Пояснительная записка
1.Нормативно-правовое обеспечение разработки и реализации программы.
Программа кружка «Русская лапта» внеурочной деятельности разработана с учетом
требований и положений, изложенных в следующих документах:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17.12.2010 № 1897;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 № 1577 «О внесении
изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования»;
Примерная рабочая программа воспитания для общеобразовательных организаций;
Основная
образовательная
программа
основного
общего
образования
общеобразовательной организации.
1.2.
Актуальность Программы.
Согласно базисному учебному плану общеобразовательных организаций Российской
Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является
неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на
внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от
урочной системы обучения. В базисном учебном плане общеобразовательных
организаций Российской Федерации в числе основных направлений внеурочной
деятельности выделено спортивно-оздоровительное направление. Русская лапта
народная командная игра с мячом и битой. Упоминания о лапте встречаются в памятниках
древнерусской письменности. Игра проводится на естественной площадке.
Игровая деятельность хороша не только для физического, но и для развития
познавательных интересов, выработки воли и характера, формирования умения
ориентироваться в окружающей действительности, сплочения коллектива. Игровой
процесс
обеспечивает
развитие
общеобразовательного
потенциала
индивидуальности, творческого отношения к любой деятельности.
личности,
ее
Актуальность Программы заключается в повышении значимости здорового образа
жизни и воспитания обучающихся через интегрированную деятельность по следующим
взаимосвязанным направлениям:
1.3.
-
познавательная деятельность;
-
спортивно-оздоровительная деятельность.
Педагогическая целесообразность Программы.
Программа позволяет развивать физические способности обучающихся. Педагог,
проанализировав возможности, заинтересованность детей и родителей, может выбрать
подходящий вариант реализации программы. Школьники, занимающиеся Русской лаптой,
очень быстро обгоняют в физическом развитии своих сверстников. Они реже болеют,
лучше учатся, активнее участвуют во всех мероприятиях, проводимых в школе,
в
соревнованиях показывают результаты лучше, чем у других ребят. Ребята всех возрастов
приняли спортивную игру в Русскую лапту, как свою любимую игру и она привилась в их
среде настолько, что мы педагоги дополнительного образования не могли остаться в
стороне от столь массового увлечения.
Русская лапта – прекрасное средство для физического развития человека, его подготовки
к трудовой и общественной жизни. Специальные исследования показали высокую
эффективность занятий Русской лаптой для разностороннего развития детского и
юношеского организма. Бег, прыжки, метание мяча, ловля, удары битой и игровая
ориентировка составляют основу игры. Бег и прыжки, например, активизируют рост тела;
метание в высоко расположенную цель способствуют формированию правильной осанки;
передача мяча на дальнее расстояние, удары битой, развивают силу мышц. Под влиянием
физической нагрузки, которую занимающиеся получают на занятиях и соревнованиях,
совершенствуется деятельность сердечно-сосудистой системы, увеличивается окружность
груди, жизненная емкость легких, укрепляются многие мышцы ног, туловища, рук.
1.4. Описание места Программы в учебном плане.
Программа для обучающихся 5-9 классов рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа –в год.
Занятия быть направлены на всестороннюю физическую подготовку занимающихся и на
изучение основ техники и тактики игры в Русскую лапту.
2.
Цель и задачи Программы.
Цель: формирование личностных качеств, способствующих всестороннему развитию
ребенка, приобщение его к здоровому образу жизни посредством игры в баскетбол.
Задачи:
Обучающие:
-
обучить технике и тактике игры в Русскую лапту;
-
научить свободно и правильно применять правила в игре.
Воспитательные:
-
воспитывать чувство ответственности, взаимовыручки,
дисциплинированности;
-
оказывать помощь воспитанникам в самопознании,
в самореализации;
-
формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
-
способствовать сплочению коллектива.
Развивающие:
-
способствовать развитию силы, быстроты реакции, выносливости, ловкости;
-
содействовать правильному физическому развитию;
-
прививать детям любовь к спорту и здоровому образу жизни;
способствовать развитию трудолюбия, воли к победе.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного
предмета.
Универсальными компетенциями учащихся на этапе основного общего образования по
физической культуре являются:
умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать
средства для достижения её цели;
умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со
сверстниками в достижении общих целей;
умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе
общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по физической
культуре являются следующие умения:
активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах
уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в
различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении
поставленных целей;
оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык
и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по
физической культуре являются следующие умения:
характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на
основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их
исправления;
общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и
взаимопомощи, дружбы и толерантности;
обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий
физической культурой;
организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её
безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе
ее выполнения;
анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить
возможности и способы их улучшения;
видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в
движениях и передвижениях человека;
оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять
хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта,
использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической
культуре являются следующие умения:
планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать
отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать её роль и
значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной
деятельностью;
представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья,
физического развития и физической подготовки человека;
измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и
массу тела), развития основных физических качеств;
оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при
выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки
и способы их устранения;
организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы
соревнований, осуществлять их объективное судейство;
бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования
техники безопасности к местам проведения;
организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой
направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с
заданной дозировкой нагрузки;
характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать
её напряжённость во время занятий по развитию физических качеств;
взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения спортивных игр и
соревнований;
в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных
действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
подавать строевые команды, вести подсчёт при выполнении общеразвивающих
упражнений;
находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия
разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
выполнять акробатические и гимнастические комбинации на необходимом
техничном уровне, характеризовать признаки техничного исполнения;
выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой
и соревновательной деятельности;
Формы проведения занятий
Занятия в секции проводятся в форме тренировок, соревнований, сдачи контрольных
нормативов, теоретических занятий (сюда также входит чтение рефератов, написанных
самими воспитанниками), товарищеских игр.
Прогнозируемые результаты
должны знать:
-
технику безопасности на занятиях по Русской лапте;
-
составляющие самоконтроля спортсмена;
-
основные правила игры в Русскую лапту;
-
историю возникновения и развития Русской лапты;
-
гигиену повседневного быта. Режим дня.
Должны:
-
владеть основными элементами игры Русская лапта;
-
владеть основами тактики игры в Русской лапте;
-
освоить силовую подготовку.
Распределение учебного материала по Русской лапте по классам.
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
Учебный материал
5
Основы знаний (в процессе учебнотренировочных занятий)
Правила
безопасности
и
профилактика травматизма
на
занятиях по Русской лапте
Терминология в Русской лапте.
Техника
выполнения
игровых
приемов
Тактические действия в Русской
лапте
Правила соревнований по Русской
лапте. Жесты судей
Техника передвижений.
Бег: лицом вперед, вперед и назад,
спиной вперед. Скоростные рывки
из различных исходных положений.
Техника перебежек.
Техника обманных элементов в
движении.
Сочетание способов передвижений
(бег, остановки, прыжки, рывки).
Ловля мяча:
двумя руками на уровне
груди; одной рукой
двумя руками «высокого»
мяча (в прыжке)
Передача мяча на месте и в
движении.
Передача мяча одной рукой от
плеча
Передача мяча в парах.
Передача мяча в противостоящих
колоннах в движении.
Классы
7
6
8
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
Р
Р
З
З
З
З
С
С
Р
Р
З
З
С
С
+
+
+
+
+
+
Р
З
З
С
Р
Р
З
З
С
Р
З
Р
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
Передача мяча одной рукой снизу
вперед
Передача мяча одной рукой снизу
назад
Передача мяча в противостоящих
колоннах на месте: справа с лева.
Техника подачи мяча.
Техника ударов битой по мячу.
Техника короткого удара
Техника длинного удара
Техника подачи крученого мяча
Сочетание приемов пробежек и +
осаливаний.
Индивидуальные действия владения
мячом
Групповые
действия
владения
мячом:
взаимодействие
двух
игроков;
взаимодействие в нападении
с
участием двух игроков («передай
мяч и вернуться на исходное
место»);
взаимодействие в нападении
с
участием трех игроков («тройка»);
26
Командные действия в нападении и
защите:
позиционное нападение
27
28
Двусторонняя учебная игра
Игры и эстафеты на закрепление и
совершенствование
технических
приемов и тактических действий
О.Р.У, с мячом для большого
тенниса
Эстафеты с метанием и ловлей
теннисного мяча
Эстафеты с метанием теннисного
мяча в подвижную цель
Игры, развивающие физические
способности
Развитие скоростных, силовых,
скоростно-силовых,
координационных
способностей,
выносливости, гибкости
Судейство игры «Русская лапта»
29
30
31
32
33
34
Р
Р
З
З
Р
З
З
З
З
З
З
Р
+
+
Р
Р
+
Р
З
Р
З
Р
Р
З
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
Условные обозначения: Р- разучивание двигательного действия; З- закрепление
двигательного действия; С- совершенствование двигательного действия; (+)- указывает на
использование данного материала в учебно-тренировочном занятии
Содержание и организация занятий по Русской лапте.
Основными задачами учебно-тренировочного процесса в школьной спортивной
секции по Русской лапте являются:
пропаганда
здорового
образа
жизни,
укреплению
здоровья,
содействие
гармоническому физическому развитию занимающихся;
популяризация Русской лапты как вид спорта и активного отдыха (физической
реакции);
формирование у учащихся устойчивого интереса к занятиям Русской лаптой;
обучение технике и тактике игры в Русскую лапту;
развитие физических способностей (скоростных, силовых, скоростно-силовых,
координационных, выносливости, гибкости);
формирование необходимых теоретических знаний;
воспитание моральных и волевых качеств.
Обучение игре начинается с изучения отдельных приёмов (вначале технике нападения,
а затем защиты). Как только освоены один-два приема нападения, следует переходить к
соответствующим контрприемам. По мере овладения приемами техники изучается
тактика игры. Правила игры изучаются параллельно с соответствующими приемами
тактики и техники.
Обучение каждому приему осуществляется в соответствии с общей схемой:
1. Ознакомление с приемами.
2. Изучение приема в упрощенных или специально созданных условиях.
3. Совершенствование приема в усложненной, приближенной к условиям игры
обстановке.
4. Применение приема в игре.
В основе успешного выполнения всех технических приемов в Русской лапте лежит
умение хорошо владеть мячом (хорошо развитое чувство мяча). Поэтому в
подготовительную часть занятия целесообразно включать различные упражнения с
битой, не содержащие непосредственно игровых приемов.
Упражнения с мячом:
и. п. – метание меча в цель левой правой рукой ;
и. п. – ловля мяча правой левой рукой;
и. п. – бросок мяча правой левой рукой в паре;
и. п. – бросок правой левой рукой в тройке;
и. п. – мяч внизу; подбросить мяч вверх, сесть на пол, встать и поймать мяч
двумя руками (рис. 1,в);
и. п. – мяч внизу; подбросить мяч вверх, выпрыгнуть и поймать его в прыжке;
При
проведении
двусторонних
учебных
игр
необходимо
распределять
занимающихся по командам с учетом уровня их подготовленности. В игре занимающиеся
должны использовать весь свой арсенал технико-тактических приемов и действий.
Целесообразно поощрять успешной применение тактического группового взаимодействия
«передай мяч и выходи на свободное место».
Предполагаемые результаты реализации программы.
должны знать:
-
технику безопасности на занятиях по Русской лапте;
-
составляющие самоконтроля спортсмена;
-
основные правила игры в Русскую лапту;
-
историю возникновения и развития Русской лапты;
-
гигиену повседневного быта. Режим дня.
Должны:
-
владеть основными элементами игры в Русскую лапту;
-
владеть основами тактики игры в Русскую лапту;
-
освоить силовую подготовку.
Основные требования к уровню подготовленности учащихся по разделу «Русская
лапта» школьной программы.
В результате изучения раздела «Русская лапта» курса «Физическая культура» на
занятиях и во внеурочной деятельности учащиеся должны:
Знать
Значение Русской лапты в развитии физических способностей и
совершенствовании функциональных возможностей организма
занимающихся;
Правила безопасного поведения во время занятий по Русской лапте;
Названия разучиваемых технических приемов игры и основы правильной
техники
Наиболее типичные ошибки при выполнении технических приемов и
тактических действий;
Упражнения для развития физических способностей (скоростных,
силовых, скоростно-силовых, координационных, выносливости,
гибкости);
Контрольные упражнения (двигательные тесты) для оценивания
физической и технической подготовленности и требования к технике и
правилам их выполнения;
Основное содержание правил соревнований по Русской лапте;
Жесты судьи;
Игровые упражнения, подвижные игры и эстафеты с элементами
Русской лапты;
Уметь
Соблюдать меры безопасности и правила профилактики травматизма на
занятиях по русской лапте;
Выполнять технические приемы и тактические действия;
Контролировать свое самочувствие (функциональное состояние
организма) на занятиях по Русской лапте;
Играть в Русскую лапту с соблюдением основных правил;
Демонстрировать жесты баскетбольного судьи;