2.1.3. ИУП СИПР 1(и)1 кор РАС 8.4, 25-26

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Торопецкая основная общеобразовательная школа № 3

РАССМОТРЕНО
на педагогическом совете
МБОУ Торопецкой ООШ №3
Протокол №1
от 29.08.2025 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор
Васильева Любовь Викентьевна
Приказ № 85
от 29.08.2025 г.

Специальный индивидуальный план развития
(СИПР)
для обучающегося 1 класса с РАС с умеренной, тяжелой, глубокой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР
(вариант 8.4)

/НА ДОМУ/
на 2025-2026 учебный год

Торопец, 2025 г.

Пояснительная записка
Специальный учебный план развития (СИПР) разработан на основании заключения ТПМПК
Нелидовского городского округа от 13.04.2022г. №8/2, на основании справки ВКК поликлиники
Торопецкой ЦРБ от 30.06.2025 г. №39 по заявлению родителей (законных представителей) на основании
федерального учебного плана ФАОП НОО для обучающихся с РАС с умеренной, тяжелой, глубокой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР (вариант 8.4), который фиксирует
общий объем нагрузки, максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру
обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и
учебным предметам, обеспечивает введение в действие и реализацию требований ФГОС НОО
обучающихся с РАС УО вариант 8.4 и выполнение гигиенических требований к режиму
образовательного процесса, которые предусмотрены Гигиеническими нормативами и Санитарноэпидемиологическими требованиями, а также по желанию родителей и особенности ребёнка¸
руководствуясь:
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014г.
№1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021г.
№286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования»;
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022г.
№1023 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего
образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022г. №1026 «Об
утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 11 февраля 2022г. № 69 «О
внесении в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего образования,
утвержденный приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 22.03.2022г. №155»;
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 17.07.2024 № 495
"О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации,
касающиеся федеральных адаптированных образовательных программ" (Зарегистрирован 15.08.2024 №
79163);
- Изменениям в ФОП НОО, ООО, СОО. Приказ Министерства просвещения Российской
Федерации от 09.10.2024 № 704 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства
просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ начального
общего образования, основного общего образования и среднего общего образования» (Зарегистрирован
11.02.2025 № 81220);
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации и
обеспечивает выполнение санитарно-эпидемиологических требований СП 2.4.3648-20 и гигиенических
нормативов и требований СанПиН 1.2.3685-21г.;
- Федеральному закону от 24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон
«Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об обязательных
требованиях в Российской Федерации»;
- Приказу Министерства просвещения Российской Федерации от 17 июля 2024 г. № 495 "О внесении
изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся
федеральных адаптированных образовательных программ" (Зарегистрирован в Минюсте России 15
августа 2024 г., регистрационный № 79163);
- Устава и локальных актов МБОУ Торопецкой ООШ №3.
СИПР разработан в соответствии с требованиями ФАОП обучающихся с РАС (вариант 8.4).
В учебном плане представлены семь предметных областей и коррекционно-развивающая
область. Содержание всех учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области, имеет
ярко выраженную коррекционно-развивающую направленность, обеспечивающую учет особых
образовательных потребностей этой категории обучающихся. Коррекционно-развивающая область
включена в структуру учебного плана с целью коррекции недостатков психофизического развития
обучающихся.
СИПР состоит из двух частей – обязательной части и части, формируемой участниками
образовательных отношений.

Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных
предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение, по классам (годам) обучения.
СИПР учитывает психофизическое развитие,
индивидуальные возможности
и особые
образовательные потребности обучающегося с РАС. Обучение по варианту 8.4 АОП обучающихся с РАС
предполагает, что обучающийся получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям
не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями
сверстников, не имеющих дополнительные ограничения по возможностям здоровья, в пролонгированные
сроки. Язык и альтернативная коммуникация – 2 часа в неделю, математические представления,
окружающий природный мир, человек, окружающий социальный мир, на музыку и движение - по 1 часу
в неделю, на изобразительное искусство и адаптивную физкультуру – по 0,5часа в неделю. Обязательная
часть коррекционно-развивающих занятий проводится логопедом по 2 часа в неделю.
Целью реализации такого СИПР является обретение обучающимся таких жизненных компетенций,
которые позволяют ему достигать максимально возможной самостоятельности в решении повседневных
жизненных задач, обеспечивают его включение в жизнь общества на основе индивидуального
поэтапного, планомерного расширения жизненного опыта и повседневных социальных контактов в
доступных для обучающегося пределах.
Коррекционно-развивающая область, согласно требованиям АОП УО, является обязательной
частью внеурочной деятельности и представлена коррекционными занятиями: с логопедом,
дефектологом и психологом по 2 часа в неделю с каждым специалистом. Коррекционные занятия
направлены на коррекцию и ослабление нарушений в познавательном, личностном, эмоциональном,
регулятивном, речевом развитии обучающихся. Всего на коррекционно-развивающую область отводится
2 часа в неделю логопедом, по 1часу в неделю дефектологом и психологом, остальное – пока вакансия.
Возможно изменение учебного плана как в сторону уменьшения количества часов в неделю, так и в
сторону их увеличения, что связано с особенностями развития обучающихся, с характером протекания
заболевания.
Объем максимальной нагрузки учащихся состоит из суммы часов образовательной области. В
максимальную нагрузку не входят часы занятий, включенные в коррекционно-развивающую область
(Письмо Министерства образования РФ от 06.09.2002 № 03-51-127 ин./13-03).
На первый план выдвигаются задачи, связанные с приобретением элементарных знаний,
формированием практических обще учебных знаний и навыков, обеспечивающих относительную
самостоятельность детей в быту, их социальную адаптацию, а также развитие социально значимых
качеств личности.
Предполагаемое содержание коррекционно-развивающей работы с данной категорией детей
относится к пропедевтическому уровню образованности.
Занятия коррекционно-развивающей области проводятся во вторую половину дня после часового и
более перерыва вне сетки школьного расписания, что обусловлено сложностью дефекта.
Приоритетными направлениями коррекционно-развивающей работы являются:
 укрепление и охрана здоровья, физическое развития детей и подростков;
 расширение социальных контактов с целью формирования навыков социального
общежития, адекватного поведения, знаний о себе, о других людях, о микро социальном
окружении;
 формирование на доступном уровне простейших навыков счета, чтения, письма, знаний о
природе и об окружающем мире, основ безопасной жизнедеятельности.
Продолжительность урока в 1-ом классе – 35 минут.
Продолжительность индивидуального коррекционного занятия составляет 20 минут.
Обучение детей и подростков в соответствии с учебным планом по «Программе» осуществляется на
основании рекомендаций Территориальной медико-психолого-педагогической комиссии, не превышает
максимально допустимую нагрузку.
Коррекционно-развивающие занятия, включая «Эмоциональное и коммуникативно-речевое
развитие» проводятся в рамках работы логопеда (2ч). Основные задачи реализации содержания:
формирование и развитие различных видов устной речи (разговорно-диалогической, описательноповествовательной) на основе обогащения знаний об окружающей действительности. Обогащение и
развитие словаря, уточнение значения слов, развитие лексической системности, формирование
семантических полей. Развитие и совершенствование грамматического строя речи. Развитие связной
речи. Коррекция недостатков письменной речи (чтения и письма). Занятия проводятся фронтально, по
подгруппам или индивидуально.

«Эмоциональное и коммуникативно-речевое развитие» проводятся в рамках работы дефектолога
(1ч), основная задача – развитие и коррекция интеллектуальной сферы ребёнка, расширение его познаний
об окружающем мире, помощь в социализации.
Занятия по сенсорному развитию (2ч) должны проводиться в рамках работы учителя-психолога,
направлена на формирование восприятия предметов, выделение их разнообразных свойств и отношений
(величина, форма, расположение в пространстве…) Коррекционно-развивающая работа направлена на
обеспечение развития эмоционально-личностной сферы и коррекцию ее недостатков; познавательной
деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций; формирования
произвольной регуляции деятельности и поведения; коррекцию нарушений устной и письменной речи,
психолого-педагогическую поддержку в освоении АООП НОО обучающихся с РАС УО (ИН).
«Двигательное развитие», «Предметно-практические действия» и «Коррекционно-развивающие
занятия» вынесены в вакансию, т.к. по желанию родителей, которые
самостоятельно по
рекомендациям педагогов дома отрабатывают эти навыки для того, чтобы ребёнок не переутомлялся.
психолога и дефектолога:
Выбор коррекционно-развивающих занятий, их количественное соотношение, содержание,
самостоятельно определяется МБОУ Торопецкой ООШ №3, исходя из психофизических особенностей и
особых образовательных потребностей для обучающихся с РАС с умеренной, тяжелой, глубокой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР (вариант 8.4) на основе
рекомендаций Нелидовской ПМПК и ИПР обучающихся.

Специальный индивидуальный учебный план развития
(СИПР)
для обучающегося индивидуального обучения
НА ДОМУ в 1 классе
на 2025-2026 учебный год
1 (и)1 кор класс по АООП для обучающихся с РАС с умеренной, тяжелой, глубокой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР (вариант 8.4)
Образовательные
области
1. Язык и речевая
практика
2. Математика
3.Окружающий мир

4.Искусство
5.Физическая культура

Учебные предметы

Количество часов в соответствии с ФАОП
Всего
Всего
с
самосто
учителем ятельно в неделю, ч
в год, ч
в нед.
в нед.

Обязательная часть
Речь и альтернативная
коммуникация
Математические представления
Окружающий природный мир

2

1

3

99

1
1

1
1

2
2

66
66

Человек

1

2

3

99

Окружающий социальный мир

1

0

1

33

Музыка и движение
Изобразительная деятельность
Адаптивная физкультура

1
0,5
0,5

1
2,5
1,5

2
3
2

66
99
66

8

10

18

660

1
1

2
2
2
2
2
10
6

Итого: 8ч
7.Коррекционные занятия:
7.1.Эмоциональное и коммуникативно-речевое развитие
7.2.Сенсорное развитие
7.3.Двигательное развитие
7.4.Предметно-практические действия
7.5. Коррекционно-развивающие занятия

Итого: коррекционно-развивающие занятия: 10ч
8.Внеурочная деятельность /совместно с классом/

1
1
0,5
0,5
0,5
3,5
-

1,5
1,5
1,5
6,5
6
/совместн
ос
классом/

66
66
66
66
66
330
198
/совместно с
классом/

*- Индивидуальные коррекционные занятия являются дополнением к учебному плану, они не входят в
основное расписание и продолжительность их составляет 20-30 мин.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».