Рабочая программа учебного предмета Развитие речи для обучающихся 7 класса

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования Тверской области
Отдел образования администрации Торопецкого МО Тверской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Торопецкая основная общеобразовательная школа №3
РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

на ШМО

Заместитель директора

Директор

Протокол №9 от 21.05.2025

по УВР _______________

_______________

/Е.Н.Юнг/

22.05.2025

/Л.В.Васильева/
Приказ от 22.05.2025 № 64

Рабочая программа общего образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
вариант 1
учебного предмета «Развитие речи»
для обучающихся 7 класса

г.Торопец, 2025

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ........................................................... 3
2. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ................................................................ 4
3.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ......................................................... 9
4.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ............................................... 15

2

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по образовательной области «Развитие речи» для 7
классов
разработана
на
основе
адаптированной
основной
общеобразовательной программы образования обучающихся с лёгкой
умственной отсталостью (вариант 1)
Цель: развитие устной и письменной грамотной речи.
Задачи:
- Формирование навыков связной письменной и устной речи.
- Развитие фонематического слуха и правильного произношения.
- Воспитание интереса к родному языку.
В процессе изучения грамматики и правописания у школьников
развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые
орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к
родному языку. Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию
высших психических функций учащихся с целью более успешного
осуществления их умственного и речевого развития.
Предложение. Изучение предложений имеет особое значение для
подготовки школьника с нарушениями интеллектуального развития к
самостоятельной жизни, общению. Эта тема включена в программу всех лет
обучения. Необходимо организовать работу так, чтобы в процессе
упражнений формировать у школьников навыки построения простого
предложения разной степени распространенности и сложного предложения.
Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки.
Связная речь. Большое внимание уделяется формированию навыков
связной письменной речи, так как возможности умственно отсталых
школьников излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены. В
связи с этим ведется постоянная работа над развитием их фонематического
слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря,
обучением построению предложений, связному устному и письменному
высказыванию во 2—4 классах. Подготовительные упражнения — ответы на
последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков,
работа с деформированным текстом создают основу, позволяющую учащимся
5—9 классов овладеть такими видами работ, как изложение и сочинение.

3

2. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
В 7 классе особенностью работы над словом является не только
формирование и развитие образного словаря, за счет практического
использования метафор, эпитетов, олицетворений, фразеологизмов, но и
формирование умения характеризовать слово с точки зрения сферы его
употребления, происхождения, активного и пассивного запаса, и
стилистической окраски.
В седьмом классе на уроках развития речи обучающихся учат понимать
обобщенное значение числительных и местоимений, наречий, причастий и
деепричастий, междометий, частиц, союзов, слов категорий состояния и (до
введения терминов), практическим путем опознавать слова с этим значением
и изменять их. Кроме того, обучающиеся тренируются использовать данные
части речи в ходе практических упражнений, учатся их понимать в процессе
чтения или аудирования, использовать в собственной речи. Данная работа
должна носить опережающий характер, для того чтобы сформировать у
обучающихся с тяжелыми нарушениями речи предварительные знания о
семантике изучаемой лексики, относящейся к разным частям речи, а также
способа ее употребления.
На данном этапе обучения словарный запас обогащается за счет
образных выражений с коннотативным значением: метафорами, сравнениями,
фразеологизмами. Основой является программная лексика из различных
разделов программы, а также коммуникативно значимые для данного
возрастного этапа лексические единицы. Особое внимание уделяется
правильному произнесению слов, относящихся к различным частям речи и
используемых в различных функциональных стилях, с точки зрения
соблюдения правильного ударения.
Продолжается работа по формированию и актуализации вариативного
лексикона для реализации коммуникативных социальных контактов,
включающее взаимодействие в различных социальных ситуациях, а также в
интернет-сообществах, при использовании IT технологий.
Большая роль по-прежнему отводится развитию навыка различения и
использование основных способов семантизации, толкования лексического
значения слова.
Лексика
Основные способы толкования лексического значения слова.
Однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значение
слова, синонимы, антонимы, омонимы.
Стилистическая окраска слова.
Фразеологизмы.
Эпитеты, метафоры, олицетворения.
Словообразование
Различные способы словообразования.
Словообразовательный и морфемный анализ.
4

Части речи
Наречие
Категория состояния
Деепричастие
Частицы
Междометия
Звукоподражательные слова
Работа над словосочетанием и предложением предполагает
продолжение проводимой работы по формированию умения устанавливать
связи между словами в словосочетаниях и предложениях, освоения различных
типов предложения с учетом программного материала по предмету «Русский
язык». Особое внимание в седьмом классе уделяется моделированию и
конструированию предложений различной структуры, а также практическому
использованию предложно-падежных конструкций, в частности, с
производными предлогами (в течение, вследствие, благодаря, ввиду и проч.)
Словосочетание
Виды словосочетаний по характеру главного слова.
Средства связи слов в словосочетании.
Предложно-падежное управление.
Предложение
Предложения, различные по цели высказывания и эмоциональной
окраске, интонационное оформление предложений.
Виды сложноподчиненных предложений.
Союзы и союзные слова.
«Работа над текстом» предполагается организация работы по
совершенствованию навыков понимания и продуцирования текстов
различных жанров. Данный раздел занимает одну из ведущих позиций в
системе развития речи. В продолжение работы в пятом и шестом классах
предлагается расширить спектр умений анализировать формальные признаки
текста, а также понимать содержание и смысл текстов в условиях аудирования
и при чтении, продуцировать тексты различной стилевой и жанровой
принадлежности. Особое внимание уделяется работе с научно-популярными и
официально-деловыми текстами. Одним из новых направлений является
работа с публицистическими текстами; их восприятие и анализ в процессе
аудирования и чтения. Данное направление важно не только с точки зрения
развития монологической речи, но и формирования гражданской позиции
обучающихся, поскольку в данном возрасте они получают паспорт.
Формирование критического отношения к новостным материалам, в том
числе, в интернете необходимо для адекватной ориентации в окружающем
мире. Привитие интереса к подобным материалам и самостоятельной позиции
по отношению к их содержанию способствует формированию у обучающихся
активной гражданской позиции.
5

Большое внимание необходимо уделять продолжению развития
механизмов понимания текста: компрессии и развертыванию, которые
формируются в процессе практических упражнений.
В 7 классе предусматривается продуцирование текстов большего
объема, по сравнению с предыдущими классами. Классные сочинения
(объемом 1,0–1,5 страницы) формулируются и записываются после
предварительного обсуждения.
Впервые в 7 классе обучающиеся начинают осваивать тексты в
публицистическом жанре, продолжается работа над текстами в жанре
научного сообщения, оформления деловых бумаг.
При формировании умения аудирования публицистических текстов
необходимо обратить внимание на различный уровень их переработки:
детальный или выборочный. Обучающимся предлагаются устные или
письменные публицистические тексты объемом не менее 230 слов (на конец
года обучения). В ходе работы над текстами проводится предварительный их
анализ, далее под руководством педагога устно и письменно формулируется
тема и главная мысль текста, вопросы по содержанию текста и ответы на них.
У обучающихся формируется умение после предварительного анализа
подробно, сжато и выборочно передавать в устной и письменной форме
содержание прослушанных и/ или прочитанных публицистических текстов
(для подробного изложения объем исходного текста не менее 180 слов; для
сжатого и выборочного изложения – не менее 200 слов).
Для формирования умения работать с учебными и неучебными текстами
(достижение метапредметных результатов) предлагается продолжить работу
по составлению разнообразных планов текста (после предварительного
анализа): простого, сложного; назывного, вопросного, тезисного, на основе
которых обучающиеся могут воспроизвести текст в устной или письменной
форме. Важно учить обучающихся выделять главную и второстепенную
информацию в прослушанном и прочитанном тексте; передавать содержание
текста с изменением лица рассказчика, представлять содержание текста в виде
таблицы, схемы.
Кроме работы над пониманием текста большая работа проводится по
формированию у обучающихся навыков продуцирования собственных
монологических и диалогических высказываний. Продолжается работа по
формированию умения по заданному алгоритму создавать устные
монологические высказывания на основе наблюдений, личных впечатлений,
чтения научно-учебной, художественной и научно-популярной литературы:
монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование, но в 7
классе увеличивается протяженность текстов - не менее 70 слов. Кроме того,
совершенствуется умение создавать и выступать с научным (научнопопулярным) сообщением на заданную тему с использованием наглядности, в
том числе в рамках исследовательской деятельности, а также в
публицистических жанрах (интервью, репортаж, заметка).
6

При создании самостоятельных связных высказываний важно
совершенствовать умение анализировать, в том числе, собственный текст с
точки зрения соответствия его основным признакам, адекватности отбора
языковых средств. Поэтому полезно анализировать различные образцы
текстов, а также приучить обучающихся редактировать как чужие, так и
собственные тексты.
Виды и стили монологической речи.
Основные признаки видов и стилей монологической речи: монологописание, монолог-рассуждение, монолог-повествование, научное сообщение,
публицистика, официально деловой стиль речи.
Сочинения-миниатюры с опорой на произведения искусства.
Текст.
Тема и микротема текста; главная мысль текста.
Главная и второстепенная информация в прослушанном или
прочитанном тексте.
Абзацное членение текста.
Виды планов (простой, сложный, вопросный, назывной, тезисный и др.).
Изложения.
Пересказ текста с изменением лица рассказчика.
Подробные и краткие пересказы (изложения).
Преобразование текста.
Виды речевой деятельности и культура речи
В 7 классе большое внимание уделяется формированию навыка
аудирования как метапредметному навыку. С этой точки зрения важно, чтобы
обучающиеся владели различными видами аудирования, которые они усвоили
ранее: выборочным, детальным – как научно-учебных, художественных
текстов различных функционально-смысловых типов речи, так и текстов
публицистического жанра, которые они осваивают на данном году обучения.
Важно на данном этапе обучения осуществлять формирование навыков
ведения дискуссии, обсуждений на различные темы, так чтобы обучающиеся
могли активно участвовать в обсуждении учебных ситуаций, в диалоге на
лингвистические (в рамках изученного) темы и темы на основе жизненных
наблюдений (диалог – запрос информации, диалог – сообщение информации).
Необходимо учитывать, что в этом возрасте обучающиеся становятся
очень чувствительными к реакции на их личность в социальных сетях.
Поэтому необходимо продолжать обсуждать с ними правила общения в этих
условиях, формы передачи информации, способы и характер безопасного
общения. Продолжается работа по формированию и совершенствованию
сценариев решения конфликтов как со сверстниками, так и со взрослыми.
Кроме того, обсуждаются проблемы фейковых сообщений, особенности
рождения и распространения сплетни. Обучающиеся должны понимать
особенности этих жанров, а также ответственность за их распространение.

7

Виды речевой деятельности.
Аудирование детальное и выборочное.
Чтение ознакомительное, изучающее, просмотровое.
Язык и речь
Язык как развивающееся явление.
Взаимосвязь языка с культурой и историей народа.
Лексика как отражение уровня развития цивилизации.
Особенности общения в интернете и социальных сетях.
Способы и сценарии общения в социальных сетях.
Что такое блог. Для кого пишут блогеры? Можно ли стать блогером?
Блогер – это профессия?
Новости в интернете. Что такой фейк? Как можно распознать, что данная
новость фейковая. Обсуждение новостей из интернета. Ответственность за
распространение фейков.
Правила общения со сверстниками и взрослыми.
Речевой этикет в устной коммуникации.
Сценарии коммуникативного поведения в общении со сверстниками,
знакомыми и незнакомыми взрослыми: знакомство, просьба о помощи, совет,
«светская беседа», дружеский разговор.
Что такое сплетня. Почему не любят сплетников.
Способы решения спорных ситуаций.
Способы ведения полемики на лингвистические темы и темы на основе
жизненных ситуаций.

8

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы по развитию речи на
уровне основного общего образования достигаются в единстве учебной и
воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими
социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в
обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам
самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней
позиции личности.
1) гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его
прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей,
активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного
сообщества, родного края, страны;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина,
социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном
и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе
примеров из литературных произведений, написанных на русском языке;
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в самоуправлении в
образовательной организации;
готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям,
нуждающимся в ней; волонтёрство);
2) патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, понимание роли русского языка как
государственного языка Российской Федерации и языка межнационального
общения народов России, проявление интереса к познанию русского языка, к
истории и культуре Российской Федерации, культуре своего края, народов
России, ценностное отношение к русскому языку, к достижениям своей
Родины – России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым
достижениям народа, в том числе отражённым в художественных
произведениях, уважение к символам России, государственным праздникам,
историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных
народов, проживающих в родной стране;
3) духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного
выбора, готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и
поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции
нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность
личности в условиях индивидуального и общественного пространства;
4) эстетического воспитания:
9

восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству
своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства,
осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения;
осознание важности русского языка как средства коммуникации и
самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства,
роли этнических культурных традиций и народного творчества, стремление к
самовыражению в разных видах искусства;
5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и
читательский опыт, ответственное отношение к своему здоровью и установка
на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических
правил, рациональный режим занятий и отдыха, регулярная физическая
активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление
алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и
психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе навыки
безопасного поведения в информационно-коммуникационной сети
«Интернет» (далее – Интернет) в образовательном процессе;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся
социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя
собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное
состояние других, использовать адекватные языковые средства для выражения
своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных
произведений, написанных на русском языке, сформированность навыков
рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого
человека;
6) трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках
семьи, общеобразовательной организации, города, края) технологической и
социальной направленности, способность инициировать, планировать и
самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в
том числе на основе применения изучаемого предметного знания и
ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей, уважение
к труду и результатам трудовой деятельности, осознанный выбор и построение
индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом
личных и общественных интересов и потребностей;
умение рассказать о своих планах на будущее;
7) экологического воспитания:
10

ориентация на применение знаний из области социальных и естественных
наук для решения задач в области окружающей среды, планирования
поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды,
умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические
проблемы;
готовность к участию в практической деятельности экологической
направленности;
8) ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных
представлений об основных закономерностях развития человека, природы и
общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой,
закономерностях развития языка, овладение языковой и читательской
культурой, навыками чтения как средства познания мира;
овладение основными навыками исследовательской деятельности,
установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков, стремление
совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного
благополучия;
9) адаптации
обучающегося
к
изменяющимся
условиям
социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей,
норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах
и сообществах, включая семью,
группы, сформированные по
профессиональной деятельности, а также в рамках социального
взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость
опыту и знаниям других, потребность в действии в условиях
неопределённости, в повышении уровня своей компетентности через
практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей,
получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из
опыта других;
осознание дефицита собственных знаний и компетенций, планирование
своего развития;
анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики,
оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения
целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие
изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский
опыт, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;
оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и
действия;
формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт,
уметь находить позитивное в сложившейся ситуации, быть готовым
действовать в отсутствие гарантий успеха.
11

К концу обучения в 7 классе обучающийся получит следующие
предметные результаты по отдельным темам программы по развитию речи:
Работа над словом

объяснять значение фразеологизмов, пословиц и поговорок,
афоризмов, крылатых слов (на основе изученного) на доступном уровне в
соответствии со структурой нарушения;

на практическом материале по заданному алгоритму распознавать
омонимию слов разных частей речи; понимать особенности употребления
омонимов в речи и адекватно использовать их на специально отобранном
материале (в процессе практических упражнений);

практическое знакомство с наречиями: общее грамматическое
значение наречий; разряды наречий по значению; словообразование наречий,
их роли в речи; практическое использование наречий; практическая
тренировка в образовании степеней сравнения наречий, произношения
наречий, постановки в них ударения;

практическое знакомство со словами категории состояния, их
морфологические признаки и роль в речи;

практическое знакомство с деепричастиями, их признаками:
распознавать деепричастный оборот, правильно строить предложения с
одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами; понимать
особенности постановки ударения в некоторых формах деепричастий;

практическое знакомство с производными и составными
предлогами, способами их использования в речи;

практическое знакомство с союзами и союзными словами:
выделение союзов и союзных слов в тексте, понимание роли союзов в простом
и сложном предложении; адекватное употребление союзов с самостоятельных
устных и письменных текстах;

практическое употребление частицы в предложении и тексте в
соответствии с их значением и стилистической окраской;

практическое знакомство с междометиями, уметь понимать и
объяснять роль междометий в речи, особенности звукоподражательных слов и
их употребление в разговорной речи, в художественной литературе;
Работа над словосочетанием и предложением
 находить предложно-падежные конструкции с производными и
составными предлогами в тексте, составлять с ними словосочетания и
предложения.
 уметь различать предложения, различные по цели высказывания и
эмоциональной
окраске,
правильно
интонационно
оформлять
предложения;
практическое
употребление
различных
видов
сложноподчиненных предложений в собственной речевой практике.
 практическое знакомство с союзами и союзными словами. Выделение
союзов и союзных слов в тексте, понимание роли союзов в простом и
12

сложном
предложении;
адекватное
употребление
самостоятельных устных и письменных текстах.

союзов

с

Работа над текстом

владеть элементарными навыками информационной переработки
прослушанного и/ или прочитанного текста после предварительного анализа:
составлять план прочитанного текста (простой, сложный; назывной,
вопросный, тезисный) с целью дальнейшего воспроизведения содержания
текста в устной и письменной форме; выделять главную и второстепенную
информацию в прослушанном и прочитанном тексте; передавать содержание
текста с изменением лица рассказчика, представлять содержание текста в виде
таблицы, схемы;

создавать тексты изученных стилей и жанров (устно и письменно);

осуществлять выбор языковых средств в соответствии с темой,
целями, сферой и ситуацией общения; излагать свои мысли в устной и
письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность,
последовательность, связность, соответствие теме и др.); редактировать
собственные тексты с целью совершенствования их содержания и формы;

владеть ознакомительным и изучающим видами чтения на
доступном уровне в соответствии со структурой нарушения; владеть
просмотровым видом чтения.

понимать основные морфологические нормы современного
русского литературного языка, применять нормы современного русского
литературного языка и понимать их изменчивость на доступном уровне в
соответствии со структурой нарушения; использовать грамматические
словари и справочники в речевой практике;

понимать текст как речевое произведение, на доступном уровне в
соответствии со структурой нарушения, выявлять его структуру, особенности
абзацного членения, языковые средства выразительности в тексте:
фонетические (звукопись), словообразовательные, лексические, различать
понятия «разговорный язык», «функциональные стили речи» (научный,
публицистический,
официально-деловой),
«язык
художественной
литературы»; узнавать основные признаки публицистического стиля речи (в
том числе сферу употребления, функции), особенности жанров (репортаж,
заметка);

владеть различными видами аудирования (выборочным,
детальным) публицистических текстов различных функционально-смысловых
типов речи;

понимать
содержание
прослушанных
и
прочитанных
публицистических текстов (рассуждение-доказательство, рассуждениеобъяснение, рассуждение-размышление) объемом не менее 230 слов: после
предварительного анализа устно и письменно формулировать тему и главную
мысль текста, вопросы по содержанию текста и отвечать на них; после
13

предварительного анализа подробно, сжато и выборочно передавать в устной
и письменной форме содержание прослушанных и/ или прочитанных
публицистических текстов (для подробного изложения объем исходного
текста не менее 180 слов; для сжатого и выборочного изложения – не менее
200 слов);

устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст
объемом не менее 120 слов по заданному алгоритму;

по заданному алгоритму создавать устные монологические
высказывания объемом не менее 70 слов на основе наблюдений, личных
впечатлений, чтения научно-учебной, художественной и научно-популярной
литературы:
монолог-описание,
монолог-рассуждение,
монологповествование; выступать с научным сообщением;

участвовать в диалоге на лингвистические (в рамках изученного)
темы и темы на основе жизненных наблюдений объемом не менее 5 реплик
(диалог – запрос информации, диалог – сообщение информации);

распознавать тексты разных функционально-смысловых типов
речи (повествование, описание, рассуждение);

создавать тексты различных функционально-смысловых типов
речи (повествование, описание, рассуждение) с опорой на жизненный и
читательский опыт на доступном уровне в соответствии со структурой
нарушения; тексты с опорой на произведения искусства (в том числе
сочинения-миниатюры объемом 6 и более предложений или объемом не менее
4–5 предложений сложной структуры, если этот объем позволяет раскрыть
тему (выразить главную мысль); классного сочинения объемом 1,5–2,0
страницы с учетом стиля и жанра сочинения, характера темы);

на доступном уровне в соответствии со структурой нарушения
создавать тексты в жанре научного сообщения, в публицистических жанрах
(интервью, репортаж, заметка); оформлять деловые бумаги (инструкция).
Виды речевой деятельности и культура речи

владеть детальным и выборочным аудированием;

владеть чтением ознакомительным, изучающим, просмотровым;

на доступном уровне в соответствии со структурой нарушения
соблюдать в устной речи и на письме нормы современного русского
литературного языка; соблюдать в устной речи и на письме правила речевого
этикета;

уметь применять наиболее распространенные сценарии общения в
условиях реальной и онлайн коммуникации.

14

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 КЛАСС (68 часа)
Всего – 68 ч.
В неделю - 2 ч., не менее 34 недель
Кол№ во
Тематические блоки, темы урока
часов
Виды речевой деятельности и культура речи (10 ч)
1
1
Виды речевой деятельности

Основное содержание

Основные
виды
обучающихся

деятельности

Аудирование детальное и выборочное.
Практическая
отработка
приемов
Чтение ознакомительное, изучающее, компрессии текста на основе абзацного
просмотровое.
членения, различных видов плана
(навыки отрабатываются на протяжении
изучения всего материала).

2

2

Язык и речь

Язык как развивающееся явление.
Взаимосвязь языка с культурой и
историей народа.
Лексика как отражение уровня развития
цивилизации.

3

3

Особенности общения в интернете и Способы и сценарии общения в Обсуждение новостей из интернета.
социальных сетях.
социальных сетях. Что такое блог. Для Практическая работа. Тренинг
кого пишут блогеры? Можно ли стать
блогером? Блогер – это профессия?
Новости в интернете. Что такой фейк?
Как можно распознать, что данная
15

Повторение:
понятие
о
жанрах:
описание, повествование, рассуждение.
Беседа.
Активизация
знаний
обучающихся по данной тематике.
Понятие и литературных стилях:
официально-деловой,
научный,
публицистический,
язык
художественной литературы. От чего
зависит выбор стиля.

новость фейковая. Ответственность за
распространение фейков.
4

4

Правила общения со сверстниками и Речевой этикет в устной коммуникации.
взрослыми.
Сценарии коммуникативного поведения
в общении со сверстниками, знакомыми
и незнакомыми взрослыми: знакомство,
просьба о помощи, совет, «светская
беседа», дружеский разговор.
Что такое сплетня. Почему не любят
сплетников.
Способы решения спорных ситуаций.
Способы
ведения
полемики
на
лингвистические темы и темы на основе
жизненных ситуаций.

Работа над текстом (16 ч)
5
4
Виды и стили монологической речи.

6

12

Текст

Основные признаки видов и стилей
монологической
речи:
монологописание,
монолог-рассуждение,
монолог-повествование,
научное
сообщение, публицистика, официально
деловой стиль речи.
Сочинения-миниатюры с опорой на
произведения искусства.

Тренинг.
(Сценарии
первично
отрабатываются на уроках развития
речи и закрепляются в процессе других
уроков, внешкольных мероприятий, в
повседневной жизни).

Распознавание
видов
и
стилей
монологической речи на примере
коротких текстов. По заданному
алгоритму составление собственных
монологических текстов в том числе,
заметок, репортажей, интервью объемом
не менее 70 слов. Сочиненияминиатюры с опорой на произведения
искусства объемом 6 и более
предложений или объемом не менее 4-5
предложений сложной структуры (по
образцу или после предварительного
разбора).
Тема и микротема текста; главная мысль На основе анализа образцовых текстов
текста.
определение тема и главной мысли,
формулирование
вопросов
по
содержанию текста.
16

Главная и второстепенная информация в
прослушанном или прочитанном тексте.
Абзацное членение текста.
Виды планов (простой, сложный,
вопросный, назывной, тезисный и др.).
Изложения.
Пересказ текста с изменением лица
рассказчика.
Подробные и краткие пересказы
(изложения).
Преобразование текста.

17

Выделение микротем текста после
предварительного
анализа.
Использование микротем текста при
составлении планов и написание
изложений. Составление планов текста
после
предварительного
анализа.
Преобразование содержания текста в
виде таблицы, схемы, элементарной
инфографики,
другим
способом.
Последующее изложение текста в
устном
или
письменном
виде..
Подробные и краткие пересказы
(изложения) после предварительного
анализа (для подробного изложения
объем исходного текста не менее 180
слов; для сжатого изложения – не менее
200 слов). Объем текста для устного
пересказа не менее 120 слов. В качестве
первичных текстов могут выступать
тексты из программы раздела «Русский
язык и литература». В этом случае на
уроках развития речи проводится
предварительная
работа
над
содержанием
текста,
лексикограмматическая подготовка, работа над
планом и проч. На уроках русского
языка или литературы обучающиеся
работают непосредственно над записью
вторичного текста, его первичным
редактированием. Работа над ошибками
стилистического или содержательного
плана после проверки учителем и
обсуждения также переносится на уроки
развития речи.

Редактирование собственных и чужих
текстов.
Работа над словом (22 ч)
7
7
Лексика

Основные
способы
толкования
лексического значения слова.
Однозначные и многозначные слова,
прямое и переносное значение слова,
синонимы, антонимы, омонимы.
Стилистическая окраска слова.
Фразеологизмы.
Эпитеты, метафоры, олицетворения.

18

Различение и использование основных
способов толкования лексического
значения
слова
(использование
толкового
словаря;
подбор
однокоренных слов; подбор синонимов
и антонимов; определение значения
слова по контексту). Закрепление
понятия о однозначных и многозначных
словах, умение различать прямое и
переносное
значение
слова,
распознавать и подбирать синонимы,
антонимы, омонимы; на практическом
уровне различать многозначные слова и
омонимы. Понятие о стилистической
окраске
слова
на
практическом
материале.
Практическое
использование
фразеологизмов при восприятии и
продуцировании
текстов,
умение
объяснять их значение, использование
словарей фразеологизмов в онлайн
режиме и в печатном варианте.
Практическое использование эпитетов,
метафор, олицетворения на доступном
уровне в соответствии со структурой
нарушения. Поиск эпитетов, метафор,
олицетворения в текстах, составление
простых текстов под руководством
учителя с использование данных
средств выразительности. Роль данных
средств в общении.

8

4

Словообразование

9

11

Части речи

Использование в практике разных видов
словарей.
Различные способы словообразования.
Словообразование
и
практические
Словообразовательный и морфемный навыки
словообразовательного
и
анализ.
морфемного
анализа;
выделение
производящей основы на практическом
материале, использование способов
словообразования
(приставочный,
суффиксальный,
приставочносуффиксальный,
бессуффиксный,
сложение, переход из одной части речи
в
другую);
использование
словообразовательных норм русского
языка.
Наречие
Категория состояния
Деепричастие
Частицы
Междометия
Звукоподражательные слова

19

Практическое знакомство с частями
речи, которые будут изучаться в этом
году или в следующем.
Практическое знакомство с наречиями:
общее
грамматическое
значение
наречий; разряды наречий по значению;
словообразование наречий, их роли в
речи; практическое использование
наречий; практическая тренировка в
образовании
степеней
сравнения
наречий,
произношения
наречий,
постановки в них ударения;
практическое знакомство со словами
категории
состояния,
их
морфологические признаки и роль в
речи.
Практическое
знакомство
с
деепричастиями,
их
признаками;
распознавать деепричастный оборот,

правильно строить предложения с
одиночными
деепричастиями
и
деепричастными оборотами; понимать
особенности постановки ударения в
некоторых формах деепричастий;
практическое употребление частицы в
предложении и тексте в соответствии с
их значением
и
стилистической
окраской.
Практическое
знакомство
с
междометиями, понимать и объяснять
роль междометий в речи, особенности
звукоподражательных слов и их
употребление в разговорной речи, в
художественной.
Работа над словосочетанием и предложением (16 ч)
10

11

Словосочетание

Виды словосочетаний по характеру
главного слова.
Средства связи слов в словосочетании.
Предложно-падежное управление.

20

Закрепление
навыка
выделения
словосочетания
из
состава
предложения, выделение главного слова
в словосочетании постановка вопросов,
особенности
связи
слов
в
словосочетании
(согласование,
управление
предложное
и
беспредложное,
примыкание),
практическая
тренировка
в
распознавании словосочетаний, их
видов по характеру главного слова
(классификация,
составление
по
аналогии и др.), понятие о средствах
связи слов в словосочетании.
Практическое
знакомство
с
производными
и
составными
предлогами,
способами
их

11

5

Предложение

Предложения, различные по цели
высказывания
и
эмоциональной
окраске, интонационное оформление
предложений.
Виды
сложноподчиненных
предложений.
Союзы и союзные слова.

21

использования в речи. Нахождение
предложно-падежных конструкций с
данными
предлогами
в
тексте,
составление с ними словосочетаний и
предложений.
Тренировка в анализе и практическом
использовании
предложений,
различных по цели высказывания и
эмоциональной окраске, интонационное
оформление предложений.
Конструирование и моделирование
различных видов сложноподчиненных
предложений.
Практическое знакомство с союзами и
союзными словами. Выделение союзов
и союзных слов в тексте, понимание
роли союзов в простом и сложном
предложении; адекватное употребление
союзов с самостоятельных устных и
письменных текстах.
Работа
с
деформированными
предложениями,
составление
предложений из отдельных слов, схемы
предложений,
моделирование
и
конструирование различных видов
предложений после предварительного
разбора.

22


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».