1. Пояснительная записка
1.Нормативно-правовое обеспечение разработки и реализации
программы.
Программа кружка «Юные инспектора дорожного движения» внеурочной
деятельности разработана с учетом требований и положений, изложенных в
следующих документах:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года». Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая
2015 года № 996-р;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 № 1577
«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный
стандарт основного общего образования»;
Положение
отряда
«Автостоп» от 30.08.2018;
юных
инспекторов
дорожного
движения
Примерная рабочая программа воспитания для общеобразовательных
организаций;
Основная образовательная программа основного общего образования
общеобразовательной организации.
1.2.
Актуальность Программы.
Программа направлена на формирование у детей патриотизма,
ценностного отношения к своей малой и большой Родине, которую нужно
оберегать, посредством реализации программы военно-патриотического
воспитания детей и молодежи во внеурочной деятельности.
Актуальность Программы заключается в повышении значимости
военно-патриотического воспитания обучающихся через интегрированную
деятельность по следующим взаимосвязанным направлениям:
-
познавательная деятельность;
-
спортивно-оздоровительная деятельность.
Актуальность данной Программы подтверждается словами президента
Российской Федерации В.В. Путина: «У нас нет, и не может быть никакой
другой объединяющей идеи, кроме патриотизма» и учитывает запросы со
стороны
детей
и
родителей
на
содержание
программы
военно-
патриотического и гражданского воспитания.
1.3.
Педагогическая
Программы. Всероссийское
общественное
целесообразность
детско-юношеское
движение «ЮНАРМИЯ»
военно-патриотическое
образованно
по
инициативе
министерства обороны РФ в 2016 году, в целях улучшения патриотического
воспитания. Это сравнительно молодое движение, которое растёт и набирает
свои
обороты.
Во
движение «ЮНАРМИЯ»
многих
образовательных
реализовывается
через
организациях
реализацию
модуля
«Детские общественные объединения» Примерной программы воспитание.
Программа основана на комплексном подходе к подготовке молодого
человека «новой формации», умеющего жить в современных условиях:
компетентного, мобильного, с высокой культурой общения, готового к
принятию справедливых решений, умеющего эффективно взаимодействовать
с окружающим миром.
Реализация Программы основывается на тесной межпредметной
интеграции
с
дисциплинами
«История»,
«Основы
безопасности
жизнедеятельности», «география», «Физическая культура».
Процесс
формирования
готовности
к
защите
Отечества
у
обучающихся строится с учетом имеющихся знаний, жизненного опыта,
общих задач обучения и воспитания. Программа способствует освоению
учебной информацией личностно значимого характера, опираясь на высокую
эмоциональность, впечатлительность, восприимчивость, формирования у
обучающихся
чувства
восхищения
воинами
Вооруженных
Сил
РФ,
формировании желания в будущем встать в их ряды.
При разработке содержания Программы учитывались:
- основные закономерностей развития теории военно-патриотического
воспитания;
-
интегративность – охват многих сфер человеческой деятельности;
-
направленность на формирование у обучающихся современного
уровня
культуры
безопасности
жизнедеятельности
для
снижения
отрицательного влияния «человеческого фактора» на безопасность личности,
общества и государства.
Отбор содержания Программы проведен с учетом системного подхода,
в соответствии с которым обучающиеся должны освоить содержание,
значимое
для
формирования
гуманистического
мировоззрения,
познавательной, нравственной культуры, ценностного отношения к своему
здоровью и мотивационной установки на ведение здорового образа жизни,
любви к своему краю и его истории.
1.4. Описание места Программы в учебном плане.
Программа для обучающихся 3 – 4 классов рассчитана на 1 час в
неделю, 34 часа в год.
2.
Цель и задачи Программы.
2.1. создание условий по формированию личности младшего школьника с
присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками,
мотивами деятельности и поведения по вопросам дорожной безопасности.
2.2. Задачи Программы:
изучать правила дорожного движения;
прививать навыки дорожной грамотности и дорожной безопасности;
знакомить с историей возникновения транспортных средств;
. систематизировать и обобщить знания обучающихся о видах дорожных знаков,
их назначении и использовании, о правилах перехода улиц, правилах пользования
общественным транспортом и езды на велосипеде;
создавать условия, способствующие развитию познавательного интереса
обучающихся, расширению их кругозора;
воспитывать ответственность, дисциплинированность, стремление сознательно
выполнять правила дорожного движения.
3. Планируемые результаты освоения Программы
Личностные результаты:
приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных
нормах,
устройстве
общества,
о
социально
одобряемых
и
неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.).
получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым
ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания,
труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в
целом.
положительный опыт взаимодействия со сверстниками, старшим
поколением
в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
осознание влияния негативных факторов на здоровье каждого
человека, группы людей, сообщества в целом;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм
социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные
сообщества;
получение опыта самостоятельного общественного действия.
Метапредметные
Обучающиеся сформируют и разовьют умения
Регулятивные:
определять цель своей деятельности на основе имеющихся
условий и планировать пути достижения;
адекватно оценивать свою деятельность, при необходимости
вносить коррективы;
находить достаточные средства для решения учебных задач;
Познавательные:
делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи на
основе полученной информации о времени, эпохе при знакомстве с работами
известных военных конструкторов и действий полководцев;
организовывать проектно-исследовательскую деятельность;
находить
ориентироваться
в
самостоятельно
информации,
требуемую
устанавливать
информацию,
взаимосвязи
между
событиями и явлениями;
объяснять
содержание
и
формы
современных
внутригосударственных и международных событий, выявлять причинноследственные связи;
овладение культурой активного использования печатных изданий
и интернет ресурсами.
Коммуникативные:
организовывать сотрудничество и совместную деятельность с
педагогом и сверстниками в отряде;
работать индивидуально, в группе и в коллективе для решения
поставленной задачи;
осуществлять
поиск
и
оценку
альтернативных
способов
разрешения конфликтов, договариваться и приходить к общему решению в
совместной деятельности;
адекватно использовать
соблюдать нормы публичного поведения и речи в процессе
выступления.
Предметные:
Обучающиеся научатся:
использовать элементарные теоретические знания по истории
техники и вооружения;
использовать знания о назначении, организации и основных
задачах, выполняемых Вооруженными Силами Российской Федерации, в
построении маршрута получения профессионального образования;
производить
неполную
и
полную
разборку
автомата
Калашникова;
соблюдать
правила
и
выполнять
приемы
стрельбы
из
пневматического оружия;
правильно выполнять команды в строю и строевые приемы;
описывать основные виды чрезвычайных ситуаций и их
последствия;
характеризовать
способы
защиты
от
оружия
массового
поражения;
пользоваться индивидуальными средствами защиты; применять
первичные средства пожаротушения;
правильно действовать в чрезвычайных ситуациях;
основам выживания в условиях вынужденной автономии;
характеризовать порядок и правила оказания первой помощи
пострадавшим;
оказывать первую помощь пострадавшим.
характеризовать влияние физических упражнений на различные
органы и системы организма;
определять уровень развития физических качеств.
Обучающийся получит возможность научиться:
приводить примеры применения различных типов вооружения и
военной техники в войнах и конфликтах различных исторических периодов,
прослеживать их эволюцию;
выполнять нормативы неполной разборки и сборки автомата
Калашникова;
выполнять нормативы надевания противогаза;
проектировать повышение уровня собственной физической
подготовленности.
Методы обучения:
словесный;
наглядный;
познавательных игр;
учебных дискуссий;
организационно-деятельностные игры;
проблемно-поисковый.
Методы организации и проведения занятия:
фронтальный метод;
посменный метод;
круговой метод;
индивидуальный метод;
поточный метод.
Образовательные технологии
технология использования в обучении игровых методов: ролевых,
деловых, и других видов обучающих игр;
обучение в сотрудничестве;
информационно-коммуникационные технологии;
здоровьесберегающие технологии.
Формы занятий
Традиционные формы организации деятельности учащихся в рамках
реализации Программы:
беседа;
игра;
дискуссия;
тренировка;
практическая работа;
самостоятельная работа.
Нетрадиционные формы организации учебной деятельности:
самостоятельная подготовка;
показное занятие;
инструктаж (инструктивное занятие);
тактическое (тактико-специальное) занятие;
инструкторско-методическое занятие;
4. Содержание Программы
1.1.Понятие об участниках дорожного движения
- Мы идём по тротуару. Правила поведения на тротуаре. Элементы улиц и
дорог. Дорожная разметка и дорожные знаки. Светофор трёхглазый. Сигналы
светофора и регулировщика. Игра «Наш друг Светофор».
1.2. Правила безопасного поведения на дорогах и улицах
- Дорога – не место для игр. Сказка «Волшебная горка». Правила для
пешеходов и водителей транспортных средств. Игра «Я – пешеход». Виды
перекрёстков и правила разъезда на них. Ответственность за нарушение
правил. Сказочное путешествие «Дорожные приключения Бабы-Яги».
1.3. Освоение навыков безопасного движения пешехода и велосипедиста
- Сказка «Как пешеход получил колёса». Транспорт. Разбор движения
пешеходов и водителей транспортных средств на сложных перекрёстках.
Правила движения для велосипедистов. Порядок движения группы
велосипедистов. Разбор дорожной обстановки на маршруте, определение
опасных для движения мест. Интегрированное занятие (математика + ПДД)
«Правила дорожного движения достойны уважения».
1.4. Особенности устройства велосипеда. Приёмы безопасного падения.
- Назначение основных частей велосипеда. Физические основы устойчивости
двухколёсного велосипеда. Приёмы безопасного падения.
1.5. Правила безопасного дорожного движения пешеходов и автотранспорта.
- Сказка «О правилах дорожного движения». Изучение правил дорожного
движения. Переход проезжей части дороги в разное время года. Разбор
реальных ситуаций, имеющих место в практике дорожного движения. Беседа
с работником ГИБДД. Игра «Знаете ли вы правила дорожного движения?»
Мы – пассажиры, обязанности пассажира.
1.6. Правила поведения в транспорте. Безопасная поза при аварийной
ситуации в транспорте.
- Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим в ДТП
Состав и назначение автоаптечки. Классификация возможных травм и первая
доврачебная помощь пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии.
Обработка ран и способы остановки кровотечения. Виды перевязочных
средств и правила наложения повязок. Правила транспортировки
пострадавших. Игра «Скорая помощь». Практическая работа: отработка
различных приёмов оказания первой доврачебной помощи пострадавшему.
1.7. Тестирование по правилам дорожного движения.
Задания учитель подбирает исходя из возможностей материальной базы
учебного заведения и физического развития обучаемых.
6. Материально-техническое обеспечение
Оборудование и приборы
2. Мультимедиа проектор.
3. Мебель для обучающихся.
4. Меловая доска.
5. Аптечка первой медицинской помощи.
9. Ноутбук.
Тематическое планирование
4 класс
(1 ч/нед., 34 ч/год)
№
Название раздела
п/
п
1
2
3
4
5
6
Количество часов
всего теоретическ
ие
«Понятие об участниках дорожного
10
4
движения»
«Правила безопасного поведения на
6
4
дорогах и улицах»
«Освоение навыков безопасного
3
2
движения
пешехода
и
велосипедиста»
«Особенности
устройства
2
1
велосипеда. Приёмы безопасного
падения»
«Правила безопасного дорожного
4
2
движения
пешеходов
и
автотранспорта»
«Мы – пассажиры, обязанности
6
3
практическ
ие
6
2
1
1
2
3
пассажира»
«Оказание первой доврачебной
помощи пострадавшим в ДТП»
«Тестирование
по
правилам
дорожного движения»
итого
2
2
1
1
34
19
15
Ожидаемые результаты
знания о правилах дорожного движения;
знания о правилах оказания первой медицинской помощи;
знания о моральных нормах и правилах поведения;
начальные представления о правах и обязанностях участников дорожного движения;
понимание сущности основных социальных ролей: пешеход, пассажир, водитель,
участник дорожного движения;
понимание обучающимися ценности человеческой жизни, здоровья, справедливости,
бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности,
способности к сопереживанию.
Второй уровень результатов соблюдение правил дорожного движения, способность
руководствоваться ими в практической деятельности;
умение сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации;
выполнение возложенных на обучающегося обязанностей участника дорожного движения
(пешехода, пассажира, водителя);
осознание ответственности за жизнь и здоровье себя, товарища, незнакомого человека, как
участников дорожного движения;
соблюдение правил поведения в общественном транспорте;
умение водить велосипед согласно требованиям ПДД.
Третий уровень результатов – получение обучающимися опыта самостоятельного
общественного действия.
приобретение опыта ролевого взаимодействия и реализации ПДД;
накопление личного опыта участия в проектах, акциях и других мероприятиях по вопросу
ПДД;
высокий уровень самосознания, самодисциплины;
участие в конкурсах, играх, олимпиадах и т.п. разной направленности и разного уровня
(муниципального, регионального, федерального, международного);
умение пользоваться правами и обязанностями участников дорожного движения;
активная жизненная позиция.
Система отслеживания и оценивания ожидаемых результатов
С целью контроля реализации программы ее эффективности организуется мониторинг
эффективности внедрения программы, который проводится 2 раза в 1-4 классах (декабрь,
май).
Формы и средства контроля:
-мониторинг участия в планируемых школой делах и мероприятиях, в различных
мероприятиях муниципального, регионального, федерального и международного уровней;
- тестирование по правилам дорожного движения;
- викторины, конкурсы, олимпиады.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Материально-техническое
Мультимедиа проектор.
Многофункциональное устройство.
Мебель для обучающихся.
Маркер-меловая доска.
Интерактивная доска.
Ноутбук.
Информационно-методическое
Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А Концепция духовно-нравственного развития и
воспитания личности гражданина России.-М.: Просвещение, 2011.
Данилюк А.Я., Логинова А.А. Программа духовно-нравственного развития и воспитания
обучающихся на ступени начального общего образования.-М.: Просвещение, 2012.
В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов. Примерная программа внеурочной
деятельности. Начальное и основное образование. М.: Просвещение, 2011.
Интернет - ресурсы
Тематическое планирование
занятий внеурочной деятельности
«Юные инспекторы дорожного движения»
направление: духовно-нравственное
4 – 5 классы
1 час в неделю (34 часа в год)
№
п/п
№
занятия
в теме
Тема занятия
Теоретические Практические Примечание
Понятие об участниках дорожного движения (10 ч)
1
1
2
2
3
3
4
5
6
4
5
6
7
7
8
8
9
9
Мы идём по тротуару.
Безопасный путь в
школу, из школы
домой.
Правила поведения на
тротуаре.
Элементы улиц и
дорог.
Дорожная разметка.
Дорожные знаки.
Перекрёстки и их
виды.
Элементы улиц и
дорог.
Сигналы светофора и
регулировщика.
Игра «Я - пешеход».
1
1
1
1
1
1
1
1
1
10
10
11
1
12
2
13
3
14
15
4
5
16
6
17
18
19
20
21
Конкурс
«Школа
1
светофорных наук».
Правила безопасного поведения на дорогах и улицах (6 ч)
Дорога – не место для
игр.
1
Конкурс рисунков на
1
тему
«Соблюдай
правила дорожного
движения»
Правила
для
1
пешеходов
и
водителей
транспортных
средств.
Игра «Я – пешеход».
1
Виды перекрёстков и
1
правила разъезда на
них.
Ответственность за
1
нарушение правил.
Освоение навыков безопасного движения пешехода и велосипедиста(3ч)
Сказка «Как пешеход
1
получил
колёса».
Транспорт.
2
Правила
движения
1
для велосипедистов.
3
Правила
движения
1
для разного вида
транспорта.
Особенности устройства велосипеда. Приёмы безопасного падения (2ч)
1
Назначение основных
1
частей велосипеда.
2
Физические основы
1
устойчивости
двухколёсного
велосипеда.
Приёмы безопасного
падения.
Правила безопасного дорожного движения пешеходов и автотранспорта (4ч)
1
22
1
23
2
Изучение
правил
дорожного движения.
Переход
проезжей
части дороги в разное
время года. Разбор
реальных ситуаций,
имеющих место в
практике дорожного
1
1
24
3
25
4
26
1
27
2
28
3
29
4
30
5
31
6
32
1
33
2
движения.
Места для игр и
1
катания
на
самокатах, детских
велосипедах, лыжах,
санках, коньках.
Беседа с работником
1
ГИБДД.
Игра «Знай правила
дорожного движения
как
таблицу
умножения».
Мы – пассажиры, обязанности пассажира(6ч)
Правила поведения в
1
транспорте.
Правила
1
безопасного
поведения
в
автомобильном
транспорте,
в
автобусе.
Правила
1
безопасного
поведения
в
железнодорожном
транспорте
Правила
1
безопасного
поведения
в
самолёте
и
на
водном транспорте.
Безопасная поза при
1
аварийной ситуации в
транспорте.
Правила
1
безопасного
поведения на улице
вблизи
транспортных
средств.
Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим в ДТП (1ч)
Состав и назначение
автоаптечки.
Обработка ран и
способы остановки
кровотечения.
Классификация
возможных травм и
первая доврачебная
помощь
1
1
пострадавшим
в
дорожнотранспортном
происшествии.
Тестирование по правилам дорожного движения (1ч)
34
1
Тестирование
по
правилам дорожного
движения.
Вручение
сертификата «Юный
инспектор дорожного
движения».
1