Рабочая программа учебного предмета Читательская грамотность для обучающихся 6 класса

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Тверской области
Отдел образования администрации Торопецкого МО Тверской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Торопецкая основная общеобразовательная школа №3

Рассмотрено

Согласовано

на ШМО

Заместитель директора

Протокол №9 от 21.05.2025

по УВР_____________

Утверждаю
Директор

_____________
/Е.Н.Юнг/

/Л.В.Васильева/

Приказ от 22.05.2025

Рабочая программа
«Читательская грамотность»
(модуль)

6 класс

г.Торопец 2025

Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Читательская грамотность» для 6 класса составлена
сучетомтребований обновленных ФГОС к личностным и метапредметным результатам
освоения основной образовательной программы ООО: в п. 10 «Метапредметные
результаты освоения основной образовательной программы основного общего
образования» выделено отдельным умением «смысловое чтение».
Актуальность и значимость определяются новым стандартом, требованиями к
новым результатам, новыми характеристиками подросткового возраста.
Новизна реализации программы учреждения заключается в использовании
следующих педагогических технологий обучения: проблемно-диалогового обучения,
творческой деятельности.
В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего
образования читательская грамотность рассматривается как один из планируемых
результатов обучения. Требования ФГОС к читательской грамотности отражены в
обобщенных планируемых результатах освоения учебных программ по всем предметам
средней школы.
В результате изучения всех предметовобучающиеся средней школы приобретают
навыки работы с информацией. Они смогут осуществлять поиск информации, выделять
и фиксировать нужную информацию, систематизировать, сопоставлять, анализировать
и обобщать информацию, интерпретировать и преобразовывать ее.
Обучающиеся научатся дополнять готовые информационные объекты (таблицы,
схемы, тексты) и создавать свои собственные (сообщения, сочинения, графические
работы). Овладеют навыками представления информации в наглядной форме (в виде
таблиц, схем). Смогут использовать информацию для установления причинноследственных связей и зависимостей, объяснения и доказательства фактов в учебных и
практических ситуациях. Обучающиеся получат возможность научиться строить
умозаключения и принимать решения на основе самостоятельно полученной
информации, а также приобрести опыт критического отношения к получаемой
информации, сопоставляя ее с информацией из других источников и имеющимся
жизненным опытом
Данная дисциплина входит в образовательную область «Филология».
Изучение данной дисциплины в основной школе направлено на достижение
следующих целей:
- формирование читательской деятельности школьников;
- умения работать с различными видами текстов и создавать на их основе собственные
тексты.
Основная задача - научить ученика понимать прочитанное, обучить приёмам работы с
текстом и осознанному применению этих приёмов, превратить их использование в
привычку.

Курс рассчитан на 34 часа, 1 раз в неделю.Срок реализации программы- 1 год.
Содержание курса включает следующее:
- поиск информации и понимание текста;
- преобразование и интерпретация текста;
- критический анализ и оценка информации.
Ожидаемые результаты реализации программы







Повышение культурной компетентности
Повышение читательской компетентности
Изменение отношения к чтению
Рост читательской активности
Развитие мотивации к чтению
Воспитание уважения к книге
Планируемые результаты изучения дисциплины «Читательская грамотность»
Личностные универсальные учебные действия

Ученик научится:








определять основную тему, общую цель или назначение, главную идею текста;
структурировать его, выделять главное и второстепенное;
отвечать на вопросы, используя явно заданную в тексте информацию;
выстраивать последовательность описываемых событий, делать выводы по
содержанию текста;
сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать
соответствие между частью текста и его общей идеей; сопоставлять
информацию из разных частей текста;
объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика, таблицы и т.п.;
понимать смысл терминов, неизвестных слов;
работать с метафорами – понимать переносный смысл выражений.
Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик сможет:




обнаруживать в тексте доводы и подтверждение выдвинутых тезисов; делать
выводы из сформулированных посылок, выводить заключение о намерении
автора;
формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования
определённой позиции; сопоставлять разные точки зрения и разные источники
информации по данной теме.
Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик научится:








Устанавливать и вырабатывать разные точки зрения
Аргументировать свою точку зрения
Задавать вопрос
Составлять план текста
оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений и
мире; находить доводы в защиту своей точки зрения;
на основании имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению
достоверность информации, обнаруживать недостоверность получаемой
информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих
пробелов

Ученик получит возможность научиться:
- Продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех
участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
- Брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).
Предметные результаты обучения
Ученик научится:
- пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной
литературе; строить сообщение в устной форме;
- находить в материалах учебной литературы ответ на заданный вопрос;
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных
признаков;
- анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в
коллективной организации деятельности);
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно
выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Ученик получит возможность научиться:
- выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей;
- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом
языковом факте;

- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по
самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания
количества групп;
- обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).
Система оценки достижений учащихся 6 класс
Система оценивания знаний учащихся проводится в форме зачете/незачета
Виды контроля:
-практические, самостоятельные и контрольные работы.
Принципы отбора содержания образования связаны с преемственностью целей
образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных
связей, а также с учетом возрастных особенностей развития учащихся.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет
воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать
причины и логику развития языковых процессов открывает возможность для
осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных
систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана
способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры
школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры,
усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и
общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной
политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в
современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на
формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей
достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску,
отбору, анализу и использованию информации.
Содержание стандарта реализуется следующими видами усложняющейся
учебной деятельности:
- рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного
текста;
- репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в
нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов
(близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексикостилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы
репродуктивного характера);
- продуктивная творческая деятельность: сочинение разных жанров, выразительное
чтение художественных текстов, устное словесное рисование;

- поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы,
комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей
с произведениями других видов искусства;
- исследовательская деятельность: анализ и сопоставление подобных текстов и
выявление в них общих и своеобразных черт.
Главным при изучении предмета остается работа с текстом, что закономерно
является важнейшим приоритетом в преподавании данной дисциплины.
Программа базируется на межпредметных связях с русским языком,
литературой, историей, экологией, риторикой, географией, обществознанием.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения данного
курса в основной школе
Личностные результаты
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к
Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности,
знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного
наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических
и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание
чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных
предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России
и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать
в нём взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в
школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций
с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни
во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к
окружающей среде;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты изучения
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия
в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать
выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее
решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической
контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий.
Предметные результаты обучающихся
- понимание текста, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих
нравственных ценностей и их современного звучания;
- умение анализировать текст: определять его принадлежность к одному из
литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею;
- определение элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств
языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания текста;
- владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе текста;
-собственная интерпретация, понимание авторской позиции и своё отношение к ней.
Календарно-тематическое планирование «Читательская грамотность», 6 кл.
№

Тема урока

Форма организации

1

Восприятие на слух и понимание различных видов Вводное игровое
занятие
сообщений

2

Типы текстов. Речевая ситуация

Лекция

3

Функциональные стили (разговорный стиль,
художественный стиль, официально-деловой
стиль, научный стиль)

Практическое занятие

4

Особенности разных стилей речи. Понятие о Сбор материала и
анализ
жанре текста

5

Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр,

Групповая работа

структуру и языковые средства
6

Осознанное
чтение
текстов
с
целью Чтение
удовлетворения
интереса,
приобретения
читательского опыта, освоения и использования
информации

7

Текст,

тема

текста,

основная

мысль,

идея. Беседа, круглый стол

Позицияавтора
8

Связь предложений в тексте

Работа с текстом

9

Смысловые части текста, микротема, абзац, план Беседа, исследование
текста

10

Виды
планов.
Понимание
представленной в неявном виде

информации, Индивидуальная
работа

11

Разные способы представления
слово, символ, таблица, схема, знак

информации: Практические задания

12

Использование формальных элементов текста
поиска

Работа с текстами

(подзаголовки,
информации

сноски)

для

нужной

13

Подробный и
письменный)

сжатый

пересказ

14

Вопросы по содержанию текста

15

Формулирование
выводов,
содержании текста

16

Аргументы, подтверждающие вывод. «Учимся Индивидуальная
работа, игра
логике размышления»

17

Сопоставление разных точек зрения и разных Практические задания,
источников информации по заданной теме. Игра игра
«Всяк кулик свое болото хвалит»

18

Применение информации из текста при решении Исследование,
составление
учебно-познавательных задач
кроссворда

19

Составление на основании текста небольшого Выступление
монологического высказывания в качестве ответа
на поставленный вопрос

20

Преобразование (дополнение)
сплошного текста в таблицу

21

Преобразование таблицы в связный текст, Групповая игра
информации,полученной из схемы, в текстовую
задачу

22

Составление схем с опорой на прочитанный текст

(устный

и Выступление

Групповая работа
основанных

на Групповая работа, игра

информациииз Практическое занятие

Беседа, круглый стол

23

Формирование списка используемой литературы и Творческая работа
других информационных источников

24

Создание собственных письменных материалов на Индивидуальное
основе прочитанных текстов: выписки из
практическое занятие
прочитанных текстов с учётом цели их
дальнейшего использования, небольшие
письменные аннотации к тексту, отзывы о
прочитанном

25

Создание небольших письменных текстов по
Самостоятельная
предложенной теме, представление одной и той же работа
информации разными способами, составление
инструкции к выполненному действию

26

Выступление перед аудиторией с использованием Ролевая игра
иллюстративного ряда (плакат, презентация)

27

Оценка содержания, языковых особенностей и Практическая
работа
структуры текста

28

Выражение собственного мнения о прочитанном

29

Выражение собственного мнения о прочитанном и Открытый микрофон
его аргументация

30

Достоверность и недостоверность информации в
тексте. Текст задачи 20 «Крыжовник»

31

Недостающая или избыточная информация. Текст Индивидуальная
задачи 20 «Крыжовник»
и групповая
работа

32

Участие в учебном диалоге при обсуждении Беседа
прочитанного или прослушанного текста

33

Сопоставление различных точек зрения на
информацию.Задача «Дятловы горы»

Работа с текстом

34

Итоговое занятие. Анализ текста

Самостоятельная
работа

Беседа

Групповая работа

Литература
1. Контрольные работы по читательской грамотности http://uchitelslovesnosti.ru/load/zadanija_na_ponimanie_teksta_6_klass/zadachi/zadacha_20_kryzh
ovnik/296-1-0-7019 (дата обращения 04.02.2024)
2. Контрольные работы по читательской грамотности.http://uchitelslovesnosti.ru/load/zadanija_na_ponimanie_teksta_6_klass/kontrolnye_raboty/297(
дата обращения 04.02.2024)
3. Открытый банк по оценке читательской грамотности https://fipi.ru/otkrytyy-bankzadani-chitatelskoi-gramotnosti(дата обращения 04.02.2024)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».