МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Тверской области
Отдел образования администрации Торопецкого МО Тверской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Торопецкая основная общеобразовательная школа №3
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
на ШМО
Заместитель директора
Директор
Протокол №9 от 21.05.2025
по УВР _______________
_______________
/Е.Н.Юнг/
22.05.2025
/Л.В.Васильева/
Приказ от 22.05.2025 № 64
Рабочая программа общего образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
вариант 1
учебного предмета «Развитие речи»
для обучающихся 8 класса
г.Торопец, 2025
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ........................................................... 3
2. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ................................................................ 4
3.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ....................................................... 10
4.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ............................................... 17
2
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по образовательной области «Развитие речи» для 8
класса разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной
программы образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью
(вариант 1)
Цель: развитие устной и письменной грамотной речи.
Задачи:
- Формирование навыков связной письменной и устной речи.
- Развитие фонематического слуха и правильного произношения.
- Воспитание интереса к родному языку.
В процессе изучения грамматики и правописания у школьников
развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые
орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к
родному языку. Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию
высших психических функций учащихся с целью более успешного
осуществления их умственного и речевого развития.
Предложение. Изучение предложений имеет особое значение для
подготовки школьника с нарушениями интеллектуального развития к
самостоятельной жизни, общению. Эта тема включена в программу всех лет
обучения. Необходимо организовать работу так, чтобы в процессе
упражнений формировать у школьников навыки построения простого
предложения разной степени распространенности и сложного предложения.
Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки.
Связная речь. Большое внимание уделяется формированию навыков
связной письменной речи, так как возможности умственно отсталых
школьников излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены. В
связи с этим ведется постоянная работа над развитием их фонематического
слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря,
обучением построению предложений, связному устному и письменному
высказыванию во 2—4 классах. Подготовительные упражнения — ответы на
последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков,
работа с деформированным текстом создают основу, позволяющую учащимся
5—9 классов овладеть такими видами работ, как изложение и сочинение.
В этих же классах школьникам прививаются навыки делового письма.
Обучение осуществляется по двум направлениям: учащиеся получают
образцы и упражняются в оформлении деловых бумаг (бланков, квитанций и
др.); в то же время предусматривается формирование навыков четкого,
правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в
письменной форме (при составлении автобиографии, заявления, расписки и
др.).
3
2. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Специфика содержания работы на уроках развития в 8 классе
определяется программными требованиями курса «Русский язык». В восьмом
классе на уроках русского языка предполагается изучение норм согласования
сказуемого и подлежащего, выраженными сложносокращенными словами. На
уроках развития речи в опережающем режиме обучающихся учат опознавать
сложносокращенные слова, наиболее часто встречающиеся в быту
обучающихся, а также в различных текстах, например, Сбербанк, медсестра,
АОО, СМИ, спецодежда и прочие, понимать их значение, правильно
использовать в самостоятельной речи. Данная работа должна носить
опережающий характер по отношению в изучаемому на уроках русского
языка, для того чтобы сформировать у обучающихся предварительные знания
о семантике изучаемой лексики, способах ее употребления. Наряду с этим,
данное направление работы носит практико-ориентированный характер,
поскольку способствует социализации обучающихся.
Кроме того, в содержание работы включается лексика, фразеологизмы,
используемые в текстах, предлагаемых для литературного чтения и по другим
предметам.
Обучающиеся продолжают работать со словарями, представленными в
печатном виде или в электронном. Особенно это важно при проведении
самопроверки различных творческих работ, подготовке презентаций,
групповых проектов. Важно обращать внимание обучающихся на
необходимость отбора наиболее точной лексики для выражения собственных
мыслей, а также на аккуратность оформления работ.
Лексика, словообразование
Способы толкования лексического значения слова
Однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значение
слова, синонимы, антонимы, омонимы.
Стилистическая окраска слова.
Фразеологизмы
Эпитеты, метафоры, олицетворение данных средств выразительности.
Роль данных средств в общении.
Словообразовательный и морфемный анализ.
«Работа над словосочетанием и предложением» предполагает
продолжение проводимой на работы над совершенствованием умения
устанавливать связи между словами в словосочетаниях и предложениях,
освоения различных типов предложения с учетом программного материала по
предмету «Русский язык». Особое внимание в восьмом классе уделяется
моделированию и конструированию предложений различной структуры, в
частности, с вводными конструкциями, с обобщающими словами, а также
полные, неполные, безличные и проч. Необходимо обратить внимание на
предложения со страдательным залогом и инверсией, которые вызывают, как
4
правило, значительные трудности понимания в условиях аудирования и на
чтении. Продолжается работа по совершенствованию навыка установления
связей в словосочетаниях и предложениях.
В ходе практических упражнений у обучающихся закрепляют умение
распознавать различные виды предложения, выделять словосочетания,
распознавать их виды по характеру главного слова и типу связи (согласование,
управление, примыкание). Особое внимание в восьмом классе уделяется
предложениям с однородными членами предложения, способам их связи. В
ходе практических упражнений обучающихся знакомят с однородными и
неоднородными определениями, обобщающими словами при однородных
членах предложения. Обучающиеся тренируются в выделении из списка
данных предложений и составлении предложений с однородными членами
предложения, связанными двойными союзами «не только – но и», «как – так»,
«если не – то», «настолько – насколько» и проч. Наблюдение,
лингвистический эксперимент являются одними из ведущих форм обучения.
Очень важно продолжать учить обучающихся различать виды
предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске с опорой на
интонацию предложения.
Словосочетание
Особенности связи слов в словосочетании (согласование, управление
предложное и беспредложное, примыкание).
Понятие о средствах связи слов в словосочетании.
Основные виды словосочетаний по морфологическим свойствам
главного слова: именные, глагольные, наречные; грамматическая синонимия
словосочетаний.
Словосочетания с производными и составными предлогами.
Предложение
Предложения, различные по цели высказывания и эмоциональной
окраске, интонационное оформление предложений.
Понятие о риторическом восклицании, риторическом вопросе.
Различные виды сложноподчиненных предложений, конструкции с
чужой речью.
Союзы и союзные слова.
Однородные и неоднородные определения; обобщающие слова при
однородных членах.
Односоставные
предложения,
их
грамматические
признаке,
морфологические средств выражения подлежащего, сказуемого.
Полные и неполные предложения
Приложение как особый вид определения.
«Работа над текстом». Предполагается продолжение организации
работы по совершенствованию навыков понимания и продуцирования текстов
различных жанров. Данный раздел занимает одну из ведущих позиций в
системе развития речи. Особенностями организации работы на данном уровне
5
обучения является акцентирование внимания на анализе и составлении
текстов различных жанров, но увеличенного, по сравнению с предыдущим
классом, объемом примерно на 50-60 слов. Кроме того, особое внимание
уделяется работе с текстами научно-популярного жанра, а также деловому
стилю текстов. Обучающихся практикуют в написании деловых бумаг,
которые потребуются им в жизни: автобиография, резюме, заявление,
характеристика, служебная записка. Учитывая, что данному контингенту
обучающихся требуется более длительное время, по сравнению с нормативно
развивающимися обучающимися, для усвоения формы и алгоритма
заполнения данных бумаг, работа будет продолжаться и в последующих
классах. Кроме написания данных видов деловых бумаг полезно начать
тренировку обучающихся по заполнению различных форм, бланков, анкет, в
ходе которых требуется особая аккуратность и правильность написания.
Заполнение данных форм может быть как в письменной форме, так и в
компьютерном варианте.
Одним из новых направлений является работа с научными текстами: их
восприятие и анализ в процессе аудирования и чтения, а также их составление.
Вводится понятие «публичный доклад» Обучающихся учат составлять
простые научные доклады на заданные темы по определенному алгоритму,
например: определение темы, планирование содержания, поиск информации,
фиксация информации, выбор формы презентации и ее реализация,
собственно публичный доклад. Данное направление важно не только с точки
зрения развития монологической речи, но и для формирования критического
мышления, умения видеть ошибки и исправлять их.
Работа с научными текстами и массивными данными предполагает
продолжение работы по развитию механизмов понимания текста: компрессии
и развертывания, которые формируются в процессе практических
упражнений. Вводятся такие понятия как «конспект», «реферат», «тезисы» на
элементарном уровне. На данном этапе обучения от обучающихся скорее
требуются навыки сопоставления текстов и, например, конспекта того же
текста, чем собственное их использование. Элементарные конспекты
составляются под руководством педагога с опорой на схемы, таблицы,
соответствующие данному тексту.
Продолжается работа по коррекции и развитию навыков аудирования и
чтения на доступном уровне в соответствии со структурой нарушения;
понимания содержание прослушанных и / или прочитанных научно-учебных,
художественных, публицистических текстов различных функциональносмысловых типов речи объемом не менее 280 слов: подробно, сжато и
выборочно передавать в устной и письменной форме содержание
прослушанных
и
прочитанных
научно-учебных,
художественных,
публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи.
Увеличивается объем текстов для устного пересказа прочитанного или
прослушанного текста - не менее 140 слов. На данном этапе обучения важно
приучать обучающихся прослушивать и понимать текст в процессе
6
аудирования не только с голоса учителя, но и других лиц. Для этого могут
использоваться диктофонные записи, интернет-ресурсы. Полезно упражнять в
аудировании слегка зашумленных текстов (на фоне уличного шума, шума
толпы, в метро), что требует определенных навыков прогнозирования
содержания текста, его «восстановления».
Кроме пересказов от обучающихся требуется после предварительного
анализа создавать устные монологические высказывания объемом не менее 80
слов на основе жизненных наблюдений, личных впечатлений, чтения научноучебной, художественной и научно-популярной литературы: монологописание, монолог-рассуждение, монолог-повествование; выступать с
научным сообщением; участвовать в диалоге на лингвистические (в рамках
изученного) темы и темы на основе жизненных наблюдений объемом не менее
6 реплик; с опорой на жизненный и читательский опыт; тексты с опорой на
произведения искусства, классные сочинения объемом 2,0–3,0 страницы с
учетом стиля и жанра сочинения, характера темы.
По заданному алгоритму обучающиеся должны опознавать тексты,
созданные в официально-деловом стиле (заявление, объяснительная записка,
автобиография, характеристика) и создавать тексты публицистических жанров
(совместно с учителем); оформлять деловые бумаги; а также выделять тексты
научного стиля среди других текстов (реферат, доклад на научную тему др.).
Компетентностный подход диктует необходимость «перевода»
полученных знаний, умений и навыков в практический план. Поэтому
необходимо добиваться, чтобы обучающиеся могли использовать знание
основных признаков текста и особенностей функционально-смысловых типов
речи в практике создания собственных текстов не только на уроке развития
речи, но и на других предметах на доступном уровне в соответствии со
структурой нарушения; применять знания о функциональных разновидностях
языка в речевой практике.
Поэтому очень важно продолжить работу по совершенствованию
умения анализировать, в том числе, собственный текст с точки зрения
соответствия его основным признакам, адекватности отбора языковых
средств, а также приучить обучающихся редактировать как чужие, так и
собственные тексты.
В качестве первичных текстов могут выступать тексты из программ по
учебным предметам «Русский язык» или «Литература». В этом случае на
уроках развития речи проводится предварительная работа над содержанием
текста, лексико-грамматическая подготовка, работа над планом и проч. На
уроках русского языка или литературы обучающиеся работают
непосредственно над записью вторичного текста, его первичным
редактированием.
Работа
над
ошибками
стилистического
или
содержательного плана после проверки учителем и обсуждения также
переносится на уроки развития речи.
Тематика и виды деятельности:
7
Виды и стили монологической речи
Основные признаки видов и стилей монологической речи: монологописание, монолог-рассуждение, монолог-повествование, научное сообщение,
публицистика, официально деловой стиль речи.
Изложения и сочинения
Сочинения-миниатюры с опорой на произведения искусства объемом
Тема и основная мысль текста,
Абзацное членение текста.
Приемы отбора и систематизации материала на определенную тему.
Компрессия текста с заданной степенью свернутости (план, пересказ).
Изложение текста в устном или письменном виде.
Подробные и краткие пересказы (изложения).
Создание текстов различных функционально-смысловых типов речи
(повествование, описание, рассуждение) с опорой на жизненный и
читательский опыт; тексты с опорой на произведения искусства.
Виды речевой деятельности и культура речи
В восьмом классе продолжается активная работа по формированию всех
видов речевой деятельности. Совершенствуются навыки аудирования. У
обучающихся формируются навыки детального, ознакомительного и
выборочного аудирования. Продолжается работа над пониманием текстов
разных стилей и жанров при чтении. При этом используются следующие виды
чтения: поисковое, ознакомительное, изучающее и просмотровое. Эти виды
речевой деятельности отрабатываются на относительно более сложном
материале и по содержанию, и по объему. Кроме того, предлагаются новые
виды научных и деловых текстов.
Также отрабатываются умения письменного и устного пересказа текстов
(подробные, сжатые, выборочные) и составление собственных текстовых
произведений.
Большое внимание уделяется дальнейшему развитию навыков
коммуникации в различных условиях: реальной, виртуальной, со
сверстниками, со взрослыми. На данном этапе обучения обращается внимание
на разнообразие традиционных форм коммуникации лиц различных
национальностей. Данный материал важен для формирования толерантного
отношения к лицам, принадлежащим к различным культурам.
Тематика и виды деятельности
Язык и речь
Русский язык как одна из основных ценностей русского народа.
Роль языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей
личности.
Почему надо уважать родной язык?
Понятие о чистоте родного языка.
Заимствования: что это такое, всегда ли они необходимы.
8
Молодежный сленг. Что это такое?
Виды речевой деятельности
Аудирование текстов разных стилей и жанров: детальное,
ознакомительное и выборочное.
Чтение текстов разных стилей и жанров: поисковое, ознакомительное,
изучающее, просмотровое.
Особенности общения в интернете и социальных сетях.
Электронная почта. Правила общения в электронной почте.
Пример почтового отправления (письмо, открытка, телеграмма).
Анализ готового материала.
Поздравительные открытки.
Правила общения со сверстниками и взрослыми.
Речевой этикет в устной коммуникации.
Сценарии коммуникативного поведения в общении со сверстниками,
знакомыми и незнакомыми взрослыми: знакомство, просьба о помощи, совет,
«светская беседа», дружеский разговор.
Что такое конфликт? Способы разрешения конфликтов со
сверстниками и взрослыми.).
Способы ведения полемики на лингвистические темы и темы на основе
жизненных ситуаций.
Виды речевой деятельности
Аудирование текстов разных стилей и жанров: детальное,
ознакомительное и выборочное.
Чтение текстов разных стилей и жанров: поисковое, ознакомительное,
изучающее, просмотровое.
9
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы по развитию речи на
уровне основного общего образования достигаются в единстве учебной и
воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими
социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в
обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам
самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней
позиции личности.
1) гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его
прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей,
активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного
сообщества, родного края, страны;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина,
социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном
и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе
примеров из литературных произведений, написанных на русском языке;
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в самоуправлении в
образовательной организации;
готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям,
нуждающимся в ней; волонтёрство);
2) патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, понимание роли русского языка как
государственного языка Российской Федерации и языка межнационального
общения народов России, проявление интереса к познанию русского языка, к
истории и культуре Российской Федерации, культуре своего края, народов
России, ценностное отношение к русскому языку, к достижениям своей
Родины – России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым
достижениям народа, в том числе отражённым в художественных
произведениях, уважение к символам России, государственным праздникам,
историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных
народов, проживающих в родной стране;
3) духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного
выбора, готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и
поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции
нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность
личности в условиях индивидуального и общественного пространства;
4) эстетического воспитания:
10
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству
своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства,
осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения;
осознание важности русского языка как средства коммуникации и
самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства,
роли этнических культурных традиций и народного творчества, стремление к
самовыражению в разных видах искусства;
5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и
читательский опыт, ответственное отношение к своему здоровью и установка
на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических
правил, рациональный режим занятий и отдыха, регулярная физическая
активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление
алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и
психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе навыки
безопасного поведения в информационно-коммуникационной сети
«Интернет» (далее – Интернет) в образовательном процессе;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся
социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя
собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное
состояние других, использовать адекватные языковые средства для выражения
своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных
произведений, написанных на русском языке, сформированность навыков
рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого
человека;
6) трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках
семьи, общеобразовательной организации, города, края) технологической и
социальной направленности, способность инициировать, планировать и
самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в
том числе на основе применения изучаемого предметного знания и
ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей, уважение
к труду и результатам трудовой деятельности, осознанный выбор и построение
индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом
личных и общественных интересов и потребностей;
умение рассказать о своих планах на будущее;
7) экологического воспитания:
11
ориентация на применение знаний из области социальных и естественных
наук для решения задач в области окружающей среды, планирования
поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды,
умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические
проблемы;
готовность к участию в практической деятельности экологической
направленности;
8) ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных
представлений об основных закономерностях развития человека, природы и
общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой,
закономерностях развития языка, овладение языковой и читательской
культурой, навыками чтения как средства познания мира;
овладение основными навыками исследовательской деятельности,
установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков, стремление
совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного
благополучия;
9) адаптации
обучающегося
к
изменяющимся
условиям
социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей,
норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах
и сообществах, включая семью,
группы, сформированные по
профессиональной деятельности, а также в рамках социального
взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость
опыту и знаниям других, потребность в действии в условиях
неопределённости, в повышении уровня своей компетентности через
практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей,
получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из
опыта других;
осознание дефицита собственных знаний и компетенций, планирование
своего развития;
анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики,
оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения
целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие
изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский
опыт, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;
оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и
действия;
формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт,
уметь находить позитивное в сложившейся ситуации, быть готовым
действовать в отсутствие гарантий успеха.
12
К концу обучения в 8 классе обучающийся получит следующие предметные
результаты по отдельным темам программы по развитию речи:
Работа над словом
уметь опознавать сложносокращенные слова, наиболее часто встречающиеся в
быту обучающихся, а также в различных текстах, понимать их значение,
правильно использовать в самостоятельной речи;
по заданному алгоритму уметь характеризовать слово с точки зрения сферы его
употребления, происхождения, активного и пассивного запаса и стилистической
окраски; использовать фразеологизмы при восприятии и продуцировании
текстов; уметь объяснять их значение; использовать словари фразеологизмов в
онлайн режиме и в печатном варианте;
практически использовать эпитеты, метафоры олицетворения на доступном
уровне в соответствии со структурой нарушения; находить эпитеты, метафоры,
олицетворения в текстах, составлять простые тексты под руководством учителя
с использованием данных средств выразительности.
уметь проводить словообразовательный и морфемный анализ; выделять
производящую основу на практическом материале, использовать способы
словообразования
(приставочный,
суффиксальный,
приставочносуффиксальный, бессуффиксный, сложение, переход из одной части речи в
другую); использовать словообразовательных норм русского языка.
выделять и использовать различных частей речи: причастий, деепричастий,
наречий, числительных и проч. в самостоятельных высказываниях.
Работа над словосочетанием и предложением
по заданному алгоритму распознавать основные виды словосочетаний по
морфологическим свойствам главного слова: именные, глагольные, наречные;
распознавать типы подчинительной связи слов в словосочетании: согласование,
управление,
примыкание;
выявлять
грамматическую
синонимию
словосочетаний; понимать лексическую сочетаемость слов в словосочетании,
применять нормы построения словосочетаний;
по заданному алгоритму распознавать простые неосложненные предложения, в
том числе предложения с неоднородными определениями; простые
предложения, осложненные однородными членами, включая предложения с
обобщающим словом при однородных членах, осложненные обособленными
членами, обращением, вводными словами и предложениями и вставными
конструкциями, междометиями; применять нормы построения простого
предложения, использования инверсии;
по заданному алгоритму характеризовать признаки однородных членов
предложения, средства их связи (союзная и бессоюзная связь); различать
однородные и неоднородные определения; находить обобщающие слова при
однородных членах; применять нормы согласования однородных подлежащих
со сказуемым, однородных сказуемых с подлежащим, нормы построения
предложений с однородными членами, связанными двойными союзами не
13
только – но и, как – так; понимать особенности употребления в речи разных
типов сочетания однородных членов;
по заданному алгоритму различать группы вводных слов по значению, различать
вводные предложения и вставные конструкции; применять нормы построения
предложений с вводными словами и предложениями, вставными конструкциями,
обращениями (распространенными и нераспространенными), междометиями,;
понимать особенности употребления предложений с вводными словами,
вводными предложениями и вставными конструкциями, обращениями и
междометиями в речи, понимать их функции; выявлять омонимию членов
предложения и вводных слов, словосочетаний и предложений;
по заданному алгоритму распознавать сложные предложения; конструкции с
чужой речью;
по заданному алгоритму распознавать предложения по цели высказывания,
эмоциональной окраске, характеризовать их интонационные и смысловые
особенности, языковые формы выражения побуждения в побудительных
предложениях; использовать в текстах публицистического стиля риторическое
восклицание, вопросно-ответную форму;
по заданному алгоритму распознавать предложения по количеству
грамматических основ; выделять подлежащее и сказуемое как главные члены
предложения; различать способы выражения подлежащего, виды сказуемого и
способы его выражения; применять нормы согласования сказуемого с
подлежащим, выраженным словосочетанием, сложносокращенными словами,
словами большинство – меньшинство, количественными сочетаниями;
распознавать односоставные предложения, их грамматические признаки,
морфологические средства выражения подлежащего, сказуемого; практически
различать виды односоставных предложений (назывное предложение,
определенно-личное предложение, неопределенно-личное предложение,
безличное предложение); практическое их использование в тексте; выявлять
синтаксическую синонимию односоставных и двусоставных предложений;
понимать особенности употребления односоставных предложений в речи;
по заданному алгоритму распознавать предложения по наличию главных и
второстепенных членов, предложения полные и неполные (понимать
особенности употребления неполных предложений в диалогической речи,
соблюдения в устной речи интонации неполного предложения); различать виды
второстепенных членов предложения (согласованные и несогласованные
определения, приложение как особый вид определения;
Работа над текстом
адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения
(коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и
дополнительной информации);
владеть разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным,
изучающим) текстов разных стилей и жанров;
14
адекватно воспринимать на слух тексты разных стилей и жанров; владеть
разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой
информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно
пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе
и на электронных носителях;
владеть приемами отбора и систематизации материала на определенную тему;
уметь вести самостоятельный поиск информации; преобразовывать, сохранять и
передавать информацию, полученную в результате чтения или аудирования;
уметь сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их
содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в
повседневной практике речевого общения; оценивать свою речь с точки зрения
ее содержания, языкового оформления; уметь находить грамматические и
речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать
собственные тексты;
уметь выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями,
докладом, рефератом; участвовать в спорах, обсуждениях актуальных тем с
использованием различных средств аргументации;
понимать содержание прослушанных и / или прочитанных научно-учебных,
художественных, публицистических текстов различных функциональносмысловых типов речи объемом не менее 280 слов: подробно, сжато и выборочно
передавать в устной и письменной форме содержание прослушанных и
прочитанных научно-учебных, художественных, публицистических текстов
различных функционально-смысловых типов речи (для подробного изложения
объем исходного текста не менее 230 слов; для сжатого и выборочного
изложения – не менее 260 слов);
после предварительного анализа устно пересказывать прочитанный или
прослушанный текст объемом не менее 140 слов;
после предварительного анализа создавать устные монологические
высказывания объемом не менее 80 слов на основе жизненных наблюдений,
личных впечатлений, чтения научно-учебной, художественной и научнопопулярной литературы: монолог-описание, монолог-рассуждение, монологповествование; выступать с научным сообщением;
участвовать в диалоге на лингвистические (в рамках изученного) темы и темы на
основе жизненных наблюдений объемом не менее 6 реплик;
на доступном уровне в соответствии со структурой нарушения создавать тексты
различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание,
рассуждение) с опорой на жизненный и читательский опыт; тексты с опорой на
произведения искусства (в том числе сочинения-миниатюры объемом 7 и более
предложений или объемом не менее 5–6 предложений сложной структуры, если
этот объем позволяет раскрыть тему (выразить главную мысль); классного
сочинения объемом 2,0–3,0 страницы с учетом стиля и жанра сочинения,
характера темы);
15
по заданному алгоритму характеризовать особенности жанров официальноделового стиля речи (заявление, объяснительная записка, автобиография,
характеристика), создавать тексты публицистических жанров; оформлять
деловые бумаги;
по заданному алгоритму характеризовать особенности официально-делового
стиля речи и научного стиля речи, основные жанры научного стиля речи
(реферат, доклад на научную тему), выявлять сочетание различных стилей в
тексте, средства связи предложений в тексте;
использовать знание основных признаков текста и особенностей
функционально-смысловых типов речи в практике его создания на доступном
уровне в соответствии со структурой нарушения;
по заданному алгоритму распознавать тексты разных функциональных
разновидностей языка; анализировать тексты разных стилей и жанров;
применять знания о функциональных разновидностях языка при выполнении
различных видов анализа и в речевой практике.
Виды речевой деятельности и культура речи
понимать особенности использования мимики и жестов в разговорной речи; по
заданному алгоритму объяснять национальную обусловленность норм речевого
этикета; соблюдать в устной речи и на письме правила русского речевого
этикета;
осуществлять коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими
людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо
задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение
национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях
формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
применять приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни;
использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным
предметам; применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых
явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы
и др.);
участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно
использовать жесты, мимику в процессе речевого общения.
16
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 КЛАСС (68 часов)
Всего – 68 ч.
В неделю - 2 ч., не менее 34 недель
Кол№ во
Тематические блоки, темы урока
часов
Виды речевой деятельности и культура речи (10 ч)
1
1
Виды речевой деятельности
Основное содержание
Основные
виды
обучающихся
деятельности
Аудирование детальное и выборочное.
Практическая
отработка
приемов
Чтение ознакомительное, изучающее, компрессии текста на основе абзацного
просмотровое.
членения, различных видов плана
(навыки отрабатываются на протяжении
изучения всего материала).
2
2
Язык и речь
Язык как развивающееся явление.
Взаимосвязь языка с культурой и
историей народа.
Лексика как отражение уровня развития
цивилизации.
3
3
Особенности общения в интернете и Способы и сценарии общения в Обсуждение новостей из интернета.
социальных сетях.
социальных сетях. Что такое блог. Для Практическая работа. Тренинг
кого пишут блогеры? Можно ли стать
блогером? Блогер – это профессия?
Новости в интернете. Что такой фейк?
Как можно распознать, что данная
17
Повторение:
понятие
о
жанрах:
описание, повествование, рассуждение.
Беседа.
Активизация
знаний
обучающихся по данной тематике.
Понятие и литературных стилях:
официально-деловой,
научный,
публицистический,
язык
художественной литературы. От чего
зависит выбор стиля.
новость фейковая. Ответственность за
распространение фейков.
4
4
Правила общения со сверстниками и Речевой этикет в устной коммуникации.
взрослыми.
Сценарии коммуникативного поведения
в общении со сверстниками, знакомыми
и незнакомыми взрослыми: знакомство,
просьба о помощи, совет, «светская
беседа», дружеский разговор.
Что такое сплетня. Почему не любят
сплетников.
Способы решения спорных ситуаций.
Способы
ведения
полемики
на
лингвистические темы и темы на основе
жизненных ситуаций.
Работа над текстом (16 ч)
5
4
Виды и стили монологической речи.
6
12
Текст
Основные признаки видов и стилей
монологической
речи:
монологописание,
монолог-рассуждение,
монолог-повествование,
научное
сообщение, публицистика, официально
деловой стиль речи.
Сочинения-миниатюры с опорой на
произведения искусства.
Тренинг.
(Сценарии
первично
отрабатываются на уроках развития
речи и закрепляются в процессе других
уроков, внешкольных мероприятий, в
повседневной жизни).
Распознавание
видов
и
стилей
монологической речи на примере
коротких текстов. По заданному
алгоритму составление собственных
монологических текстов в том числе,
заметок, репортажей, интервью объемом
не менее 70 слов. Сочиненияминиатюры с опорой на произведения
искусства объемом 6 и более
предложений или объемом не менее 4-5
предложений сложной структуры (по
образцу или после предварительного
разбора).
Тема и микротема текста; главная мысль На основе анализа образцовых текстов
текста.
определение тема и главной мысли,
формулирование
вопросов
по
содержанию текста.
18
Главная и второстепенная информация в
прослушанном или прочитанном тексте.
Абзацное членение текста.
Виды планов (простой, сложный,
вопросный, назывной, тезисный и др.).
Изложения.
Пересказ текста с изменением лица
рассказчика.
Подробные и краткие пересказы
(изложения).
Преобразование текста.
19
Выделение микротем текста после
предварительного
анализа.
Использование микротем текста при
составлении планов и написание
изложений. Составление планов текста
после
предварительного
анализа.
Преобразование содержания текста в
виде таблицы, схемы, элементарной
инфографики,
другим
способом.
Последующее изложение текста в
устном
или
письменном
виде..
Подробные и краткие пересказы
(изложения) после предварительного
анализа (для подробного изложения
объем исходного текста не менее 180
слов; для сжатого изложения – не менее
200 слов). Объем текста для устного
пересказа не менее 120 слов. В качестве
первичных текстов могут выступать
тексты из программы раздела «Русский
язык и литература». В этом случае на
уроках развития речи проводится
предварительная
работа
над
содержанием
текста,
лексикограмматическая подготовка, работа над
планом и проч. На уроках русского
языка или литературы обучающиеся
работают непосредственно над записью
вторичного текста, его первичным
редактированием. Работа над ошибками
стилистического или содержательного
плана после проверки учителем и
обсуждения также переносится на уроки
развития речи.
Редактирование собственных и чужих
текстов.
Работа над словом 22 ч)
7
7
Лексика
Основные
способы
толкования
лексического значения слова.
Однозначные и многозначные слова,
прямое и переносное значение слова,
синонимы, антонимы, омонимы.
Стилистическая окраска слова.
Фразеологизмы.
Эпитеты, метафоры, олицетворения.
20
Различение и использование основных
способов толкования лексического
значения
слова
(использование
толкового
словаря;
подбор
однокоренных слов; подбор синонимов
и антонимов; определение значения
слова по контексту). Закрепление
понятия о однозначных и многозначных
словах, умение различать прямое и
переносное
значение
слова,
распознавать и подбирать синонимы,
антонимы, омонимы; на практическом
уровне различать многозначные слова и
омонимы. Понятие о стилистической
окраске
слова
на
практическом
материале.
Практическое
использование
фразеологизмов при восприятии и
продуцировании
текстов,
умение
объяснять их значение, использование
словарей фразеологизмов в онлайн
режиме и в печатном варианте.
Практическое использование эпитетов,
метафор, олицетворения на доступном
уровне в соответствии со структурой
нарушения. Поиск эпитетов, метафор,
олицетворения в текстах, составление
простых текстов под руководством
учителя с использование данных
средств выразительности. Роль данных
средств в общении.
8
4
Словообразование
9
11
Части речи
Использование в практике разных видов
словарей.
Различные способы словообразования.
Словообразование
и
практические
Словообразовательный и морфемный навыки
словообразовательного
и
анализ.
морфемного
анализа;
выделение
производящей основы на практическом
материале, использование способов
словообразования
(приставочный,
суффиксальный,
приставочносуффиксальный,
бессуффиксный,
сложение, переход из одной части речи
в
другую);
использование
словообразовательных норм русского
языка.
Наречие
Категория состояния
Деепричастие
Частицы
Междометия
Звукоподражательные слова
21
Практическое знакомство с частями
речи, которые будут изучаться в этом
году или в следующем.
Практическое знакомство с наречиями:
общее
грамматическое
значение
наречий; разряды наречий по значению;
словообразование наречий, их роли в
речи; практическое использование
наречий; практическая тренировка в
образовании
степеней
сравнения
наречий,
произношения
наречий,
постановки в них ударения;
практическое знакомство со словами
категории
состояния,
их
морфологические признаки и роль в
речи.
Практическое
знакомство
с
деепричастиями,
их
признаками;
распознавать деепричастный оборот,
правильно строить предложения с
одиночными
деепричастиями
и
деепричастными оборотами; понимать
особенности постановки ударения в
некоторых формах деепричастий;
практическое употребление частицы в
предложении и тексте в соответствии с
их значением
и
стилистической
окраской.
Практическое
знакомство
с
междометиями, понимать и объяснять
роль междометий в речи, особенности
звукоподражательных слов и их
употребление в разговорной речи, в
художественной.
Работа над словосочетанием и предложением (16 ч)
10
11
Словосочетание
Виды словосочетаний по характеру
главного слова.
Средства связи слов в словосочетании.
Предложно-падежное управление.
22
Закрепление
навыка
выделения
словосочетания
из
состава
предложения, выделение главного слова
в словосочетании постановка вопросов,
особенности
связи
слов
в
словосочетании
(согласование,
управление
предложное
и
беспредложное,
примыкание),
практическая
тренировка
в
распознавании словосочетаний, их
видов по характеру главного слова
(классификация,
составление
по
аналогии и др.), понятие о средствах
связи слов в словосочетании.
Практическое
знакомство
с
производными
и
составными
предлогами,
способами
их
11
5
Предложение
Предложения, различные по цели
высказывания
и
эмоциональной
окраске, интонационное оформление
предложений.
Виды
сложноподчиненных
предложений.
Союзы и союзные слова.
23
использования в речи. Нахождение
предложно-падежных конструкций с
данными
предлогами
в
тексте,
составление с ними словосочетаний и
предложений.
Тренировка в анализе и практическом
использовании
предложений,
различных по цели высказывания и
эмоциональной окраске, интонационное
оформление предложений.
Конструирование и моделирование
различных видов сложноподчиненных
предложений.
Практическое знакомство с союзами и
союзными словами. Выделение союзов
и союзных слов в тексте, понимание
роли союзов в простом и сложном
предложении; адекватное употребление
союзов с самостоятельных устных и
письменных текстах.
Работа
с
деформированными
предложениями,
составление
предложений из отдельных слов, схемы
предложений,
моделирование
и
конструирование различных видов
предложений после предварительного
разбора.
24