ЮИД

1. Пояснительная записка
1.Нормативно-правовое обеспечение разработки и реализации
программы.
Программа кружка «Юные инспектора дорожного движения» внеурочной
деятельности разработана с учетом требований и положений, изложенных в
следующих документах:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года». Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая
2015 года № 996-р;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 № 1577
«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный
стандарт основного общего образования»;
Положение

отряда

«Автостоп» от 30.08.2018;

юных

инспекторов

дорожного

движения

Примерная рабочая программа воспитания для общеобразовательных
организаций;
Основная образовательная программа основного общего образования
общеобразовательной организации.
1.2.

Актуальность Программы.

Программа направлена на формирование у детей патриотизма,
ценностного отношения к своей малой и большой Родине, которую нужно
оберегать, посредством реализации программы военно-патриотического
воспитания детей и молодежи во внеурочной деятельности.
Актуальность Программы заключается в повышении значимости
военно-патриотического воспитания обучающихся через интегрированную
деятельность по следующим взаимосвязанным направлениям:
-

познавательная деятельность;

-

спортивно-оздоровительная деятельность.

Актуальность данной Программы подтверждается словами президента
Российской Федерации В.В. Путина: «У нас нет, и не может быть никакой
другой объединяющей идеи, кроме патриотизма» и учитывает запросы со
стороны

детей

и

родителей

на

содержание

программы

военно-

патриотического и гражданского воспитания.
1.3.

Педагогическая

Программы. Всероссийское
общественное

целесообразность
детско-юношеское

движение «ЮНАРМИЯ»

военно-патриотическое

образованно

по

инициативе

министерства обороны РФ в 2016 году, в целях улучшения патриотического
воспитания. Это сравнительно молодое движение, которое растёт и набирает
свои

обороты.

Во

движение «ЮНАРМИЯ»

многих

образовательных

реализовывается

через

организациях

реализацию

модуля

«Детские общественные объединения» Примерной программы воспитание.
Программа основана на комплексном подходе к подготовке молодого
человека «новой формации», умеющего жить в современных условиях:
компетентного, мобильного, с высокой культурой общения, готового к

принятию справедливых решений, умеющего эффективно взаимодействовать
с окружающим миром.
Реализация Программы основывается на тесной межпредметной
интеграции

с

дисциплинами

«История»,

«Основы

безопасности

жизнедеятельности», «география», «Физическая культура».
Процесс

формирования

готовности

к

защите

Отечества

у

обучающихся строится с учетом имеющихся знаний, жизненного опыта,
общих задач обучения и воспитания. Программа способствует освоению
учебной информацией личностно значимого характера, опираясь на высокую
эмоциональность, впечатлительность, восприимчивость, формирования у
обучающихся

чувства

восхищения

воинами

Вооруженных

Сил

РФ,

формировании желания в будущем встать в их ряды.
При разработке содержания Программы учитывались:
- основные закономерностей развития теории военно-патриотического
воспитания;
-

интегративность – охват многих сфер человеческой деятельности;

-

направленность на формирование у обучающихся современного

уровня

культуры

безопасности

жизнедеятельности

для

снижения

отрицательного влияния «человеческого фактора» на безопасность личности,
общества и государства.
Отбор содержания Программы проведен с учетом системного подхода,
в соответствии с которым обучающиеся должны освоить содержание,
значимое

для

формирования

гуманистического

мировоззрения,

познавательной, нравственной культуры, ценностного отношения к своему
здоровью и мотивационной установки на ведение здорового образа жизни,
любви к своему краю и его истории.
1.4. Описание места Программы в учебном плане.
Программа для обучающихся 3 – 4 классов рассчитана на 1 час в
неделю, 34 часа в год.
2.

Цель и задачи Программы.

2.1. создание условий по формированию личности младшего школьника с
присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками,
мотивами деятельности и поведения по вопросам дорожной безопасности.
2.2. Задачи Программы:


изучать правила дорожного движения;



прививать навыки дорожной грамотности и дорожной безопасности;



знакомить с историей возникновения транспортных средств;

. систематизировать и обобщить знания обучающихся о видах дорожных знаков,
их назначении и использовании, о правилах перехода улиц, правилах пользования
общественным транспортом и езды на велосипеде;


создавать условия, способствующие развитию познавательного интереса
обучающихся, расширению их кругозора;



воспитывать ответственность, дисциплинированность, стремление сознательно
выполнять правила дорожного движения.

3. Планируемые результаты освоения Программы
Личностные результаты:


приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных
нормах,

устройстве

общества,

о

социально

одобряемых

и

неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.).


получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым
ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания,
труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в
целом.


положительный опыт взаимодействия со сверстниками, старшим

поколением




в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
осознание влияния негативных факторов на здоровье каждого

человека, группы людей, сообщества в целом;



освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм

социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные
сообщества;


получение опыта самостоятельного общественного действия.
Метапредметные
Обучающиеся сформируют и разовьют умения
Регулятивные:


определять цель своей деятельности на основе имеющихся

условий и планировать пути достижения;


адекватно оценивать свою деятельность, при необходимости

вносить коррективы;


находить достаточные средства для решения учебных задач;

Познавательные:


делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи на

основе полученной информации о времени, эпохе при знакомстве с работами
известных военных конструкторов и действий полководцев;


организовывать проектно-исследовательскую деятельность;



находить

ориентироваться

в

самостоятельно
информации,

требуемую

устанавливать

информацию,

взаимосвязи

между

событиями и явлениями;


объяснять

содержание

и

формы

современных

внутригосударственных и международных событий, выявлять причинноследственные связи;


овладение культурой активного использования печатных изданий

и интернет ресурсами.
Коммуникативные:


организовывать сотрудничество и совместную деятельность с

педагогом и сверстниками в отряде;



работать индивидуально, в группе и в коллективе для решения

поставленной задачи;


осуществлять

поиск

и

оценку

альтернативных

способов

разрешения конфликтов, договариваться и приходить к общему решению в
совместной деятельности;


адекватно использовать



соблюдать нормы публичного поведения и речи в процессе

выступления.
Предметные:
Обучающиеся научатся:


использовать элементарные теоретические знания по истории

техники и вооружения;


использовать знания о назначении, организации и основных

задачах, выполняемых Вооруженными Силами Российской Федерации, в
построении маршрута получения профессионального образования;


производить

неполную

и

полную

разборку

автомата

Калашникова;


соблюдать

правила

и

выполнять

приемы

стрельбы

из

пневматического оружия;


правильно выполнять команды в строю и строевые приемы;



описывать основные виды чрезвычайных ситуаций и их

последствия;


характеризовать

способы

защиты

от

оружия

массового

поражения;


пользоваться индивидуальными средствами защиты; применять

первичные средства пожаротушения;


правильно действовать в чрезвычайных ситуациях;



основам выживания в условиях вынужденной автономии;



характеризовать порядок и правила оказания первой помощи

пострадавшим;


оказывать первую помощь пострадавшим.



характеризовать влияние физических упражнений на различные

органы и системы организма;


определять уровень развития физических качеств.

Обучающийся получит возможность научиться:


приводить примеры применения различных типов вооружения и

военной техники в войнах и конфликтах различных исторических периодов,
прослеживать их эволюцию;


выполнять нормативы неполной разборки и сборки автомата

Калашникова;


выполнять нормативы надевания противогаза;



проектировать повышение уровня собственной физической

подготовленности.
Методы обучения:


словесный;



наглядный;



познавательных игр;



учебных дискуссий;



организационно-деятельностные игры;



проблемно-поисковый.

Методы организации и проведения занятия:


фронтальный метод;



посменный метод;



круговой метод;



индивидуальный метод;



поточный метод.

Образовательные технологии



технология использования в обучении игровых методов: ролевых,
деловых, и других видов обучающих игр;



обучение в сотрудничестве;



информационно-коммуникационные технологии;



здоровьесберегающие технологии.

Формы занятий
Традиционные формы организации деятельности учащихся в рамках
реализации Программы:


беседа;



игра;



дискуссия;



тренировка;



практическая работа;



самостоятельная работа.

Нетрадиционные формы организации учебной деятельности:


самостоятельная подготовка;



показное занятие;



инструктаж (инструктивное занятие);



тактическое (тактико-специальное) занятие;



инструкторско-методическое занятие;

4. Содержание Программы
1.1.Понятие об участниках дорожного движения
- Мы идём по тротуару. Правила поведения на тротуаре. Элементы улиц и
дорог. Дорожная разметка и дорожные знаки. Светофор трёхглазый. Сигналы
светофора и регулировщика. Игра «Наш друг Светофор».
1.2. Правила безопасного поведения на дорогах и улицах
- Дорога – не место для игр. Сказка «Волшебная горка». Правила для
пешеходов и водителей транспортных средств. Игра «Я – пешеход». Виды

перекрёстков и правила разъезда на них. Ответственность за нарушение
правил. Сказочное путешествие «Дорожные приключения Бабы-Яги».
1.3. Освоение навыков безопасного движения пешехода и велосипедиста
- Сказка «Как пешеход получил колёса». Транспорт. Разбор движения
пешеходов и водителей транспортных средств на сложных перекрёстках.
Правила движения для велосипедистов. Порядок движения группы
велосипедистов. Разбор дорожной обстановки на маршруте, определение
опасных для движения мест. Интегрированное занятие (математика + ПДД)
«Правила дорожного движения достойны уважения».
1.4. Особенности устройства велосипеда. Приёмы безопасного падения.
- Назначение основных частей велосипеда. Физические основы устойчивости
двухколёсного велосипеда. Приёмы безопасного падения.
1.5. Правила безопасного дорожного движения пешеходов и автотранспорта.
- Сказка «О правилах дорожного движения». Изучение правил дорожного
движения. Переход проезжей части дороги в разное время года. Разбор
реальных ситуаций, имеющих место в практике дорожного движения. Беседа
с работником ГИБДД. Игра «Знаете ли вы правила дорожного движения?»
Мы – пассажиры, обязанности пассажира.
1.6. Правила поведения в транспорте. Безопасная поза при аварийной
ситуации в транспорте.
- Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим в ДТП
Состав и назначение автоаптечки. Классификация возможных травм и первая
доврачебная помощь пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии.
Обработка ран и способы остановки кровотечения. Виды перевязочных
средств и правила наложения повязок. Правила транспортировки

пострадавших. Игра «Скорая помощь». Практическая работа: отработка
различных приёмов оказания первой доврачебной помощи пострадавшему.
1.7. Тестирование по правилам дорожного движения.
Задания учитель подбирает исходя из возможностей материальной базы
учебного заведения и физического развития обучаемых.
6. Материально-техническое обеспечение
Оборудование и приборы
2. Мультимедиа проектор.
3. Мебель для обучающихся.
4. Меловая доска.
5. Аптечка первой медицинской помощи.
9. Ноутбук.
Тематическое планирование
4 класс
(1 ч/нед., 34 ч/год)
№
Название раздела
п/
п
1
2
3

4

5

6

Количество часов

всего теоретическ
ие
«Понятие об участниках дорожного
10
4
движения»
«Правила безопасного поведения на
6
4
дорогах и улицах»
«Освоение навыков безопасного
3
2
движения
пешехода
и
велосипедиста»
«Особенности
устройства
2
1
велосипеда. Приёмы безопасного
падения»
«Правила безопасного дорожного
4
2
движения
пешеходов
и
автотранспорта»
«Мы – пассажиры, обязанности
6
3

практическ
ие
6
2
1

1

2

3

пассажира»
«Оказание первой доврачебной
помощи пострадавшим в ДТП»
«Тестирование
по
правилам
дорожного движения»
итого

2

2

1

1

34

19

15

Ожидаемые результаты




















знания о правилах дорожного движения;
знания о правилах оказания первой медицинской помощи;
знания о моральных нормах и правилах поведения;
начальные представления о правах и обязанностях участников дорожного движения;
понимание сущности основных социальных ролей: пешеход, пассажир, водитель,
участник дорожного движения;
понимание обучающимися ценности человеческой жизни, здоровья, справедливости,
бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности,
способности к сопереживанию.
Второй уровень результатов соблюдение правил дорожного движения, способность
руководствоваться ими в практической деятельности;
умение сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации;
выполнение возложенных на обучающегося обязанностей участника дорожного движения
(пешехода, пассажира, водителя);
осознание ответственности за жизнь и здоровье себя, товарища, незнакомого человека, как
участников дорожного движения;
соблюдение правил поведения в общественном транспорте;
умение водить велосипед согласно требованиям ПДД.
Третий уровень результатов – получение обучающимися опыта самостоятельного
общественного действия.
приобретение опыта ролевого взаимодействия и реализации ПДД;
накопление личного опыта участия в проектах, акциях и других мероприятиях по вопросу
ПДД;
высокий уровень самосознания, самодисциплины;
участие в конкурсах, играх, олимпиадах и т.п. разной направленности и разного уровня
(муниципального, регионального, федерального, международного);
умение пользоваться правами и обязанностями участников дорожного движения;
активная жизненная позиция.
Система отслеживания и оценивания ожидаемых результатов
С целью контроля реализации программы ее эффективности организуется мониторинг
эффективности внедрения программы, который проводится 2 раза в 1-4 классах (декабрь,
май).
Формы и средства контроля:

-мониторинг участия в планируемых школой делах и мероприятиях, в различных
мероприятиях муниципального, регионального, федерального и международного уровней;
- тестирование по правилам дорожного движения;
- викторины, конкурсы, олимпиады.

1.
2.
3.
4.
5.
6.

Материально-техническое
Мультимедиа проектор.
Многофункциональное устройство.
Мебель для обучающихся.
Маркер-меловая доска.
Интерактивная доска.
Ноутбук.
Информационно-методическое

 Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А Концепция духовно-нравственного развития и
воспитания личности гражданина России.-М.: Просвещение, 2011.
 Данилюк А.Я., Логинова А.А. Программа духовно-нравственного развития и воспитания
обучающихся на ступени начального общего образования.-М.: Просвещение, 2012.
 В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов. Примерная программа внеурочной
деятельности. Начальное и основное образование. М.: Просвещение, 2011.
 Интернет - ресурсы
Тематическое планирование
занятий внеурочной деятельности
«Юные инспекторы дорожного движения»
направление: духовно-нравственное
4 – 5 классы
1 час в неделю (34 часа в год)
№
п/п

№
занятия
в теме

Тема занятия

Теоретические Практические Примечание

Понятие об участниках дорожного движения (10 ч)
1

1

2

2

3

3

4
5
6

4
5
6

7

7

8

8

9

9

Мы идём по тротуару.
Безопасный путь в
школу, из школы
домой.
Правила поведения на
тротуаре.
Элементы улиц и
дорог.
Дорожная разметка.
Дорожные знаки.
Перекрёстки и их
виды.
Элементы улиц и
дорог.
Сигналы светофора и
регулировщика.
Игра «Я - пешеход».

1

1
1
1
1
1
1
1
1

10

10

11

1

12

2

13

3

14
15

4
5

16

6

17

18
19

20
21

Конкурс
«Школа
1
светофорных наук».
Правила безопасного поведения на дорогах и улицах (6 ч)
Дорога – не место для
игр.

1

Конкурс рисунков на
1
тему
«Соблюдай
правила дорожного
движения»
Правила
для
1
пешеходов
и
водителей
транспортных
средств.
Игра «Я – пешеход».
1
Виды перекрёстков и
1
правила разъезда на
них.
Ответственность за
1
нарушение правил.
Освоение навыков безопасного движения пешехода и велосипедиста(3ч)

Сказка «Как пешеход
1
получил
колёса».
Транспорт.
2
Правила
движения
1
для велосипедистов.
3
Правила
движения
1
для разного вида
транспорта.
Особенности устройства велосипеда. Приёмы безопасного падения (2ч)
1

Назначение основных
1
частей велосипеда.
2
Физические основы
1
устойчивости
двухколёсного
велосипеда.
Приёмы безопасного
падения.
Правила безопасного дорожного движения пешеходов и автотранспорта (4ч)
1

22

1

23

2

Изучение
правил
дорожного движения.
Переход
проезжей
части дороги в разное
время года. Разбор
реальных ситуаций,
имеющих место в
практике дорожного

1
1

24

3

25

4

26

1

27

2

28

3

29

4

30

5

31

6

32

1

33

2

движения.
Места для игр и
1
катания
на
самокатах, детских
велосипедах, лыжах,
санках, коньках.
Беседа с работником
1
ГИБДД.
Игра «Знай правила
дорожного движения
как
таблицу
умножения».
Мы – пассажиры, обязанности пассажира(6ч)
Правила поведения в
1
транспорте.
Правила
1
безопасного
поведения
в
автомобильном
транспорте,
в
автобусе.
Правила
1
безопасного
поведения
в
железнодорожном
транспорте
Правила
1
безопасного
поведения
в
самолёте
и
на
водном транспорте.
Безопасная поза при
1
аварийной ситуации в
транспорте.
Правила
1
безопасного
поведения на улице
вблизи
транспортных
средств.
Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим в ДТП (1ч)
Состав и назначение
автоаптечки.
Обработка ран и
способы остановки
кровотечения.
Классификация
возможных травм и
первая доврачебная
помощь

1

1

пострадавшим
в
дорожнотранспортном
происшествии.
Тестирование по правилам дорожного движения (1ч)
34

1

Тестирование
по
правилам дорожного
движения.
Вручение
сертификата «Юный
инспектор дорожного
движения».

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».