Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Торопецкая основная общеобразовательная школа № 3
РАССМОТРЕНО
УТВЕРЖДАЮ
на педагогическом совете
Директор
МБОУ Торопецкой ООШ №3
Васильева Любовь Викентьевна
Протокол №1
Приказ № 96
от 29.08.2024 г.
от 29.08.2024 г.
ПЛАН
внеурочной деятельности
для обучающихся
6,7 и 9 классов
(по ФАОП и АООП обучающихся с лёгкой
умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями))
МБОУ Торопецкая ООШ №3
на 2024-2025 учебный год
г.Торопец, 2024 г.
Пояснительная записка к плану внеурочной деятельности
для учащихся 5-9 (обучение по АООП обучающихся с лёгкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность,
направленную на достижение планируемых результатов освоения основных
образовательных программ (предметных, метапредметных и личностных), осуществляемую
в формах, отличных от урочной.
Внеурочная деятельность в МБОУ Торопецкой ООШ № 3 организуется в
соответствии со следующими нормативными документами и методическими
рекомендациями:
- Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 № 64101) –
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389560/;
- Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 05.07.2022г. №ТВ–
1290/03 «О направлении методических рекомендаций» (Информационно-методическое
письмо об организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных
федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного
общего образования);
- Письмо Министерства образования Тверской области от 30.08.2024г. № 1-0124/13312-ОК (Информационно-методическое письмо об организации внеурочной
деятельности в рамках реализации обновленных федеральных государственных
образовательных стандартов начального общего и основного общего образования);
- Письмо Минпросвещения России от 17.06.2022 г. № 03-871 «Об организации
занятий «Разговоры о важном»;
- Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 № 28 (далее – СП 2.4.3648-20);
- Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 (далее – СанПиН 1.2.3685- 21).
План внеурочной деятельности МБОУ Торопецкой ООШ № 3 является обязательной
частью организационного раздела основной образовательной программы, а рабочие
программы внеурочной деятельности являются обязательной частью содержательного
раздела основной образовательной программы.
В целях реализации плана внеурочной деятельности МБОУ Торопецкой ООШ № 3
может предусматриваться использование ресурсов других организаций (в том числе в
сетевой форме), включая организации дополнительного образования, профессиональные
образовательные организации, образовательные организации высшего образования,
научные организации, организации культуры, физкультурно-спортивные, детские
общественные объединения и иные организации, обладающие необходимыми ресурсами.
Формы внеурочной деятельности предусматривают активность и самостоятельность
обучающихся, сочетают индивидуальную и групповую работы, обеспечивают гибкий
режим занятий (продолжительность, последовательность), переменный состав
обучающихся, проектную и исследовательскую деятельность, экскурсии, походы, деловые
игры и пр.
Допускается формирование учебных групп из обучающихся разных классов в
пределах одного уровня образования.
В соответствии с требованиями обновленных ФГОС НОО и ООО образовательная
организация обеспечивает проведение до 10 часов еженедельных занятий внеурочной
деятельности (до 1320 часов на уровне начального общего образования, до 1750 часов на
уровне основного общего образования).
Цель и идеи внеурочной деятельности
Содержательное наполнение внеурочной деятельности
Часы внеурочной деятельности в МБОУ Торопецкой ООШ № 3 используются на
социальное, творческое, интеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное,
гражданско-патриотическое развитие обучающихся, создавая условия для их
самореализации и осуществляя педагогическую поддержку в преодолении ими трудностей
в обучении и социализации. Обязательным условием организации внеурочной деятельности
является ее воспитательная направленность, соотнесенность с рабочей программой
воспитания образовательной организации.
С целью реализации принципа формирования единого образовательного
пространства на всех уровнях образования часы внеурочной деятельности используются
через реализацию модели плана с преобладанием с преобладанием педагогической
поддержки обучающихся и работы по обеспечению их благополучия в пространстве
школы:
Модель плана внеурочной
деятельности
Содержательное наполнение
- дополнительные занятия для обучающихся, испытывающих
затруднения в освоении учебной программы;
- дополнительные занятия обучающихся, испытывающих трудности в
Преобладание
освоении языков обучения (английский и немецкий языки);
педагогической
- специальные занятия обучающихся, испытывающих затруднения в
поддержки обучающихся
социальной коммуникации;
специальные
занятия
обучающихся
с
ограниченными
возможностями здоровья
Также часы внеурочной деятельности выделяются:
- на занятия школьников в рамках циклов специально организованных внеурочных
занятий, посвященных актуальным социальным, нравственным проблемам современного
мира;
- на профориентационные занятия школьников;
- на занятия школьников по формированию их функциональной грамотности.
Дополнением к данном модели служит использование во внеурочной деятельности в
МБОУ Торопецкой ООШ №3 деятельность ученических сообществ, в том числе и участие
обучающихся в воспитательных мероприятиях (соревнования, походы, экскурсии,
концерты, конкурсы, акции, оздоровительные мероприятия и т.п.), которые реализуются в
работе классных руководителей и руководителей детских общественных объединений.
Планирование внеурочной деятельности
С целью обеспечения преемственности содержания образовательныхпрограмм
начального общего и основного общего образования при формировании плана внеурочной
деятельности образовательной организации предусмотрена часть, рекомендуемая для
всех обучающихся:
- по 1 часу в неделю – на информационно-просветительские занятия патриотической,
нравственной и экологической направленности «Разговоры о важном» (понедельник,
первый урок), «Россия – мои горизонты» (четверг, последний урок) и «Моя семья» (по
пятницам)
Кроме того, в вариативную часть плана внеурочной деятельности включены:
- часы, отведенные на занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и
социокультурных потребностей обучающихся;
- часы, отведенные на занятия, направленные на удовлетворение интересов и
потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии.
Основное содержание занятий внеурочной деятельности отражено в таблице:
Направление
Количество
внеурочной
часов в
Основное содержание занятий
деятельности
неделю
Часть, рекомендуемая для всех обучающихся
Информационно
1
Основная цель: развитие ценностного отношения обучающихся к
своей Родине – России, населяющим ее людям, ее уникальной истории,
просветительски
богатой природе и великой культуре.
е занятия
Основная
задача:
формирование
соответствующей
патриотической,
внутренней позиции личности школьника, необходимой ему для
нравственной и
конструктивного и ответственного поведения в обществе.
экологической
Основные темы занятий связаны с важнейшими аспектами жизни
направленности
человека в современной России: знанием родной истории и пониманием
«Разговоры о
сложностей современного мира, техническим прогрессом и сохранением
важном»
природы, ориентацией в мировой художественной культуре и
повседневной культуре
поведения, доброжелательным
отношением к окружающим и ответственным отношением к
собственным поступкам
Один час в неделю рекомендуется отводить на внеурочное занятие «Разговоры о
важном» и один час в неделю на классный час «Россия – мои горизонты».
Внеурочные занятия «Разговоры о важном» направлены на развитие
ценностного отношения обучающихся к своей родине – России, населяющим ее людям,
ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре. Внеурочные занятия
«Разговоры о важном» направлены на формирование соответствующей внутренней
позиции личности обучающегося, необходимой ему для конструктивного и
ответственного поведения в обществе.
Основной формат внеурочных занятий «Разговоры о важном» – разговор и (или)
беседа с обучающимися. Основные темы занятий связаны с важнейшими аспектами
жизни человека в современной России: знанием родной истории и пониманием
сложностей современного мира, техническим прогрессом и сохранением природы,
ориентацией в мировой художественной культуре и повседневной культуре поведения,
доброжелательным отношением к окружающим и ответственным отношением к
собственным поступкам.
При реализации плана внеурочной деятельности предусмотрена вариативность
содержания внеурочной деятельности с учетом образовательных потребностей и
интересов обучающихся.
В зависимости от задач на каждом этапе реализации основной образовательной
программы количество часов, отводимых на внеурочную деятельность, может
изменяться.
В зависимости от решения педагогического коллектива, родительской
общественности, интересов и запросов детей и родителей в образовательной
организации могут реализовываться различные модели плана внеурочной
деятельности.
Внеурочная деятельность и коррекционно-развивающие занятия обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) – легкая
умственная отсталость
Особенностью
плана
внеурочной
деятельности
школы,
реализующей
адаптированные основные общеобразовательные программы, является сочетание курсов
внеурочной деятельности с коррекционно-развивающими занятиями, позволяющими
обеспечить обучающимся с ОВЗ не только всестороннее развитие, но и усвоение
содержания учебных предметов.
Реабилитационно-коррекционные мероприятия могут реализовываться как во время
внеурочной деятельности, так и во время урочной деятельности.
Внеурочная деятельность в соответствие с ФГОС обучающихся с УО (ИН)
представляет коррекционно-развивающую область и другие направления внеурочной
деятельности. Содержание коррекционно-развивающей области представлено
следующими коррекционными курсами: коррекционный курс "Логопедические
занятия", коррекционный курс "Психологический практикум" и «Занятия с
дефектологом»:
Коррекционный курс "Логопедические занятия". Основные задачи реализации
содержания: формирование и развитие различных видов устной речи (разговорнодиалогической, описательно-повествовательной) на основе обогащения знаний об
окружающей действительности. Обогащение и развитие словаря, уточнение значения
слов, развитие лексической системности, формирование семантических полей. Развитие
и совершенствование грамматического строя речи. Развитие связной речи. Коррекция
недостатков письменной речи (чтения и письма). Занятия проводятся фронтально, по
подгруппам или индивидуально.
Коррекционный курс "Психологический практикум". Основные задачи реализации
содержания: Формирование учебной мотивации, стимуляция сенсорно-перцептивных,
мнемических и интеллектуальных процессов. Гармонизация психоэмоционального
состояния, формирование позитивного отношения к своему "Я", повышение
уверенности в себе, развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля.
Развитие способности к эмпатии, сопереживанию; формирование продуктивных видов
взаимоотношений с окружающими (в семье, классе), повышение социального статуса
ребенка в коллективе, формирование и развитие навыков социального поведения.
«Занятия с дефектологом»: основная задача – развитие и коррекция интеллектуальной
сферы ребёнка, расширение его познаний об окружающем мире, помощь в
социализации, проводится в рамках работы учителя-дефектолога.
Выбор коррекционно-развивающих занятий, их количественное соотношение,
содержание, самостоятельно определяется МБОУ Торопецкой ООШ №3, исходя из
психофизических особенностей и особых образовательных потребностей обучающихся
с ЗПР на основе рекомендаций Нелидовской и Тверской ПМПК (ЦПМПК) и ИПР
обучающихся.
Внеурочная деятельность проводится по плану внеурочной деятельности учителя.
Недельный план внеурочной деятельности в МБОУ Торопецкой ООШ № 3
для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (вариант 1) – легкая умственная отсталость уровня ООО
на 2024/2025 учебный год
Направления
Названия
Формы
организации
Количество часов в неделю
6
7
9
ВСЕГО
кор
кор кор
Часть, рекомендуемая для всех обучающихся
Информационно-просветительские занятия
«Разговоры о
патриотической, нравственной и
важном» *
экологической направленности
Занятия, направленные на удовлетворение
Россия – мои
профориентационных интересов и
горизонты*
потребностей обучающихся
Региональные проекты, реализующие
«Моя семья» *
Стратегию духовно-нравственного
воспитания детей в Тверской области
Вариативная часть
Занятия, направленные на
«Декоративноудовлетворение интересов и
прикладное
потребностей обучающихся в
творчество»**
творческом и физическом развитии **
Всего за неделю: 12ч
Информаци
онный час
1
1
1
3
Классный
час
1
1
1
3
Занятия
1
1
1
3
Кружок
1
4
4
3
4
12
*Занятия «Разговор о важном», «Россия – мои горизонты» и «Моя семья» в 7 кор, 8кор и 9кор классах
проводятся по 1 часу в неделю классными руководителями.
**Кружок «Декоративно-прикладное творчество» проводится в объединённой группе 6кор, 7кор и 9кор
классов.
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)