вычитания,
знать таблицу умножения однозначных чисел до 6; понимать связь та-
зуя счетный материал, любые числа в пределах 100;
ния;
умножения и деления (на равные части).
блиц умножения и деления, пользоваться таблицами умножения на печатной основе, как для нахождения произведения, так и частного;
знать порядок действий в примерах в два арифметических действия;
знать и применять переместительное свойство сложения и умножения; выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания чисел в пределах 100;
7
знать единицы (меры) измерения стоимости, длины, массы, времени
различать числа, полученные при счете и измерении, записывать чис-
пользоваться календарем для установления порядка месяцев в году,
определять время по часам (одним способом); решать, составлять, ил-
решать составные арифметические задачи в два действия (с помощью
различать замкнутые, незамкнутые кривые, ломаные линии, вычис-
узнавать, называть, моделировать взаимное положение двух прямых,
знать названия элементов четырехугольников, чертить прямоуголь-
и их соотношения;
ла, полученные при измерении двумя мерами;
количества суток в месяцах;
люстрировать изученные простые арифметические задачи;
учителя);
лять длину ломаной;
кривых линий, фигур, находить точки пересечения без вычерчивания;
ник (квадрат) с помощью чертежного треугольника на нелинованной бумаге (с помощью учителя);
различать окружность и круг, чертить окружности разных радиусов.
Достаточный уровень:
знать числовой ряд 1—100 в прямом и обратном порядке, считать,
присчитывая, отсчитывая по единице и равными числовыми группами по 2,
5, 4, в пределах 100; откладывать, используя счетный материал, любые числа в пределах 100;
знать названия компонентов сложения, вычитания, умножения, деле-
понимать смысл арифметических действий сложения и вычитания,
ния;
умножения и деления (на равные части и по содержанию), различать два
вида деления на уровне практических действий, знать способы чтения и
записи каждого вида деления;
8
знать таблицы умножения всех однозначных чисел и числа 10, прави-
понимать связь таблиц умножения и деления, пользоваться таблица-
ло умножения чисел 1 и 0, на 1 и 0, деления 0 и деления на 1, на 10;
ми умножения на печатной основе, как для нахождения произведения, так
и частного;
знать порядок действий в примерах в 2-3 арифметических действия;
выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания чи-
знать единицы (меры) измерения стоимости, длины, массы, времени
различать числа, полученные при счете и измерении, записывать чис-
знать и применять переместительное свойство сложения и умножения;
сел в пределах 100;
и их соотношения;
ла, полученные при измерении двумя мерами, с полным набором знаков в
мелких мерах: 5 м 62 см, 3 м 03 см;
знать порядок месяцев в году, номера месяцев от начала года, уметь
пользоваться календарем для установления порядка месяцев в году, количества суток в месяцах;
определять время по часам тремя способами с точностью до 1 мин;
решать, составлять, иллюстрировать все изученные простые арифметические задачи;
кратко записывать, моделировать содержание, решать составные
различать замкнутые, незамкнутые кривые, ломаные линии, вычис-
узнавать, называть, чертить, моделировать взаимное положение двух
арифметические задачи в два действия;
лять длину ломаной;
прямых, кривых линий, многоугольников, окружностей, находить точки
пересечения;
9
знать названия элементов четырехугольников, чертить прямоуголь-
чертить окружности разных радиусов, различать окружность и круг.
ник (квадрат) с помощью чертежного треугольника на нелинованной бумаге;
Система оценки достижений
При оценке результатов освоения содержания образовательной про-
граммы учитываются индивидуальные особенности интеллектуального развития обучающихся, состояние их эмоционально-волевой сферы. Обучаю-
щемуся с низким уровнем потенциальных возможностей можно предлагать
более лёгкие варианты заданий. При оценке письменных работ обучающих-
ся, страдающих глубоким расстройством моторики, не следует снижать
оценку за плохой почерк, неаккуратность письма, качество записей и чертежей. К ученикам с нарушением эмоционально-волевой сферы рекомен-
дуется применять дополнительные стимулирующие приемы (давать зада-
ния поэтапно, поощрять и одобрять обучающихся в ходе выполнения работы и т.п.).
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
0 баллов - нет фиксируемой динамики;
2 балла - удовлетворительная динамика;
1 балл - минимальная динамика;
3 балла - значительная динамика.
Оценка предметных результатов обучающихся с умственной отстало-
стью (интеллектуальными нарушениями) 2-4-х классов образовательной
организации по всем учебным предметам, за исключением коррекционного
блока, осуществляется по трёхбалльной системе по каждому предмету:
«5» - отлично,
«4» - хорошо,
10
«3» - удовлетворительно.
Устный опрос является одним из методов учёта достижений обучаю-
щихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) при
освоении образовательной программы. При оценивании устных ответов по
учебным предметам образовательного цикла принимается во внимание:
правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознан-
умение практически применять свои знания;
ности усвоения изученного материала; полнота ответа;
последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Критерии для оценивания устных ответов являются общими для всех
предметов.
Оценка «5» ставится, если обучающийся обнаруживает понимание
пройденного материала. Самостоятельно или с помощью учителя может
сформулировать и обосновать ответ, привести необходимые примеры полученных знаний в практике, в жизни. Допускает незначительные неточности (оговорки), не влияющие на правильность понятий, которые исправляет
сам или с помощью учителя. Ученик в основном, последователен в изложении учебного материала.
Оценка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, в целом соответ-
ствующий требованиям оценки «5», но затрудняется в формулировании
отдельных понятий и определений. Исправляет их с помощью учителя. Де-
лает ошибки по практическому применению отдельных положений изучаемых предметов в повседневной жизни. Исправляет их с помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если обучающийся обнаруживает знание и по-
нимание основных положений данной темы, но излагает материал (вопрос)
недостаточно полно и последовательно, с большими затруднениями. Допускает ошибки в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить правила
примерами и делает это с помощью учителя; нуждается в постоянной по-
11
мощи учителя. Делает ошибки, вызванные недопониманием учебного материала.
Достижения обучающихся с умственной отсталостью (интеллекту-
альными нарушениями) по учебному предмету «Математика» оцениваются
по результатам индивидуального и фронтального опроса обучающихся, текущих и итоговых письменных работ. При оценке письменных работ ис-
пользуются нормы оценок письменных контрольных работ, при этом учитывается уровень самостоятельности ученика, особенности его развития.
При оценке письменных работ обучающихся по математике грубыми
ошибками следует считать: неверное выполнение вычислений вследствие
неточного применения алгоритма, неправильное решение задачи, неумение
правильно выполнить измерение и построение геометрических фигур по
образцу.
Негрубыми ошибками считаются ошибки, допущенные в процессе
списывания числовых данных (искажение, замена), знаков арифметических
действий, нарушение формулировки вопроса (ответа) задачи, правильности
расположения записей, чертежей, небольшая неточность в измерении и черчении.
Оценка не снижается за грамматические ошибки, допущенные в рабо-
те. Исключение составляют случаи написания тех слов и словосочетаний,
которые широко используются на уроках математики (названия компонентов и результатов действий, величин и др.).
При оценке комбинированных работ:
Оценка «5» ставится, если вся работа выполнена без ошибок.
Оценка «4» ставится, если в работе имеются 2-3 негрубые ошибки.
Оценка «3» ставится, если задача решена с помощью и правильно вы-
полнена часть других заданий.
При решении работ, состоящих из примеров и других заданий, в кото-
рых не предусматривается решение задач:
12
Оценка «5» ставится, если все задания выполнено правильно.
Оценка «4» ставится, если допущены 1-2 негрубые ошибки.
Оценка «3» ставится, если допущены 1-2 грубые ошибки или 3-4 не-
грубые.
Оценка «2» не ставится.
13
№
Тема предмета
Кол-во
часов
IV.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Программное содержание
Дифференциация видов деятельности обучающихся
Минимальный уровень
Достаточный уровень
Второй десяток. Нумерация (повторение) – 11 часов
1
Числовой ряд от 1
до 20
Числовой ряд от 1
до 20
Свойства чисел в
числовом ряду
Сложение и вычитание чисел
1
3-4
Десятки, единицы
Состав чисел от 11
до 20
Сложение и вычитание чисел
Прямая линия
2
5
Сравнение чисел в
1
2
1
Закрепление умения называть
и записывать числа от 1 до 20
Закрепление умения называть
и записывать числа от 1 до 20
Закрепление умения называть
и получать следующее число,
предыдущее число
Сложение и вычитание на
основе присчитывания и отсчитывания единицы
Закрепление знаний о десятичном составе двузначных чисел, место единиц и десятков в
двузначном числе
Сложение и вычитание на
основе десятичного состава
чисел
Построение прямой линии с
помощью линейки
Закрепление умения сравни-
Называют, записывают числа в
пределах 20
Осуществляют счёт в пределах
20, присчитывая по 1, по 2
Решают примеры на сложение и
вычитание в пределах 20, с опорой на числовой ряд
Называют, записывают числа в
пределах 20
Осуществляют счёт в пределах
20, присчитывая, отсчитывая по
1, по 2, 4, 5, 10
Решают примеры на сложение и
вычитание в пределах 20, используя умение получать следующее число, предыдущее
число
Называют, записывают числа в Называют, записывают числа в
пределах 20 (возможно с помо- пределах 20
щью)
Знают состав чисел от 11 до 20
Используют таблицу состава
Решают примеры на сложение и
чисел от 11 до 20
вычитание в пределах 20, исРешают примеры на сложение и пользуя знания состава чисел
вычитание в пределах 20, исвторого десятка из десятков и
пользуя таблицу состава чисел
единиц
второго десятка из десятков и
Строят прямую линию через
единиц
одну, две точки с помощью лиСтроят прямую линию с помонейки
щью линейки
Осуществляют счёт в пределах Осуществляют счёт в пределах
пределах 20
Луч
вать числа в пределах 20, умение пользоваться знаками
сравнения
Построение луча с помощью
линейки
Закрепление знаний о единицах измерения стоимости
20, присчитывая по 1, по 2
Сравнивают числа в пределах
20 (возможно с помощью).
Строят луч с помощью линейки
6
Числа, полученные при измерении величин
Стоимость предметов
1
Различают единицы измерения
стоимости: рубль, копейка
Различают стоимость предметов (возможно с помощью)
7
Числа, полученные при измерении длины
Линии
1
Закрепление знаний о единицах измерения длины
Закрепление умения различать
отрезки, лучи, прямые линии;
измерять длину отрезка
Читают и записывают числа,
полученные при измерении
длины двумя мерами (с помощью учителя)
Соотносят длину предметов с
моделью 1 дм: больше, чем 1
дм; меньше, чем 1 дм; такой же
длины (с помощью учителя)
Различают отрезки, лучи, прямые линии
Измеряют длину отрезка, записывают числа, полученные при
измерении одной мерой
8
Числа, полученные при измерении массы
Угол.
Построение угла
1
Закрепление знаний о единицах измерения массы
Построение угла с помощью
двух лучей
Различают единицы измерения
массы: килограмм, умеют записать кратко
Различают массу предметов
Чертят угол с помощью 2 лучей
20, присчитывая, отсчитывая по
1, по 2, 4, 5, 10
Сравнивают числа в пределах
20
Строят луч с помощью линейки
Различают, используют в речи
слова, обозначающие единицы
измерения стоимости: рубль,
копейка
Различают стоимость предметов
Читают и записывают числа,
полученные при измерении
длины двумя мерами
Соотносят длину предметов с
моделью 1 дм: больше (длиннее), чем 1 дм; меньше (короче), чем 1 дм; такой же длины
Различают, используют в речи
названия геометрических фигур: отрезки, лучи, прямые линии
Измеряют длину отрезка, записывают числа, полученные при
измерении двумя мерами
Различают, используют в речи
слова, обозначающие единицы
измерения массы: килограмм,
умеют записать кратко
Различают, сравнивают массу
предметов
Чертят угол с помощью 2 лучей
15
9
Числа, полученные при измерении времени
1
10
Контрольная работа по теме «Второй десяток Нумерация (повторение)»
1
11
Работа над ошибками
Пересечение линий
1
Закрепление знаний о единицах измерения времени
Определение времени по часам с точностью до одного часа
Различают единицы измерения
(меры) времени 1 час
Определяют время по часам с
точностью до 1 часа
Различают, используют в речи
слова, обозначающие единицы
измерения (меры) времени 1
час
Определяют время по часам с
точностью до 1 часа и получаса
Самостоятельное выполнение Записывают числа в пределах
Записывают числа в пределах
заданий: записывать числовой 20, сравнивают их, решают при- 20, сравнивают их, решают приряд в пределах 20, следующее меры на сложение и вычитание меры на сложение и вычитание
число, предыдущее число,
в пределах 20 (с помощью)
в пределах 20
сравнивать, прибавлять, вычи- Решают простые арифметичеРешают простые арифметичетать числа в пределах 20
ские задачи на нахождение сум- ские задачи на нахождение суммы
мы
Формирование умения анали- Решают примеры на сложение и Решают примеры на сложение и
зировать, исправлять ошибки
вычитание в пределах 20 (с по- вычитание в пределах 20
Закрепление умения различать мощью)
Различают, чертят, используют
пересекающиеся и непересеРазличают, чертят линии: пере- в речи названия: пересекающикающиеся линии
секающиеся и непересекающи- еся и непересекающиеся линии
Закрепление умения работать еся
Решают простые арифметичес линейкой и простым каран- Решают простые арифметические задачи на нахождение
дашом, выполнять геометриские задачи на нахождение
остатка
ческие построения
остатка
Сложение и вычитание чисел второго десятка – 28 часов
12
Сложение и вычитание в пределах
20
1
13
Составные арифметические задачи
в два действия
1
Закрепление умения выполРешают примеры на сложение и
нять сложение и вычитание
вычитание в пределах 20 (с почисел в пределах 20 без перемощью)
хода через десяток, решать
примеры вида 15+2, 16-2
Формирование умения состав- Составляют и выполняют решелять составную арифметичение составной арифметической
скую задачу из двух простых
задачи в два действия (с помо-
Решают примеры на сложение и
вычитание в пределах 20
Составляют и выполняют решение составной арифметической
задачи в два действия
16
14
Вычитание в пределах 20
Составные арифметические задачи
в два действия
1
15
Сложение в пределах 20
Составные арифметические задачи
в два действия
1
16
Вычитание и прибавление 0 (нуля)
1
1719
Сложение и вычитание чисел без
перехода через
3
арифметических задач: на на- щью учителя)
хождение суммы, остатка
Формирование умения записывать краткую запись, решение в два действия, ответ составной задачи
Закрепление умения выполРешают примеры вычитание в Решают примеры на вычитание
нять вычитание чисел в препределах 20 (с помощью)
в пределах 20
делах 20 без перехода через
Составляют и выполняют реше- Составляют и выполняют решедесяток
ние составной арифметической ние составной арифметической
Формирование умения состав- задачи в два действия (с помо- задачи в два действия
лять составную арифметичещью учителя)
скую задачу из двух простых
арифметических задач: на нахождение суммы, остатка
Закрепление умения выполРешают примеры на сложение и Решают примеры на сложение и
нять сложение чисел в предевычитание в пределах 20 (с по- вычитание в пределах 20
лах 20 (получение 20) без
мощью счётного материала).
Составляют и выполняют решеперехода через десяток
Составляют и выполняют реше- ние составной арифметической
Формирование умения состав- ние составной арифметической задачи в два действия
лять и решать составную
задачи в два действия (с помоарифметическую задачу из
щью учителя)
двух простых арифметических
задач: на нахождение суммы,
остатка
Закрепление умения вычитать Прибавляют, вычитают 0
Прибавляют, вычитают 0
и прибавлять 0
Решают примеры на сложение и Решают примеры на сложение и
вычитание в пределах 20 (с по- вычитание в пределах 20
мощью)
Закрепление умения выполРешают примеры на сложение и Решают примеры на сложение и
нять сложение и вычитание
вычитание в пределах 20 (с по- вычитание в пределах 20
чисел в пределах 20 без перемощью)
Различают, чертят, используют
17
десяток (все случаи).
Точка пересечения линий
2023
Сложение с переходом через десяток
Составные арифметические задачи
в два действия
4
хода через десяток
Формирование умения работать с линейкой и простым
карандашом
Формирование умения выполнять геометрические построения (находить точку пересечения при построении линий)
Формирование знаний о составе однозначных чисел из двух
слагаемых
Формирование умения складывать однозначные числа с
однозначным числом с переходом через десяток с подробной записью решения путём
разложения второго слагаемого на два числа
Формирование умения составлять и решать составную
арифметическую задачу из
двух простых арифметических
задач: на увеличение числа на
несколько единиц, нахождение суммы или остатка
Различают, чертят линии: пере- в речи названия: пересекающисекающиеся и непересекающи- еся и непересекающиеся линии
еся
Находят точку пересечения
Находят точку пересечения (с
помощью учителя)
Выполняют сложение однозначных чисел в пределах 20 без
перехода через десяток, с переходом через десяток (с подробной записью решения)
Составляют и выполняют решение составной арифметической
задачи в два действия (с помощью учителя)
Выполняют сложение однозначных чисел в пределах 20
без перехода через десяток, с
переходом через десяток
Составляют и выполняют решение составной арифметической
задачи в два действия
18
2426
Таблица сложения
однозначных чисел с переходом
через десяток
Углы
3
27
Вычитание чисел
2, 3, 4, 5
Составные арифметические задачи
в два действия
1
Закрепление знаний о составе
двузначных чисел из двух однозначных чисел
Формирование знания таблицы сложения на основе состава двузначных чисел из двух
однозначных чисел с переходом через десяток
Закрепление знаний об элементах угла, виды углов
Формирование умения узнавать, называть, чертить углы
(прямой, тупой, острый) на
нелинованной бумаге.
Формирование умения
строить угол, равный данному
углу
Закрепление знаний о составе
чисел 5, 4, 3, 2
Закрепление знания названия
компонентов и результатов
вычитания
Формирование умения вычитать из двузначного числа однозначные числа 5, 4, 3,2
Формирование умения составлять и решать составную
арифметическую задачу из
двух простых арифметических
задач: на уменьшение числа на
несколько единиц, нахождение суммы или остатка
Складывают однозначные числа
с переходом через десяток, используя таблицу сложения на
основе состава двузначных чисел из двух однозначных чисел с
переходом через десяток
Различают элементы угла
Различают углы по виду (прямой, тупой, острый) с последующей проверкой с помощью
чертёжного угольника
Строят прямой угол с помощью
чертёжного угольника на нелинованной бумаге (с помощью
учителя)
Складывают однозначные числа с переходом через десяток,
используя знание таблицы сложения на основе состава двузначных чисел из двух однозначных чисел с переходом через десяток
Различают элементы угла
Различают и используют в речи
названия углов по виду (прямой, тупой, острый) с последующей проверкой с помощью
чертёжного угольника
Строят прямой угол с помощью
чертёжного угольника на нелинованной бумаге
Используют таблицу сложения
на основе состава двузначных
чисел (11-18) из двух однозначных чисел с переходом через
десяток при выполнении вычитания однозначного числа из
двузначного (с помощью учителя)
Составляют и выполняют решение составной арифметической
задачи в два действия (с помощью учителя)
Знают таблицу сложения на
основе состава двузначных чисел (11-18) из двух однозначных чисел с переходом через
десяток Умеют использовать её
при выполнении вычитания однозначного числа из двузначного
Составляют и выполняют решение составной арифметической
задачи в два действия
19
28
Вычитание чисел
6, 7
Четырёхугольники
Квадрат
1
29
Вычитание числа
8
Составные арифметические задачи
в два действия
1
Закрепление знаний о составе
чисел 6, 7
Закрепление знания названия
компонентов и результатов
вычитания
Формирование умения вычитать из двузначного числа однозначные числа 6, 7
Повторение знаний о четырёхугольниках
Закрепление умения строить
квадрат по заданным точкам
(вершинам) на бумаге в клетку
Закрепление знаний о составе
числа 8
Закрепление знания названия
компонентов и результатов
вычитания
Формирование умения вычитать из двузначного число однозначное число 8
Формирование умения составлять и решать составную
арифметическую задачу из
двух простых арифметических
задач: на уменьшение (увеличение) числа на несколько
единиц, нахождение суммы
или остатка
Используют таблицу сложения
на основе состава двузначных
чисел (11-18) из двух однозначных чисел с переходом через
десяток при выполнении вычитания однозначного числа из
двузначного (с помощью учителя)
Различают элементы квадрата.
Строят квадрат, по заданным
точкам (вершинам) на бумаге в
клетку (с помощью учителя)
Используют таблицу сложения
на основе состава двузначных
чисел (11-18) из двух однозначных чисел с переходом через
десяток при выполнении вычитания однозначного числа из
двузначного (с помощью учителя)
Составляют и выполняют решение составной арифметической
задачи в два действия (с помощью учителя)
Знают таблицу сложения на
основе состава двузначных чисел (11-18) из двух однозначных чисел с переходом через
десяток
Умеют использовать её при выполнении вычитания однозначного числа из двузначного
Различают, используют в речи
названия элементов квадрата.
Строят квадрат, по заданным
точкам (вершинам) на бумаге в
клетку
Знают таблицу сложения на
основе состава двузначных чисел (11-18) из двух однозначных чисел с переходом через
десяток
Умеют использовать её при выполнении вычитания однозначного числа из двузначного
Составляют и выполняют решение составной арифметической
задачи в два действия
20
30
Вычитание числа
9
Четырёхугольники
Прямоугольник
1
3132
Вычитание однозначных чисел с
переходом через
десяток
2
33
Сложение и вычитание с переходом
через десяток (все
случаи)
1
Закрепление знаний о составе
числа 9
Закрепление знания названия
компонентов и результатов
вычитания
Формирование умения вычитать из двузначного числа однозначное число 9
Повторение знаний о четырёхугольниках
Закрепление умения строить
прямоугольник по заданным
точкам (вершинам) на бумаге
в клетку
Закрепление знаний о составе
чисел 2-9
Закрепление знания названия
компонентов и результатов
вычитания
Формирование умения вычитать из двузначного числа однозначные числа 2-9
Используют таблицу сложения
на основе состава двузначных
чисел (11-18) из двух однозначных чисел с переходом через
десяток при выполнении вычитания однозначного числа из
двузначного (с помощью учителя)
Различают элементы прямоугольника
Строят прямоугольник по заданным точкам (вершинам) на
бумаге в клетку (с помощью
учителя)
Используют таблицу сложения
на основе состава двузначных
чисел (11-18) из двух однозначных чисел с переходом через
десяток при выполнении вычитания однозначного числа из
двузначного (с помощью учителя)
Различают названия компонентов и результатов вычитания
Формирование умения использовать таблицы сложения
на основе состава двузначных
чисел (11-18) из двух однозначных чисел при выполнении вычитания однозначного
числа из двузначного с пере-
Используют таблицу сложения
на основе состава двузначных
чисел (11-18) из двух однозначных чисел с переходом через
десяток при выполнении вычитания однозначного числа из
двузначного (с помощью учи-
Знают таблицу сложения на
основе состава двузначных чисел (11-18) из двух однозначных чисел с переходом через
десяток
Умеют использовать её при выполнении вычитания однозначного числа из двузначного
Различают, используют в речи
названия элементов прямоугольника
Строят прямоугольник, по заданным точкам (вершинам) на
бумаге в клетку
Знают таблицу сложения на
основе состава двузначных чисел (11-18) из двух однозначных чисел с переходом через
десяток
Умеют использовать её при выполнении вычитания однозначного числа из двузначного
Различают, используют в речи
названия компонентов и результатов вычитания
Знают таблицу сложения на
основе состава двузначных чисел (11-18) из двух однозначных чисел с переходом через
десяток. Умеют использовать её
при выполнении вычитания однозначного числа из двузначно21
34
Контрольная работа по теме
«Сложение и вычитание с переходом через десяток»
1
35
Работа над ошибками
Сложение и вычитание с переходом
через десяток (все
случаи)
Составные арифметические задачи
в два действия
1
ходом через десяток
Самостоятельное выполнение
сложения и вычитания чисел с
переходом через десяток
теля)
Используют таблицу сложения
на основе состава двузначных
чисел (11-18) из двух однозначных чисел с переходом через
десяток при выполнении вычитания однозначного числа из
двузначного (с помощью учителя)
Формирование умения исправ- Используют таблицу сложения
лять ошибки
на основе состава двузначных
Закрепление умения составчисел (11-18) из двух однозначлять и решать примеры на сло- ных чисел с переходом через
жение и вычитание с переходесяток при выполнении вычидом через десяток на основе
тания однозначного числа из
переместительного свойства
двузначного (с помощью учисложения и знания взаимосвя- теля)
зи сложения и вычитания
Составляют и выполняют решеФормирование умения состав- ние составной арифметической
лять и решать составную
задачи в два действия (с помоарифметическую задачу из
щью учителя)
двух простых арифметических
задач: на уменьшение (увеличение) числа на несколько
единиц, нахождение суммы
или остатка
го
Знают таблицу сложения на
основе состава двузначных чисел (11-18) из двух однозначных чисел с переходом через
десяток. Умеют использовать её
при выполнении вычитания однозначного числа из двузначного
Знают таблицу сложения на
основе состава двузначных чисел (11-18) из двух однозначных чисел с переходом через
десяток
Умеют использовать её при выполнении вычитания однозначного числа из двузначного
Составляют и выполняют решение составной арифметической
задачи в два действия
22
36
Скобки
Порядок действий
в примерах со
скобками
1
Знакомство со скобками
Формирование знаний о порядке действий в примерах со
скобками
37
Составные арифметические задачи
в два действия
1
38
Меры времени –
год, месяц
1
39
Составные арифметические задачи
в два действия
Треугольники
1
Формирование умения решать
составную арифметическую
задачу из двух простых арифметических задач: на уменьшение (увеличение) числа на
несколько единиц, нахождение суммы или остатка
Формирование умения записывать краткую запись, решение в два действия, ответ составной задачи
Формирование знаний о мерах
времени (год, месяц), соотношении изученных мер времени
Формирование знаний о порядке месяцев в году
Формирование умения пользоваться календарями
Решение составной арифметической задачи из двух простых
арифметических задач: на
уменьшение (увеличение) числа на несколько единиц, нахождение суммы или остатка
Краткая запись составной задачи
Выполняют действия в числовых выражениях (примерах) в
два арифметических действия
со скобками (с помощью учителя)
Выполняют решение составной
арифметической задачи в два
действия (с помощью учителя)
Выполняют действия в числовых выражениях (примерах) в
два арифметических действия
со скобками
Различают единицы измерения
времени, их соотношение
Называют месяцы года, определяют их последовательность и
количество суток в каждом месяце с помощью календаря (с
помощью учителя)
Различают единицы измерения
времени, их соотношение
Называют месяцы года, определяют их последовательность и
количество суток в каждом месяце с помощью календаря
Выполняют решение составной
арифметической задачи в два
действия (с помощью учителя)
Различают элементы треугольника
Строят треугольник по заданным точкам (вершинам) на бумаге в клетку (с помощью учи-
Выполняют решение составной
арифметической задачи в два
действия
Различают, называют элементы
треугольника
Строят треугольник по заданным точкам (вершинам) на бумаге в клетку
Выполняют решение составной
арифметической задачи в два
действия
23
Запись решения составной задачи в два арифметических
действия
Запись ответа задачи
Повторение знаний о треугольниках
Закрепление умения строить
треугольник по заданным точкам (вершинам) на бумаге в
клетку
40
Понятие об умножении как сложении
одинаковых слагаемых
Знак умножения
1
41
Умножения с помощью сложения
1
теля)
Умножение и деление чисел второго десятка – 34 часа
Знакомство с умножением как
сложением одинаковых чисел
(слагаемых)
Формирование умения составлять числовое выражение
(2х3) на основе соотнесения с
предметно-практической деятельностью и взаимосвязи
сложения и умножения
Запись и чтение действия
умножения
Формирование умения заменять умножение сложением
одинаковых чисел (слагаемых)
Формирование знаний о смысле арифметического действия
умножения
Формирование умения записывать и читать действие
умножения
Различают арифметическое
действие умножение, различают знак умножения
Составляют и читают числовое
выражение (2х3) на основе соотнесения с практической деятельностью (с помощью учителя)
Различают, используют в речи
название арифметического действия умножения, знак умножения
Составляют и читают числовое
выражение (2х3) на основе соотнесения с практической деятельностью
Понимают смысл действия
умножения
Выполняют умножение в практическом плане при оперировании предметными совокупностями (с помощью учителя)
Понимают смысл действия
умножения
Выполняют умножение в практическом плане при оперировании предметными совокупностями
24
42
Умножения с помощью сложения
1
43
Название компонентов и результата
умножения
1
4445
Таблица умножения
числа 2
2
Формирование умения записывать и читать действие
умножения
Формирование умения заменять умножение сложением
одинаковых чисел (слагаемых)
Запись и чтение действия
умножения
Формирование
знаний
о
компонентах и результатах
при умножении
Формирование умения решать
простые арифметические задачи на нахождение произведения, выполнять решение задачи на основе действий с
предметными совокупностями, иллюстрирования содержания задачи
Составление таблицы умножения числа 2 на основе предметно-практической деятельности
и взаимосвязи сложения и
умножения
Формирование умения выполнять табличные случаи умножения числа 2 с проверкой
правильности вычислений по
таблице
Составляют выражение умножения с помощью приема сложения
Выполняют умножение в практическом плане при оперировании предметными совокупностями (с помощью учителя)
Понимают смысл действия
умножения
Выполняют умножение в практическом плане при оперировании предметными совокупностями
Называют компоненты и результаты умножения (с помощью учителя)
Решают простые арифметические задачи на нахождение
произведения (с помощью учителя)
Называют компоненты и результаты умножения
Решают простые арифметические задачи на нахождение
произведения
Пользуются таблицей умноже- Пользуются таблицей умножения числа 2 (с помощью учите- ния числа 2
ля)
25
4647
Деление на равные
части
2
4849
Деление на 3, 4 равные части
2
5051
Деление на 2
Многоугольники
2
Знакомство с делением на равные части
Формирование умения выполнять практические упражнения по делению предметных
совокупностей на 2 равные
части
Формирование
знаний
о
компонентах и результатах
при делении
Формирование умения выполнять практические упражнения по делению предметных
совокупностей на 3, 4 равные
части
Формирование умения составлять простые арифметические
задачи на нахождение частного, раскрывающих смысл
арифметического
действия
деления (на равные части), выполняя решение задачи на
основе действий с предметными совокупностями
Составление таблицы деления
на 2 на основе предметнопрактической деятельности по
делению предметных совокупностей на 2 равные части
Формирование умения выполнять табличные случаи деления чисел на 2 с проверкой
Называют компоненты и результаты арифметического действия деления, знак деления
Составляют и читают числовое
выражение (6:2) на основе соотнесения с практической деятельностью (с помощью учителя)
Называют компоненты и результаты арифметического действия деления, знак деления
Составляют и читают числовое
выражение (6:2) на основе соотнесения с практической деятельностью
Называют компоненты и результаты арифметического действия деления (с помощью учителя)
Решают простые арифметические задачи на нахождение
частного (с помощью учителя)
Называют компоненты и результаты арифметического действия деления
Решают простые арифметические задачи на нахождение
частного
Используют таблицу умножения при выполнении деления на
2
Решают простые арифметические задачи на нахождение
частного (с помощью учителя)
Различают многоугольник, его
элементы
Используют таблицу умножения числа 2, при выполнении
деления на основе понимания
взаимосвязи умножения и деления
Решают простые арифметические задачи на нахождение
частного
26
5355
Умножение числа 3
3
5658
Таблица деления на
3
3
правильности вычислений по
таблице деления на 2
Формирование умения составлять и решать простые арифметические задачи на нахождение частного, раскрывающих смысл арифметического
действия деления (на равные
части)
Формирование знаний о
многоугольниках, их элементах
Формирование умения выявлять связи названия каждого
многоугольника с количеством углов у него
Составление таблицы умножения числа 3 (в пределах 20) на
основе предметно-практической деятельности и взаимосвязи сложения и умножения
Формирование умения выполнять табличные случаи умножения числа 3 с проверкой
правильности вычислений по
таблице умножения числа 3
Формирование умения умножать числа, полученные при
измерении величин
Составление таблицы деления
на 3 (в пределах 20) на основе
предметно-практической де-
Выявляют связь названия каждого многоугольника с количеством углов у него (с помощью
учителя)
Различают, используют в речи
слова: многоугольник, стороны,
вершины
Выявляют связь названия каждого многоугольника с количеством углов у него
Пользуются таблицей умножения числа 3 (с помощью учителя)
Пользуются таблицей умножения числа 3
Используют таблицу умножения при выполнении деления на
3
Используют таблицу умножения при выполнении деления на
3 на основе понимания взаимо27
5960
Умножение числа 4
2
6162
Таблица деления на
4
2
6364
Таблицы умножения
чисел 5 и 6
2
ятельности по делению предметных совокупностей на 3
равные части
Формирование умения выполнять табличные случаи деления чисел на 3 с проверкой
правильности вычислений по
таблице деления на 3
Составление таблицы умножения числа 4 (в пределах 20) на
основе предметно-практической деятельности и взаимосвязи сложения и умножения
Формирование умения выполнять табличные случаи умножения числа 4 с проверкой
правильности вычислений по
таблице умножения числа
Составление таблицы деления
на 4 (в пределах 20) на основе
предметно-практической деятельности по делению предметных совокупностей на 4
равные части
Формирование умения выполнять табличные случаи деления чисел на 4 с проверкой
правильности вычислений по
таблице деления на 4
Составление таблицы умножения чисел 5, 6 (в пределах 20)
на основе предметно-практи-
Решают простые арифметические задачи на нахождение
частного (с помощью учителя)
связи умножения и деления
Решают простые арифметические задачи на нахождение
частного
Пользуются таблицей умножения числа 4 (с помощью учителя)
Решают простые арифметические задачи на нахождение
произведения (с помощью учителя)
Пользуются таблицей умножения числа 4
Решают простые арифметические задачи на нахождение
произведения
Используют таблицу умножения при выполнении деления на
4
Решают простые арифметические задачи на нахождение
частного (с помощью учителя)
Используют таблицу умножения при выполнении деления на
4 на основе понимания взаимосвязи умножения и деления
Решают простые арифметические задачи на нахождение
частного
Пользуются таблицей умножения чисел 5, 6 (с помощью учителя)
Пользуются таблицей умножения чисел 5, 6
Решают простые арифметиче28
65
Таблицы деления
чисел 5 и 6
1
6667
Таблицы умножения
чисел 2, 3, 4, 5, 6 и
деления на числа 2,
3, 4, 5, 6
2
68
Последовательность
месяцев в году
1
ческой деятельности и взаимосвязи сложения и умножения
Формирование умения выполнять табличные случаи умножения чисел 5, 6 с проверкой
правильности вычислений по
таблице умножения чисел 5, 6
Составление таблицы деления
на 5, 6 (в пределах 20) на
основе предметно-практической деятельности по делению
предметных совокупностей на
5, 6 равных частей
Формирование умения выполнять табличные случаи деления чисел на 5, 6 с проверкой
правильности вычислений по
таблице деления на 5, 6
Формирование умения выполнять табличные случаи умножения и деления чисел на 2, 3,
4, 5, 6 с проверкой правильности вычислений по таблице
умножения и деления на 2, 3,
4, 5, 6
Решают простые арифметические задачи на нахождение
произведения (с помощью учителя)
ские задачи на нахождение
произведения
Используют таблицу умножения при выполнении деления на
5, 6
Решают простые арифметические задачи на нахождение
частного (с помощью учителя)
Используют таблицу умножения при выполнении деления на
5, 6 на основе понимания взаимосвязи умножения и деления
Решают простые арифметические задачи на нахождение
частного
Пользуются таблицей умножения чисел 2, 3, 4, 5, 6 и используют при делении на числа 2, 3,
4, 5, 6
Решают простые арифметические задачи на нахождение
произведения, частного (с помощью учителя)
Формирование знаний о мерах Различают единицы измерения
времени, соотношения изучен- времени, их соотношение
ных мер времени
Называют месяцы года, опредеФормирование знаний о поляют их последовательность и
рядке месяцев в году, номерах количество суток в каждом мемесяцев от начала года
сяце с помощью календаря (с
Пользуются таблицей умножения чисел 2, 3, 4, 5, 6 и используют при делении на числа 2, 3,
4, 5, 6 на основе понимания взаимосвязи умножения и деления
Решают простые арифметические задачи на нахождение
произведения, частного
Различают, называют единицы
измерения времени, их соотношение
Называют месяцы года, определяют их последовательность и
количество суток в каждом ме29
6970
Табличные случаи
умножения и деления чисел 2, 3, 4, 5, 6
Решение простых
задач
2
71
Контрольная работа
по теме «Умножение
и деление чисел второго десятка»
1
72
Работа над ошибками
1
Формирование умения выполнять табличные случаи умножения и деления чисел на 2, 3,
4, 5, 6 с проверкой правильности вычислений по таблице
умножения и деления на 2, 3,
4, 5, 6
Решение примеров
Формирование умения решать
простых арифметических задач (нахождение произведения, нахождение частного):
краткая запись, решение задачи с вопросами, ответ задачи
Самостоятельное выполнение
заданий на знание табличных
случаев умножения и деления
чисел на 2, 3, 4, 5, 6 с проверкой правильности вычислений по таблице умножения
и деления на 2, 3, 4, 5, 6, решение простых арифметические
задачи на нахождение произведения, частного
Формирование умения исправлять ошибки
Формирование умения практически использовать переместительное свойство умножения
Формирование умения решать
помощью учителя)
Пользуются таблицей умножения чисел 2, 3, 4, 5, 6 и используют при делении на числа 2, 3,
4, 5, 6
Решают простые арифметические задачи (нахождение произведения, нахождение частного)
(с помощью учителя)
сяце с помощью календаря
Пользуются таблицей умножения чисел 2, 3, 4, 5, 6 и используют при делении на числа 2, 3,
4, 5, 6 на основе понимания взаимосвязи умножения и деления
Решают составные арифметические задачи в два действия
(нахождение произведения, нахождение суммы или остатка)
Пользуются таблицей умножения чисел 2, 3, 4, 5, 6 и используют при делении на числа 2, 3,
4, 5, 6
Решают простые арифметические задачи на нахождение
произведения, частного
Пользуются таблицей умножения чисел 2, 3, 4, 5, 6 и используют при делении на числа 2, 3,
4, 5, 6 на основе понимания взаимосвязи умножения и деления
Решают простые арифметические задачи на нахождение
произведения, частного
Пользуются таблицей умножения чисел 2, 3, 4, 5, 6 и используют при делении на числа 2, 3,
4, 5, 6
Решают составные арифметические задачи на нахождение
произведения, частного (с по-
Пользуются таблицей умножения чисел 2, 3, 4, 5, 6 и используют при делении на числа 2, 3,
4, 5, 6 на основе понимания взаимосвязи умножения и деления
Решают составные арифметические задачи на нахождение
30
73
Шар, круг, окружность
Построение окружности
1
составные арифметические
задачи в два действия на нахождение произведения, частного: краткая запись, решение
задачи с вопросами, ответ задачи
Формирование знаний об
окружности: распознавание,
называние
Формирование умения дифференцировать шар, круг, окружность
Формирование умения соотносить формы предметов (обруч, кольцо) с окружностью
(похожа на окружность)
Знакомство с циркулем
Формирование умения
строить окружность с помощью циркуля
мощью учителя)
произведения, частного
Различают шар, круг, окружность
Строят окружность с помощью
циркуля (с помощью учителя)
Различают, используют в речи
слова: шар, круг, окружность
Строят окружность с помощью
циркуля
Сотня. Нумерация – 15 часов
74
Нумерация
Получение круглых десятков
1
Формирование умения образовывать круглые десятки в пределах 100, записывать и называть их
Формирование умения присчитывать, отсчитывать по 10 в
пределах 100
Формирование умения сравнивать и упорядочивать круглые десятки
Образовывают круглые десятки, записывают и называют их
Осуществляют счёт в пределах
100, присчитывая по 10
Образовывают круглые десятки, записывают и называют их
Осуществляют счёт в пределах
100, присчитывая, отсчитывая
по 10
31
75
Письменная нумерация в пределах
100
Круглые десятки
Составные арифметические задачи
в два действия
1
76
Меры стоимости
1
7778
Числа от 21 - 100
2
Формирование умения складывать, вычитать круглые десятки (30 + 10; 40 – 10)
Формирование знаний о разрядном составе чисел
Формирование умения представлять и записывать числа в
виде круглых десятков
Формирование умения заменять десятки на единицы; единицы на десятки
Формирование умения решать
составные арифметические
задачи в два действия (нахождение произведения, частного)
Формирование знаний о соотношении: 1 р. = 100 к.
Формирование умения присчитывать, отсчитывать по 10
р. (10 к.) в пределах 100 р.
(100 к.).
Знакомство с монетой 50 к.
Формирование умения разменивать монеты достоинством
50 к., 1 р. монетами по 10 к.,
разменивать монеты более
мелкого достоинства (10 к.)
монетой более крупного достоинства
Формирование умения получать двузначные числа в пре-
Записывают числа в виде круглых десятков
Заменяют десятки на единицы,
единицы на десятки (с помощью учителя)
Решают составные арифметические задачи на нахождение
произведения, частного (с помощью учителя)
Записывают числа в виде круглых десятков
Заменяют десятки на единицы,
единицы на десятки
Решают составные арифметические задачи на нахождение
произведения, частного
Знают соотношение: 1 р. = 100
к.
Присчитывают, отсчитывают по
10 р. (10 к.) в пределах 100 р.
(100 к.)
Разменивают монеты достоинством 50 к., 1 р. монетами по
10 к., разменивать монеты более мелкого достоинства (10 к.)
монетой более крупного достоинства (с помощью учителя)
Знают соотношение: 1 р. = 100
к.
Присчитывают, отсчитывают по
10 р. (10 к.) в пределах 100 р.
(100 к.)
Разменивают монеты достоинством 50 к., 1 р. монетами по
10 к., разменивать монеты более мелкого достоинства (10 к.)
монетой более крупного достоинства
Получают двузначные числа в
пределах 100 из десятков и еди-
Получают двузначные числа в
пределах 100 из десятков и еди32
7981
Сложение вида
50+3, 47=40+7
3
делах 100 из десятков и единиц, читать и записывать числа в пределах 100
Формирование умения откладывать (моделировать) числа в
пределах 100 с использованием счётного материала, на
основе знания их десятичного
состава
Формирование знаний о числовом ряде в пределах 100
Формирование умения присчитывать, отсчитывать по 1 в
пределах 100, умения получать следующее и предыдущее
число
Формирование умения решать
простые и составные задачи с
числами в пределах 100
Формирование умения находить значения числового выражения (решение примеров)
в два арифметических действия на последовательное
присчитывание, отсчитывание
по 1
Решение примеров на сложение вида 50+3, 47=40+7
Формирование умения складывать числа в пределах 100
на основе десятичного состава
чисел
ниц, читают и записывают числа в пределах 100
Считают в пределах 100 в прямом порядке
Осуществляют счет в пределах
100, присчитывая по 1, 10 (с помощью учителя)
ниц, читают и записывают числа в пределах 100
Считают в пределах 100 в прямом и обратном порядке; о месте каждого числа в числовом
ряду в пределах 100
Осуществляют счет в пределах
100, присчитывая по 1, 10
Выполняют сложение чисел в
пределах 100 (полученных при
счете и при измерении величин
одной мерой) без перехода через разряд на основе приемов
устных вычислений (с помощью учителя)
Выполняют сложение чисел в
пределах 100 (полученных при
счете и при измерении величин
одной мерой) без перехода через разряд на основе приемов
устных вычислений
33
8283
Понятие разряда
Разрядная таблица
Сравнение чисел
соседних разрядов
2
8485
Вычитание вида
25-20, 25-5
2
Формирование знаний о разрядах: единицы, десятки, сотни
Формирование умения представлять числа в виде суммы
разрядных слагаемых
Формирование умения раскладывать двузначные числа на
десятки и единицы
Формирование умения сравнивать числа в пределах 100
(по месту в числовом ряду; по
количеству разрядов; по количеству десятков и единиц)
Формирование умения составлять и решать арифметические
задачи с числами в пределах
100 по предложенному сюжету, готовому решению, краткой записи
Формирование умения находить значения числового выражения (решение примеров)
в два арифметических действия на последовательное
присчитывание, отсчитывание
по 1
Решение примеров на вычитание вида 25-20, 25-5
Формирование умения вычитать числа в пределах 100 на
основе десятичного состава
Различают разряды: единицы,
десятки, сотни
Представляют числа в виде
суммы разрядных слагаемых
Считают в пределах 100 в прямом порядке
Осуществляют счет в пределах
100, присчитывая по 1, 10 (с помощью учителя)
Различают разряды: единицы,
десятки, сотни
Представляют числа в виде
суммы разрядных слагаемых
Считают в пределах 100 в прямом и обратном порядке; о месте каждого числа в числовом
ряду в пределах 100
Осуществляют счет в пределах
100, присчитывая по 1, 10
Выполняют вычитание чисел в
пределах 100 (полученных при
счете и при измерении величин
одной мерой) без перехода через разряд на основе приемов
устных вычислений (с помощью учителя)
Выполняют вычитание чисел в
пределах 100 (полученных при
счете и при измерении величин
одной мерой) без перехода через разряд на основе приемов
устных вычислений
34
86
Контрольная работа по теме «Сотня. Нумерация»
1
87
Меры длины –
метр
1
88
Меры времени
Год
Календарь
1
чисел
Формирование умения составлять и решать арифметические
задачи с числами в пределах
100 по предложенному сюжету, готовому решению, краткой записи
Самостоятельное выполнение
сложения и вычитания чисел в
пределах 100 (полученных при
счете и при измерении величин одной мерой) без перехода через разряд на основе
приемов устных вычислений
Выполняют сложение и вычитание чисел в пределах 100 (полученных при счете и при измерении величин одной мерой)
без перехода через разряд на
основе приемов устных вычислений, с помощью счётного материала
Формирование знаний о мере
Различают меры длины: метр,
измерения длины, соотношедециметр, сантиметр
ния изученных мер длины
Знают соотношение единиц изФормирование умения преоб- мерения: 1м = 100 см
разовывать и сравнивать чисСравнивают числа, полученные
ла, полученные при измерении при измерении величин одной
мерой (с помощью учителя)
Формирование знаний о мерах Различают единицы измерения
времени, соотношения изучен- времени, их соотношение
ных мер времени
Называют месяцы года, определяют их последовательность и
Формирование знаний о поколичество суток в каждом мерядке месяцев в году, номера
сяце с помощью календаря (с
месяцев от начала года
Формирование умения польпомощью учителя)
зоваться календарями
Формирование умения читать
показатели времени по часам
Выполняют сложение и вычитание чисел в пределах 100 (полученных при счете и при измерении величин одной мерой)
без перехода через разряд на
основе приемов устных вычислений
Различают меры длины: метр,
дециметр, сантиметр
Знают соотношение единиц измерения: 1м = 100 см
Сравнивают числа, полученные
при измерении величин одной
мерой
Различают единицы измерения
времени, их соотношение
Называют месяцы года, определяют их последовательность и
количество суток в каждом месяце с помощью календаря
35
Сотня. Сложение и вычитание чисел – 36 часов
8991
Сложение круглых десятков
3
9293
Сложение вида
34+2, 2+34
2
9495
Вычитание вида
25-2, 46-4
2
96-
Задачи (краткая
2
Формирование умения складывать и вычитать круглые
десятки (30 + 20; 50 – 20)
Формирование умения складывать и вычитать круглые
десятки, полученные при измерении стоимости
Формирование умения разменивать монеты достоинством
1 р. монетами по 50 к., монеты
более мелкого достоинства (50
к.) монетой более крупного
достоинства (1 р.)
Выполняют сложение и вычитание круглых десятков в пределах 100 (полученных при счете и при измерении величин одной мерой) без перехода через
разряд на основе приемов устных вычислений (с помощью
учителя)
Разменивают монеты достоинством 1 р. монетами по 50 к.,
монеты более мелкого достоинства (50 к.) монетой более
крупного достоинства (1 р.),
возможна помощь учителя
Формирование умения склаВыполняют сложение чисел в
дывать двузначные и однопределах 100 (полученных при
значные числа в пределах 100 счете и при измерении величин
без перехода через разряд при- одной мерой) без перехода чеемами устных вычислений, с
рез разряд на основе приемов
записью примеров в строчку
устных вычислений (с помо(34 + 2; 2 + 34)
щью учителя)
Формирование умения вычиВыполняют вычитание чисел в
тать двузначные и однозначпределах 100 (полученных при
ные числа в пределах 100 без
счете и при измерении величин
перехода через разряд приема- одной мерой) без перехода чеми устных вычислений, с зарез разряд на основе приемов
писью примеров в строчку
устных вычислений (с помоРешение примеров на вычита- щью учителя)
ние вида 25-2, 46-4
Формирование умения решать Решают простые арифметиче-
Выполняют сложение и вычитание чисел в пределах 100 (полученных при счете и при измерении величин одной мерой)
без перехода через разряд на
основе приемов устных вычислений
Разменивают монеты достоинством 1 р. монетами по 50 к.,
монеты более мелкого достоинства (50 к.) монетой более
крупного достоинства (1 р.)
Выполняют сложение чисел в
пределах 100 (полученных при
счете и при измерении величин
одной мерой) без перехода через разряд на основе приемов
устных вычислений
Выполняют вычитание чисел в
пределах 100 (полученных при
счете и при измерении величин
одной мерой) без перехода через разряд на основе приемов
устных вычислений
Решают простые арифметиче36
97
запись)
98
Порядок действий
выражений без
скобок
1
Центр, радиус
окружности круга
1
99
100- Сложение вида
задачи по краткой записи, изученных видов (простые и составные)
3
ские задачи
Решают составные арифметические задачи в два действия
(сложение, вычитание, умножение, деление) (с помощью учителя)
Формирование умения нахоВыполняют действия в числодить значения числового вывых выражениях (примерах) в
ражения (решение примеров)
два арифметических действия
со скобками и без скобок в два со скобками и без скобок (с поарифметических действия
мощью учителя)
Находят значение числового
(сложение, вычитание) в превыражения без скобок в два
делах 100
Формирование умения нахоарифметических действия в
дить значения числового выпределах 100 по инструкции о
ражения (решение примеров)
порядке действий
без скобок в два арифметических действия (сложение (вычитание) и умножение; сложение (вычитание) и деление) в
пределах 100 по инструкции о
порядке действий
Знакомство с центром, радиРазличают понятия: окружусом окружности и круга Фор- ность, круг, радиус
мирование умения строить
Строят окружности с данным
окружности с данным радиурадиусом, окружности с радисом
усами, равными по длине,
Формирование умения
разными по длине (с помощью
строить окружности с радиуучителя)
сами, равными по длине,
разными по длине
Формирование умения склаВыполняют сложение и вычи-
ские задачи
Решают составные арифметические задачи в два действия
(сложение, вычитание, умножение, деление)
Выполняют действия в числовых выражениях (примерах) в
два арифметических действия
со скобками и без скобок
Находят значение числового
выражения без скобок в два
арифметических действия в
пределах 100
Различают понятия: окружность, круг, радиус
Строят окружности с данным
радиусом, окружности с радиусами, равными по длине,
разными по длине
Выполняют сложение и вычи37
102
43+20, 20+43, 4320
103- Сложение вида
104 34+23
2
105- Вычитание вида
106 45-31, 35-25, 35-32
2
107
1
Задачи (краткая
запись)
дывать и вычитать двузначные
числа и круглые десятки в
пределах 100 приемами устных вычислений, с записью
примеров в строчку (43 + 20;
20 + 43; 43 – 20)
Формирование умения увеличивать, уменьшать числа на
несколько десятков в пределах
100, с записью выполненных
операций в виде числового
выражения (примера)
Формирование умения складывать двузначные числа в
пределах 100 без перехода через разряд приемами устных
вычислений, с записью примеров в строчку (34 + 23)
Формирование умения вычитать двузначные числа в пределах 100 без перехода через
разряд приемами устных вычислений, с записью примеров
в строчку
Решение примеров на вычитание вида 45-31, 35-25, 35-32
Формирование умения решать
задачи по краткой записи, изученных видов (простые и составные)
тание чисел в пределах 100 (полученных при счете и при измерении величин одной мерой)
без перехода через разряд на
основе приемов устных вычислений (с помощью учителя)
Увеличивают, уменьшают числа на несколько десятков в пределах 100
тание чисел в пределах 100 (полученных при счете и при измерении величин одной мерой)
без перехода через разряд на
основе приемов устных вычислений
Увеличивают, уменьшают числа на несколько десятков в пределах 100, с записью выполненных операций в виде числового
выражения (примера)
Выполняют сложение чисел в
пределах 100 (полученных при
счете и при измерении величин
одной мерой) без перехода через разряд на основе приемов
устных вычислений (с помощью учителя)
Выполняют вычитание чисел в
пределах 100 (полученных при
счете и при измерении величин
одной мерой) без перехода через разряд на основе приемов
устных вычислений (с помощью учителя)
Выполняют сложение чисел в
пределах 100 (полученных при
счете и при измерении величин
одной мерой) без перехода через разряд на основе приемов
устных вычислений
Решают простые арифметические задачи
Решают составные арифметические задачи в два действия
(сложение, вычитание, умноже-
Решают простые арифметические задачи
Решают составные арифметические задачи в два действия
(сложение, вычитание, умноже-
Выполняют вычитание чисел в
пределах 100 (полученных при
счете и при измерении величин
одной мерой) без перехода через разряд на основе приемов
устных вычислений
38
108
Контрольная работа по теме «Сотня. Сложение и
вычитание чисел»
1
109- Сложение и вычи110 тание двузначных
чисел
2
111
1
Числа, полученные при измерении двумя мерами
ние, деление) (с помощью учителя)
Самостоятельное выполнение Выполняют сложение и вычисложения и вычитания двутание двузначных чисел в презначных чисел в пределах 100 делах 100 без перехода через
без перехода через разряд при- разряд приемами устных вычисемами устных вычислений, с
лений, с записью примеров в
записью примеров в строчку
строчку, с помощью счётного
материала
Формирование умения склаВыполняют сложение и вычидывать и вычитать двузначные тание чисел в пределах 100 (почисла в пределах 100 без пере- лученных при счете и при измехода через разряд приемами
рении величин одной мерой)
устных вычислений, с записью без перехода через разряд на
примеров в строчку
основе приемов устных вычислений (с помощью учителя)
Формирование умения читать Читают и записывают числа,
и записывать числа, полученполученные при измерении стоные при измерении длины
имости, длины двумя мерами (с
двумя мерами (2 м 15 см), по- помощью учителя)
лученные при измерении сто- Измеряют длины предметов в
имости двумя мерами (15 р. 50 метрах и сантиметрах, с запик.)
сью результатов измерений в
Формирование умения измевиде числа с двумя мерами, возрять длины предметов в метможна помощь
рах и сантиметрах, с записью
результатов измерений в виде
числа с двумя мерами (1 м 20
см), моделировать числа, полученные при измерении стоимости двумя мерами, с помощью набора из монет досто-
ние, деление)
Выполняют сложение и вычитание двузначных чисел в пределах 100 без перехода через
разряд приемами устных вычислений, с записью примеров в
строчку
Выполняют сложение и вычитание чисел в пределах 100 (полученных при счете и при измерении величин одной мерой)
без перехода через разряд на
основе приемов устных вычислений
Читают и записывают числа,
полученные при измерении стоимости, длины двумя мерами
Измеряют длины предметов в
метрах и сантиметрах, с записью результатов измерений в
виде числа с двумя мерами
39
112- Сложение вида:
115 27 + 3, 96+4,
34+26, 68+32
4
116- Вычитание одно119 значного, двузначного числа из
круглых десятков
4
инством 10 р., 1 р., 2 р., 5 р.,
50 к., 10 к.
Формирование умения складывать двузначные числа с
однозначными в пределах 100,
получать в сумме круглых десятков и числа 100 приемами
устных вычислений, с записью
примеров в строчку
Решение примеров на сложение вида: 27 + 3, 96+4, 34+26,
68+32
Формирование умения вычитать однозначные, двузначные
числа из круглых десятков
приёмами устных вычислений,
с записью примеров в строчку
(50 – 4; 50 – 24)
Формирование умения вычитать однозначные, двузначные
числа из числа 100 приёмами
устных вычислений, с записью
примеров в строчку (100 – 4;
100 – 24)
Выполняют сложение чисел в
пределах 100 (полученных при
счете и при измерении величин
одной мерой) без перехода через разряд на основе приемов
устных вычислений (с помощью учителя)
Выполняют сложение чисел в
пределах 100 (полученных при
счете и при измерении величин
одной мерой) без перехода через разряд на основе приемов
устных вычислений
Выполняют вычитание чисел в
пределах 100 (полученных при
счете и при измерении величин
одной мерой) без перехода через разряд на основе приемов
устных вычислений (с помощью учителя)
Выполняют вычитание чисел в
пределах 100 (полученных при
счете и при измерении величин
одной мерой) без перехода через разряд на основе приемов
устных вычислений
40
120
Итоговая
контрольная работа
1
121- Простые арифме122 тические задачи
на нахождение
произведения,
частного
2
123- Меры времени 124 сутки, минута
2
Выполняют самостоятельно
решение примеров на сложение и вычитание
Выполняют самостоятельно
решение простых арифметические задачи на нахождение
произведения, частного (деление на равные части и по содержанию)
Формирование умения решать
простые арифметические задачи на нахождение произведения, частного (деление на
равные части и по содержанию)
Знакомство с мерой времени –
минутой. Формирование знаний о соотношении: 1 сут. =
24 ч., 1 ч = 60 мин.
Формирование умения читать
и записывать числа, полученные при измерении времени
двумя мерами (4 ч 15 мин)
Формирование умения определять время по часам с
точностью до 5 мин; называть
время двумя способами (прошло 3 ч 45 мин, без 15 мин 4
ч)
Выполняют сложение и вычитание чисел в пределах 100 с
помощью счётного материала
Решают простые арифметические задачи на нахождение
произведения, частного (деление на равные части и по содержанию) (с помощью учителя)
Выполняют сложение и вычитание чисел в пределах 100 Решают простые арифметические
задачи на нахождение произведения, частного (деление на
равные части и по содержанию)
Решают простые арифметические задачи на нахождение
произведения, частного (деление на равные части и по содержанию) (с помощью учителя)
Решают простые арифметические задачи на нахождение
произведения, частного (деление на равные части и по содержанию)
Различают единицы измерения
времени: минута, час, месяц,
год.
Знают соотношение единиц
времени
Знают и называют месяцы,
определяют их последовательность и количество суток в каждом месяце с помощью календаря (с помощью учителя)
Различают единицы измерения
времени: минута, час, месяц,
год. Знают соотношение единиц
времени
Знают и называют месяцы,
определяют их последовательность, номера месяцев от начала года и количество суток в
каждом месяце с помощью календаря
41
Умножение и деление чисел – 8 часов
125- Таблица умноже127 ния и деления на
2,3,4,5,6
3
128- Деление по содер130 жанию
3
131- Порядок действий
132 со скобками
2
Формирование знания табличного умножения чисел 2, 3, 4, 5, 6
(в пределах 20)
Формирование знания табличного деления чисел на 2, 3, 4, 5, 6
(на равные части, в пределах 20)
Формирование понимания взаимосвязи умножения и деления
Знакомство с делением по содержанию. Формирование умения
выполнять практические упражнения по делению предметных
совокупностей на 2, 3, 4, 5
Формирование умения различать
два вида деления (на равные части и по содержанию) на уровне
практических действий; различать способ записи и чтения каждого вида деления
Формирование умения решать
простые арифметические задачи
на нахождение частного, раскрывающие смысл арифметического
действия деления (по содержанию); выполнять решение задачи
на основе действий с предметными совокупностями
Формирование умения соблюдать порядок действий в числовых выражениях без скобок, со-
Пользуются таблицей умножения и деления чисел 2, 3,
4, 5, 6
Решают простые арифметические задачи на нахождение
произведения, частного (с
помощью учителя)
Знают таблицу умножения чисел 2, 3, 4, 5, 6, используют её
при выполнении деления на
основе понимания взаимосвязи
умножения и деления
Решают простые арифметические задачи на нахождение
произведения, частного
Понимают смысл действий
Понимают смысл действий
умножения и деления (на
умножения и деления (на равравные части и по содержаные части и по содержанию),
нию), выполняют их в праквыполняют их в практическом
тическом плане при опериплане при оперировании предровании предметными сово- метными совокупностями
купностями (с помощью учи- Решают простые арифметические задачи на нахождение
теля)
Решают простые арифметичастного, раскрывающие смысл
ческие задачи на нахождение арифметического действия дечастного, раскрывающие
ления (по содержанию); выполсмысл арифметического дей- нять решение задачи на основе
ствия деления (по содержадействий с предметными совонию); выполнять решение
купностями
задачи на основе действий с
предметными совокупностями (с помощью учителя)
Выполняют действия в числовых выражениях (примерах) в два арифметических
Выполняют действия в числовых выражениях (примерах) в
два арифметических действия
42
держащих умножение и деление
Формирование умения находить
значение числового выражения в
два арифметических действия
(сложение, вычитание, умножение, деление)
действия со скобками и без
скобок (с помощью учителя)
со скобками и без скобок
Повторение – 4 часа
133- Сложение и вычи134 тание чисел в пределах 100
2
Формирование умения складывать и вычитать двузначные числа в пределах 100 без перехода
через разряд приемами устных
вычислений, с записью примеров
в строчку
135- Умножение и де136 ление чисел в пределах 20
2
Закрепление знания табличного
умножения чисел 2, 3, 4, 5, 6 (в
пределах 20)
Закрепление знания табличного
деления чисел на 2, 3, 4, 5, 6 (на
равные части, в пределах 20)
Закрепление понимания взаимосвязи умножения и деления
Выполняют сложение и вычитание чисел в пределах
100 (полученных при счете и
при измерении величин одной мерой) без перехода через разряд на основе приемов
устных вычислений (с помощью учителя)
Пользуются таблицей умножения и деления чисел 2, 3,
4, 5, 6
Решают простые арифметические задачи на нахождение
произведения, частного (с
помощью учителя)
Понимают смысл действий
умножения и деления (на
равные части и по содержанию)
Выполняют сложение и вычитание чисел в пределах 100 (полученных при счете и при измерении величин одной мерой)
без перехода через разряд на
основе приемов устных вычислений
Знают таблицу умножения и
деления чисел 2, 3, 4, 5, 6
Решают простые арифметические задачи на нахождение
произведения, частного
Понимают смысл действий
умножения и деления (на равные части и по содержанию)
43