1. Пояснительная записка
Нормативные правовые основы разработки ДОП:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 31 июля 2020 года №304-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон об образовании в Российской Федерации
по вопросам воспитания обучающихся»;
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года;
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31
марта 2022 г. № 678-р
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля
2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»,
Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 № 06-1844 "О Примерных
требованиях к программам дополнительного образования детей"
Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ № 09-3242 от 18.11.2015 года;
СП
2.4.3648-20
Санитарно-эпидемиологические
требования
к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи;
Нормативные документы, регулирующие использование электронного
обучения и дистанционных технологий:
Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 года № 816
«Порядок
применения
организациями,
осуществляющих
образовательную деятельность электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации
образовательных
программ»
«Методические рекомендации от 19 марта 2020 г. по реализации
образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования, образовательных программ среднего
профессионального
образования
и
дополнительных
общеобразовательных программ с применением электронного обучения
и дистанционных образовательных технологий»;
Дополнительная общеобразовательная программа «Окно в природу»
имеет естественнонаучную направленность.
Вид программы: экспериментальная программа.
Актуальность программы.
Изучение неживой природы, растений и животных, помогает ребёнку
по-новому взглянуть на окружающий мир. Непосредственно в
соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и
любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего
мира.
Экологическое образование выступает как сложный педагогический
процесс. Знание основ экологии – это важнейший компонент экологической
культуры, развиваемый у школьников.
Воспитание экологической культуры - важнейшая задача 21 века.
Сегодня экологического образования в начальной школе представляет собой
один из этапов в становлении и развитии личности ребёнка. Закон «Об
экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит
своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего
экологического образования и является основанием для поиска и разработки
эффективных средств экологического образования населения.
Педагогическая целесообразность программы.
Человек не может расти и развиваться, не взаимодействуя с
окружающей природной средой, является её частью. Это взаимодействие
становиться всё более актуальным по мере роста самостоятельности ребёнка
и расширения сфер его деятельности. У детей существует естественный
интерес к знакомству с природой.
Программа учитывает возрастные особенности детей, участвующих в
ее реализации. Использование разнообразных видов деятельности при
обучении позволяет развивать у учащихся познавательный интерес к
исследовательской и природоохранной деятельности.
Программа позволяет углубить и обобщить знания обучающихся
начальных классов по предмету «Окружающий мир».
Отличительные особенности программы. У детей, занимающихся по данной
программе, формируется экологическая культура, доброжелательность к живым
существам, эмоциональная отзывчивость; интерес к природным объектам;
стремление осуществлять с ними позитивные взаимодействия, учитывая их
особенности как живых существ; желание и умение заботится о живом.
Обучающиеся узнают о реальных экологических проблемах, вставших перед
людьми: защита почв от загрязнения, разрушения и истощения, сохранение
многообразие видов организмов, как необходимое условие для жизни людей.
Кружковцы знакомятся с Красной книгой, самостоятельно выполняют
простейшие опыты, участвуют в природоохранных акциях разного уровня.
Адресат программы: Данная программа предназначена для экологического
воспитания и обучения детей 9-13 лет в системе дополнительного образования.
Уровень программы: базовый.
Форма обучения: очная.
Особенности организации образовательной деятельности: занятия в
одновозрастных группах, индивидуальная работа при выполнении
практических заданий. Режим занятий: 1 раз в неделю по 1 часу.
Объем и срок реализации программы: Срок реализации - 1 год, 36
учебных недель, 36 часов в год.
2.Обучающий блок.
2.1. Цель и задачи программы.
Цель программы: формирование у младших школьников целостной
картины окружающего природного мира, понимание процессов и явлений,
происходящих в нём, воспитание бережного, ответственного отношения к
окружающей природе.
Достижению целей программы способствует ряд задач:
Обучающие
расширение, углубление имеющихся у детей знаний и представлений о
природных объектах;
формирование экологического взгляда на мир, целостного
представления о взаимодействии живой и неживой природы с человеком, т.
е. с самими школьниками, как частью природы;
формирование представлений о природе, как о целостной структуре,
взаимосвязанной с человеком;
развитие умения самостоятельно добывать знания и применять их на
практике;
усвоение обучающимися основных естественнонаучных понятий;
развитие навыков наблюдения и сравнения объектов живой и неживой
природы через практическую деятельность; расширение
представление об
особенностях взаимоотношенийсовременных людей и природы и
возникающих при этом проблемах.
Воспитательные
формирование коммуникативных навыков, умения работать в группе,
коллективе;
привлечение
детей к разнообразным видам практической
природоохранной деятельности;
формирование навыков экологически грамотного, нравственного
поведения в природе;
воспитание чувства прекрасного (эстетическое воспитание).
формирование у детей бережного, гуманного отношения к природе.
Развивающие
развитие и поддержание у детей устойчивого интереса к изучению
природы;
развитие умения работать в коллективе,
развитие познавательной, творческой и общественной активности,
развитие эмоциональной сферы личности ребенка
2.2. Учебный план.
№
Тема
Общее
кол-во
часов
В том числе
теоретичес практичес
кие
кие
1
1
1
3
1
2
1
2
1
2.
3.
Вводное занятие. Инструктаж по
технике безопасности.
Человек – часть природы.
Самая уникальная планета – Земля.
4.
Времена года. Осень.
3
5.
Тайны мира грибов.
1
1
6.
Воздух.
1
1
7.
Вода.
1
1
8.
Почва.
1
1
9.
10.
11.
12.
13.
Времена года. Зима.
Тайны растений.
Комнатные растения.
Тайны животного мира.
Домашние животные.
Красная книга. Охраняемые виды
животных и растений.
Времена года. Весна.
Природные
сообщества.
Цепи
питания.
Природные зоны.
Итоговое занятие.
Итого
4
3
1
3
1
2
2
1
2
2
1
2
1
1
4
2
2
1.
14.
15.
16.
17.
18.
1
4
1
36
1
1
1
2
20
2
1
16
2.3. Содержание программы.
1. Вводное занятие.
Введение в программу «Окно в природу». Знакомство с кружковцами.
Правила техники безопасности на занятиях объединения.
2. Человек – часть природы.
Природа - это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные
объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа.
Практическая часть: Тестирование.
3. Самая уникальная планета - Земля.
Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего
живого на Земле. Какие планеты есть в солнечной системе. Положение Земли
в солнечной системе. Характеристика Земли: размеры, продолжительность
суток, года, температура. Жизнь на Земле и условия для жизни (температура,
вода, атмосфера, озон, почва и т.п.). Самые интересные явления природы на
Земле. Радуга, полярное сияние, галло, молния, гейзеры, мираж, необычные
облака.
Практическая работа: Решение задач о Солнечной системе.
Практическая работа: Каждому обучающемуся подготовить рассказ о
явлениях природы и загадках Земли.
4. Времена года. Осень.
Погодные изменения, признаки осени. Изменения в растительном мире
осенью. Листопад. Изменения в жизни насекомых с приходом осени.
Подготовка животных к зиме. Изменение рациона питания. Внешние
изменения. Причины перелетов птиц.
Практическая работа: «С какого дерева лист».
5. Тайны мира грибов.
Строение и многообразие грибов. Общая характеристика грибов.
Шляпочные грибы. Грибы съедобные и ядовитые. Плесневые грибы и
дрожжи. Грибы паразиты. Удивительные грибы (коралловый гриб, грибкаракатица, решеточник и др.)
Практическая работа: Учимся отличать съедобные и несъедобные грибы.
6. Воздух.
Свойства воздуха. Его значение для жизни. Способы очистки воздуха.
Откуда берётся воздух. Понятие атмосфера. Ветер и Ураганы.
Практическая работа: «Свойства воздуха».
7. Вода.
Распространение и свойства воды. Значение воды в природе. Её свойства.
Круговорот воды в природе. Агрегатное состояние воды. Охрана воды.
Способы очистки.
Практическая работа: «Свойства воды».
8. Почва.
Свойства, состав и плодородие почв. Значение для жизни человека.
Охрана почвы. Виды почв. Самые плодородные почвы в мире.
Практическая работа: «Свойства почвы».
9. Времена года. Зима.
Погодные изменения, признаки зимы. Снег и лёд. Изменения в жизни
растений с приходом зимы. Изменения происходят в жизни животных зимой.
Разнообразие зимующих птиц. Рацион питания. Помощь зимующим птицам.
Практическая работа: Тест «Живая и неживая природа зимой».
Изготовление кормушек и подкормка птиц.
10. Тайны растений.
Многообразие видов, размеров и форм растений. Органы растений.
Стадии развития растения из семени. Условия, необходимые для развития
растений из семян. Условия, необходимые для роста растений. Что такое
хлорофилл. Почему растения выделяют кислород.
Практическая работа: Работа со схемами. Викторина.
11. Комнатные растения.
Виды комнатных растений. Значение комнатных растений для человека.
Размещение их в помещении. Уход за комнатными растениями.
12. Тайны животного мира.
Разнообразие видов животных. Места обитания и продолжительность
жизни животных. Формы и краски в мире животных. Жилища животных, их
многообразие.
Практическая работа: Викторина.
13. Домашние животные.
Теория: Разнообразие домашних животных. Крупные домашние животные:
коровы, лошади, свиньи, овцы, козы. Мелкие домашние животные: кролики,
кошки, собаки. Домашние птицы: куры, утки, индейки, гуси. Содержание
домашних животных, польза для человека.
Практическая работа: Рассказ о своих домашних животных.
14. Красная книга. Охраняемые виды растений и животных.
Красная книга растений. Какие растения нашей местности занесены в
Красную книгу? Охрана растительного мира. Красная книга животных.
Животные нашей местности, занесенные в Красную книгу. Охрана
животного мира.
Практическая работа: Подготовка сообщений.
15. Времена года. Весна.
Признаки наступления весны в природе. Связь изменений в живой и
неживой природе. Изменение в жизни растений с наступлением весны.
Охрана раннецветущих растений. Изменения в жизни насекомых. Цепи
питания. Взаимосвязи птиц и насекомых. Животные после спячки.
Поведение животных в связи с изменением времени года. Первые
перелетные птицы. Сроки прилета. Весенние заботы птиц. Забота о
потомстве.
Практическая работа: Экскурсия. Зарисовка первоцветов.
16. Природные сообщества. Цепи питания.
Взаимосвязи живой и неживой природы. Понятия цепей питания.
Разнообразия цепочек питания.
Практическая работа: Составление цепей питания.
17. Природные зоны.
Понятия природных зон их отличия, признаки и характерные черты.
Представители животного и растительного мира. Зона арктических
пустынь. Зона тундры. Природная зона лесов. Природная зона степей.
Природная зона пустынь.
Практическая работа: Работа с таблицами и рисунками. Просмотр
видеофильмов
18. Итоговое занятие.
Практическая часть: Итоговое тестирование.
2.4. Планируемые результаты.
Ожидаемый результат и способы определения результативности
По окончании программного курса обучающиеся:
Будут знать:
Объекты и явления живой и неживой природы
Разнообразие растительного и животного мира разных
природных зон России
Нормы и правила бережного отношения к природе
Экологические понятия и определения
Будут уметь:
Работать с дидактическим материалом, тестами
Работать с литературой, таблицами, схемами.
2.5. Методическое обеспечение реализации программы.
Формы и методы проведения занятий.
Методы и формы работы, применяемые во время организации и
проведения учебно-воспитательного процесса:
• Беседа
• Рассказ педагога
• Ролевые игры
• Работа в группах, подгруппах, в парах
• Просмотр видеоматериалов
• Практические занятия
- Экскурсии в природу
• Конкурсы
Формы
организации
деятельности
детей
разнообразны:
индивидуальная, групповая, коллективная.
Средствами эффективного усвоения программы курса являются:
- ролевые, дидактические игры, творческие задания;
- разработка и создание экологических знаков, памяток;
- опыты и практические работы;
- экологические акции,
- выставки рисунков, фотовыставки.
Предполагаются различные формы привлечения семьи к совместной
деятельности: семейные домашние задания, участие в подготовке и
проведении природоохранных акций.
Формы аттестации.
Формы мониторинга результатов освоения программы:
- тестирование по разделам программы;
- занимательные упражнения (интеллектуальные игры, викторины,
кроссворды, ребусы);
- решение проблемных ситуаций;
- выполнение практических заданий;
- итоговое тестирование.
№
п/п
1.
2.
Формы занятий
Наименование
разделов (тем)
Приемы и методы
организации
учебновоспитательного
процесса
Занятие - знакомство. словесный – беседа,
рассказ; игровой –
развивающие и
Вводное
занятие.
познавательные
Инструктаж
по
игры.
технике безопасности.
Человек
природы.
–
часть
Занятие усвоения
новых знаний.
Дидактический и Техническое
наглядный
оснащение
материал,
занятий
оборудование
план работы
кружка,
инструкции по
технике
безопасности,
экологические
загадки.
словесный – беседа, Карточки для
рассказ; игровой – игры. Тесты.
развивающие и
Мяч.
познавательные
игры.
Мониторинг
результатов
освоения
программы
Компьютер,
отметка об
Мультимедийная инструктаже в
приставка
журнале
Тестирование
Компьютер,
Мультимедийная
приставка
3.
4.
5.
Занятие усвоения
новых знаний.
словесный – беседа,
рассказ;
практический –
работа со схемами и
таблицами,
выступление с
сообщениями
Занятие усвоения
новых знаний,
экскурсия.
словесный – беседа, Видеосюжет
рассказ; экскурсия; «Осень».
Раскраски.
игровой –
викторина
Компьютер,
Выполнение
Мультимедийная практических
приставка
заданий.
Викторина.
Занятие усвоения
новых знаний.
словесный – беседа, Презентация
рассказ; игровой – «Грибы».
Набор открыток
викторина
«Грибы»
Викторина.
Компьютер,
Мультимедийная
приставка
Самая
уникальная
планета – Земля.
Времена года. Осень.
Тайны мира грибов.
Схема
«Солнечная
система».
Таблица
«Планеты
Солнечной
системы».
Презентация
«Уникальные
природные
явления
Компьютер,
Выполнение
Мультимедийная практических
приставка
заданий.
6.
7.
8.
9.
Воздух.
Вода.
Почва.
Времена года. Зима.
Практическое занятие словесный – беседа,
рассказ;
практический –
выполнение опытов
Оборудование
Компьютер,
Выполнение
для проведения Мультимедийная практической
опытов по
приставка
работы
изучению свойств
воздуха
Практическое занятие словесный – беседа,
рассказ;
практический –
выполнение опытов
Оборудование
Компьютер,
Выполнение
для проведения Мультимедийная практической
опытов по
приставка
работы
изучению свойств
воды
Практическое занятие словесный – беседа,
рассказ;
практический –
выполнение опытов
Компьютер,
Выполнение
Мультимедийная практической
приставка
работы
Занятие усвоения
новых знаний,
экскурсия.
Компьютер,
Викторина.
Мультимедийная Участие в
приставка
акциях
«Покормите
птиц зимой»,
«В защиту
ёлочки»
Оборудование
для проведения
опытов по
изучению свойств
почвы
словесный – беседа, Видеосюжет
рассказ; экскурсия; «Зима».
Презентация
игровой –
«Зимующие
викторина
птицы. Образцы
кормушек.
Занятие усвоения
новых знаний.
10. Тайны растений.
Занятие усвоения
новых знаний.
11. Комнатные растения.
Занятие усвоения
новых знаний.
12.
Тайны
мира.
животного
словесный – беседа,
рассказ; игровой –
викторина;
практический тестирование
Презентации
«Многообразие
растений»,
«Жизнь
растений»,
«Фотосинтез».
Тесты.
словесный – беседа, Рисунки
рассказ;
растений.
практический Видео
тестирование
«Комнатные
растения». Тесты
Компьютер,
Беседа,
Мультимедийная тестирование.
приставка
Компьютер,
Тестирование
Мультимедийная
приставка
словесный – беседа, Презентации
Компьютер,
Викторина.
рассказ; игровой – «Многообразие Мультимедийная
животных»,
викторина
приставка
«Формы и краски
в мире
животных»,
«Жилища
животных»
Занятие усвоения
новых знаний.
словесный – беседа, Презентация
рассказ; игровой – «Домашние
животные»
разгадывание
загадок
Занятие усвоения
новых знаний.
словесный – беседа,
рассказ;
практический –
работа с Красной
книгой Тверской
области, конкурс
рисунков
Красная книга
Компьютер,
Тверской
Мультимедийная
области.
приставка
Презентация «
Охраняемые виды
животных и
растений»
Занятие усвоения
новых знаний,
экскурсия.
словесный – беседа,
рассказ; экскурсия;
игровой –
викторина
Видеосюжет
«Весна».
Презентация
«Первоцветы».
Образцы
искусственных
гнездовий.
13. Домашние животные.
Красная
книга.
виды
14. Охраняемые
животных и растений.
15. Времена года. Весна.
Компьютер,
Беседа
Мультимедийная
приставка
Участие в
конкурсе
рисунков
«Красная книга
Тверской
области глазами
детей»
Компьютер,
Викторина.
Мультимедийная Участие в
приставка
акциях
«Берегите
первоцветы»,
«Птичий
городок»
Природные
16. сообщества.
питания.
Занятие усвоения
новых знаний.
словесный – беседа, Видеосюжет
Компьютер,
рассказ; экскурсия; «Цепи питания». Мультимедийная
практический –
приставка
составление цепей
питания.
Занятие усвоения
новых знаний.
словесный – беседа,
рассказ; экскурсия;
практический тестирование
Цепи
17. Природные зоны.
Итоговое занятие
18. Итоговое занятие.
Беседа,
выполнение
практических
заданий.
Презентации
Компьютер,
Беседа,
«Зона
Мультимедийная тестирование.
арктических
приставка
пустынь»,
«Тундра»,
«Тайга», «Лесная
зона», «Степи,
пустыни»
Тестирование
словесный – беседа, Тесты
объяснение,
практический тестирование.
2.6. Календарно тематический план объединения
«Окно в природу», 36 часов в
год, 1 час в неделю
№
п/п
Наименование раздела, темы
3
4
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.
Человек – часть природы.
Человек – часть природы.
Самая уникальная планета – Земля.
Солнце. Солнечная система.
Знакомство с планетой Земля.
5
Самые интересные явления природы на Земле.
1
2
Времена года. Осень.
6
Погодные изменения, признаки осени.
7
Изменения в растительном мире осенью. Листопад.
8
Животные осенью.
Тайны мира грибов.
9
Тайны мира грибов.
Воздух.
10
Воздух.
Вода.
11
Вода.
Почва.
12
Почва.
Времена года. Зима.
Погодные изменения, признаки зимы. Снег и лёд.
Изменения происходят в жизни животных зимой.
Изменения в жизни растений с приходом зимы.
Животные зимой.
Разнообразие зимующих птиц. Помощь зимующим
птицам.
13
14
15
16
Дата
проведения
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
Тайны растений.
Многообразие растений.
Органы растений. Стадии развития растения из семени.
Условия, необходимые для развития растений из семян.
Условия, необходимые для роста растений. Почему
растения выделяют кислород.
Комнатные растения.
Комнатные растения.
Тайны животного мира.
Разнообразие видов животных.
Формы и краски в мире животных.
Жилища животных, их многообразие.
Домашние животные.
Домашние животные.
Красная книга. Охраняемые виды животных и растений.
Красная книга растений.
Красная книга животных.
Времена года. Весна.
Признаки наступления весны в природе. Связь изменений
в живой и неживой природе.
Изменение в жизни растений с наступлением весны.
Охрана раннецветущих растений.
Животные весной.
Весенние заботы птиц.
Природные сообщества. Цепи питания.
Природные сообщества. Цепи питания.
Природные зоны.
Зона арктических пустынь. Зона тундры.
Природная зона лесов.
Природная зона степей.
Природная зона пустынь.
Итоговое занятие.
Итоговое занятие.
3. Воспитательный блок.
3.1. Цель
воспитания:
Создать условия для развития экологической, патриотической, этической,
социальной культуры обучающихся.
Особенности организуемого воспитания:
Актуальность данной программы заключается в том, что ребёнок вовлекается
в социальные отношения через отношение к природе, обществу, между
людьми, психологический климат в коллективе, а так же способствует
оздоровлению детей, что будут создаваться условия для выработки у детей
активной жизненной позиции, развиваться творческие способности.
Данная программа направлена на формирование экологического
мировоззрения школьников, решает проблемы занятости детей в свободное
от учебного процесса время, адаптация в социуме, а так же помогает
реализовать интерес детей к посильной практической деятельности по охране
природы. Сущность экологического воспитания представляет собой
социально-педагогическую систему и воздействует на социальный фактор.
Форма организации воспитания: коллективная и индивидуальная работа.
Планируемые результаты:
- установка на осознанное правильное поведение в природе;
- осознание себя гражданином России, чувство любви к родной стране и
своей малой родине, выражающееся в интересе к ее природе и желании
участвовать в общих делах и событиях;
- установка на социальную солидарность (милосердие), на безопасный и
здоровый образ жизни (безопасное поведение на природе и в общественных
местах).
№
п/п
1.
2.
3.
3.2. Календарный план воспитательной работы
Название мероприятия,
Форма
Сроки
события
проведения
проведения
Работа по профилактике правонарушений.
Изучение интересов и
беседа
сентябрь
способностей обучающихся.
Создание банка данных
мониторинг
ежемесячно
учащихся, имеющих вредные
привычки, состоящих на учете в
КДН, находящихся в трудной
жизненной ситуации
Изучение семей.
мониторинг
сентябрь
4.
5.
Контроль за посещаемостью
учебных занятий.
«Правила дорожного движения».
Наблюдение, от- постоянно
метки в журнале
беседа
сентябрь,
декабрь,
март,
май
стенды
В соответствии с
планом
учреждения
беседа
октябрь, февраль
ноябрь
консультации
для родителей
6.
Оформление информационных
уголков
7.
8.
«Вредные привычки»
«Как организовать досуговую
деятельность детей» во время
каникул».
Вовлечение учащихся в
Участие
в в соответствии с
массовые мероприятия
мероприятиях
планом
учреждения.
учреждения
«Безопасный интернет»
беседа
ноябрь
Изучение микроклимата в
мониторинг
декабрь
объединении.
«Профилактика краж»
беседа
январь
«Безопасность в пожароопасный беседа
март
период»
Индивидуальные беседы с
беседа
при
обучающимися и родителями
необходимости
Работа по профилактике травматизма,
пропаганде здорового образа жизни.
Изучение состояния здоровья
мониторинг
сентябрь
обучающихся.
Создание банка данных
мониторинг
сентябрь
обучающихся, имеющих вредные
привычки, проблемы со
здоровьем.
беседа
в течение года
Мониторинг курения,
употребления алкоголя и
наркотических средств среди
обучающихся.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
1.
2.
3.
4.
Соблюдение требований
санитарно-гигиенических норм и
в течение года
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
1.
2.
требований техники
безопасности во время
проведения занятий.
стенды
в течение года
Оформление информационных
уголков:
- Твое здоровье и вредные
привычки.
- Пожарная безопасность.
- Профилактика гриппа и ОРВИ.
- Дорожная безопасность.
- Правила поведения на водоемах
в осенний, зимний, весенний,
летний периоды.
в течение года
Распространение материалов,
стенды,
предоставляемых органами
брошюры
здравоохранения, органами
правопорядка, органами
пожарного надзора, органами
управления образованием среди
обучающихся и родителей.
Плановый инструктаж по
беседа
сентябрь
технике безопасности во время
январь
проведения занятий.
«Профилактика гриппа и ОРВИ». беседа
ноябрь
«Безопасность на водоемах
беседа
декабрь
зимой».
«Правила использования
беседа
декабрь
пиротехники в новогодний
период».
«Лето с пользой и без
беседа
май
опасности».
Проведение физкульт – минуток разминки
в течение года
во время занятий.
Работа по экологическому воспитанию.
Субботник «Зеленая Россия»
уборка
октябрь
территории
Субботник «Зеленая весна»
уборка
апрель-май
территории
3.
1.
2.
Экологические акции:
Участие
в в соответствии с
- «От чистого двора – к чистой
акциях
планом
планете»
учреждения
- «Первоцветы»
- «Лесам Верхневолжья - жить!»
- «В защиту елочки»
- «Сдай макулатуру – спаси
дерево!»
Работа по патриотическому воспитанию.
Конкурс:
видеоролики,
в соответствии с
- «Люблю тебя, мой край
презентации
планом
родной»
учреждения
«День победы»
Участие
в май
мероприятиях
4. Организационный блок.
4.1. Календарный учебный график.
Количество учебных недель
36
Количество
неделю
учебных
Даты начала
учебного года
и
часов
в
окончания
Сроки итоговой аттестации
Продолжительность каникул
1 час в неделю
с 01.09.2023 по 31.05.2024 г.
15.05.2023-20.05.2023 г.
с 01.06.2024 г. по 31.08.2024 г.
4.2. Организационно-педагогические условия реализации
программы.
Аспекты
Характеристика
Материальнотехническое
обеспечение
Материально-техническая
база
соответствует
действующим санитарным и противопожарным
правилам и нормам, обеспечивает проведение всех
видов занятий, предусмотренных учебным планом и
программой.
Материально-технические
условия
реализации
программы:
- учебный кабинет
− мультимедийный проектор,
Аспекты
Характеристика
− экран,
− ноутбук,
− принтер,
− учебная литература,
− презентации к занятиям,
− видеоматериалы,
− дидактические и раздаточные материалы,
- инструкции
- гербарий растений для начальной школы;
- коллекции: «Насекомые», «Шляпочные
грибы», «Древесные породы».
Методы обучения:
Формы
организации
образовательной
деятельности:
Педагогические
технологии:
Информационное
обеспечение
Кадровое обеспечение
Словесный
Наглядный
Объяснительно-иллюстративный
Репродуктивный
Частично-поисковый
Индивидуальная
Индивидуально-групповая
Групповая
Практическое занятие
Акция
Беседа
Технология группового обучения
Технология коллективного взаимодействия
Здоровьесберегающая технология
Цифровые информационные ресурсы Интернета
1. http://www.infourok.ru – Сайт «Инфоурок»
2. https://nsportal.ru – Образовательная социальная
сеть
3. https://kopilkaurokov.ru – Сайт для учителей
«Копилка уроков»
Педагог дополнительного образования.
5.Список литературы.
1. Белавина И.Г., Найденская Н.Г. Планета - наш дом.- М., 1995
2. Брыкина Н.Т., Жиренко О.Е., Баралкина Л.П. Нестандартные и
интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир». – М., 2004
3. Буковская Г.В. Игры, занятия по формированию экологической
культуры младших школьников. - М., 2002
4. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. – СПб.: «Детствопресс», 2001
5. Воспитание экологической культуры школьников как психологопедагогическая проблема. Сборник научных статей /Под ред. Б.Т. Лихачева,
Н.С. Дежниковой. - М., 1997
6. Игра школьника. М. Просвещение 1989
7. Колбовский Е. Ю. Экология для любознательных. – Ярославль.:
«Академия развития», «Академия К0», 1998
8. Кукушин В.С. Современные педагогические технологии. Начальная
школа. Пособие для учителя. Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2003
9. Лифанова Т.М. Дидактические игры на уроках естествознания.
Растения. Пособие для педагогов. – М.: ГНОМиД, 2001
Приложение 1.
Итоговое тестирование
1. Живые существа отличаются от предметов неживой природы тем,
что:
а) Они дышат, питаются, растут, приносят потомство, умирают;
б) Они разговаривают, бегают и прыгают, смеются и плачут, растут,
умирают;
в) Они передвигаются, растут, изменяют окружающую природу, умирают.
2. В какой строчке указаны только вещества?
а) железная кочерга, алюминиевая кастрюля, медный таз
б) кусок сахара, капля росы, кристалл соли
в) алюминий, железо, йод
3. Какая планета находится дальше от Солнца?
а) Юпитер
б) Венера
в) Марс
4. Какие вещества входят в состав воздуха?
а) водород, медь, цинк
б) кислород, азот, углекислый газ
в) хлор, фтор, азот
5. Лёд и снег – это вода ...
а) в жидком состоянии
б) в твёрдом состоянии
в) в газообразном состоянии
6. Из чего состоит почва?
а) из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей
б) из микробов, корней растений, различных животных, обитающих в почве
в) из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей, а также микробов, корней
растений, различных животных, обитающих в почве
7. Какие живые существа обитают в почве?
а) муравьи, мухи, божьи коровки
б) бабочки, стрекозы, мыши
в) дождевые черви, кроты, медведки
8. Как называется наука о растениях?
а) зоология
б) ботаника
в) астрономия
9. Учёные-ботаники делят царство растений на группы:
а) водоросли, кусты, травы, хвойные растения, цветковые растения
б) водоросли, мхи, папоротники, хвойные растения, цветковые растения
в) водоросли, мхи, папоротники, хвойные растения, лиственные растения
10. Семена каких растений образуются в шишках?
а) хвойных растений
б) цветковых растений
в) папоротников
11. Тело каких животных покрыто чешуей?
а) звери
б) птицы
в) рыбы
12. Кто рождает живых детёнышей и выкармливает их молоком?
а) звери
б) птицы
в) рыбы
13. Цепи питания заканчиваются:
а) растениями
б) хищными животными
в) растительноядными животными
14. Какая из цепей питания составлена верно?
а) сосна – дятел – жук-короед
б) слизни – капуста – жаба
в) рожь – мышь – змея – орел
15. Редкие растения и животные находятся под особой защитой …
а) в заповедниках
б) на национальных парках
в) в ботанических садах и зоопарках
16. Подчеркни лишнее в каждом столбике:
крапива
подосиновик
комар
ёжик
лисичка
крот
земляника
лось
кит
берёза
белый гриб
кедр
17. Где лучше всего разместить кормушку для птиц?
а) В местах, спокойных для птиц
б) В оживлённых и многолюдных местах
в) На крышах построек и вершинах искусственных сооружений
18. В тундре обитают…
а) тюлени, моржи, киты,
б) песцы, лемминги, северные олени
в) верблюды, лошади, коровы.
19. К растениям пустынь относятся
а) верблюжья колючка, саксаул,
б) кедр, осина, пальма,
в) карликовая берёза, ягель.
29