ВУ Русская лапта

Пояснительная записка
1.Нормативно-правовое обеспечение разработки и реализации программы.
Программа кружка «Русская лапта» внеурочной деятельности разработана с учетом
требований и положений, изложенных в следующих документах:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17.12.2010 № 1897;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 № 1577 «О внесении
изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования»;
Примерная рабочая программа воспитания для общеобразовательных организаций;
Основная

образовательная

программа

основного

общего

образования

общеобразовательной организации.
1.2.

Актуальность Программы.

Согласно базисному учебному плану общеобразовательных организаций Российской
Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является
неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на
внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от
урочной системы обучения. В базисном учебном плане общеобразовательных
организаций Российской Федерации в числе основных направлений внеурочной
деятельности выделено спортивно-оздоровительное направление. Русская лапта
народная командная игра с мячом и битой. Упоминания о лапте встречаются в памятниках
древнерусской письменности. Игра проводится на естественной площадке.
Игровая деятельность хороша не только для физического, но и для развития
познавательных интересов, выработки воли и характера, формирования умения
ориентироваться в окружающей действительности, сплочения коллектива. Игровой
процесс

обеспечивает

развитие

общеобразовательного

потенциала

индивидуальности, творческого отношения к любой деятельности.

личности,

ее

Актуальность Программы заключается в повышении значимости здорового образа
жизни и воспитания обучающихся через интегрированную деятельность по следующим
взаимосвязанным направлениям:

1.3.

-

познавательная деятельность;

-

спортивно-оздоровительная деятельность.

Педагогическая целесообразность Программы.
Программа позволяет развивать физические способности обучающихся. Педагог,

проанализировав возможности, заинтересованность детей и родителей, может выбрать
подходящий вариант реализации программы. Школьники, занимающиеся Русской лаптой,
очень быстро обгоняют в физическом развитии своих сверстников. Они реже болеют,
лучше учатся, активнее участвуют во всех мероприятиях, проводимых в школе,

в

соревнованиях показывают результаты лучше, чем у других ребят. Ребята всех возрастов
приняли спортивную игру в Русскую лапту, как свою любимую игру и она привилась в их
среде настолько, что мы педагоги дополнительного образования не могли остаться в
стороне от столь массового увлечения.
Русская лапта – прекрасное средство для физического развития человека, его подготовки
к трудовой и общественной жизни. Специальные исследования показали высокую
эффективность занятий Русской лаптой для разностороннего развития детского и
юношеского организма. Бег, прыжки, метание мяча, ловля, удары битой и игровая
ориентировка составляют основу игры. Бег и прыжки, например, активизируют рост тела;
метание в высоко расположенную цель способствуют формированию правильной осанки;
передача мяча на дальнее расстояние, удары битой, развивают силу мышц. Под влиянием
физической нагрузки, которую занимающиеся получают на занятиях и соревнованиях,
совершенствуется деятельность сердечно-сосудистой системы, увеличивается окружность
груди, жизненная емкость легких, укрепляются многие мышцы ног, туловища, рук.
1.4. Описание места Программы в учебном плане.
Программа для обучающихся 5-9 классов рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа –в год.
Занятия быть направлены на всестороннюю физическую подготовку занимающихся и на
изучение основ техники и тактики игры в Русскую лапту.
2.

Цель и задачи Программы.

Цель: формирование личностных качеств, способствующих всестороннему развитию
ребенка, приобщение его к здоровому образу жизни посредством игры в баскетбол.
Задачи:
Обучающие:
-

обучить технике и тактике игры в Русскую лапту;

-

научить свободно и правильно применять правила в игре.

Воспитательные:
-

воспитывать чувство ответственности, взаимовыручки,
дисциплинированности;

-

оказывать помощь воспитанникам в самопознании,
в самореализации;

-

формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;

-

способствовать сплочению коллектива.

Развивающие:
-

способствовать развитию силы, быстроты реакции, выносливости, ловкости;

-

содействовать правильному физическому развитию;

-

прививать детям любовь к спорту и здоровому образу жизни;
способствовать развитию трудолюбия, воли к победе.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного
предмета.
Универсальными компетенциями учащихся на этапе основного общего образования по
физической культуре являются:


умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать
средства для достижения её цели;



умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со
сверстниками в достижении общих целей;



умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе
общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по физической
культуре являются следующие умения:


активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах
уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;



проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в
различных (нестандартных) ситуациях и условиях;



проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении
поставленных целей;



оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык
и общие интересы.

Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по
физической культуре являются следующие умения:


характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на
основе освоенных знаний и имеющегося опыта;



находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их
исправления;



общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и
взаимопомощи, дружбы и толерантности;



обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий
физической культурой;



организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её
безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;



планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе
ее выполнения;



анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить
возможности и способы их улучшения;



видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в
движениях и передвижениях человека;



оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;



управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять
хладнокровие, сдержанность, рассудительность;



технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта,
использовать их в игровой и соревновательной деятельности.

Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической
культуре являются следующие умения:


планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать
отдых и досуг с использованием средств физической культуры;



излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать её роль и
значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной
деятельностью;



представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья,
физического развития и физической подготовки человека;



измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и
массу тела), развития основных физических качеств;



оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при
выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки
и способы их устранения;



организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы
соревнований, осуществлять их объективное судейство;



бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования
техники безопасности к местам проведения;



организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой
направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с
заданной дозировкой нагрузки;



характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать
её напряжённость во время занятий по развитию физических качеств;



взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения спортивных игр и
соревнований;



в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных
действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;



подавать строевые команды, вести подсчёт при выполнении общеразвивающих
упражнений;



находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия
разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;



выполнять акробатические и гимнастические комбинации на необходимом
техничном уровне, характеризовать признаки техничного исполнения;



выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой
и соревновательной деятельности;
Формы проведения занятий

Занятия в секции проводятся в форме тренировок, соревнований, сдачи контрольных
нормативов, теоретических занятий (сюда также входит чтение рефератов, написанных
самими воспитанниками), товарищеских игр.
Прогнозируемые результаты
должны знать:

-

технику безопасности на занятиях по Русской лапте;

-

составляющие самоконтроля спортсмена;

-

основные правила игры в Русскую лапту;

-

историю возникновения и развития Русской лапты;

-

гигиену повседневного быта. Режим дня.

Должны:
-

владеть основными элементами игры Русская лапта;

-

владеть основами тактики игры в Русской лапте;

-

освоить силовую подготовку.
Распределение учебного материала по Русской лапте по классам.

№
п/п

1

2

3
4
5
6

7
8
9
10

11
12
13
14

Учебный материал
5
Основы знаний (в процессе учебнотренировочных занятий)
Правила
безопасности
и
профилактика травматизма
на
занятиях по Русской лапте
Терминология в Русской лапте.
Техника
выполнения
игровых
приемов
Тактические действия в Русской
лапте
Правила соревнований по Русской
лапте. Жесты судей
Техника передвижений.
Бег: лицом вперед, вперед и назад,
спиной вперед. Скоростные рывки
из различных исходных положений.
Техника перебежек.
Техника обманных элементов в
движении.
Сочетание способов передвижений
(бег, остановки, прыжки, рывки).
Ловля мяча:
 двумя руками на уровне
груди; одной рукой
 двумя руками «высокого»
мяча (в прыжке)
Передача мяча на месте и в
движении.
Передача мяча одной рукой от
плеча
Передача мяча в парах.
Передача мяча в противостоящих
колоннах в движении.

Классы
7

6

8

•

•

•

•

•

•

•

•

•

•

•

•

•

•

•

•

Р
Р

З
З

З
З

С
С

Р
Р

З
З

С
С

+
+

+

+

+

+

Р

З

З

С
Р

Р

З

З

С

Р

З
Р

15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25

Передача мяча одной рукой снизу
вперед
Передача мяча одной рукой снизу
назад
Передача мяча в противостоящих
колоннах на месте: справа с лева.
Техника подачи мяча.
Техника ударов битой по мячу.
Техника короткого удара
Техника длинного удара
Техника подачи крученого мяча
Сочетание приемов пробежек и +
осаливаний.
Индивидуальные действия владения
мячом
Групповые
действия
владения
мячом:
 взаимодействие
двух
игроков;
 взаимодействие в нападении
с
участием двух игроков («передай
мяч и вернуться на исходное
место»);
 взаимодействие в нападении
с
участием трех игроков («тройка»);

26

Командные действия в нападении и
защите:
 позиционное нападение

27
28

Двусторонняя учебная игра
Игры и эстафеты на закрепление и
совершенствование
технических
приемов и тактических действий
О.Р.У, с мячом для большого
тенниса
Эстафеты с метанием и ловлей
теннисного мяча
Эстафеты с метанием теннисного
мяча в подвижную цель
Игры, развивающие физические
способности
Развитие скоростных, силовых,
скоростно-силовых,
координационных
способностей,
выносливости, гибкости
Судейство игры «Русская лапта»

29
30
31
32
33

34

Р
Р

З
З
Р

З
З
З

З
З
З

Р
+

+
Р

Р
+

Р

З

Р

З
Р

Р

З

+
+

+
+

+
+

+
+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Условные обозначения: Р- разучивание двигательного действия; З- закрепление
двигательного действия; С- совершенствование двигательного действия; (+)- указывает на
использование данного материала в учебно-тренировочном занятии
Содержание и организация занятий по Русской лапте.
Основными задачами учебно-тренировочного процесса в школьной спортивной
секции по Русской лапте являются:


пропаганда

здорового

образа

жизни,

укреплению

здоровья,

содействие

гармоническому физическому развитию занимающихся;


популяризация Русской лапты как вид спорта и активного отдыха (физической
реакции);



формирование у учащихся устойчивого интереса к занятиям Русской лаптой;



обучение технике и тактике игры в Русскую лапту;



развитие физических способностей (скоростных, силовых, скоростно-силовых,
координационных, выносливости, гибкости);



формирование необходимых теоретических знаний;



воспитание моральных и волевых качеств.

Обучение игре начинается с изучения отдельных приёмов (вначале технике нападения,
а затем защиты). Как только освоены один-два приема нападения, следует переходить к
соответствующим контрприемам. По мере овладения приемами техники изучается
тактика игры. Правила игры изучаются параллельно с соответствующими приемами
тактики и техники.
Обучение каждому приему осуществляется в соответствии с общей схемой:
1. Ознакомление с приемами.
2. Изучение приема в упрощенных или специально созданных условиях.
3. Совершенствование приема в усложненной, приближенной к условиям игры
обстановке.
4. Применение приема в игре.
В основе успешного выполнения всех технических приемов в Русской лапте лежит
умение хорошо владеть мячом (хорошо развитое чувство мяча). Поэтому в
подготовительную часть занятия целесообразно включать различные упражнения с
битой, не содержащие непосредственно игровых приемов.
Упражнения с мячом:



и. п. – метание меча в цель левой правой рукой ;



и. п. – ловля мяча правой левой рукой;



и. п. – бросок мяча правой левой рукой в паре;



и. п. – бросок правой левой рукой в тройке;



и. п. – мяч внизу; подбросить мяч вверх, сесть на пол, встать и поймать мяч
двумя руками (рис. 1,в);



и. п. – мяч внизу; подбросить мяч вверх, выпрыгнуть и поймать его в прыжке;

При

проведении

двусторонних

учебных

игр

необходимо

распределять

занимающихся по командам с учетом уровня их подготовленности. В игре занимающиеся
должны использовать весь свой арсенал технико-тактических приемов и действий.
Целесообразно поощрять успешной применение тактического группового взаимодействия
«передай мяч и выходи на свободное место».
Предполагаемые результаты реализации программы.

должны знать:
-

технику безопасности на занятиях по Русской лапте;

-

составляющие самоконтроля спортсмена;

-

основные правила игры в Русскую лапту;

-

историю возникновения и развития Русской лапты;

-

гигиену повседневного быта. Режим дня.

Должны:
-

владеть основными элементами игры в Русскую лапту;

-

владеть основами тактики игры в Русскую лапту;

-

освоить силовую подготовку.

Основные требования к уровню подготовленности учащихся по разделу «Русская
лапта» школьной программы.
В результате изучения раздела «Русская лапта» курса «Физическая культура» на
занятиях и во внеурочной деятельности учащиеся должны:
Знать



Значение Русской лапты в развитии физических способностей и
совершенствовании функциональных возможностей организма
занимающихся;



Правила безопасного поведения во время занятий по Русской лапте;



Названия разучиваемых технических приемов игры и основы правильной
техники



Наиболее типичные ошибки при выполнении технических приемов и
тактических действий;



Упражнения для развития физических способностей (скоростных,
силовых, скоростно-силовых, координационных, выносливости,
гибкости);



Контрольные упражнения (двигательные тесты) для оценивания
физической и технической подготовленности и требования к технике и
правилам их выполнения;



Основное содержание правил соревнований по Русской лапте;



Жесты судьи;



Игровые упражнения, подвижные игры и эстафеты с элементами
Русской лапты;

Уметь


Соблюдать меры безопасности и правила профилактики травматизма на
занятиях по русской лапте;



Выполнять технические приемы и тактические действия;



Контролировать свое самочувствие (функциональное состояние
организма) на занятиях по Русской лапте;



Играть в Русскую лапту с соблюдением основных правил;



Демонстрировать жесты баскетбольного судьи;


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».