МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Тверской области
Отдел образования администрации Торопецкого МО Тверской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Торопецкая основная общеобразовательная школа №3
Рассмотрено
на ШМО
Протокол №9 от 21.05.2025
Согласовано
Заместитель директора
по УВР_____________
Утверждаю
Директор
_____________
/Л.В.Васильева/
Приказ от 22.05.2025
/Е.Н.Юнг/
Программа
внеурочной деятельности
«ЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКА РУССКОГО ЯЗЫКА»
9 класс
г.Торопец 2025
Пояснительная записка
Современный период общественного развития характеризуется новыми
требованиями к общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию
образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы
знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных
способностей.
Данная программа дополнительного образования призвана повысить
интерес к изучению русского языка. Педагогическая целесообразность
программы в том, что регулярные занятия позволяют привлечь к русскому
языку не только одаренных, успевающих учащихся, но и тех, у которых
русский язык на уроках не вызывает большого интереса. На занятиях данного
курса учащиеся не получают отметки, а только новую интересную
информацию.
Цель программы
- заинтересовать учащихся, помочь им по-новому
взглянуть на материал, излагаемый в учебниках, формировать у них стремление
к самореализации индивидуальных способностей, воспитать интерес к
коллективной деятельности.
Основные задачи курса:
◦ Повторить материал, изученный ранее, углубить имеющиеся знания,
отработать навыки связной речи;
◦ Развивать самостоятельность и формировать исследовательские умения
учащихся.
Методы работы предусматривают активное включение учащихся в
процесс познавательной деятельности – исследовательский, эвристический,
проблемный, частично-поисковый и др.
Формы контроля в ходе занятий могут быть различные: тестовые
задания, алгоритмы, схемы, таблицы, (т.е. всё, что поможет систематизировать
и обобщить материал); сочинения, изложения.
Формы занятий данного курса – это прежде всего практические занятия.
По окончании курса учащиеся должны:
1. Создавать в письменной форме высказывания по заданным параметрам;
2. Опознавать, анализировать, классифицировать и оценивать языковые
явления и факты с точки зрения уместности, целесообразности,
выразительности их использования;
3. Соблюдать основные языковые нормы (лексические, орфографические,
грамматические, пунктуационные, стилистические).
Содержание курса
I. Диагностический тест – 1 час
II. Повторение изученного
1. Фонетика и орфография – 1 час
2. Морфемика и словообразование – 1 час
3. Морфология – 3 часа
4. Лексика – 1 час
5. Орфография – 9 часов
6. Синтаксис и пунктуация – 6 часов
7. Нормы речи – 1 час
8. Изобразительно-выразительные средства – 2 часа
III. Работа с текстом – 6 часов
IV. Контрольный тест с последующим анализом – 3 часа
Тематическое планирование
№
1
2
Тема
Форма
проведения
Вводный урок
Практическое
Диагностический занятие
тест
Повторение.
Практическое
Фонетика.
занятие
Орфография
3
Морфемика и
словообразовани
е
Практикум
4
Морфология
Семинарское
занятие
5
Морфологически Практикум
е признаки
самостоятельных
частей речи
Содержание работы
и деятельность учащихся
Знакомство с программой курса.
Написание диагностического
теста.
Составление диагностической
карты учащихся. Особенности
произношения гласных и
согласных в потоке речи –
составление таблицы.
Повторение основных способов
словообразования.
Образование степеней сравнения;
написание теста по теме.
Повторение самостоятельных и
служебных частей речи;
составление таблицы.
Определение морфологических
признаков самостоятельных
частей речи. Отличие
прилагательных-причастий,
причастий-деепричастий.
6
7
Морфологически Практикум
е признаки
служебных
частей речи
Лексика
Практикум
8
Орфография
Правописание
гласных в корне
Практикум
9
Безударные
гласные в
суффиксах
разных частей
речи
Практикум
10 Безударные
гласные в
окончаниях
существительны
х
прилагательных,
причастий,
местоимений
11 Безударные
гласные в
окончаниях
глаголов
12 Правописание
гласных после
шипящих и Ц
13 Правописание Не
и Ни
Практикум
14 Правописание
согласных.
Удвоенные
согласные.
Практикум
Различение самостоятельных и
служебных частей речи.
Написание теста по теме.
Повторение сведений об
омонимах, антонимах,
синонимах; фразеологизмы;
устаревшие слова и неологизмы;
профессионализмы.
Составление алгоритмов:
1) безударные гласные в корне,
проверяемые ударением;
2) безударные гласные, не
проверяемые ударением
(чередующиеся).
Повторение правописания
безударных гласных в суффиксах
имен существительных,
прилагательных, глаголов,
причастий, наречий. Составление
таблицы.
Правописание безударных
гласных в окончаниях имен
существительных,
прилагательных, причастий,
местоимений и числительных.
Составление алгоритма
правописания безударных
гласных в окончаниях глаголов.
Тест.
Практикум
Составление таблицы «О – Ё
после шипящих и Ц» «И, у, а
после шипящих».
Комбинированное Составление таблицы «не и ни с
занятие
различными частями речи»; тест
по теме.
Практикум
Глухие и звонкие согласные;
непроизносимые согласные.
Составление алгоритма «Н и НН
в разных частях речи». Тест.
15 Правописание
ъиь
Практикум
16 Слитное,
Практикум
раздельное и
дефисное
написание слов
17 Синтаксис
Лекция
словосочетания и
простого
предложения.
Синтаксические
нормы
18 Знаки
препинания при
обособлении
согласованных и
несогласованных
определений.
Знаки
препинания при
обособлении
приложений.
19 Знаки
препинания при
обособлении
обстоятельств
20 Знаки
препинания при
однородных
членах
предложения
21 Знаки
препинания при
вводных
(вставных
конструкциях) и
обращении
22 Знаки
препинания при
конструкциях с
как
Составление таблицы «Буква ь
после шипящих на конце слова»;
Разделительные Ъ и ь».
Правописание сложных слов,
наречий, служебных частей речи.
Тест.
Повторение способов связи слов в
словосочетании, виды
предложений по цели
высказывания, интонации,
наличии грамматической основы.
Практикум
Составление таблицы по теме.
Повторение сведений о
приложении, расстановка знаков
препинания при приложении.
Практикум
Составление схемы
«Обособление обстоятельств».
Тест.
Комбинированное Обобщить знания об однородных
занятие
членах предложения и
расстановке знаков препинания
при них.
Практикум
Составление алгоритма.
Практикум
Составление алгоритма.
23 Нормы речи
Практикум
24 Изобразительновыразительные
средства языка
25 Изобразительновыразительные
средства языка
26 Текст. Тема, идея
текста, заглавие.
Композиция
текста
27 Составление
плана по тексту
Лекция
28 Приёмы сжатия
текста. Связь
29 предложений в
тексте;
микротема;
ключевые слова.
30
31
32
34
Типы речи.
Стиль текста.
Практикум
Лекция
Повторение форм сравнительных
прилагательных; образование
форм мн. ч. существительных,
местоимений, глагола.
Повторение основных
изобразительно-выразительных
средств языка.
Определение в тексте
изобразительно-выразительных
средств. Тест.
Совершенствование умения
учащихся определять тему, идею
текста.
Практикум
Повторение композиционных
частей текста. Составление текста
из данных частей.
Практикум
Знакомство с приёмами сжатия
текста. Умение сокращать текст,
сохраняя количество микротем.
Совершенствование навыков
учащихся находить ключевые
слова в тексте и слова,
соединяющие части текста.
Комбинированное Повторение сведений о типах
занятие
речи (повествование, описание,
рассуждение) и стилях речи.
Итоговый тест с
последующим
анализом.
Литература:
I. Документы, определяющие содержание экзаменационной работы:
1). Обязательный минимум содержания основного общего образования по
русскому языку (приложение к Приказу Минобразования России «Об
утверждении временных требований к обязательному минимуму содержания
основного общего образования» от 19.05.1998 г. № 1236).
2). Федеральный компонент государственного стандарта общего
образования. Основное общее образование. Русский язык (Приказ
Минобразования России «Об утверждении федерального компонента
государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего
(полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089).
3). Примерные программы основного общего образования. Москва, Дрофа,
1999г.
II. Литература для учащихся:
1). Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык.
5-7 класс / Научный редактор акад. РАО Н.М. Шанский. – М.: Просвещение,
2002-2004;
2). Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов А.Ю., Чешко Л.А. Русский
язык. 8-9 классы. – М.:Просвещение, 2002-2004;
3). Тростенцова Л.А., Ладыженская и др. Русский язык. Учебник для 8
класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2004;
4). Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5-9 классы. М.,
Дрофа, 2004; В.В. Бабайцева, А.П. Еремеева, А.Ю. Купалова, Г.К.ЛидманОрлова и др. Русский язык. Практика 5-9 классы. – М. Дрофа, 2004; Никитина
Е.И. Русская речь. 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2004;
5). Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И., Львов В.В. и др. Русский
язык. 5-9 классы // Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Лекант. – М.: Дрофа, 2003;
6). Федеральный компонент государственных стандартов начального
общего, и среднего (полного) общего образования (Приказ № 1089 от
05.03.2004г.)
7). Тексты для изложений отобраны из учебного пособия «Русский язык:
Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за
курс основной школы. 9 класс» (Авт.-сост. Л.М. Рыбченкова, В.Л. Склярова. –
М.: Дрофа, 2003) и представлены отдельными фрагментами.
8). Т.Ю. Угроватова. ЕГЭ по русскому языку. 9 класс. Изд-во АСТ, 2008.
Книга содержит исчерпывающий материал для подготовки к экзамену и
предназначена для работы в школе и дома. Адресована старшеклассникам и
учителям.
9). ЕГЭ. Русский язык. 9 класс. Государственная итоговая аттестация (по
новой форме). Куманяева Анастасия, Сычева Валерия. Пособие содержит
материалы для подготовки к государственной итоговой аттестации учащихся 9х классов по русскому языку (по новой форме): методические рекомендации по
написанию изложения и выполнению творческого задания, образцы удачных и
неудачных работ, а также типовые экзаменационные задания.
10). Никулина М.Ю. ЕГЭ. Русский язык. 9 класс. Экспериментальная
экзаменационная работа. Типовые тесты. 2007.
III. Литература для учителя:
1). Богданова Г.А. Тестовые задания по русскому языку. 9 класс. М.,
Просвещение 2008.
2). Козулина М.В. Русский язык. Подготовка к экзамену. Практикум.
Саратов, «Лицей», 2006.
3). Колокольцев Е.Н. Зельманова Л.Н. Развитие речи. 8-9 классы. М.,
Дрофа. 2004.
4). Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь (5-8
классы). Творческий центр. М., 2004.
5). Оконевская О.М. Павловская Г.В. Диктанты и упражнения.Эксмо. М.,
2008.
6). Русова Н.Ю. Как писать сочинение, изложение и диктант. Н. Новгород.
1994.
7). Русский язык. 9 класс. Итоговая аттестация – 2007. под ред.
Сениной Н.Л. «Легион» 2006
8). Селезнева Л.Б. Русский язык. Обобщающие алгоритмы и упражнения.
М., 2006.
9). Скобликова Е.С. Обобщающая работа по орфографии. Дрофа. М., 2005.
10). Текучева И.В. Тесты по русскому языку (5-9 классы). Экзамен. М.,
2007.
11). Угроватова Т.Ю. ЕГЭ по русскому языку. Учебно-тренировочные
тесты и другие материалы для 9 класса. М., С-П., 2008.
12). Хорт О.А. Русский язык. Изложение с творческим заданием. 9 класс.
Волгоград. 2007.
13). Методические рекомендации для экспертов территориальных
предметных комиссий по проверке заданий с развернутым ответом.
14). Государственная итоговая аттестация выпускников 9-х классов
общеобразовательных учреждений 2008 года (в новой форме). Русский язык.
Федеральный институт педагогических измерений, 2008. С. 70.
15). А.Ш. Шахмаметова. Тесты на повторение в 10 классе. «Русский
язык» (приложение к «1 сентября»). № 7 – 2009. – с. 13-16.
16). Л.С. Степанова. Государственная итоговая аттестация по русскому
языку в IX классах: основные проблемы и пути их решения. «Русский язык в
школе». № 3 – 2009. – с. 3-11.
17). И.Н. Добротина. Обучение приёмам содержательной компрессии
текста как этап подготовки к сжатому изложению. «Русский язык в школе».
№ 3 – 2009. – с. 11-18.
18). И.Н. Добротина. Упражнения по трансформации и моделированию
текста. «Русский язык в школе». № 4 – 2007. – с. 24-27.