ДОП-юный-шахматист

1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Юный шахматист» составлена в соответствии с требованиями:
- Конституции Российской Федерации;
- Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российский Федерации»
- Федерального закона от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации» (ред. от 14.07.2022 г.)
- Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р)
- Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р «Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования детей и признании
утратившим силу Распоряжения Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р»
(вместе с «Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030
года»)
- Федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта
«Образование»,

утвержденного

протоколом

президиума

Совета

при

Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и
национальным проектам от 24.12.2018 № 16
- Прикаом Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019
№ 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации РФ от
27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»
- Приказом министерства образования и науки Российской Федерации и
министерства просвещения Российской Федерации от 5.08.2020 г. № 882/391

«Об организации и осуществлении образовательной деятельности по сетевой
форме реализации образовательных программ».
- Приказом Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства
просвещения РФ от 22 февраля 2023 г. N 197/129 "О внесении изменения в
пункт

4

Порядка

организации

и

осуществления

образовательной

деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ,
утвержденного приказом Министерства науки и высшего образования
Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации
от 5 августа 2020 г. N 882/391 "Об организации и осуществлении
образовательной

деятельности

при

сетевой

форме

реализации

образовательных программ"
- Приказом Минтруда России от 22.09.2021 г. № 652н «Об утверждении
профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей
и взрослых»
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных

образовательных

технологий

при

реализации

образовательных программ»
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2019
№ 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии
оценки качества условий осуществления образовательной деятельности
организациями,

осуществляющими

образовательную

деятельность

по

основным общеобразовательным программам, образовательным программам
среднего

профессионального

профессионального

обучения,

образования,

основным

дополнительным

программам

общеобразовательным

программам»
- Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления

детей

и

молодежи»,

утверждённых

постановлением

Главного

государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28
- Письмом Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242
«Методические

рекомендации

общеразвивающих

программ

по

проектированию

(включая

дополнительных

разноуровневые

программы)»

разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский
государственный

педагогический

университет»,

ФГАУ

«Федеральный

институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование»,
2015г.)
- Письмом Министерства образования и науки РФ от 26.03.2016 г. № ВК641/09 «Методические рекомендации по реализации адаптированных
дополнительных

общеобразовательных

социально-психологической

программ,

реабилитации,

способствующих
профессиональному

самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая
детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»
- Письмом Министерства просвещения РФ от 19.03.2020 г. № ГД-39/04 «О
направлении методических рекомендаций» вместе с «Методическими
рекомендациями по реализации образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных
программ среднего профессионального образования и дополнительных
общеобразовательных программ с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий»
- Приказом Министерства образования Тверской области от 23.09.2022 г.
№939/ПК «Об утверждении Регламента проведения независимой оценки
качества дополнительных образовательных программ в Тверской области».
Направленность программы - физкультурно – спортивная. Данная
программа разработана для детей 10– 15 лет, которая также подходит для
работы

со

школьниками,

обучающимся

по

новым

федеральным

государственным стандартам и направлена на реализацию задач в рамках

введения

федерального

государственного

образовательного

стандарта

начального и основного общего образования.
Шахматы – это уникальная игра, сочетающая в себе науку, искусство и
спорт, развивает столь необходимые для современного человека качества:
умственные способности, дальновидность, аналитическое и логическое
мышление,

самостоятельность,

настойчивость

в

достижении

цели,

ответственность за принятие решений, способность ценить и беречь время.
Шахматы учат быть объективным, гибко и быстро оценивать меняющуюся
ситуацию, как ничто другое, формируют личность ребенка в раннем
возрасте. Игра способствует формированию и становлению личности, ее
духовному обогащению, всестороннему и гармоничному развитию. Занятия
шахматами стимулируют развитие таких важных познавательных процессов
как воображение (фантазия) и предвидение. Без развития этих сторон
личности научные открытия были бы немыслимы практически во всех
областях знаний. Научные исследования, посвященные теоретическим и
опытно-экспериментальным

доказательствам

психолого-педагогических

возможностей шахмат, проводятся во многих странах мира. Подавляющее
большинство данных указывает на повышение общей успеваемости детей,
занимающихся шахматами. Учителя отмечают у многих детей улучшение
памяти, дисциплины и организованности, развитие фантазии и воображения.
В кружке «Юный шахматист» дети ознакомятся с геометрией шахматной
доски, названиями шахматных фигур и их игровыми возможностями. А
также пополнят словарный запас специальными шахматными терминами и
применят их на практике, научатся играть в шахматы, соблюдая правила
игры и используя разнообразные тактические приёмы.
Предполагается использование таких форм работы, как отгадывание
загадок, ребусов на шахматную тему, чтение сказок о шахматах, выполнение
творческих заданий, практические занятия по игре в шахматы с целью
закрепления теоретического материала, опросы для проверки пройденного

материала. В связи с возможным возникновением разных непредвиденных
обстоятельств допускается корректировка программы.
Обучение по данной программе создает благоприятные условия для
овладения элементами
способностей.

тактики игры в шахматы, развитию физических

Интеллектуального

обучающегося,

и

духовного

социально-культурного

самоопределения, развития

познавательной

воспитания

и

личности

профессионального

активности

и

творческой

самореализации обучающихся.
Новизной данной программы, является выработка системы общих
требований

проведение

турниров,

мероприятий.

Конкретизирован

мониторинг результативности образовательной деятельности. Обучающиеся
стремятся максимизировать свои результаты, повышается мотивация к
овладению теоретическими знаниями. Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа «Юный шахматист», реализуемая на базе
МБОУ ТР ООШ № 3, дает возможность обучающимся разных умственных и
физических

возможностей

расширить

свой

кругозор,

развивать

мыслительные способности и умственный потенциал. Отличительной
особенностью программы является ее индивидуальный подход к обучению
ребенка.

Такой

подход

предполагает

знание

индивидуальности

обучающегося с включением природных, физических и психических свойств
личности.
Актуальность программы состоит в её востребованности, в требованиях
современного общества к личности, которая должна быть всесторонне
развита, чему и способствует игра в шахматы. Она развивает ребёнка
умственно, развивает логическое мышление, воспитывает усидчивость,
приучает к культурному проведению свободного времени, толерантному
отношению к сопернику по игре и другим окружающим, учит детей
действовать в уме, прогнозировать ситуацию, просчитывать способы
решения проблемы.
Цель реализации программы:

- формирование образованной культурной личности посредством шахматной
игры;
- формирование у обучающихся мотивации к достижению целевых
установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых
личностными, семейными, общественными, государственными
потребностями и возможностями ребёнка, индивидуальными особенностями
его развития и состояния здоровья.
Задачи программы:
Обучающие:
1. Обучать играть в шахматы.
2. Научить детей специальным шахматным терминам и применять их на
практике.
3. Прививать чувство ответственности и уважения к сопернику по игре.
4. Развивать умственные способности.
Развивающие:
- способствовать укреплению здоровья;
- содействовать гармоничному физическому развитию;
- создавать надежную базу физического совершенствования и
подготовленности для любых форм двигательных проявлений в различных
областях труда и спорта и т.п.
Воспитательные:
-

прививать любовь к спорту, навыки здорового образа жизни;
- воспитывать чувство ответственности за себя;

- воспитывать нравственные и волевые качества: волю, смелость,
активность.
Функции программы
Образовательная функция заключается в организации обучения
основам тактики избранного вида спорта, в применении и развитии
полученных

знаний

для

совершенствования

самосовершенствования и самопознания.

культуры

личности,

Компенсаторная

функция

программы

направлена на освоение

обучающимся нового для себя направления спортивной деятельности,
углубляющего

и

дополняющего

основное

(базовое)

образование

и

создающего эмоционально значимый для ребенка фон освоения содержания
общего образования, а также предоставление обучающемуся определенных
гарантий достижения успеха в избранной им сфере дополнительного
образования.
Социально–адаптивная функция программы состоит в том, что она
даёт

каждому

обучающемуся

возможность

отрабатывать

навыки

взаимодействия с другими участниками программы, преодолевая проблемноконфликтные ситуации, переживая успехи и неудачи, вырабатывает
индивидуальный способ самореализации, успешного существования в
реальном мире. Программа ориентирована на социализацию личности
обучающегося, адаптацию к жизни в обществе, организацию свободного
времени посредством чередования различных видов деятельности.
Адресат программы.
Форма обучения: очная
Уровень программы: 1 год – стартовый;
Форма реализации образовательной программы: традиционная
Организационная форма обучения: групповая, всем составом группы.
Группа разновозрастная, постоянного состава.
Режим занятий: занятия с обучающимися проводятся 1 раз в неделю по 1
академическому

часу.

Продолжительность

занятия

–

45

минут

(1

академический час).
Условия набора и формирования групп
На обучение принимаются дети в возрасте 9-14 лет.
Наполняемость учебных групп: 10 человек Набор и формирование группы
происходит на свободной основе. Принимаются желающие на основании
заявления родителей и не имеющие противопоказаний к занятиям.
Возможные формы проведения занятий:

- на этапе изучения нового материала – теоретические занятия по изучению
тактики и стратегии шахмат, работа на компьютере, групповые занятия с
элементами парной, индивидуальной работы.
- Дидактические игры и задания, игровые упражнения;

- на этапе практической деятельности – занятие-игра, занятие-квест, занятиевикторина, занятие-соревнование и т.д.

-

на

этапе

освоения

навыков

–

шахматные

турниры,

личные и

командные соревнования.
на этапе проверки полученных знаний – демонстрация результатов
работы, дискуссия, рефлексия. Самостоятельная работа (игра и решение
задач дома).
Чаще всего используется комбинированная форма занятия, которая
включает в себя теоретическую часть (рассказ, показ, в том числе, с
использованием демонстрационной доски, учебная игра) и практическую
часть (практические партии, их анализ, решение шахматных задач, участие в
турнирах).
Ожидаемые результаты.
По завершению образовательной программы, обучающиеся получат:
Личностные результаты:


Определять и высказывать простые и общие для всех людей

правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);


В предложенных педагогом ситуациях общения и

сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила
поведения, делать выбор, при поддержке других


участников группы и педагога, как поступить.

Предметные результаты:




В результате освоения программы, обучающиеся должны знать:
- Правила игры, названия фигур и их игровые возможности.



- Основные шахматные термины.



- об особенностях зарождения, истории шахмат;



В результате освоения программы, обучающиеся должны уметь:



- Играть в шахматы, соблюдая правила.



- Пользоваться шахматными часами.



- Понимать игровые шахматные термины.



- организовать самостоятельные занятия по шахматам, а также, с
группой товарищей;

Познавательные универсальные учебные действия:
умения

организовывать собственную деятельность, выбирать и

использовать средства для достижения её цели;
-

умения

активно

включаться

в

коллективную

деятельность,

взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
В результате освоения программы, обучающиеся должны владеть:
- тактическими приемами в шахматах;
- основами судейства игры в шахматах;
Итоговый

контроль

проводится

педагогом

дополнительного

образования с целью оценки качества освоения обучающимися содержания
всего объема дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы после завершения обучения в виде педагогического анализа
результатов выполнения учащимися диагностических заданий, участия
обучающихся в мероприятиях (викторинах, соревнованиях), защиты решений
кейсов и выполнения задач поискового характера.
«Воспитательная деятельность»
1. Цель, задачи, целевые ориентиры воспитания детей
Целью воспитания является развитие личности, самоопределение и
социализация детей на основе социокультурных, духовно-нравственных
ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в
интересах человека, семьи, общества и государства, формирование чувства

патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества
и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и
старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к
культурному наследию и традициям многонационального народа Российской
Федерации, природе и окружающей среде (Федеральный закон от 29.12.2012
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 2, п. 2).
Задачами воспитания по программе являются:
- приобретение детьми опыта поведения, общения, межличностных и
социальных отношений в составе учебной группы, применение полученных
знаний, организация активностей детей, их ответственного поведения,
создание, поддержка и развитие среды воспитания детей, условий
физической безопасности, комфорта, активностей и обстоятельств общения,
социализации, признания, самореализации, творчества при освоении
предметного и метапредметного содержания программы.
2. Целевые ориентиры воспитания детей по программе:
- понимания ценности жизни, здоровья и здорового образа жизни;
безопасного поведения; культуры самоконтроля своего физического
состояния; стремления к соблюдению норм спортивной этики;
- уважения к старшим, наставникам; дисциплинированности, трудолюбия,
воли, ответственности; сознания ценности физической культуры, эстетики
спорта; интереса к спортивным достижениям и традициям, к истории
российского и мирового спорта и спортивных достижений; стремления к
командному взаимодействию, к общей победе;
3. Формы и методы воспитания.
Решение задач информирования детей, создания и поддержки
воспитывающей среды общения и успешной деятельности, формирования
межличностных отношений на основе российских традиционных духовных
ценностей осуществляется на каждом из учебных занятий.

Ключевой формой воспитания детей при реализации программы является
организация их взаимодействий в шахматных играх , в подготовке и
проведении соревнований, турниров с участием родителей (законных
представителей). В воспитательной деятельности с детьми по программе
используются методы воспитания: метод убеждения (рассказ, разъяснение,
внушение), метод положительного примера (педагога и других взрослых,
детей); метод упражнений (приучения); методы одобрения и осуждения
поведения детей, педагогического требования (с учётом преимущественного
права на воспитание детей их родителей (законных представителей),
индивидуальных и возрастных особенностей детей младшего и старшего
возраста) и стимулирования, поощрения (индивидуального публичного);
метод переключения в деятельности; методы руководства и самовоспитания,
развития самоконтроля и самооценки детей в воспитании; методы
воспитания воздействием группы, в коллективе.
2. Содержание программы
2.1.2 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Юный шахматист. 1 уровень»

№

Наименование раздела, модуля, Кол-во
темы

п/п

часов,

в том числе
теория

всего

прак
тика

1. Вводное занятие.

Форма
аттестации/
контроля
Ответы

1

1

-

обучающихся
в процессе
диалога

1.1 Шахматная теория.

28

7

21

(викторины).
1.2 Повторение и закрепление

Ответы
обучающихся

1

1

-

в процессе

диалога
1.3 Практическая работа.

Результаты

(выполнение задач, решение
кейсов).

выполнения
2

0

2

индивидуаль
ных и
групповых
заданий

2 Итоговое занятие

1

1

1

2.1 Участие в соревновательной

Результаты
3

деятельности, в т.ч., на

Соревнования

0

3

соревнований

Муниципальном уровне
Итого

36

2.1.3 СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ
по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе «Юный шахматист. 1 уровень»
Тема 1 «Вводный инструктаж». Правилам поведения. ПДД, ПБ, ЧС, ЭБ.
Тема 2 «Шахматная доска». Белые и черные поля, горизонталь, вертикаль,
диагональ, центр, запись «неподвижной» позиции.
Тема 3 «Шахматные фигуры». Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь,
пешка, король.
Тема 4 «Начальное положение (начальная позиция)». Расположение каждой
из фигур в начальной позиции; правило «ферзь любит свой цвет»; связь
между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной.
Тема 5 «Правила хода и взятия каждой из фигур, игра «на уничтожение».
Белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны,
качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые,
королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.
Тема 6 «Шах, мат, пат, ничья». Мат в один ход, длинная и короткая
рокировка и её правила.

Тема 7 «Игра всеми фигурами из начального положения». Шахматная
нотация. Самые общие представления о том, как начинать шахматную
партию.
Тема 8 «Повторение материала». Итоговая контрольная работа
(теория).Игра.
2.4. Календарный учебный график реализации программы
Го

Название программы

Количество

Количество

Даты

Продол

часов

учебных

начала

житель

и

ность

оконча

каникул

д
об

все

тео

прак

неде

уч

го

рия

тика

ль

дней

ен

ния

ия
Шахматы. 1 уровень
1

36

10

26

34

238

01.09.2

10 дней,

331.05.

январь

24
3. Организационно-педагогические условия реализации дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы «Юный
шахматист»
3.1. Материально-техническое обеспечение
Программа реализуется на базе МБОУ ТР ООШ №3.
Помещение , оформленное в соответствии с профилем проводимых занятий
и оборудованный в соответствии с санитарными нормами.
Наименование объектов и средств

Кол-во

материально- технического обеспечения
набор шахмат

2

магнитная шахматная доска

1

магнитные шахматные фигуры

2

шахматные часы

2

3.2 Информационное обеспечение
Список рекомендованной литературы
Для педагога
1. https://djvu.online/file/yDmMoMTEMGsdB
2. http://publ.lib.ru/ARCHIVES/T/TARTAKOVER_Saveliy_Grigor'evich/_Ta
rtakover_S.G..html
Для обучающегося
1. https://xchess.ru/shakhmatnye-knigi/shakhmatnyj-reshebnik-matkorolyu.html
2. https://www.elkniga.ru/static/booksample/00/20/46/00204684.bin.dir/002046
84.pdf
Для родителей
1. https://infourok.ru/sovety-dlya-roditelej-osnovy-shahmatnoj-igry4322654.html
Электронные образовательные ресурсы и интернет-ресурсы
1.

https://aneks.center/index.php/news/methodical-box/1029-8-resursovdlya-nachinayushchikh-i-opytnykh-shakhmatistov

2. https://xchess.ru/bases/index.php
3. https://chesshmao.ru/wp-content/uploads/2016/11/Metodicheskayakopilka.pdf.
3.3 Использование дистанционных образовательных технологий при
реализации программы
При

реализации

дополнительной

общеобразовательной

общеразвивающей программы «Юный шахматист», частично используются
дистанционные технологии.

3.4 Кадровое обеспечение
Программу реализует педагог, имеющий среднее профессиональное по
профилю педагогической деятельности, педагогическое образование и опыт
работы с преподаваемой технологией и отвечающий квалификационным
требованиям,

указанным

в

профессиональном

стандарте

дополнительного образования».
3.5 Учебно-методическое обеспечение программы
1.Правила игры в шахматы
2.Бланки протоколов соревнований
3.Положение о соревнованиях

«Педагог


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».