Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательный английский» для 5-8-го
классов составлена на основе Закона РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации», Приказа МО и Н РФ от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования», Письма Департамента общего образования Минобрнауки России от
12.05.2011 г. № 03- 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении
федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
Актуальность программы «Занимательный английский» обусловлена соответствием
еёсодержания требованиям Федерального государственного образовательного стандарта
(ФГОС) основного общего образования и примерной основной образовательной
программы образовательного учреждения. Программа обеспечивает развитие способности
и готовности учащихся к самостоятельному и непрерывному изучению английского
языка, к дальнейшему самообразованию и с его помощью к использованию английского
языка в других областях знаний. Возможность использования языкового портфеля как в
урочное, так и во внеурочное время делает программу дополнительного образования
универсальной.
Рабочая программа по английскому языку «Занимательный английский» предлагает
разнообразные дополнительные материалы по освоенным темам учебника и творческие
задания, мотивирующие учащихся к самостоятельной работе.
Ученик сам выбирает задания для выполнения, что формирует его автономность. Помимо
этого, ученик на своё усмотрение включает в языковой портфель любые работы, которые
считает подтверждением своих успехов и достижений в изучении английского языка.
Рекомендации по пополнению языкового портфеля даются в соответствующих рубриках
учебника, причём включают не только выполнение письменных творческих работ, но и
запись на аудионосители самостоятельно выполненных функциональных монологов и
ситуативных диалогов, предлагается развитие всех видов речевой деятельности.
Программа ориентирована на развитие личности учащегося: расширяет лингвистический
кругозор детей. Данный курс рассчитан на 34 учебных часа в год.
Программа по внеурочной деятельности «Занимательный английский» включает
тематические проектные работы, при выполнении которых школьники применяют
сформированные на основных уроках английского языка предметные умения и знания,
используют хорошо знакомый материал, что обеспечивает непрерывность и
преемственность учебного процесса. Программа выступает как средство обучения
английскому языку и культуре, обеспечивает активизацию творческого потенциала
личности учащихся основной школы, способствует развитию продуктивной учебной и
проектной деятельности.
В рамках данной программы дополнительного образования широко используется метод
проектов как компонент технологии портфолио. Это напрямую связано с раскрытием
творческих способностей учащихся в соответствии с их интересами и увлечениями,
формированием креативности, развитием критического мышления, навыков разрешения
проблем и принятия решений, а также личностной и творческой самореализации. Именно
в ситуации достижения самостоятельно поставленной цели, при планировании результата
школьники учатся действовать как самостоятельно, так и в сотрудничестве с
одноклассниками, работать в команде. К тому же, программа учитывает тот факт, что
учащиеся среднего школьного возраста, постоянно стремящиеся к самостоятельности,
самоутверждению и самоопределению, наиболее восприимчивы к эмоциональноценностному развитию и духовно-нравственному воспитанию.
Новизна данной программы заключается в использовании альтернативной формы
контроля и оценивания в процессе обучения английскому языку, что позволяет получить
динамичную картину учебного и языкового развития учащихся. Выбор учащимися 5 – 8
классов такой программы мотивируется тем, что подростки не только удовлетворяют свой
познавательный интерес, но и могут применить полученные умения на практике в
дальнейшей учебной и трудовой жизни. В рамках реализации программы возможны
разнообразные виды внеурочной деятельности, что также можно отнести к её
достоинствам.
Изучение школьниками английского языка соответствует таким основным направлениям
его деятельности, как формирование и развитие коммуникативных навыков, помогает
реализации принципа развивающего обучения, что способствует разностороннему
развитию личности ребенка.
Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования
направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей
модели массовой средней школы и призван обеспечить достижение основных целей:
развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению;
формирование желания и умения учиться;
воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного
отношения к себе и окружающему миру;
освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов
деятельности;
сохранение и поддержка индивидуальности ребенка.
Приоритетом является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения
которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.
Иностранный язык расширяет лингвистический кругозор учащихся,
способствует формированию культуры общения, содействует общему речевому
развитию учащихся.
Главной целью данного курса является
-развитие элементарных языковых навыков, необходимых для успешного овладения
английским языком. Это позволяет достичь высоких показателей общеобразовательного
развития учащихся, углубить и закрепить уже имеющиеся знания и получить
дополнительные;
- создание условий для интеллектуального развития ребенка и формирования его
коммуникативных и социальных навыков через игровую и проектную деятельность
посредством английского языка.
Одна из важных задач курса заключается в максимальном вовлечении учащихся на
занятии. Большинство заданий представлено в игровой форме. Многие упражнения
предполагают опору на собственный жизненный опыт учащихся.
Задачи:
Содержание и принципы построения данной программы позволяют решать следующие
общеобразовательные и воспитательные задачи:
• осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования в
рамках учебного предмета «Английский язык»;
• повысить общий уровень владения английским языком;
• развить индивидуальность каждого ребёнка;
• формировать личность обучающегося, что является принципиальным условием его/её
самоопределения в той или иной социокульурной ситуации;
• более полно выявить индивидуальные способности, интересы, увлечения детей;
• расширить возможности социализации учащихся;
• обеспечить духовную, культурную и социальную преемственность поколений.
Для достижения поставленной цели данная программа решает следующие
метапредметные и личностные задачи:
Метапредметные задачи:
• Научить учащихся осуществлять самостоятельную продуктивную деятельность.
• Развивать у учащихся навык объективной самооценки выполненной работы, своих
языковых умений и уровня владения английским языком.
• Научить учащихся ставить индивидуальные учебные цели, достижение которых
возможно в ближайшем будущем.
• Формировать навыки планировать и организовывать свою деятельность.
• Развивать у учащихся навык рефлексии по поводу проделанной работы.
• Развивать способность проводить самоконтроль.
• Развивать у учащихся критическое мышление, внимание, воображение, память.
• Формировать у учащихся мотивацию к обучению и творчеству.
• Научить учащихся самостоятельно выходить из проблемной ситуации.
• Приобщить учащихся к совместной деятельности в группе / команде / работе в
сотрудничестве.
• Развивать навыки исследовательской работы при выполнении проектных работ.
• Формировать интерес к познавательной деятельности.
• Актуализировать интеллектуально-творческий потенциал личности учащегося, его
образовательную активность.
• Научить осознанному и самостоятельному построению письменного и устного речевого
высказывания.
• Научить аргументировано высказывать своё мнение по обсуждаемому вопросу / теме.
• Научить корректно отстаивать / оспаривать свою точку зрения и принимать
противоположную.
• Развивать у школьников коммуникативную компетенцию, включая умение
взаимодействовать с окружающими.
• Приобщать учащихся к новому социальному опыту с помощью моделируемых ситуаций
общения.
Личностные задачи:
• Развивать самостоятельность / автономию учащихся.
• Формировать личность, способную к саморазвитию и изменению, готовую к
осознанному выбору, самостоятельному принятию решений.
• Воспитывать уважение к отличительным особенностям жизни, культуры и традиций в
других странах и умение к ним адаптироваться.
• Воспитывать толерантное отношение к культуре англоязычных стран и более глубокое
осознание родной культуры.
• Укреплять нравственность учащихся, основанную на духовных традициях.
• Создавать условия для социального и культурного самоопределения учащегося.
• Воспитывать у учащихся готовность и способность к духовному развитию.
• Формировать у учащихся навык исследовать собственное развитие в течение
определённого времени.
В основе данной программы заложены следующие принципы использования
педагогической технологии языкового портфеля:
1. Самооценка результатов (промежуточных и итоговых) овладения всеми
составляющими коммуникативной компетенции: лингвистической компетенцией,
социокультурным компонентом, всеми видами речевой деятельности, общеучебными и
компенсаторными умениями.
2. Систематичность и регулярность самомониторинга: последовательное отслеживание
собственных успехов в области овладения английским языком.
3. Структуризация материалов языкового портфеля, логичность письменных проектов
благодаря наличию плана и соблюдению указанного объёма.
4. Коммуникативная направленность заданий.
5. Тематика предложенных проектных работ соответствует возрасту, интересам и уровню
языковой подготовки учащихся. Коммуникативная компетенция развивается в
соответствии с отобранными для данной ступени обучения темами, проблемами и
ситуациями общения в пределах следующих сфер общения: социально-бытовой, учебноигровой, социокультурной. Формируется и совершенствуется умение представлять себя,
свою страну, ее культуру средствами английского языка в условиях межкультурного
общения.
Таким образом, данная рабочая программа нацеливает на обучение детей всем видам
речевой деятельности параллельно. Программа предусматривает создание следующих
типов портфолио: рефлексивное портфолио: раскрывает динамику личностного развития
ученика, помогает отследить результативность его деятельности как в количественном,
так и в качественном плане;
- проблемно-исследовательский портфолио: помогает подготовиться к написанию
реферата или научной работы, к выступлению на конференции.
Формы проведения занятий.
Внеурочная деятельность по английскому языку традиционно основана на трёх формах:
индивидуальная, групповая и массовая работа (выступления, спектакли, утренники и пр.).
Ведущей формой организации занятий является групповая работа. Во время занятий
осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.
Педагог планирует работу с учётом возрастных, психологических и индивидуальных
особенностей обучающихся. Программа предусматривает проведение занятий,
интегрирующих в себе различные формы и приемы игрового обучения, проектной,
литературно-художественной, изобразительной, физической и других видов деятельности.
Формы организации образовательного процесса, виды деятельности обучающихся,
использование различных видов оборудования, поставленного в рамках введения ФГОС
НОО.
Внеурочные занятия, виды деятельности:
- воспроизводят наизусть тексты рифмовок, песен;
- понимают на слух речь учителя и небольшие доступные тексты в аудиозаписи,
построенные на изученном языковом и грамматическом материале (краткие диалоги,
песню);
- читают, извлекая нужную информацию (библиотечный формуляр).
- совершенствуют навыки письма;
- оперируют активной лексикой в процессе общения;
- понимают небольшие доступные тексты в аудиозаписи, построенные на изученном
языковом и грамматическом материале;
- находят значение отдельных незнакомых слов в двуязычном словаре;
- отличают использование видовременных форм глаголов, сравнивают и анализируют
случаи употребления;
- употребляют Present Continuous, Present Simple, Past Simple, Future Simple, структуру to
be going to и наречия времени, исчисляемые и неисчисляемые существительные (a lot,
much, many), вопросительные слова who, what, where, when, why, how, модальные глаголы
haveto, may.
Виды деятельности:
Речевые и фонетические разминки.
игровая деятельность (в т.ч. подвижные игры);
чтение, литературно-художественная деятельность;
постановка драматических сценок, спектаклей;
прослушивание песен и стихов;
разучивание стихов;
разучивание и исполнение песен;
проектная деятельность;
диалоги;
выполнение упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения.
Эффективность и результативность данной внеурочной деятельности зависит от
соблюдения следующих условий:
добровольность участия и желание проявить себя;
сочетание индивидуальной, групповой и коллективной деятельности;
сочетание инициативы детей с направляющей ролью учителя;
занимательность и новизна содержания, форм и методов работы;
эстетичность всех проводимых мероприятий;
четкая организация и тщательная подготовка всех запланированных мероприятий;
наличие целевых установок и перспектив деятельности, возможность участвовать в
конкурсах, фестивалях и проектах различного уровня;
широкое использование методов педагогического стимулирования активности учащихся;
гласность, открытость, привлечение детей с разными способностями и уровнем овладения
иностранным языком;
привлечение родителей и учащихся более старшего возраста к подготовке и проведению
мероприятий с учащимися более младшего возраста;
Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате освоения программы по внеурочной деятельности «Занимательный
английский» учащиеся должны освоить в области предметных умений:
- воспроизводить основные коммуникативные типы предложений на основе
моделей/речевых образцов;
- оперировать вопросительными словами в продуктивной речи;
- соблюдать порядок слов в предложении;
- выражать отрицание при помощи отрицательных частиц no/not;
- использовать в речи простые предложения с простыми глагольными, составными
именными и составными глагольными сказуемыми; безличные предложения;
- выражать побуждение при помощи побудительных предложений;
- узнавать на слух и употреблять в речи известные глаголы в Present, Future, Past Simple;
- выражать свое отношение к действию при помощи модальных глаголов;
- узнавать и использовать в речи конструкцию to be going to;
- различать и образовывать существительные единственного и множественного числа;
- различать существительные с определенным и неопределенным артиклями и правильно
употреблять их;
- различать, образовывать и использовать в речи степени сравнения прилагательных.
Метапредметные УУД:
Личностные:
- иметь общее представление о мире как многоязычном и поликультурном сообществе;
- осознаватьсебя гражданином своей страны;
- осознавать язык, в том числе иностранный, как основного средства общения между
людьми;
- познакомиться с разговорным языком зарубежных сверстников с использованием
грамматических правил изучаемого языка.
Регулятивные:
- уважительно относиться к иному мнению, истории и культуре других народов, выделять
и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению;
- регулировать игровую учебную деятельность;
- концентрировать внимание на выполнении практических заданий на языке;
- развить волевое усилие при поисках ответов на вопросы;
- использовать установленные правила в контроле способа выполнения упражнения,
концентрировать волю и стабилизировать эмоциональное состояние;
- удерживать внимание при чтении;
- развивать волевое усилие при выборе правильной грамматической формы.
Познавательные:
- осуществлять поиск необходимой информации;
- разыгрывать диалог с опорой на речевую модель, подбирать реплики при составлении
диалога;
- закреплять лексику по темам, разыгрывать диалоги с опорой на речевую модель;
- развивать грамматические навыки при изучении грамматических правил;
- осуществлять рефлексию способов и условий действия, выделять существенные
признаки;
- обучаться грамотному сравнению;
- изучать и использовать новые выражения и лексику в устной речи.
Коммуникативные:
- осознать общую цель изучения языка, участвовать в коллективном обсуждении проблем
учебного сотрудничества;
- развить умения участвовать в элементарном этикетном диалоге знакомства, вести
диалог-расспрос;
- развить умения задавать вопросы по заданной теме;
- расширить кругозор, приобщиться к рекламе как источнику информации;
- обратиться за помощью, формулировать свои затруднения;
- анализировать содержание прочитанного;
- развивать межкультурную компетенцию.
Учебно-методическое обеспечение программы
Учащиеся могут по своему желанию включать в языковые портфели:
• любые письменные творческие работы: сочинения, изложения, эссе;
• индивидуальные и групповые проекты;
• контрольные и зачётные работы, тесты, школьные доклады;
• аудио и видеозаписи собственных выступлений: стихотворения, диалоги, инсценировки
литературных произведений;
• работы, выполненные на компьютере: презентации, электронные портфолио;
• стихи, сказки, рассказы, написанные учениками;
• переводы художественных текстов;
• письма, открытки;
• памятки, рекомендации по развитию учебных навыков (умение организовать свою
работу, схема написания эссе, письма);
• схемы, таблицы;
• плакаты, различные карточки;
• рисунки, поделки;
• грамоты, награды, сертификаты достижений;
• дипломы победителей олимпиад и конкурсов;
• справки, свидетельства об окончании языковых курсов.
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
1. Авторские методики/разработки:
разработка тем программы;
описание отдельных занятий;
2. Учебно-иллюстративный материал:
слайды, презентации по темам;
видеоматериалы по темам;
аудиоматериалы по темам;
иллюстративный и дидактический материал по темам занятий;
наглядные пособия (игровые таблицы, атрибуты);
натурные объекты: реквизит к спектаклям, театральным постановкам;
3. Методические материалы:
методическая литература для учителя;
литература для обучающихся;
подборка журналов;
4.Материалы по результатам освоения программы:
перечень творческих достижений;
видеозаписи итоговых постановок;
фотографии и аудиозаписи мероприятий
5. Материально-техническое обеспечение:
сценическая ширма (сцена, актовый зал);
видео-камера;элементы театральных декораций;
персональный компьютер, оснащенный звуковыми колонками, для обработки сценарного
и музыкального материала, экран, кинопроектор.
Учебно-тематический план
5 класс
Название темы
Летние каникулы
Каникулы в Британии
Колво
часов
1
1
Неправильные глаголы
учим с удовольствием
Интересные факты об
европейских странах
2
Грамматические игры
Моя семья
1
2
Учимся задавать
вопросы
1
Путешествие в Лондон
Числительные
Письмо другу
Стихи и песни
1
1
1
2
Моё свободное время и
увлечения
2
Учимся писать эссе
Басни Эзопа
1
1
Наши питомцы
1
Поход в цирк, театр
1
Разделительные
вопросы
Чтение. «Волк и
козленок»
Почему люди
1
2
Говорение
Письменная речь
Составление диалогов
Монологическое
высказывание
Стихи с неправильными
глаголами
Чтение, обсуждение-
Вопросы о каникулах
Дружеское письмо с
опорой на образец
Составление
собственных стихов
Визитная карточка
зарубежной страны (по
выбору учащихся)
Монологическое
высказывание: описание
своей семьи
Выполнение
тренировочных
упражнений
Генеалогическое древо
своей семьи
Грамматические игры
Письмо другу
Разучивание
стихотворения «Swing,
Swing” by W/
Allinghamи песни“ The
Bear Went Over
Mountines”
Монологическое
высказывание с
опорой на картинки
Читают басню и
высказываются о ее
морали
Отвечают на вопросы
Дружеское письмо с
опорой на подсказки
Монологическое
высказывание с
опорой на картинки
Тренировка составления
и ответов
1
1
Короткий рассказ об
одном из своих хобби
Составление диалогов
путешествуют
Достопримечательности
Шотландии и Англии
2
Устная презентация
своей улицы / посёлка
Открытка другу
Абсолютная форма
притяжательных
местоимений
Путешествие по России
1
1
Тренировка
2
-
Города России
2
Презентация постера о
достопримечательностях
России
Знаменитые люди
1
России
Игры и развлечения
1
“English is fun”
Итого: 34 ч.
в 5 классе
6 класс
Учимся писать письма -
1
Грамматика с
удовольствием
Лимерики
2
Читаем с
удовольствием
Разучивание песен
1
“The English Roses”
1
2
Which land is the best?Презентация
Общие вопросы в
косвенной речи
Традиции и обычаи
Британии
Британская поэзия
Поздравляем с
праздником
Интересные факты о
британских праздниках
2
тренировка
Рождество и Новый год
2
Грамматические игры
(временные формы)чтение
Достопримечательности
Лондона
1
2
1
1
Написание открытки по
плану
Постер туристического
агентства о
достопримечательностях
России
Монологическое
высказывание
Москва и СанктПетербург
2
Короткий рассказописание / по
картинке
Открытка другу
Чтение, осуждение,
диалог
Разучивание стихов
Открытки с
поздравлением
Монологические
высказывания
Разучивание стихов и
песен
Написание электронного
письма (e-mail) по
образцу
Составление
собственных лимериков
Страничка для
путеводителя о том, как
можно перемещаться по
городу
Открытки с
поздравлением
Краткое описание
праздников с опорой на
картинки
Открытие Америки
2
Изучаем грамматику
«Будущее время»
Инсценировка «Чарли и
шоколадная фабрика»
Мои увлеченеия
1
2
Практика устной речи
Грамматика с
удовольствием
Разучивание песни
1
Условные предложения-
1
-
2
-
2
1
Устная речь
Чтение, диалогическая и
монологическая речь
Устное рекламное
объявление гостиницы
в 6 классе
“My favourite things”
Учимся писать письма
и e-mail
Характер человека
Герои книг и фильмов
1
Инсценировка сказок на 3
английском языке
Итого: 34 ч.
Чтение, диалогическая
и монологическая речь
Описание картины по
плану
письмо
7 класс
Беседа, диалог
Грамматические игры
Школьная ждизнь
Всё о существительном
Фразовые глаголы
2
1
1
Английский язык –
глобальный язык
2
Учимся работать со
словарями
Неправильные глаголы
Артикли – почему их
нужно знать
Сколько в мире языков
Города Америки
Сказка об английских
временах (Present
Perfect-Past simple)
Фразовые глаголы
Учимся писать письма
и e-mail
Природные чудеса
Америки, Австралии
Флора и фауна России и
Британии
1
Презентация
интересных фактов об
английском языке
-
1
1
Грамматические игры
Тренировка
1
1
1
Презентация
Беседа, диалог Грамматические игры
1
2
Фразовые глаголы
-
1
Презентация
1
Устная презентация
Иллюстрации к
фразовым глаголам
Презентация
Словарная статья
Письмо другу
Письмо
В стране английских
местоимений
Фразовые глаголы
Спасаем Землю
Секреты
словообразования
На приеме у доктора
Интересное в
английском языке
Разучивание
английских песен
Инсценировка сказок на
английском языке
Повторение грамматики
Грамматические игры
коллаж
1
1
2
Беседа, диалог
Тренировка
тест
постер
диалог
1
1
Диалогическая речь
Презентация
1
2
4
4
Выполнение тестов
Итого в 7 классе: 34 часа
8 класс
Спорт
Всё о наречии
2
1
Фразовые
глаголы
1
Популярные
виды спорта
2
Учимся работать
со словарями
Прошедшее
совершенное
время
Степени
сравнения
наречий- почему
их нужно знать
Спорт в
Великобритании
Олимпийские
игры
Косвенная речь
1
Фразовые
глаголы
Учимся писать
письма и e-mail
1
Беседа, диалог
Грамматические
игры
Презентация
интересных
фактов о видах
спорта
-
1
Грамматические
игры
1
Тренировка
1
Презентация
1
Беседа, диалог -
1
Грамматические
игры
Фразовые
глаголы
-
2
Иллюстрации к
фразовым
глаголам
Презентация
Словарная
статья
Письмо другу
Письмо
Поход в Большой
театр
Театр «Глобус» в
Англии
Страдательный
залог
Фразовые
глаголы
Голливуд.
Знаменитые
актёры
Секреты
словообразования
Великие люди
Викторина
«Знаменитые
люди»
Разучивание
английских
переходных
глаголов
Инсценировка
ситуативных
диалогов на
английском
языке
Повторение
грамматики
1
Презентация
1
Устная
презентация
Грамматические
игры
1
тест
1
1
Беседа, диалог
2
Тренировка
1
1
Презентация
Презентация
2
4
4
Итого в 8 классе: 34 часа
коллаж
Выполнение
тестов
постер
диалог
Список литературы:
1. Афанасьева О.В. И.В. МихееваИностранный язык. Планируемые результаты. Система
заданий. 5 – 9 классы / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение,
2012. – 128 с.
3. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор:
пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с.
4. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная
деятельность. Проблемно-ценностное общение. – М.: Просвещение, 2012. – 86 с.
5. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного
развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2011. – 24 с.
8. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. – М.:
Просвещение, 2011. – 192 с.
9. Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к
мысли. Система заданий : пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. – М.:
Просвещение, 2011. – 159 с.
10. Федеральный портал Российское образование http://www.edu.ru / – нормативные
документы, программы элективных курсов.