Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Торопецкая основная общеобразовательная школа № 3
РАССМОТРЕНО
на педагогическом совете
МБОУ Торопецкой ООШ №3
Протокол №1
от 29.08.2025 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор
Васильева Любовь Викентьевна
Приказ № 85
от 29.08.2025 г.
Специальный индивидуальный план развития
(СИПР)
для обучающегося 1 класса с РАС,
ТНР (вариант 8.2)
/НА ДОМУ/
на 2025-2026 учебный год
Торопец, 2025 г.
Пояснительная записка
Специальный учебный план развития (СИПР) разработан на основании заключения ЦПМПК ГКУ
«Тверской областной центр ППМС-помощи» от 04.03.2024г. №475, на основании справки ВКК
поликлиники Торопецкой ЦРБ от 11.06.2025г. №35 по заявлению родителей (законных представителей)
на основании федерального учебного плана ФАОП НОО для обучающихся с расстройствами
аутистического спектра (вариант 8.2.) (вариант 1-5 лет), который фиксирует общий объем нагрузки,
максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных
областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам,
обеспечивает введение в действие и реализацию требований ФГОС НОО обучающихся с РАС УО
вариант 8.2 и выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, которые
предусмотрены Гигиеническими нормативами и Санитарно-эпидемиологическими требованиями, а
также по желанию родителей и особенности ребёнка, руководствуясь:
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014г.
№1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021г.
№286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования»;
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022г.
№1023 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального
общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022г.№1026
«Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 11 февраля 2022г. № 69
«О внесении в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего образования,
утвержденный приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 22.03.2022г. №155»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 17.07.2024 № 495
"О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации,
касающиеся федеральных адаптированных образовательных программ" (Зарегистрирован 15.08.2024 №
79163);
- Федеральный закон от 24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон
«Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об обязательных
требованиях в Российской Федерации»;
- Изменения в ФОП НОО, ООО, СОО. Приказ Министерства просвещения Российской
Федерации от 09.10.2024 № 704 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства
просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ начального
общего образования, основного общего образования и среднего общего образования» (Зарегистрирован
11.02.2025 № 81220);
- Изменениями во ФГОС НОО, ООО. Приказ Министерства просвещения Российской
Федерации № 31 от 22.01.2024 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства
образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации,
касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов начального общего
образования и основного общего образования» (Зарегистрирован 22.02.2024 № 77330);
- Устава и локальных актов МБОУ Торопецкой ООШ №3.
Сроки освоения АООП НОО (вариант 8.2.) обучающимися с РАС составляют 5 лет (включая один
первый дополнительный класс).
Продолжительность учебной недели в течение всех лет обучения – 5 дней. Пятидневная рабочая
неделя устанавливается в целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Обучение проходит в
одну смену.
Продолжительность учебного года на первой ступени общего образования составляет в 1 и
первых дополнительных классах — 33 недели. Продолжительность каникул в течение учебного года
составляет не менее 30 календарных дней, летом — не менее 8 недель. Для обучающихся в 1 классе
устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы.
Продолжительность учебных занятий составляет 35—40 минут (по решению образовательной
организации). При определении продолжительности занятий в 1-х классах используется
«ступенчатый» режим обучения: в первом полугодии (в сентябре, октябре − по 3 урока в день по 35
минут каждый, в ноябре-декабре − по 4 урока по 35 минут каждый; январь-май − по 4 урока по 40 минут
каждый);1
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных
предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение, по классам (годам) обучения.
На изучение учебных предметов по заявлению родителей(законных представителей): «Русский язык»
и «Математику» отведено по 2ч в неделю; на «Литературное чтение» и «Окружающий мир» -- по 1 ч в
неделю; на изучение предметов: «Музыка», «Изобразительное искусство», «Труд (Технология)» и
«Физическую культуру» -- по 0,5ч в неделю.
Обучение подростка в соответствии с учебным планом по «Программе» осуществляется на
основании рекомендаций Территориальной медико-психолого-педагогических комиссии, не превышает
максимально допустимую нагрузку.
Коррекционно-развивающая область является обязательной частью внеурочной деятельности,
поддерживающей процесс освоения содержания АООП НОО обучающихся с РАС с учётом
психофизических особенностей (ТНР) (вариант 8.2) и предоставлена коррекционными курсами в рамках
работы логопеда, психолога и дефектолога:
1. Коррекционный курс "Логопедические занятия". Основные задачи реализации содержания:
формирование и развитие различных видов устной речи (разговорно-диалогической, описательноповествовательной) на основе обогащения знаний об окружающей действительности. Обогащение и
развитие словаря, уточнение значения слов, развитие лексической системности, формирование
семантических полей. Развитие и совершенствование грамматического строя речи. Развитие связной
речи. Коррекция недостатков письменной речи (чтения и письма). Занятия проводятся фронтально, по
подгруппам или индивидуально.
2. Коррекционный курс "Психологический практикум". Основные задачи реализации содержания:
Формирование учебной мотивации, стимуляция сенсорно-перцептивных, мнемических и
интеллектуальных процессов. Гармонизация психоэмоционального состояния, формирование
позитивного отношения к своему "Я", повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности,
формирование навыков самоконтроля. Развитие способности к эмпатии, сопереживанию; формирование
продуктивных видов взаимоотношений с окружающими (в семье, классе), повышение социального
статуса ребенка в коллективе, формирование и развитие навыков социального поведения.
3. «Занятия с дефектологом»: основная задача – развитие и коррекция интеллектуальной сферы
ребёнка, расширение его познаний об окружающем мире, помощь в социализации, проводится в рамках
работы учителя-дефектолога. Коррекционно-развивающая работа направлена на обеспечение развития
эмоционально-личностной сферы и коррекцию ее недостатков; познавательной деятельности и
целенаправленное формирование высших психических функций; формирования произвольной регуляции
деятельности и поведения; коррекцию нарушений устной и письменной речи, психолого-педагогическую
поддержку в освоении АООП НОО обучающихся с УО (ИН).
4. Ритмика — данные занятия способствуют через сочетание игры, музыки и движения, которые
не просто развлекают, но и закладывают основу для гармоничного физического, эмоционального и
интеллектуального роста ребенка. Музыкально-ритмическое воспитание (ритмика) активизирует
музыкальное восприятие детей через движение, прививает им навык осознанного отношения к музыке...
Родители, руководствуясь рекомендациям педагогов, самостоятельно в домашних условиях занимаются
занятиями ритмикой с целью недопущения перегрузки ребёнка по собственной инициативе.
Выбор коррекционно-развивающих занятий, их количественное соотношение, содержание,
самостоятельно определяется МБОУ Торопецкой ООШ №3, исходя из психофизических особенностей и
особых образовательных потребностей обучающихся с УО (ИН) на основе рекомендаций ЦПМПК и ИПР
обучающихся.
Часы коррекционно-развивающей области представлены групповыми и индивидуальными
коррекционно-развивающими занятиями, направленными на коррекцию недостатков психофизического
развития обучающихся и восполнение пробелов в знаниях. Количество часов в неделю указывается на
одного учащегося. Коррекционно-развивающие занятия проводятся в течение учебного дня и во
внеурочное время. На индивидуальные коррекционные занятия отводится 15-20 мин, на групповые
занятия – 35-40 минут.
П. п 10.9, 10.10 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва
«Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации
обучения в общеобразовательных учреждениях"
1
Специальный индивидуальный план развития
(СИПР)
для обучающейся с расстройствами аутистического спектра
/НА ДОМУ/
в 1 классе на 2025-2026 учебный год
по АООП НОО
1 (и)2 кор класс для обучающихся с РАС с учётом психофизических особенностей
(ТНР) (вариант 8.2)
№
1
2
3
4
5
6
7
Предметные
области
Учебные предметы
Обязательная часть
Русский язык
Литературное
чтение
Математика
Математика
и информатика
Обществознание и
Окружающий мир
естествознание
Искусство
Музыка
Изобразительное
искусство
Труд (Технология)
Труд (Технология)
Физическая культура
Физическая
культура
Итого: 8 ч
Часть,
формируемая
участниками
образовательного процесса
Максимально
допустимая
недельная
нагрузка (при 5-дневной учебной неделе)
Внеурочная
деятельность
(включая
коррекционно-развивающую работу)
7.1.коррекционно-развивающая работа
коррекционно-развивающие занятия:
7.1.1. Логопедические занятия
7.1.2. Занятия с
дефектологом
7.1.3. Психологический практикум
7.1.4. Ритмика
Всего внеурочная деятельность:
Количество часов в соответствии с АООП
с учителем самостоя всего
всего
в неделю
в
в год
тельно
неделю
в неделю
Филология
2
1
3
3
5
4
165
132
2
2
4
132
1
1
2
66
0,5
0,5
0,5
0,5
1
1
33
33
0,5
0,5
0,5
2,5
1
3
33
99
8
-
13
-
21
-
693
-
21
693
5
5
10
660
5
2
7
2
2
231
66
66
2
1
3
66
33
99
1
1
1
1
1
0,5
-
1
0,5
3
/совместно
с классом/
/совместно с
классом/