Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Торопецкая основная общеобразовательная школа № 3
РАССМОТРЕНО
на педагогическом совете
МБОУ Торопецкой ООШ №3
Протокол №1
от 29.08.2025 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор
Васильева Любовь Викентьевна
Приказ № 85
от 29.08.2025 г.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
основного общего образования
обучающихся с УО (ИН)
(вариант 1)
для 7 и 8 классов
на 2025 – 2026 учебный год
Торопец, 2025 г.
Пояснительная записка
Учебный план МБОУ Торопецкой ООШ №3 для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья разработан на основе ФАООП ООО обучающихся с лёгкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), фиксирует общий объем нагрузки,
максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных
предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и
учебным предметам, обеспечивает введение в действие и реализацию требований ФГОС
обучающихся с УО (ИН) и выполнение гигиенических требований к режиму образовательного
процесса,
которые
предусмотрены
Гигиеническими
нормативами
и
Санитарноэпидемиологическими требованиями, а также по желанию родителей и особенности ребёнка.
Нормативной правовой основой учебного плана МБОУ Торопецкой ООШ №3 являются:
Конституция Российской Федерации (ст. 43, 44);
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29.12 2012;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014г.
№1599 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021г. №287 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022г.
№1025 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы
основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022г. №1026 «Об
утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 11 февраля 2022г. № 69 «О
внесении в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом
Министерства Просвещения Российской Федерации от 22.03.2022г. №155»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 17.07.2024 № 495
"О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской
Федерации, касающиеся федеральных адаптированных образовательных программ"
(Зарегистрирован 15.08.2024 № 79163);
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха
и оздоровления детей и молодёжи»» и обеспечивает выполнение санитарноэпидемиологических требований СП 2.4.3648-20 и гигиенических нормативов и требований
СанПиН 1.2.3685-21;
Федеральный закон от 24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный
закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об
обязательных требованиях в Российской Федерации»;
Изменения в ФОП НОО, ООО, СОО. Приказ Министерства просвещения Российской
Федерации от 09.10.2024 № 704 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства
просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ
начального общего образования, основного общего образования и среднего общего
образования» (Зарегистрирован 11.02.2025 № 81220);
Устав и локальные акты МБОУ Торопецкой ООШ №3.
Учебный план ФАОП основного общего образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на 2025-2026 учебный год обеспечивает
выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, образовательная
программа школы предусматривает инклюзивное обучение детей в общеобразовательных
классах. Организация образовательного процесса регламентируется учебным планом,
согласованным с Учредителем и расписанием занятий, которые разрабатываются и
утверждаются образовательным учреждением самостоятельно.
Учебный план обучающихся включает в себя все учебный предметы обязательной части
учебного плана начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
Обязательная часть нагрузки включает образовательные области: «Язык и речевая
практика», «Математика», «Естествознание», «Человек и общество», «Физическая культура» и
«Технологии».
Образовательная область «Язык и речь» представлена предметами «Русский язык», «Чтение
(Литературное чтение) – по 4 часа в 6 и 7 классах в неделю. Содержание обучения русскому языку
строится на принципах коммуникативного подхода, который направлен на развитие контекстной
устной и письменной речи. Изучение языка в контексте монологической, диалогической и других
видов речи, расширение разговорной, литературной, деловой, книжной (научной) лексики на уроках
русского языка и чтения позволяет преодолеть характерный для обучающихся речевой негативизм,
стереотипность, бедность оборотов речи, приблизить обучающихся к знаниям о культуре, истории,
к освоению нравственных норм социального поведения на образцах доступных литературных
жанров.
Образовательная область «Математика» представлена учебными предметами: «Математика»,
на изучение которой отводится по 3 часа в неделю в 6 и 7 классах, и «Информатика», на изучение
которой отводится по 1 часу в неделю 7 и 8 классах. Математика имеет выраженную практическую
направленность с целью обеспечения жизненно важных умений обучающихся по ведению
домашнего хозяйства, их деятельности в доступных профилях по труду.
Образовательная область «Естествознание» предоставлена учебными предметами
«Биологией» и «Географией» в 7 и 8 классах по 2 ч в неделю.
Образовательная область «Человек и общество» реализуется предметами: «Основами
социальной жизни» и «Историей Отечества» (по 2часа в каждом классе).
Образовательная область «Физическая культура» изучается предметом "Физическая культура» по 3
часа в неделю7 и 8 классах для реализации двигательной активности обучающихся.
Область, формируемая участниками образовательных отношений, отведена на «Развитие речи»
для коррекции речевых проблем обучающихся в 7-8 классах.
Образовательная область «Технологии» реализована учебным предметом «Профильный труд
/швейное дело» – по 7 часов в неделю в 7кор классе и по 8 часов в неделю в 8 классе. «Профильный
труд» соответствует задачам трудового обучения и социального воспитания. Он позволяет поэтапно
формировать навыки по ведению домашнего хозяйства во всех его компонентах, практически
применять интеллектуальные умения из других учебных предметов, заложить основы
экономического хозяйствования в семье, а также комплекс прикладных умений: стирка, глажение,
ремонт, кулинария, уход за больным и многое другое.
Школьный компонент (коррекционные технологии) учебного плана в 7 и 8 классах
представляет коррекционно-развивающую область и другие направления внеурочной деятельности.
Содержание коррекционно-развивающей области предоставлено следующими коррекционными
курсами: коррекционный курс "Логопедические занятия", коррекционный курс "Психологический
практикум" и «Занятия с дефектологом»:
Коррекционный курс "Логопедические занятия". Основные задачи реализации содержания:
формирование и развитие различных видов устной речи (разговорно-диалогической, описательноповествовательной) на основе обогащения знаний об окружающей действительности. Обогащение и
развитие словаря, уточнение значения слов, развитие лексической системности, формирование
семантических полей. Развитие и совершенствование грамматического строя речи. Развитие связной
речи. Коррекция недостатков письменной речи (чтения и письма). Занятия проводятся фронтально,
по подгруппам или индивидуально.
Коррекционный курс "Психологический практикум". Основные задачи реализации
содержания: формирование учебной мотивации, стимуляция сенсорно-перцептивных, мнемических и
интеллектуальных процессов. Гармонизация психоэмоционального состояния, формирование
позитивного отношения к своему "Я", повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности,
формирование навыков самоконтроля. Развитие способности к эмпатии, сопереживанию;
формирование продуктивных видов взаимоотношений с окружающими (в семье, классе), повышение
социального статуса ребенка в коллективе, формирование и развитие навыков социального
поведения.
«Занятия с дефектологом»: основная задача – развитие и коррекция интеллектуальной сферы
ребёнка, расширение его познаний об окружающем мире, помощь в социализации, проводится в
рамках работы учителя-дефектолога.
Индивидуально-групповые коррекционные занятия оказываются за пределами максимальной
нагрузки обучающихся. На коррекционные индивидуальные и групповые занятия по логопедии и
развитию психомоторики и сенсорных процессов по расписанию отводятся часы во вторую
половину дня. Их продолжительность до 40 мин, поскольку занятия ведутся индивидуально или в
маленьких группах (из 2 - 3 обучающихся), укомплектованных на основе сходства корригируемых
недостатков. Группы комплектуются с учетом однородности и выраженности речевых,
двигательных и других нарушений и в соответствии с медицинскими рекомендациями.
Часы, отведенные на обязательные предметы школьного компонента и факультативные
занятия, могут быть использованы по усмотрению учреждения на занятия по логопедии, развитию
речи, на такие предметы, как элементы физики и химии в быту и на производстве, истории и
культуры родного края, на производительный труд по профилю трудового обучения,
дополнительно - на профессионально-трудовое обучение, изучение других предметов.
Коррекционные занятия направлены на преодоление некоторых специфических трудностей и
недостатков, характерных для обучающихся, поэтому с обучающимися работают логопед и
психолог (в рамках плана работы логопеда и психолога).
Выбор коррекционно-развивающих занятий, их количественное соотношение,
содержание, самостоятельно определяется МБОУ Торопецкой ООШ №3, исходя из
психофизических особенностей и особых образовательных потребностей обучающихся с УО
(ИН) на основе рекомендаций Нелидовской и Тверской ПМПК (ЦПМПК) и ИПР обучающихся.
В учебном плане соблюдается предельно допустимая нагрузка с учетом сохранения базового
количества часов на обязательные предметы. Учебный план дает возможность осуществлять в
полном объеме изучение программного материала на базовом уровне, учитывая индивидуальные
особенности учащихся.
Объем учебной нагрузки определяется в соответствии с требованиями федеральных
государственных образовательных стандартов общего образования и иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации с учетом индивидуальных потребностей и
психофизических возможностей обучающихся.
Обучение детей и подростков в соответствии с учебным планом по «Программе» осуществляется на
основании рекомендаций Центральной медико-психолого-педагогической комиссии, не превышает
максимально допустимую нагрузку в соответствии с классом обучения (СанПиН).
Внеурочная деятельность направлена на достижение планируемых результатов
освоения основной образовательной программы (личностных, метапредметных и предметных)
и осуществляется в формах, отличных от урочной.
Внеурочная деятельность является неотъемлемой и обязательной частью основной
общеобразовательной программы.
План внеурочной деятельности представляет собой описание целостной системы
функционирования образовательной организации в сфере внеурочной деятельности и может
включать в себя:
1) внеурочную деятельность по учебным предметам образовательной программы
(учебные курсы, учебные модули по выбору обучающихся, родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся, в том числе предусматривающие
организованное изучение учебных предметов, с целью удовлетворения различных интересов
обучающихся, потребностей в физическом развитии и совершенствовании, а также
учитывающие этнокультурные интересы, особые образовательные потребности обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья;
2) внеурочную деятельность по формированию функциональной грамотности
(читательской,
математической,
естественнонаучной,
финансовой)
обучающихся
(интегрированные курсы, метапредметные кружки, факультативы, научные сообщества, в том
числе направленные на реализацию проектной и исследовательской деятельности);
3) внеурочную деятельность по развитию личности, ее способностей, удовлетворения
образовательных потребностей и интересов, самореализации обучающихся, в том числе
одаренных, через организацию социальных практик (в том числе волонтёрство), включая
общественно полезную деятельность, профессиональные пробы, развитие глобальных
компетенций, формирование предпринимательских навыков, практическую подготовку,
использование возможностей организаций дополнительного образования, профессиональных
образовательных организаций и социальных партнеров в профессионально-производственном
окружении;
4) внеурочную деятельность, направленную на реализацию комплекса воспитательных
мероприятий на уровне образовательной организации, класса, занятия, в том числе в
творческих объединениях по интересам, культурные и социальные практики с учетом
историко-культурной и этнической специфики региона, потребностей обучающихся, родителей
(законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
5) внеурочную деятельность по организации деятельности ученических сообществ
(подростковых коллективов), в том числе ученических классов, разновозрастных объединений
по интересам, клубов; детских, подростковых и юношеских общественных объединений,
организаций и других;
6) внеурочную деятельность, направленную на организационное обеспечение учебной
деятельности (организационные собрания, взаимодействие с родителями по обеспечению
успешной реализации образовательной программы и другие);
7) внеурочную деятельность, направленную на организацию педагогической поддержки
обучающихся (проектирование индивидуальных образовательных маршрутов, работа тьюторов,
педагогов-психологов);
8) внеурочную деятельность, направленную на обеспечение благополучия обучающихся
в пространстве общеобразовательной организации (безопасности жизни и здоровья
обучающихся, безопасных межличностных отношений в учебных группах, профилактики
неуспеваемости, профилактики различных рисков, возникающих в процессе взаимодействия
обучающегося с окружающей средой, социальной защиты обучающихся).
Для достижения целей и задач внеурочной деятельности используется все многообразие
доступных объектов отечественной культуры, в том числе наследие отечественного
кинематографа. Наследие отечественного кинематографа может использоваться как в качестве
дидактического материала при реализации курсов внеурочной деятельности, так и быть
основой для разработки курсов внеурочной деятельности, посвященной этому виду
отечественного искусства.
Величина недельной образовательной нагрузки (количество занятий), реализуемой через
внеурочную деятельность, определяется за пределами количества часов, отведенных на
освоение обучающимися учебного плана, но не более 10 часов.
Для недопущения перегрузки обучающихся допускается перенос образовательной
нагрузки, реализуемой через внеурочную деятельность, на периоды каникул, но не более 1/2
количества часов.
Внеурочная деятельность в каникулярное время может реализовываться в рамках
тематических программ (лагерь с дневным пребыванием на базе школы и л и на базе
загородных детских центров, в туристско-краеведческих мероприятиях, в том числе
проводимых в природной среде, поездках и другие).
При этом расходы времени на отдельные направления плана внеурочной деятельности
могут отличаться:
- на внеурочную деятельность по развитию личности, ее способностей, удовлетворения
образовательных потребностей и интересов, самореализации и
профориентации
обучающихся, еженедельно от 1 до 2 часов;
- на деятельность ученических сообществ и воспитательные мероприятия целесообразно
еженедельно предусмотреть от 2 до 4 часов, при этом при подготовке и проведении
коллективных мероприятий в классе или общешкольных мероприятий за 1-2 недели может
быть использовано до 20 часов (бюджет времени, отведенного на реализацию плана
внеурочной деятельности);
- на организационное обеспечение учебной деятельности, осуществление педагогической
поддержки социализации обучающихся и обеспечение их благополучия еженедельно ‒ от 2
до 3 часов.
Общий объем внеурочной деятельности не превышает 10 часов в неделю.
Один час в неделю отводится на внеурочное занятие "Разговоры о важном".
Внеурочные занятия "Разговоры о важном" направлены на развитие ценностного отношения
обучающихся к своей родине - России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой
природе и великой культуре. Занятие «Разговоры о важном» проводятся по понедельникам
первыми уроками.
Основной формат внеурочных занятий "Разговоры о важном" - разговор и (или) беседа с
обучающимися. Основные темы занятий связаны с важнейшими аспектами жизни человека в
современной России: знанием родной истории и пониманием сложностей современного мира,
техническим прогрессом и сохранением природы, ориентацией в мировой художественной
культуре и повседневной культуре поведения, доброжелательным отношением к окружающим
и ответственным отношением к собственным поступкам.
Один час в неделю для обучающихся 6-9 классов рекомендуется отводить на внеурочное
занятие «Россия - мои горизонты».
Внеурочные занятия «Россия ‒ мои горизонты» направлены на формирование готовности
обучающихсякпрофессиональномусамоопределениюи других компетенций, необходимых для
осуществления всех этапов карьерной самонавигации, приобретение и осмысления
профориентационно значимого опыта.
Основной формат внеурочных занятий «Россия ‒ мои горизонты» ‒ профориентационное
занятие. Основные темы занятий связаны с востребованными профессиями реального сектора
экономики, а также с выдающимися достижениями России в отраслях промышленности,
цифровых технологиях, инженерном деле, государственном управлении и общественной
безопасности, медицине и здравоохранении, агросфере, социальном развитии, туризме,
креативных индустриях и других отраслях экономики.
Занятия "Россия - мои горизонты" проводятся по четвергам первым уроком.
При реализации плана внеурочной деятельности предусмотрена вариативность
содержания внеурочной деятельности с учетом образовательных потребностей и интересов
обучающихся. В зависимости от задач на каждом этапе реализации основной образовательной
программы количество часов, отводимых на внеурочную деятельность, может изменяться.
Занятия «Разговор о важном», «Россия – мои горизонты» проводятся классными
руководителями по 1 часу в неделю.
Региональные проекты, реализующие Стратегию духовно-нравственного воспитания
детей в Тверской области «Моя семья» (5-9 классы) также проводятся классным руководителем
по 1 часу в неделю, по пятницам последним уроком.
Занятия, направленные на удовлетворение социальных интересов и потребностей
обучающихся, на педагогическое сопровождение деятельности социально ориентированных
ученических сообществ, детских общественных объединений, органов ученического
самоуправления, на организацию совместно с обучающимися комплекса мероприятий
воспитательной направленности, реализуются в работе классных руководителей и
руководителей детских общественных объединений.
Формы внеурочной деятельности предусматривают активность и самостоятельность
обучающихся, сочетать индивидуальную и групповую работу; обеспечивать гибкий режим
занятий (продолжительность, последовательность), переменный состав обучающихся,
проектную и исследовательскую деятельность (в том числе экспедиции, практики), экскурсии
(в музеи, парки, на предприятия и другие), походы, деловые игры и другое.
В школе допускается формирование учебных групп из обучающихся разных классов в
пределах одного уровня образования.
В целях реализации плана внеурочной деятельности образовательной организацией
может предусматриваться использование ресурсов других организаций (в том числе в сетевой
форме), включая организации дополнительного образования соответствующей направленности,
осуществляющих лицензированную образовательную деятельность, профессиональные
образовательные организации, образовательные организации высшего образования, научные
организации и иные организации,
№
1
2
3
4
6
7
Недельный учебный план АООП обучающихся с УО (ИН) (вариант 1)
для 7 и 8 классов МБОУ Торопецкой ООШ №3 на 2025-2026 уч.г.
Количество часов
Образовательная
Образовательные
7кор
8 кор
Всего
область
компоненты
класс
класс
(учебные предметы)
4
4
8
Язык и речевая 1.1.Русский язык
4
4
8
практика
1.2.Чтение (Литературное чтение)
3
3
6
Математика
2.1. Математика
1
1
2
2.2. Информатика
2
2
4
Естествознание
3.1.Биология
2
2
4
3.2. География
2
2
4
Человек и общество 4.1. Основы социальной жизни
2
2
4
4.2. История Отечества
3
3
6
Физическая
6.1. Физическая культура
культура
7
8
15
Технологии
7.1. Профильный труд/швейное
дело
Всего часов: 61ч
Область,
формируемая
отношений:
участниками
образовательных
30
2
Развитие речи
2
Итого часов:
65ч
32
*Дополнение к учебному плану (Коррекционно-развивающая область)
7кор
Коррекцион Коррекционный курс для обучающихся с
8
класс
ные
рекомендациями ПМПК
технологии
31
2
61
4
2
33
4
65
8 кор
класс
Всего
«Логопедические занятия»
Занятия с дефектологом
"Психологический практикум"
2
2
4
1
1
2
3
3
6
Всего: 12ч
6
6
12
Недельный план внеурочной деятельности в МБОУ Торопецкой ООШ № 3 для
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(вариант 1) уровня ООО для 7-8 классов на 2025/2026 учебный год
Направления
Названия
Формы
организации
Классы / количество часов
в неделю
7кор
Часть, рекомендуемая для всех обучающихся
Информационно-просветительские
Информаци
«Разговор о
занятия патриотической,
онный час
1
важном» *
нравственной и экологической
направленности
Занятия, направленные на
удовлетворение
профориентационных интересов и
потребностей обучающихся
Региональные проекты, реализующие
Стратегию духовно-нравственного
воспитания детей в Тверской области
8кор
ВСЕГО
1
2
Россия – мои
горизонты*
Классный
час
1
1
2
«Моя семья»
*
Занятия
1
1
2
3
3
6
Всего за неделю: 6ч
*- Групповые и фронтальные коррекционные занятия являются дополнением к учебному плану, они не
входят
в
основное
расписание
и
продолжительность
их
составляет
40
мин