Рабочая программа учебного предмета Функциональная грамотность для обучающихся 6 класса

Министерство образования Тверской области
Администрация Торопецкого муниципального округа
МБОУ Торопецкая ООШ №3

РАССМОТРЕНО

На методическом
объединении

Протокол № 1 от 27.08.2025

СОГЛАСОВАНО

На педагогическом совете

Протокол № 1 от28.08.2025

УТВЕРЖДЕНО

Директор МБОУ Торопецкая
ООШ №3 Васильева Л.В..
Приказ № 85 от28.08.2025

Рабочая программа

курса
«Функциональная грамотность»
для 6 класса

Торопец, 2025

1. Пояснительная записка

1.1. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Функциональная
грамотность» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования.
Рабочая программа предназначена для учащихся 6 класса образовательного
учреждения.
1.2. На реализацию данного курса отводится 1 час в неделю. Программа рассчитана
на 34 часа:6 класс - 34 часа (34 учебные недели).
1.3. Основной целью курса является формирование функционально-грамотной
личности, ее готовности и способности «использовать все постоянно приобретаемые в
течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона
жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных
отношений».
Курс создает условия для формирования функциональной грамотности
школьников в деятельности, осуществляемой в формах, отличных от урочных.
Содержание курса строится по основным направлениям функциональной
грамотности (читательской, математической, естественно-научной, финансовой, а также
глобальной компетентности и креативному мышлению) .В рамках каждого направления в
соответствии с возрастными особенностями и интересами обучающихся, а также
спецификой распределения учебного материала по классам выделяются ключевые
проблемы и ситуации, рассмотрение и решение которых позволяет обеспечить обобщение
знаний и опыта, приобретенных на различных предметах, для решения жизненных задач,
формирование стратегий работы с информацией, стратегий позитивного поведения,
развитие критического и креативного мышления.
Задачами данного курса являются:
- формирование читательской грамотности;
- формирование математической грамотности;
- формирование естественно-научной грамотности;
- формирование финансовой грамотности;
- формирование знаний в области глобальной компетенции;
- формирование креативного мышления;
1.4. Балльная система оценивания знаний и умений учащихся отсутствует.
1.5. Реализация программы предполагает использование форм работы, которые
предусматривают
активность
и
самостоятельность
обучающихся,
сочетание
индивидуальной и групповой работы, проектную и исследовательскую деятельность,
дело- вые игры, организацию социальных практик .Таким образом, вовлеченность
школьников в данную внеурочную деятельность позволит обеспечить их
самоопределение, расширить зоны поиска своих интересов в различных сферах
прикладных знаний, переосмыслить свои связи с окружающими, свое место среди других
людей .В целом реализация программы вносит вклад в нравственное и социальное
формирование личности
1.6. Планируемые результаты
Личностные результаты:
- осознание российской гражданской идентичности (осознание себя, своих задачи
своего места в мире);
- готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав;

- ценностное отношение к достижениям своей Родины - России, к науке, искусству,
спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
- готовность к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению;
- осознание ценности самостоятельности и инициативы;
- наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности;
стремление быть полезным, интерес к социальному сотрудничеству;
- проявление интереса к способам познания;
- стремление к самоизменению;
- сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного
отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом;
- ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
- установка на активное участие в решении практических задач, осознание
важности образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной
деятельности и развитие необходимых умений;
- осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и
жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей;
- активное участие в жизни семьи;
- приобретение опыта успешного межличностного общения;
- готовность к разнообразной совместной деятельности,
- активное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других
творческих работах;
- проявление уважения к людям любого труда и результатам трудовой
деятельности;
- соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в
интернет среде.
Метапредметные результаты:
- освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких
предметных областях и позволяют связывать знания из различных учебных предметов,
учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных мо- дулей в целостную
научную картину мира) и универсальных учебных действий (познавательные,
коммуникативные, регулятивные);
- способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике;
- готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной
деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и
сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории;
- способность организовать и реализовать собственную познавательную
деятельность;
- способность к совместной деятельности;
- овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание
информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учетом
назначения информации и ее целевой аудитории.
Предметные результаты: результаты освоения программы основного общего
образования представлены с учетом специфики содержания предметных областей,
затрагиваемых в ходе внеурочной деятельности обучающихся по формированию и оценке
функциональной грамотности.
Занятия по читательской грамотности в рамках внеурочной деятельности вносят
вклад в достижение следующих предметных результатов по предметной области«Русский
язык и литература».
По учебному предмету «Русский язык»:
- понимание прослушанных или прочитанных учебно-научных, официальноделовых, публицистических, художественных текстов различных функциональносмысловых типов речи: формулирование в устной и письменной форме темы и главной
мысли текста; формулирование вопросов по содержанию текста и ответов на них;
подробная, сжатая и выборочная передача в устной и письменной форме содержания

текста;

- овладение умениями информационной переработки прослушанного или
прочитанного текста; выделение главной и второстепенной информации, явной и скрытой
информации в тексте;
- представление содержания прослушанного или прочитанного учебно-научного
текста в виде таблицы, схемы; комментирование текста или его фрагмента;
- извлечение информации из различных источников, ее осмысление и
оперирование ею;
По учебному предмету «Литература»:
- овладение умениями смыслового анализа художественной литературы, умениями
воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное;
- умение анализировать произведение в единстве формы и со- держания;
определять тематику и проблематику произведения; выявлять позицию героя,
повествователя, рассказчика, авторскую позицию, учитывая художественные особенности
произведения и воплощенные в нем реалии; выявлять особенности языка
художественного произведения;
- овладение умениями самостоятельной интерпретации оценки текстуально
изученных художественных произведений (в том числе с использованием методов
смыслового чтения, позволяющих воспринимать, понимать и интерпретировать смысл
текстов разных типов, жанров, назначений в целях решения различных учебных задач и
удовлетворения эмоциональных потребностей общения с книгой, адекватно воспринимать
чтение слушателями, и методов эстетического анализа).
Занятия по математической грамотности в рамках внеурочной деятельности вносят
вклад в достижение следующих предметных результатов по учебному предмету
«Математика»:
- использовать в практических (жизненных) ситуациях следующие предметные
математические умения и навыки:
- сравнивать и упорядочивать натуральные числа, целые числа, обыкновенные и
десятичные дроби, рациональные и иррациональные числа; выполнять, сочетая устные и
писменные приемы, арифметические действия с рациональными числами; выполнять
проверку, прикидку результата вычислений; округлять числа; вычислять значения
числовых выражений; использовать калькулятор;
- решать практикоориентированные задачи, содержащие зависимости величин
(скорость, время, расстояние, цена, количество, стоимость), связанные с отношением,
пропорциональностью величин, процентами (налоги, задачи из области управления
личными и семейными финансами), решать основные задачи на дроби и проценты,
используя арифметический и алгебраический способы, перебор всех возможных
вариантов, способ «проб и ошибок»; пользоваться основными единицами измерения:
цены, массы; расстояния, времени, скорости; выражать одни единицы величины через
другие; интерпретировать результаты решения задач с учетом ограничений, связанных со
свойствами рассматриваемых объектов;
- извлекать, анализировать, оценивать информацию, представленную в таблице,
линейной, столбчатой и круговой диаграммах, интерпретировать представленные данные,
использовать данные при решении задач; представлять информацию с помощью таблиц,
линейной и столбчатой диаграмм, инфографики; оперировать статистическими
характеристиками: среднее арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее значения,
размах числового набора;
- оценивать вероятности реальных событий и явлений, понимать роль практически
достоверных и маловероятных событий в окружающем мире и в жизни;
- пользоваться геометрическими понятиями: отрезок, угол, многоугольник,
окружность, круг; распознавать параллелепипед, куб, пирамиду, конус, цилиндр,
использовать терминологию: вершина, ребро, грань, основание, развертка; приводить
примеры объектов окружающего мира, имеющих форму изученных плоских и
пространственных фигур, примеры параллельных и перпендикулярных прямых в
пространстве, на модели куба, примеры равных и симметричных фигур; пользоваться
геометрическими понятиями: равенство фигур, симметрия, подобие; использовать

свойства изученных фигур для их распознавания, построения; применять признаки
равенства треугольников, теорему о сумме углов треугольника, теорему Пифагора,
тригонометрические соотношения для вычисления длин, расстояний, площадей;
- переходить от словесной формулировки задачи к ее алгебраической модели с
помощью составления уравнения или системы уравнений, интерпретировать в
соответствии с контекстом задачи полученный результат; использовать неравенства при
решении различных задач;
- решать задачи из реальной жизни, связанные с числовыми последовательностями,
использовать свойства последовательностей.
Занятия по естественно-научной грамотности в рамках внеурочной деятельности
вносят вклад в достижение следующих предметных результатов по предметной
области«Естественно-научные предметы»:
- умение объяснять процессы и свойства тел, в том числе в контексте ситуаций
практико-ориентированного характера;
- умение проводить учебное исследование, в том числе понимать задачи
исследования, применять методы исследования, соответствующие поставленной цели,
осуществлять в соответствии с планом собственную деятельность и совместную
деятельность в группе;
- умение применять простые физические модели для объяснения процессов и
явлений;
- умение характеризовать и прогнозировать свойства веществ в зависимости от их
состава и строения, влияние веществ и химических процессов на организм человека и
окружающую природную среду;
- умение использовать изученные биологические термины, понятия, теории,
законы и закономерности для объяснения наблюдаемых биологических объектов, явлений
и процессов;
- сформированность представлений об экосистемах и значении биоразнообразия; о
глобальных экологических проблемах, стоящих перед человечеством, и способах их
преодоления.
Занятия по финансовой грамотности в рамках внеурочной деятельности вносят
вклад в достижение следующих предметных результатов по различным предметным
областям:
- освоение системы знаний, необходимых для решения финансовых вопросов,
включая базовые финансово-экономические понятия, отражающие важнейшие сферы
финансовых отношений;
- формирование умения устанавливать и объяснять взаимосвязи явлений,
процессов в финансовой сфере общественной жизни, их элементов и основных функций;
- формирование умения решать познавательные и практические задачи,
отражающие выполнение типичных для несовершеннолетнего социальных ролей и
социальные взаимодействия в финансовой сфере общественной жизни, в том числе
направленные на определение качества жизни человека, семьи и финансового
благополучия;
- формирование умения использовать полученную информацию в процессе
принятия решений о сохранении и накоплении денежных средств, при оценке финансовых
рисков, при сравнении преимуществ и недостатков различных финансовых услуг;
- формирование умения распознавать попытки и предупреждать вовлечение себя и
окружающих в деструктивные и криминальные формы сетевой активности (в том числе
фишинг);
- формирование умения с опорой на знания, факты общественной жизни и личный
социальный опыт оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки
зрения их соответствия экономической рациональности (включая вопросы, связанные с
личными финансами, для оценки рисков осуществления финансовых мошенничеств,
применения недобросовестных практик).
Занятия по глобальным компетенциям в рамках внеурочной деятельности вносят
вклад в достижение следующих предметных результатов по различным предметным
областям:

- освоение научных знаний, умений и способов действий, специфических для
соответствующей предметной области;
- формирование предпосылок научного типа мышления;
- освоение деятельности по получению нового знания, его интерпретации,
преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при
создании учебных и социальных проектов.
Занятия по креативному мышлению в рамках внеурочной деятельности вносят
вклад в достижение следующих предметных результатов по различным предметным
областям:
- способность с опорой на иллюстрации и/или описания ситуаций составлять
названия, сюжеты и сценарии, диалоги и инсценировки;
- проявлять творческое воображение, изображать предметы и явления;
- демонстрировать с помощью рисунков смысл обсуждаемых терминов, суждений,
выражений и т.п.;
- предлагать адекватные способы решения различных социальных проблем в
области энерго- и ресурсосбережения, в области экологии, в области заботы о людях с
особыми потребностями, в области межличностных взаимоотношений;
- ставить исследовательские вопросы, предлагать гипотезы, схемы экспериментов,
предложения по изобретательству
Тематическое планирование 6 класс
Количество часов
№
Наименования
Электронные (цифровые)
п/
разделов программы
образовательные ресурсы
Рабочая
Авторска
п
программ
я
а
программ
а
1.
Введение в курс
1
Портал Российской
«Функциональная
электронной школы (РЭШ,
грамотность» для
https:// fg.resh.edu.ru/)
учащихся 6 классов
Портал ФГБНУИСРО РАО,
Сетевой комплекс
информационного
взаимодействия субъектов
Российской Феде- рации в
проекте
«Мониторинг формирования
функциональной грамотности
учащихся» (http://
skiv.instrao.ru/)
Материалы электронного
образовательного ресурса
издательства «Просвещение»
(https://media.prosv. ru/func/)
Материалы из пособий
«Функциональная грамотность.
Учимся для жизни»
издательства «Просвещение»
(https:// media.prosv.ru/func/)
2.
Модуль 1: Читательская
5
«Знакомьтесь: Тула»: Открытый
грамотность:«Читаем,
банк заданий 2021 года
различая факты и
(h t tp://skiv.instrao. ru)
мнения»
«Континент призрак»:
открытый банкзаданий2021
3TU

U3T

3T

3T

года(http://skiv.instrao.ru)
«Розовые дельфины»:
электронный образовательный
ресурс издательства
«Просвещение»
(https://media.prosv. ru/func/)
«В переводе на
человеческий»:открытый банк
заданий 2021
(h t tp://skiv.instrao. ru)
«Люди, сделавшие Землю
круглой»: Сборник эталонных
заданий. Выпуск2. Учеб.
пособие для общеобразоват.
организаций. В 2-хч. Часть 1. –
Москва, Санкт-Петербург:
«Просвещение»,2021.
«Люди, сделавшие Землю
круглой.
Интервью», «Люди, сделавшие
Землю круглой. Аннотация»,
«Люди, сделавшие Землю
круглой.
Перелеты»: электронный
образовательный ресурс
издательства
«Просвещение»
(https://media.prosv. ru/func/
«В новой школе»: от- крытый
банк заданий 2021
года(http://skiv.instrao.ru)
3T

3.

Модуль 2 :Естественнонаучная
грамотность:«Учимся
исследовать»

5

3T

3T

3T

Портал ИСРО РАО
(h t tp://skiv.instrao. ru)Естествен
но-на- учная грамотность.
Сборник эталонных
заданий.Выпуски1и 2: учеб.
пособие для
общеобразовательных
организаций / под ред. Г. С.
Ковалёвой, А.Ю.Пентина.— М.;
СПб.:Просвещение, 2021
Естественно-научная
грамотность. Сборник
эталонных заданий. Выпуск 1:
учеб. пособие для
общеобразовательных
организаций / под ред.Г.
С.Ковалевой,А. Ю. Пентина.—
М.;СПб.: Просвещение,2020.
Портал РЭШ(https://
fg.resh.edu.ru)
3T

3T

3T

3T

4.

Модуль3: Креативное
мышление «Учимся
мыслить креативно»

5

5.

Подведение итогов
первой части
программы:
рефлексивное занятие
Модуль 4:
Математическая
грамотность:«Математи
ка в повседневной
жизни»

1

Модуль 5:Финансовая
грамотность:« Школа
финансовых решений»

4

6.

7.

4

Портал ИСРО РАО
(http://skiv.instrao.ru)Письменно
е самовыражение:
65кл.,Необычная
картина, задание1, Визуальное
самовыражение:
65кл, Что скрыто за
рисунком, задание 2,
Решение социальных проблем:
65кл,Класс,задание2,
Решение научных проблем:
65кл,Изобретаем соревнование,
задания 1, 2,
«Обложка для книги»:
электронный образовательный
ресурс издательства
«Просвещение»
(https://media.prosv. ru/func/)

«Занятия Алины»: открытый
банк заданий, 2021(http://
skiv.instrao.ru)
«Комплексный обед»:
образовательный ресурс
издательства «Просвещение»
(https://media.prosv. ru/func/)
«Калорийность
питания»:открытый банк
заданий, 2019/2020
(h t tp://skiv.instrao. ru)
Комплекс«Как составляли
семейный бюджет» (2020, 5
класс) Комплекс«Экономичные
и неэкономичные привычки»
(2021, 7
класс) (h t tp://skiv. instrao.ru/bank
- zadaniy/finansovayagramotnost)
Комплекс «Дохо-ды семьи»
(2021, 5
класс) (h t tp://skiv. instrao.ru/bank
- zadaniy/finansovayagramotnost)
Комплекс «Две
семьи».Финансовая
грамотность. Сборник
эталонных заданий. Выпуск 1:
3T

3T

3T

3T

3T

3T

3T

3T

3T

3T

3T

3T

Учебное пособие для
общеобразовательных
организаций. Под редакцией
Г.С.Ковалевой, Е.
Л.Рутковской.– М.;
СПб.:Просвещение, 2020
8.

2

Интегрированные
занятия: Финансовая
грамотность +
Математика

Комплекс«Дорога в школу»
(2022,
6класс)
Комплекс «День рождения
мечты» (2022, 6 класс)
(h t tp://skiv.instrao. ru/bankzadaniy/ finansovayagramotnost)
«Комплексный
обед»:образовательный ресурс
издательства «Просвещение»
(https://media.prosv. ru/func/)
3T

9.

5

Модуль 6: Глобальные
компетенции«Роскошь
общения. Ты, я, мы
отвечаем за планету.
Мы учимся
взаимодействовать и
знакомимся с
глобальными
проблемами»

3T

3T

3T

Ситуации «Как отметить день
рождения», «Кого выбрать в
школьный совет»,
«Тишина в библиотеке»,
«Подарок»
(h t tp://skiv.instrao. ru/)
Ситуации
«Спасеморангутангов»,
«Зачем так много
животных»,«Где
Мне посадить
дерево» (h t tp://skiv.instrao. ru/)
Ситуация«Зоопарк»:
Глобальные компетенции.
Сборник эталонных заданий.
Выпуск 1.
«Забота о животных»:
образовательный ресурс
издательства «Просвещение»
(https://media.prosv. ru/func/)
Используются примеры заданий
разного уровня ФГ
(h t tp://skiv.instrao. ru/)
3T

3T

3T

3T

3T

10.

Подведение итогов
программы.
Рефлексивное занятие
Всего

2
34

3T

3T

3T

3T

3T

3T

3T

2. Содержание программы

час.
часов.

Содержание программы
6 класс
(34 часа)
Введение в курс «Функциональная грамотность» для учащихся 6 класса

1

Введение.
Модуль 1: Читательская грамотность «Читаем, различая факты и мнения» 5
Нас ждет путешествие(Путешествие по родной земле). Открываем тайны планеты

(Изучение планеты). Открываем мир науки(Человек и природа). По страницам биографий
полководцев (Великие люди нашей страны). Наши поступки(межличностные
взаимодействия).
Модуль 2: Естественно-научная грамотность «Учимся исследовать» 5 часов.
Мои увлечения. Растения и животные в нашей жизни. Загадочные явления.
Модуль 3: Креативное мышление «Учимся мыслить креативно» 5 часов.
Креативность в бытовых и учебных ситуациях: модели и ситуации. Модели
заданий: названия и заголовки(ПС), рисунки и формы, что скрыто за
рисунком?(ВС),межличностные отношения(СПр), исследовательские вопросы(ЕНПр).
Выдвижение разнообразных идей. Учимся проявлять гибкость и беглость мышления. Разные
образы и ассоциации. Выдвижение креативных идей и их доработка. Оригинальность и
проработанность. Как вдохнуть вид ею жизнь? Моделируем ситуацию: нужны оригинальные
идеи. От выдвижения до доработки идей. Выполнение проекта на основе комплексного задания.
Диагностика и рефлексия. Самооценка. Выполнение итоговой работы
Модуль 4: Математическая грамотность«Математика в повседневной жизни»
4 часа.
Спорт. Геометрические формы вокруг нас. Здоровый образ жизни. В школе и
после школы (или Общение).
Модуль 5: Финансовая грамотность «Школа финансовых решений» 4 часа.
Семейный бюджет: по доходам—и расход. Непредвиденные расходы: как снизить
риск финансовых затруднений. На чем можно сэкономить: тот без нужды живет, кто
деньги бережет. Самое главное о правилах грамотного ведения семейного бюджета.
Интегрированные занятия: Финансовая грамотность + Математика 2 часа.
«Копейка к копейке–проживет семейка».
Модуль 6: Глобальные компетенции «Роскошь общения. Ты, я, мы отвечаем
за планету. Мы учимся самоорганизации и помогаем сохранить природу » 5 часов.
Мы разные, но решаем общие задачи. Узнаем традиции и обычаи и учитываем их в
общении. Соблюдаем правила. Участвуем в самоуправлении. Глобальные проблемы в
нашей жизни. Заботимся о природе.
Подведение итогов программы. Рефлексивное занятие 2 часа.
Подведение итогов программы. Самооценка результатов деятельности на занятиях.

№
п/п

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
КУРСА
«ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ»» 6 КЛАСС
Тема урока
Планируемая
дата

Дата
проведения

Введение в кур с«Функциональная грамотность» для учащихся 6 класса (1 час)
1.
Введение
Модуль 1: Читательская грамотность «Читаем, различая факты и мнения» (5 часов)
2.
Нас ждет путешествие(Путешествие по родной земле)
3.
Открываем тайны планеты (Изучение планеты)
4.
Открываем мир науки(Человек и природа)
По страницам биографий (Великие люди нашей
5.
страны)
6.
Наши поступки (межличностные взаимодействия)
Модуль 2: Естественно-научная грамотность: «Учимся исследовать» (5 часов)
7.
Мои увлечения
8.
Растения и животные в нашей жизни
9.
Растения и животные в нашей жизни
10.
Загадочные явления

11.
Загадочные явления
Модуль 3: Креативное мышление «Учимся мыслить креативно» (5 часов)
Креативность в бытовых и учебных ситуациях:
12.
Модели и ситуации
Выдвижение разнообразных идей.
13.
Учимся проявлять гибкость и беглость мышления.
14.
Выдвижение креативных идей и их доработка
15.
От выдвижения до доработки идей
16.
Диагностика и рефлексия. Самооценка
Подведение итогов первой части программы: рефлексивное занятие (1 час).
Подведение итогов первой части программы.
17.
Самооценка результатов деятельности на занятиях
Модуль 4: Математическая грамотность: «Математика в повседневной жизни» (4 часа)
Новое об известном («Футбольное поле»,
18.
«Электробус»)
Геометрические формы вокруг нас («Поделки из
19.
пластиковой бутылки», «Ковровая дорожка»)
Здоровый образ жизни («Калорийность питания»,
20.
«Играна льду»)
В школе и после школы («Игры в сети», «Занятия
21.
Алины»)
Модуль 5: Финансовая грамотность: «Школа финансовых решений» (4 часа)
22.
Семейный бюджет: доход и расход
Непредвиденные расходы: как снизить риски
23.
финансовых затруднений
На чем можно сэкономить: тот без нужды живет, кто
24.
деньги бережет
Самое главное о правилах ведения семейного
25.
бюджета
Интегрированные занятия: Финансовая грамотность + Математика (2 часа)
«Копейка к копейке – проживет семейка»
26.
27.
«Семейный бюджет»
Модуль 6: Глобальные компетенции «Роскошь общения. Ты, я, мы отвечаем за планету.
Мы учимся самоорганизации и помогаем сохранить природу» (5 часов)
28.
Мы разные, но решаем общие задачи
Узнаем традиции и обычаи и учитываем их в
29.
общении.
Соблюдаем правила.
30.
Участвуем в самоуправлении
31.
Глобальные проблемы в нашей жизни
32.
Заботимся о природе
Подведение итогов программы. Рефлексивное занятие (2 часа).
Подведение итогов программы. Самооценка
33.
результатов деятельности на занятиях
34.
Итоговое занятие

3. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

3.1. Методические материалы для учителя:
1.
Математическая грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1 Часть
1/ Под ред. Г.С. Ковалевой, Л.О. Рословой. – М.: Просвещение, 2021 – 79 с.
2.
Методические
рекомендации
по
формированию
функциональной
грамотности обучающихся 5-9 классов с использованием открытого банка заданий на
цифровой платформе по шести направлениям функциональной грамотности в учебном
процессе и для проведения внутришкольного мониторинга формирования
функциональной грамотности обучающихся / под ред. Г. С. Ковалевой. М: ФГБНУ
«Институт стратегии развития образования РАО», 2022 360 с.
3.
Формирование функциональной грамотности обучающихся: методическое
пособие / сост. Л.Н. Храмова, О.Б. Лобанова, А.В. Фирер, Н.В. Басалаева Л.С. Шмульская.
– Красноярск: «Литера-принт», 2021 – 130 с.
4.
Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1 Часть 1/
Под ред. Г.С. Ковалевой, Л.А. Рябининой / Г.С.Ковалёва, Л.А.Рябинина, Г.А.Сидорова,
Т.Ю. Чабан, М.И.Кузнецова, Ю.Н.Гостева. – 2-е издание – М.; СПБ: Просвещение, 2022 –
127 с.
3.2. Цифровые образовательные ресурсы и ресурсы сети Интернет:
1.
Материалы из пособий «Функциональная грамотность. Учимся для жизни»
(17 сборников) издательства «Просвещение».
2.
Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/).
3.
Портал ФГБНУ ИСРО РАО (http://skiv.instrao.ru/).
4.
Электронной образовательной ресурс издательства «Просвещение»
(https://media.prosv.ru/ func/).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».