МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Тверской области
Администрация Торопецкого муниципального округа
МБОУ Торопецкая ООШ №3
РАССМОТРЕНА
СОГЛАСОВАНА
УТВЕРЖДЕНА
на методическом
объединении
на педсовете
Директор МБОУ
Торопецкая ООШ №3
«28» августа 2025 г.
Васиьева Л.В
«27» августа 2025 г.
Приказ № 85
от «28» августа 2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
кружок
«ОЛИМП»
9 класс
Всего часов в год – 68
Всего часов в неделю - 2
Разработчик :
Лисова Светлана Викентьевна
Квалификационная категория
высшая
Торопец
2025
1
Пояснительная записка
Данная программа составлена на основе кодификатора и спецификатора к экзамену по
географии.
Программа составлена для обучающихся 9-х классов, которые выбрали географию, для
сдачи экзамена по выбору.
Целью курса является повышение уровня предметной и психологической подготовки
учащихся к сдаче государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой
форме по географии (знакомства школьников с особенностями данной формы аттестации,
отработки ими навыков заполнения аттестационных документов и бланков ответов).
Программа рассчитана на 68 часов 2 часа в неделю
Программа курса выстроена в логике постепенного освоения учащимися основного
содержания географических знаний в соответствии с разделами кодификатора и состоит
из трех разделов: введение , освоение основных разделов курса в соответствии с
кодификатором, рефлексивная часть курса
Каждый раздел состоит из обзорных лекций в соответствии с кодификатором,
тренировочных заданий тестовой формы с выбором ответа, заданий тестовой формы с
кратким ответом, анализа трудных заданий.
Курс реализует компетентностный, деятельностный
и индивидуальный подход к
обучению. Деятельностный подход реализуется в процессе проведения самостоятельных и
практических работ с учащимися, составляет основу курса.
Деятельность учителя сводится в основном к консультированию учащихся, анализу и
разбору наиболее проблемных вопросов и тем.
Индивидуализация обучения достигается за счет использования в процессе обучения
электронных и Интернет-ресурсов (ФИПИ «ГИА - ГЕОГРАФИЯ» и «Решу ОГЭ»)
Программа предполагает, что основной задачей педагога, реализующего данный курс
является не просто передача, трансляция имеющего опыта, накопленных знаний, но и
развитие творческого потенциала личности своих учеников, развитие их умения и
способности преодолевать границы известного, традиционного. Благодаря этому
становится возможным выйти за пределы образовательного стандарта, для успешной
реализации творческого потенциала учащихся, повышения их познавательного интереса к
географии и формированию более устойчивой мотивации к изучению предмета.
В процессе освоения программы, обучающиеся смогут проверить уровень своих знаний
по различным разделам школьного курса географии, а также пройдут необходимый этап
подготовки к основному государственному экзамену.
2
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Введение
Особенности процедуры проведения государственной итоговой аттестации выпускников
9 классов в новой форме по географии . Нормативно-правовые и другими документами,
определяющие порядок проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9
классов в новой форме по географии, бланками государственной итоговой аттестации
выпускников 9 классов в новой форме по географии и иными сведениями, связанными с
данной процедурой. Правила заполнения бланков. Особенности экзаменационной работы
по географии, структура КИМ ов, демонстрационные версии контрольных измерительных
материалов (КИМ).
Освоение основных разделов курса
1. Источники географической информации:
План местности. Географическая карта. Их основные параметры и элементы.
Выдающиеся географические исследования, открытия и путешествия. Отработка
основных умений: измерения по картам расстояний, направлений; определение
географических координат; анализ плана местности и построение профиля местности по
плану.
2. Природа Земли и человек:
Земля как планета Солнечной системы. Географическая оболочка, основные
свойства и закономерности. Природные комплексы. Взаимосвязи географических
явлений и процессов в геосферах. Определение географических объектов и явлений
по их существенным признакам. Решение задач на поясное и местное время и задач на
определение географической широты в зависимости от угла наклона солнечных лучей.
3. Население России:
Особенности населения. Анализ демографических ситуаций. Этногеография.
Определение демографических процессов и явлений по их существенным признакам.
Анализ статистической и графической информации (работа со статистическими
таблицами,
полово-возрастными
пирамидами).
Определение
демографических
показателей по формулам.
4. Природопользование и экология:
Основные виды природных ресурсов. Размещение основных видов ресурсов.
Ресурсообеспеченность. Анализ геоэкологических ситуаций. Основные
природопользования.
виды
5. Страноведение:
Современная политическая карта мира. Особенности географического положения,
природы, населения и хозяйства крупных стран мира. Определение стран по описанию.
Знакомство с программной географической номенклатурой по курсу.
3
6. География России: Географическое положение и границы России. Субъекты
Российской Федерации. Особенности природы. Население. Народы. Хозяйство.
Определение региона по его краткому описанию. Россия в современном мире. Знакомство
с программной географической номенклатурой по курсу.
Рефлексивная часть курса Проведение репетиционного тестирования (в традиционной
или компьютерной формах) и анализ его результативности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Федеральный институт педагогических измерений. Единый государственный экзамен.
Контрольные измерительные материалы. География., Москва, издательский центр
«Вентана-Граф».
2. Э.М.Амбарцумян,С.Е.Дюкова – ГИА-2019, , АСТ –«Астрель», Москва 2019г.
3. Е.М. Курашаева География России в схемах и таблицах 8-9 классы, Москва,
издательство «ЭКЗАМЕН
4. Ю.А.Моргунова, О.В.Чичерина, Практикум по подготовке к ОГЭ. География.
Тренировочные задания тестовой формы с развернутым ответом. Рабочая тетрадь.,
Москва, издательский центр «Вентана-Граф»
5. Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) http://www.fipi.ru.
Тематическое планирование
№ п/п
Тема
6.
Введение.
Правила заполнения бланков.
Особенности государственной итоговой аттестации выпускников 9
классов в новой форме по географии
Источники географической информации и методы географических
исследований
Источники географической информации и методы географических
исследований
Тренировочные задания с выбором ответа, задания текстовой формы
с кратким ответом.
Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом
7.
Анализ трудных заданий.
1.
2.
3.
4.
5.
Количест
во часов
2
2
2
2
2
2
2
4
8.
Природа Земли и человек
2
9.
10.
2
2
11.
Природа Земли и человек
Тренировочные задания тестовой формы с выбором ответа, задания
текстовой формы с кратким ответом
Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом
12.
Анализ трудных заданий.
2
13.
14.
Население России
Население России
2
2
15.
2
16.
Тренировочные задания тестовой формы с выбором ответа, задания
текстовой формы с кратким ответом.
Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом
17.
18.
Анализ трудных заданий
Природопользование и экология
2
2
19.
Природопользование и экология
2
20.
2
21.
22.
Тренировочные задания тестовой формы с выбором ответа, задания
текстовой формы с кратким ответом
Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом
Анализ трудных заданий
23.
Страноведение
2
24.
Страноведение. Тренировочные задания тестовой формы с выбором
ответа, задания текстовой формы с кратким ответом
География России
География России.
2
Тренировочные задания тестовой формы с выбором ответа, задания
текстовой формы с кратким ответом.
Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом
2
Анализ трудных заданий
Решение вариантов государственной итоговой аттестации
выпускников 9 классов в новой форме по географии
Решение вариантов государственной итоговой аттестации
выпускников 9 классов в новой форме по географии
2
2
32.
Решение вариантов государственной итоговой аттестации
выпускников 9 классов в новой форме по географии
2
33.
34.
Итоговое занятие. Анализ работ.
Итоговое занятие. Вопросы и проблемы
2
2
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
2
2
2
2
2
2
2
2
5
6