Информационная карта программы
Наименование
программы
Дополнительная
общеразвивающая
«Олимпионик»
Направленность
физкультурно - спортивная
Разработчики программы
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
Торопецкая основная общеобразовательная
школа №3
36 часа
Общий объем часов по
программе
Форма реализации
общеобразовательная
программа
очная
Целевая категория
обучающихся
Аннотация
Обучающиеся в возрасте 8-16 лет
Планируемый результат
реализации программы
По итогам обучающиеся приобретут:
Физический потенциал – стремление к
здоровому образу жизни, физическому
самосовершенствованию, отсутствие
вредных привычек; Познавательный
потенциал – потребность в знаниях,
стремление к саморазвитию,
самообразованию, самовоспитанию;
Предлагаемая программа нацелена на
физкультурно - спортивную работу с
обучающимися, проявляющими интерес к
физической культуре и спорту.
Коллективизм – осознание нужности
коллективу, исполнение долга перед
обществом; Коммуникабельность – умение
находить общий язык с другими людьми,
ориентация в общественных событиях.
Осмыслят, понятия:
Патриотизм – гордость за Родину, где ты
родился, приумножение её славы;
Гуманизм – умение сострадать, уважение
прав, свобод и достоинств других людей;
1.Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Олимпионик» составлена в соответствии с требованиями:
1. Конституция Российской Федерации
2. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российский Федерации»
3. Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации» (ред. от 14.07.2022 г.)
4. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р)
5. Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей и
признании утратившим силу Распоряжения Правительства РФ от 04.09.2014
№ 1726-р» (вместе с «Концепцией развития дополнительного образования
детей до 2030 года»)
6. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» национального проекта
«Образование»,
утвержденный
протоколом
президиума
Совета
при
Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и
национальным проектам от 24.12.2018 № 16
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019
№ 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации РФ от
27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»
9. Приказ министерства образования и науки Российской Федерации и
министерства просвещения Российской Федерации от 5.08.2020 г. № 882/391
«Об организации и осуществлении образовательной деятельности по сетевой
форме реализации образовательных программ».
10. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства
просвещения РФ от 22 февраля 2023 г. N 197/129 "О внесении изменения в
пункт
4
Порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ,
утвержденного приказом Министерства науки и высшего образования
Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации
от 5 августа 2020 г. N 882/391 "Об организации и осуществлении
образовательной
деятельности
при
сетевой
форме
реализации
образовательных программ"
11. Приказ Минтруда России от 22.09.2021 г. № 652н «Об утверждении
профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей
и взрослых»
12. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
при
реализации
образовательных программ»
13. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2019
№ 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии
оценки качества условий осуществления образовательной деятельности
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность
по
основным общеобразовательным программам, образовательным программам
среднего
профессионального
профессионального
программам»
обучения,
образования,
основным
дополнительным
программам
общеобразовательным
14. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей
и
молодежи»,
утверждённых
постановлением
Главного
государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28
15. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 093242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих
программ
(включая
разноуровневые
программы)»
разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский
государственный
педагогический
университет»,
ФГАУ
«Федеральный
институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование»,
2015г.)
16. Письмо Министерства образования и науки РФ от 26.03.2016 г. № ВК641/09 «Методические рекомендации по реализации адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
социально-психологической
программ,
реабилитации,
способствующих
профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая
детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»
17. Письмо Министерства просвещения РФ от 19.03.2020 г. № ГД-39/04 «О
направлении методических рекомендаций» вместе с «Методическими
рекомендациями по реализации образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных
программ среднего профессионального образования и дополнительных
общеобразовательных программ с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий»
18. Приказ Министерства образования Тверской области от 23.09.2022 г.
№939/ПК «Об утверждении Регламента проведения независимой оценки
качества дополнительных образовательных программ в Тверской области».
Направленность программы - физкультурно – спортивная . Данная
программа направлена на обучение детей 8-16 лет с целью пробудить у
обучающихся интерес к физической культуре и спорту. Программа
направлена на формирование, сохранение и укрепления здоровья
обучающихся, в основу, которой положены культурологический и
личностно-ориентированный подходы и овладение жизненно важных
двигательных навыков, основ спортивной техники избранного вида спорта.
Обучение по данной программе создает благоприятные условия для
овладения элементами техники и тактики игры в баскетбол, развитию
физических способностей. Интеллектуального и духовного воспитания
личности обучающегося, социально-культурного и профессионального
самоопределения, развития познавательной активности и творческой
самореализации обучающихся.
Новизной данной программы, является выработка системы общих
требований проведение спортивных мероприятий, спортивных праздников
соревнований. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа «Олимпионик», реализуемая на базе МБОУ ТР ООШ № 3, дает
возможность обучающимся разных умственных и физических возможностей
, развить практически все качества, как физические, так и моральные и
личностные. Отличительной особенностью программы является как
групповой, так и индивидуальный подход к обучению ребенка.
Актуальность программы обусловлена требованиями общества на то, что в
новых социально-экономических условиях особое значение приобретает
создание пространства для благоприятного развития физического здоровья
учащихся в коллективе, объединённом общими учебными и
исполнительскими задачами. Пробуждение у детей желания заниматься
особым видом спортивной деятельности, использование приоритета игровых
форм подачи материала, как наиболее органичных при введении детей в
основы физической культуры. Нахождение таких способов спортивно-
оздоровительной деятельности, при которых дети бы получили радость, как
от процесса познания, так и от конечного результата в виде показательных
спортивных выступления и участия в соревнованиях.
Цель реализации программы:
Подготовка обучающихся к участию в соревнованиях; создание условий и
предоставление возможностей для достижения успеха и раскрытия их
потенциальных возможностей.
Задачи программы:
Обучающие:
- обучать жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
- развивать
необходимые
выносливость,
гибкость,
физические
координацию
качества
движения,
(силу,
быстроту
реакции, меткость);
- обучать правильному выполнению упражнений.
Развивающие:
- способствовать укреплению здоровья; волевых качеств;
-расширять кругозор школьников в области физической культуры и спорта.
- содействовать гармоничному физическому развитию;
- создавать
надежную
базу
физического
совершенствования
и
подготовленности для любых форм двигательных проявлений в различных
областях труда и спорта и т.п.
Воспитательные:
- воспитывать привычки к занятиям физической культурой и спортом как
коллективно, так и самостоятельно.
Приобретут:
Физический потенциал – стремление к здоровому образу жизни,
физическому самосовершенствованию, отсутствие вредных привычек;
Познавательный потенциал – потребность в знаниях, стремление к
саморазвитию, самообразованию, самовоспитанию;
Коллективизм – осознание нужности коллективу, исполнение долга перед
обществом;
Коммуникабельность – умение находить общий язык с другими людьми,
ориентация в общественных событиях.
Осмыслят, понятия:
Патриотизм – гордость за Родину, где ты родился, приумножение её славы;
Гуманизм – умение сострадать, уважение прав, свобод и достоинств других
людей;
Оздоровительные:
- Расширять двигательный опыт за счет овладения двигательными
действиями;
- укреплять здоровье и повышать работоспособность ;
- воспитывать индивидуальные психические черты и особенности в общении
и коллективном взаимодействии средствами и методами командно – игровой
деятельности;
- создать представления об индивидуальных физических возможностях,
адаптивных свойствах организма и способах их совершенствования в целях
укрепления здоровья;
- обучать основам физиологии и гигиены физического воспитания,
профилактики травматизма, коррекции телосложения.
Отличительная особенность данной программы заключается в том,
что основой подготовки занимающихся
по программе является не только
подготовка
и
направленная
юных
на
спортсменов,
более
но
высокий
общефизическая
показатель
подготовка,
физического
развития
школьников, формирование навыков адаптации к жизни в обществе,
профессиональной ориентации, а также выполнение норм Всероссийского
комплекса ГТО, направленный на более высокий показатель физического
развития школьников.
Функции программы
Образовательная функция заключается в организации и обучении
простейшим
организационным
навыкам,
необходимых
понятий
и
теоретических сведений по физической культуре и спорту; основ спортивной
техники,
в
применении
совершенствования
и
культуры
развитии
личности,
полученных
знаний
самосовершенствования
для
и
самопознания.
Компенсаторная
функция
программы
чередования различных видов деятельности
реализуется
посредством
обучающихся, характера
нагрузок, темпов осуществления деятельности.
Социально–адаптивная функция программы состоит в том, что
каждый обучающийся отрабатывает навыки взаимодействия с другими
участниками программы, преодолевая проблемно-конфликтные ситуации,
переживая успехи и неудачи, вырабатывает индивидуальный способ
самореализации, успешного существования в реальном мире.
Адресат программы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая модифицированная
программа «Олимпионик» предназначена для детей в возрасте 8 - 16 лет.
В процессе реализации программы учитываются возрастные особенности
детей. Поскольку программа сочетает различные виды деятельности, потому
в состав ШСК могут входить дети с ограниченными возможностями
здоровья, дети-инвалиды, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации,
состоящие на всех видах учёта, одарённые дети, дети, проявляющие интерес
к физкультуре м спорту.
Форма обучения: очная
Уровень программы: 1 год – стартовый;
Форма реализации образовательной программы: традиционная
Организационная форма обучения: групповая, всем составом
группы. Группа разновозрастная, постоянного состава.
Режим занятий: занятия с обучающимися проводятся 1 раз в неделю
по 1 академическому часу. Продолжительность занятия – 45 минут (1
академический час).
Условия набора и формирования групп
На обучение принимаются дети в возрасте 8-16 лет.
Наполняемость учебных групп: 25 человек Набор и формирование группы
происходит на свободной основе. Принимаются желающие на основании
заявления родителей и не имеющие противопоказаний к занятиям.
Возможные формы проведения занятий:
на
этапе
изучения
нового
материала
–
объяснение,
рассказ,
демонстрация, игры (подвижные и спортивные, игры народов России);
на этапе практической деятельности – беседа, дискуссия, практическая
работа, дни здоровья;
на этапе освоения навыков – творческое задание (викторины,
квест-игры); первичного ознакомления с материалом; комбинированные
занятия; индивидуальные соревнования;
на этапе проверки полученных знаний – публичное выступление с
демонстрацией
результатов
работы,
соревнования,
спортивные
праздники, дискуссия, рефлексия.
Ожидаемые результаты:
Личностные результаты:
— активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на
принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и
сопереживания;
— проявлять положительные качества личности и управлять своими
эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
— проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении
поставленных целей;
— оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними
общий язык и общие интересы.
Метапредметные
коммуникативные УУД):
результаты
(познавательные,
регулятивные,
— характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную
оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
— находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их
исправления;
— общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах
взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
— организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее
безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места
занятий;
— планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в
процессе ее выполнения;
— анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда,
находить возможности и способы их улучшения;
— видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические
признаки в движениях и передвижениях человека;
— оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными
образцами;
— управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми,
сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
— технически правильно выполнять двигательные действия из базовых
видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Компетентностный
подход
реализации
программы
позволяет
осуществить формирование у обучающегося как личностных, так и
профессионально-ориентированных
формы
и
методы
обучения,
компетенций
нацеленность
через
используемые
на
практические
результаты.
В процессе обучения по программе у обучающегося формируются:
универсальные компетенции:
- умения организовывать собственную деятельность, выбирать и
использовать средства для достижения её цели;
-
умения
активно
включаться
в
коллективную
деятельность,
взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
В результате освоения программы, обучающиеся должны владеть:
- тактико-техническими
приемами по видам спорта;
- основами судейства спортивных и подвижных игр;
Стабильность состава занимающихся, динамика прироста
индивидуальных показателей выполнения программных требований по
уровню подготовленности занимающихся, выраженных в количественных
показателях физического развития, физической, технической, тактической,
интегральной и теоретической подготовки (по истечении года), результаты
участия в соревнованиях.
Способы определения результативности реализации программы и
формы подведения итогов реализации программы
В процессе обучения проводятся разные виды контроля результативности
усвоения программного материала.
Текущий контроль проводится на занятиях в виде наблюдения за
успехами каждого обучающегося, процессом формирования компетенций.
Текущий контроль успеваемости носит безотметочный характер и служит
для определения педагогических приемов и методов для индивидуального
подхода к каждому обучающемуся.
Периодический (промежуточный) контроль
проводится по окончании изучения каждой темы в виде конкурсов, игр или
представления практических результатов выполнения заданий. Конкретные
проверочные задания промежуточной аттестации разрабатывает педагог с
учетом возможности проведения промежуточного анализа процесса
формирования компетенций. Периодический контроль проводится в виде
педагогического анализа результатов анкетирования, тестирования, зачётов
по теоретическим основам знаний ( в течение года); опросов, выполнения
учащимися диагностических заданий, уровня воспитанности, участия
обучающихся в мероприятиях ( соревнованиях), активности обучающихся на
занятиях и функциональных возможностей детей (в течение года);
Мониторинг личностного развития воспитанников.
Итоговый
контроль
проводится
педагогом
дополнительного
образования с целью оценки качества освоения обучающимися содержания
всего объема дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы после завершения обучения в виде педагогического анализа
результатов выполнения учащимися диагностических заданий, участия
обучающихся в мероприятиях (викторинах, соревнованиях).
2. Содержание программы
2.1.2 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Олимпионик 1 уровень»
Наименование раздела, модуля, Кол-во
№
темы
часов,
п/п
всего
в том числе
Форма
прак аттестации/
теория
тика
контроля
1. Техника безопасности.
1
1
-
Ответы
обучающихся
в процессе
диалога
1.1 Подвижные игры
5
-
5
Результаты
соревнований
1.2 Командные игры
5
-
5
5
-
5
5
-
5
5
-
5
5
-
5
5
-
5
1.3 Спортивные турниры,
викторины, квест-игры.
1.4 Весёлые старты
1.5
Спортивные игры
2 Общая физическая подготовка
2.1 Участие в соревновательной
деятельности.
Итого
36
Результаты
соревнований
Результаты
соревнований
Результаты
соревнований
2.1.3 СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ
по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе «Олимпионик. 1 уровень»
Тема1 «Вводное занятие.». Инструктаж по Технике безопасности.
Эстафеты «Сильные, ловкие, смелые».
Тема2 «Подготовка к участию в районных соревнованиях». Первенство
«Кросс наций». «Осенний марафон».
Тема3 «Соревнования ». Соревнования среди учащихся 6- 9 классов по
волейболу, пионерболу, пионерболу с элементами волейбола. «Снежные
перестрелки», «Сильные, ловкие, смелые»
Тема4 «Спортивные эстафеты ». Эстафеты с различными предметами.
Тема5 «Турниры и игры». Турниры по Баскетболу, волейболу. Квест – игра
«Путешествие по городу Здоровейка». Квест-игра «Зимние олимпийские
игры». Игры народов России.
Тема6 «Спортивные праздники и марафоны». Игры-эстафеты «Героям
спорта – слава!». Эстафеты «Мы хотим всем рекордам наши звонкие дать
имена».
Тема7 «Конкурсы и игры». «А ну-ка, мальчики!», «Вперёд, мальчишки!»,
«Мама, папа, я - спортивная семья».
Тема8 «Марафоны». Легкоатлетические соревнования, день здоровья,
Эстафеты, игры. «Малые олимпийские игры по-гречески», «Пять колец».
Тема9
«Классный
час».
«Итоги
работы
спортивного
клуба».
«Воспитательная деятельность».
1. Цель, задачи, целевые ориентиры воспитания детей.
Целью воспитания является развитие личности, самоопределение и
социализация детей на основе социокультурных, духовно-нравственных
ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в
интересах человека, семьи, общества и государства, формирование чувства
патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества
и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и
старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к
культурному наследию и традициям многонационального народа Российской
Федерации, природе и окружающей среде (Федеральный закон от 29.12.2012
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 2, п. 2).
Задачами воспитания по программе являются:
- приобретение детьми опыта поведения, общения, межличностных и
социальных отношений в составе учебной группы по баскетболу,
применение полученных знаний, организация активностей детей, их
ответственного поведения, создание, поддержка и развитие среды
воспитания детей, условий физической безопасности, комфорта, активностей
и обстоятельств общения, социализации, признания, самореализации,
творчества при освоении предметного и метапредметного содержания
программы.
2. Целевые ориентиры воспитания детей по программе:
- понимания ценности жизни, здоровья и здорового образа жизни;
безопасного поведения; культуры самоконтроля своего физического
состояния; стремления к соблюдению норм спортивной этики;
- уважения к старшим, наставникам; дисциплинированности, трудолюбия,
воли, ответственности; сознания ценности физической культуры, эстетики
спорта; интереса к спортивным достижениям и традициям, к истории
российского и мирового спорта и спортивных достижений; стремления к
командному взаимодействию, к общей победе;
3. Формы и методы воспитания.
Решение задач информирования детей, создания и поддержки
воспитывающей среды общения и успешной деятельности, формирования
межличностных отношений на основе российских традиционных духовных
ценностей осуществляется на каждом из учебных занятий.
Ключевой формой воспитания детей при реализации программы является
организация их взаимодействий в упражнениях в баскетболе, в подготовке и
проведении соревнований, и участие в соревнованиях.
В воспитательной деятельности с детьми по программе используются методы
воспитания: метод убеждения (рассказ, разъяснение, внушение), метод
положительного примера (педагога и других взрослых, детей); метод
упражнений (приучения); методы одобрения и осуждения поведения детей,
педагогического требования (с учётом преимущественного права на
воспитание детей их родителей (законных представителей), индивидуальных
и возрастных особенностей ) и стимулирования, поощрения
(индивидуального и публичного); метод переключения в деятельности;
методы руководства и самовоспитания, развития самоконтроля и самооценки
детей в воспитании; методы воспитания воздействием группы, в коллективе.
2.4. Календарный учебный график реализации программы
Го
д
об
уч
ен
ия
1
Название программы
Олимпионик. 1 уровень
Количество
часов
все тео прак
го рия тика
36
1
35
Количество
учебных
неде дней
ль
34
202
Даты
начала
и
оконча
ния
Продол
житель
ность
каникул
01.09.23
31.05.24
10 дней,
январь
3. Организационно-педагогические условия реализации дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы «Олимпионик»
3.1. Материально-техническое обеспечение
Программа реализуется на базе МБОУ Торопецкая ООШ №3.
Помещение –спортивный зал, оформленный в соответствии с профилем
проводимых занятий и оборудованный в соответствии с санитарными
нормами.
Наименование объектов и средств
Кол-во
материально- технического обеспечения
Мячи волейбольные и баскетбольные
40 шт.
Медбол/медицинский мяч 1 кг (баскетбол)
4 штук
Медбол/медицинский мяч 2 кг (баскетбол)
4 штук
Медбол/медицинский мяч 3 кг (баскетбол)
Конус тренировочный
4 штук
4 комплекта
Жгут спортивный
40 штук
Гантель 1кг (баскетбол)
4 штук
Гантель 2 кг (баскетбол)
4 штук
Гантель 3 кг (баскетбол)
4 штук
Гантель 4 кг (баскетбол)
4 штук
Гантель 5 кг (баскетбол)
4 штук
Утяжелитель для рук
23 пара
Утяжелитель для ног
23 пара
Стойка для обводки
12 шт.
Секундомер электронный
5 шт.
Насос воздушный для накачивания мячей
4 шт.
3.2 Информационное обеспечение
Список рекомендованной литературы
Для педагога
1. 1. http://www.bibliofond.ru/download_list.aspx?id=14632
2. 3.https://spo.1sept.ru/urok/
Для обучающегося
1.
https://kuznetsov-ivant-dou11.edumsko.ru/folders/post/1517615.
Для родителей
1. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2022/01/16/kartoteka-igr-narodovrossii.
Электронные образовательные ресурсы и интернет-ресурсы
1. https://videouroki.net/razrabotki/eliektronnyi-obrazovatiel-nyi-riesurs-potiemie-baskietbol-lovlia-i-pieriedacha-.html
2. https://www.рцпв.рф/wp
content/uploads/2022/01/2_5426973027134870288.pdf
3.3 Использование дистанционных образовательных технологий при
реализации программы
При реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы
«Олимпионик»
частично
используются
дистанционные
технологии. Педагог вносит все методические материалы, используемые на
каждом занятии, практические задания, задачи, учебный материал для
самостоятельного изучения, ссылки на видео и иные.
3.4 Кадровое обеспечение
Программу реализует педагог, имеющий среднее профессиональное по
профилю педагогической деятельности, педагогическое образование и опыт
работы с преподаваемой технологией и отвечающий квалификационным
требованиям,
указанным
в
профессиональном
стандарте
дополнительного образования».
3.5 Учебно-методическое обеспечение программы
1.Бланки протоколов соревнований
3.Положение о соревнованиях
«Педагог