Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Торопецкая основная общеобразовательная школа № 3
РАССМОТРЕНО
на педагогическом совете
МБОУ Торопецкой ООШ
№3
Протокол №1
от 29.08.2025
УТВЕРЖДАЮ
Директор
Васильева Любовь Викентьевна
Приказ № 85
от 29.08.2025
ПЛАН
внеурочной деятельности
для обучающихся
7 и 8 классов
(по АООП обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями))
МБОУ Торопецкая ООШ №3
на 2025-2026 учебный год
г.Торопец, 2025 г.
Пояснительная записка к плану внеурочной деятельности
для учащихся 5-9 (обучение по АООП обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность,
направленную на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных
программ (предметных, метапредметных и личностных), осуществляемую в формах, отличных от
урочной.
Внеурочная деятельность в МБОУ Торопецкой ООШ № 3 организуется в соответствии со
следующими нормативными документами и методическими рекомендациями:
- Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрировано в
Минюсте России 05.07.2021 № 64101) – http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389560/;
- Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 05.07.2022г. №ТВ–1290/03
«О направлении методических рекомендаций» (Информационно-методическое письмо об
организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных
государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования);
- Письмо Министерства образования Тверской области от 30.08.2024г. № 1-01-24/13312-ОК
(Информационно-методическое письмо об организации внеурочной деятельности в рамках
реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального
общего и основного общего образования);
- Письмо Минпросвещения России от 17.06.2022 г. № 03-871 «Об организации занятий
«Разговоры о важном»;
- Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020
№ 28 (далее – СП 2.4.3648-20);
- Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования
к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»,
утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.01.2021 № 2 (далее – СанПиН 1.2.3685- 21).
План внеурочной деятельности МБОУ Торопецкой ООШ № 3 является обязательной частью
организационного раздела основной образовательной программы, а рабочие программы внеурочной
деятельности являются обязательной частью содержательного раздела основной образовательной
программы.
В целях реализации плана внеурочной деятельности МБОУ Торопецкой ООШ № 3 может
предусматриваться использование ресурсов других организаций (в том числе в сетевой форме),
включая организации дополнительного образования, профессиональные образовательные
организации, образовательные организации высшего образования, научные организации,
организации культуры, физкультурно-спортивные, детские общественные объединения и иные
организации, обладающие необходимыми ресурсами.
Формы внеурочной деятельности предусматривают активность и самостоятельность
обучающихся, сочетают индивидуальную и групповую работы, обеспечивают гибкий режим
занятий (продолжительность, последовательность), переменный состав обучающихся, проектную и
исследовательскую деятельность, экскурсии, походы, деловые игры и пр.
Допускается формирование учебных групп из обучающихся разных классов в пределах
одного уровня образования.
В соответствии с требованиями обновленных ФГОС НОО и ООО образовательная
организация обеспечивает проведение до 10 часов еженедельных занятий внеурочной деятельности
(до 1320 часов на уровне начального общего образования, до 1750 часов на уровне основного
общего образования).
Цель и идеи внеурочной деятельности
Содержательное наполнение внеурочной деятельности
Часы внеурочной деятельности в МБОУ Торопецкой ООШ № 3 используются на социальное,
творческое, интеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное, гражданскопатриотическое развитие обучающихся, создавая условия для их самореализации и осуществляя
педагогическую поддержку в преодолении ими трудностей в обучении и социализации.
Обязательным условием организации внеурочной деятельности является ее воспитательная
направленность, соотнесенность с рабочей программой воспитания образовательной организации.
С целью реализации принципа формирования единого образовательного пространства на
всех уровнях образования часы внеурочной деятельности используются через реализацию модели
плана с преобладанием с преобладанием педагогической поддержки обучающихся и работы по
обеспечению их благополучия в пространстве школы:
Модель плана внеурочной
деятельности
Содержательное наполнение
- дополнительные занятия для обучающихся, испытывающих
затруднения в освоении учебной программы;
- дополнительные занятия обучающихся, испытывающих трудности в
Преобладание
освоении языков обучения (английский и немецкий языки);
педагогической
- специальные занятия обучающихся, испытывающих затруднения в
поддержки обучающихся
социальной коммуникации;
специальные
занятия
обучающихся
с
ограниченными
возможностями здоровья
Также часы внеурочной деятельности выделяются:
- на занятия школьников в рамках циклов специально организованных внеурочных занятий,
посвященных актуальным социальным, нравственным проблемам современного мира;
- на профориентационные занятия школьников;
- на занятия школьников по формированию их функциональной грамотности.
Дополнением к данном модели служит использование во внеурочной деятельности в МБОУ
Торопецкой ООШ №3 деятельность ученических сообществ, в том числе и участие обучающихся в
воспитательных мероприятиях (соревнования, походы, экскурсии, концерты, конкурсы, акции,
оздоровительные мероприятия и т.п.), которые реализуются в работе классных руководителей и
руководителей детских общественных объединений.
Планирование внеурочной деятельности
В соответствии с письмом Министерства просвещения Российской Федерации от
15.08.2022 № 03-1190 «О направлении методических рекомендаций», с письмом Министерства
просвещения Российской Федерации от 17.08.2023 № ДГ-1773/05, с письмом Министерства
образования Тверской области от 30.08.2024 № 1-01-24/13312 –ОК, с Межведомственным
планом по реализации Стратегии духовно-нравственного воспитания детей в Тверской области
в 2021-2024 годах, утвержденным Распоряжением Правительства Тверской области от
12.12.2022 № 1414-рп «О внесении изменений в распоряжение Правительства Тверской области
от 05.02.2018 № 28-рп», с приказом Минпросвещения Российской Федерации от 09.10.2024 № 704 «О
внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации,
касающиеся федеральных образовательных программ начального общего образования, основного
общего образования и среднего общего образования», план внеурочной деятельности для
обучающихся ООО МБОУ Торопецкой ООШ № 3 включает реализацию следующих проектов:
- цикл внеурочных занятий «Разговоры о важном», на который отводится 1 час в неделю.
(материалы размещены на сайте: https://razgovor.edsoo.ru/). Занятия «Разговоры о важном»
проводятся еженедельно до начала уроков по понедельникам для всех обучающихся 1 - 9
классов. Информационно-просветительские занятия патриотической, нравственной и
экологической направленности "Разговоры о важном" направлены на развитие ценностного
отношения обучающихся к своей родине - России, населяющим ее людям, ее уникальной
истории, богатой природе и великой культуре. Основной формат внеурочных занятий
"Разговоры о важном" - разговор и (или) беседа с обучающимися. Основные темы занятий
связаны с важнейшими аспектами жизни человека в современной России: знанием родной
истории и пониманием сложностей современного мира, техническим прогрессом и
сохранением природы, ориентацией в мировой художественной культуре и повседневной
культуре поведения, доброжелательным отношением к окружающим и ответственным
отношением к собственным поступкам;
- занятия в рамках курса «Россия – мои горизонты», который проводится еженедельно
по четвергам для всех обучающихся 6 - 9 классов, всего 34 часа в год
(https://edsoo.ru/wpcontent/uploads/2025/08/rmg_2025.pdf). Цель курса - формирование у
подрастающего поколения готовности к профессиональному самоопределению, ознакомление
их с миром профессий, федеральным и региональным рынками труда (внеурочный курс
"Россия - мои горизонты" – обязательный профминимум – занятия в рамках внеурочной
деятельности по четвергам в 6-9 классах);
- региональный проект, реализующий Стратегию духовно-нравственного воспитания
детей в Тверской области «Моя семья» (5-9 классы) (https://disk.yandex.ru/d/JjNGYbR4-cMy-A),
также проводятся классными руководителями по 1 часу в неделю, по пятницам последним
уроком;
С целью обеспечения преемственности содержания образовательныхпрограмм начального
общего и основного общего образования при формировании плана внеурочной деятельности
образовательной организации предусмотрена часть, рекомендуемая для всех обучающихся:
- по 1 часу в неделю – на информационно-просветительские занятия патриотической,
нравственной и экологической направленности «Разговоры о важном» (понедельник, первый урок),
«Россия – мои горизонты» (четверг, последний урок) и «Моя семья» (по пятницам)
Основное содержание занятий внеурочной деятельности отражено в таблице:
Направление
внеурочной
деятельности
Количество
часов в
Основное содержание занятий
неделю
Часть, рекомендуемая для всех обучающихся
Информационно
1
Основная цель: развитие ценностного отношения обучающихся к
своей Родине – России, населяющим ее людям, ее уникальной истории,
просветительски
богатой природе и великой культуре.
е занятия
Основная
задача:
формирование
соответствующей
патриотической,
внутренней позиции личности школьника, необходимой ему для
нравственной и
конструктивного и ответственного поведения в обществе.
экологической
Основные темы занятий связаны с важнейшими аспектами жизни
направленности
человека в современной России: знанием родной истории и пониманием
«Разговоры о
сложностей современного мира, техническим прогрессом и сохранением
важном»
природы, ориентацией в мировой художественной культуре и
повседневнойкультуре
поведения, доброжелательным
отношением к окружающим и ответственным отношением к
собственным поступкам
Один час в неделю рекомендуется отводить на внеурочное занятие «Разговоры о
важном» и один час в неделю на классный час «Россия – мои горизонты».
Внеурочные занятия «Разговоры о важном» направлены на развитие ценностного
отношения обучающихся к своей родине – России, населяющим ее людям, ее уникальной
истории, богатой природе и великой культуре. Внеурочные занятия «Разговоры о важном»
направлены на формирование соответствующей внутренней позиции личности обучающегося,
необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе.
Основной формат внеурочных занятий «Разговоры о важном» – разговор и (или) беседа с
обучающимися. Основные темы занятий связаны с важнейшими аспектами жизни человека в
современной России: знанием родной истории и пониманием сложностей современного мира,
техническим прогрессом и сохранением природы, ориентацией в мировой художественной
культуре и повседневной культуре поведения, доброжелательным отношением к окружающим
и ответственным отношением к собственным поступкам.
При реализации плана внеурочной деятельности предусмотрена вариативность
содержания внеурочной деятельности с учетом образовательных потребностей и интересов
обучающихся.
В зависимости от задач на каждом этапе реализации основной образовательной
программы количество часов, отводимых на внеурочную деятельность, может изменяться.
В зависимости от решения педагогического коллектива, родительской общественности,
интересов и запросов детей и родителей в образовательной организации могут реализовываться
различные модели плана внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность и коррекционно-развивающие занятия обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)
Особенностью плана внеурочной деятельности школы, реализующей адаптированные
основные общеобразовательные программы, является сочетание курсов внеурочной деятельности с
коррекционно-развивающими занятиями, позволяющими обеспечить обучающимся с ОВЗ не только
всестороннее развитие, но и усвоение содержания учебных предметов.
Реабилитационно-коррекционные мероприятия могут реализовываться как во время
внеурочной деятельности, так и во время урочной деятельности.
Внеурочная деятельность в соответствие с ФГОС обучающихся с УО (ИН)
представляет коррекционно-развивающую область и другие направления внеурочной
деятельности. Содержание коррекционно-развивающей области представлено следующими
коррекционными курсами: коррекционный курс "Логопедические занятия", коррекционный курс
"Психологический практикум" и «Занятия с дефектологом»:
Коррекционный курс "Логопедические занятия". Основные задачи реализации
содержания: формирование и развитие различных видов устной речи (разговорно-диалогической,
описательно-повествовательной)
на
основе
обогащения
знаний
об
окружающей
действительности. Обогащение и развитие словаря, уточнение значения слов, развитие
лексической системности, формирование семантических полей. Развитие и совершенствование
грамматического строя речи. Развитие связной речи. Коррекция недостатков письменной речи
(чтения и письма). Занятия проводятся фронтально, по подгруппам или индивидуально.
Коррекционный курс "Психологический практикум". Основные задачи реализации
содержания: Формирование учебной мотивации, стимуляция сенсорно-перцептивных,
мнемических и интеллектуальных процессов. Гармонизация психоэмоционального состояния,
формирование позитивного отношения к своему "Я", повышение уверенности в себе, развитие
самостоятельности, формирование навыков самоконтроля. Развитие способности к эмпатии,
сопереживанию; формирование продуктивных видов взаимоотношений с окружающими (в
семье, классе), повышение социального статуса ребенка в коллективе, формирование и развитие
навыков социального поведения.
«Занятия с дефектологом»: основная задача – развитие и коррекция интеллектуальной сферы
ребёнка, расширение его познаний об окружающем мире, помощь в социализации, проводится в
рамках работы учителя-дефектолога.
Выбор коррекционно-развивающих занятий, их количественное соотношение,
содержание, самостоятельно определяется МБОУ Торопецкой ООШ №3, исходя из
психофизических особенностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР
на основе рекомендаций Нелидовской и Тверской ПМПК (ЦПМПК) и ИПР обучающихся.
Внеурочная деятельность проводится по плану внеурочной деятельности учителя.
Недельный план внеурочной деятельности в МБОУ Торопецкой ООШ № 3
для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (вариант 1) уровня ООО
для 7-8 классов на 2025/2026 учебный год
Направления
Названия
Формы
Классы / количество
организац
часов в неделю
ии
7 кор 8 кор ВСЕГО
Часть, рекомендуемая для всех обучающихся
Информационнопросветительские занятия
патриотической, нравственной
и экологической
направленности
Занятия, направленные на
удовлетворение
профориентационных
интересов и потребностей
обучающихся
Региональные проекты,
реализующие Стратегию
духовно-нравственного
воспитания детей в Тверской
области
«Разговоры
о важном» *
Информа
ционный
час
Россия –
мои
горизонты*
Классный
час
«Моя
семья» *
Занятия
Всего за неделю: 6ч
1
1
2
1
2
1
1
2
3
3
6
1
*Занятия «Разговор о важном», «Россия – мои горизонты» и «Моя семья» в 7 кор, 8кор классах проводятся
по 1 часу в неделю классными руководителями.
Итого: 6 часов: Покудина А.Р. – 3ч,
Ильиных А.Ю. –3ч