ДОП-волейбол

Информационная карта программы
Наименование
программы

Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа «Волейбол»

Направленность

физкультурно - спортивная

Разработчики программы

Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
Торопецкая основная общеобразовательная
школа №3
36 часов

Общий объем часов по
программе
Форма реализации

очная

Целевая категория
обучающихся
Аннотация

Обучающиеся в возрасте 11-15 лет

Планируемый результат
реализации программы

По итогам обучающиеся приобретут:
знания понятий «Техника игры», «Тактика
игры», знать правила игры;

Предлагаемая программа нацелена на
физкультурно - спортивную работу с
обучающимися, проявляющими интерес к
физической культуре и спорту.

- знания о необходимости заботы о своём
здоровье и выработки форм поведения,
которые помогут избежать опасности для
жизни и здоровья;
-владеть
основными
техническими
приемами, применять полученные знания в
игре и организации самостоятельных занятий
волейболом;
-сформировать
судейства;

первичные

навыки

- уметь высказывать своё предположение
(версию) на основе данного задания;
- уметь самостоятельно планировать свою
деятельность;
- уметь выполнять различные роли в группе
(лидера, исполнителя, критика).

1.Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Волейбол» составлена в соответствии с требованиями:
1. Конституция Российской Федерации
2. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российский Федерации»
3. Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации» (ред. от 14.07.2022 г.)
4. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р)
5. Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей и
признании утратившим силу Распоряжения Правительства РФ от 04.09.2014
№ 1726-р» (вместе с «Концепцией развития дополнительного образования
детей до 2030 года»)
6. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» национального проекта
«Образование»,

утвержденный

протоколом

президиума

Совета

при

Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и
национальным проектам от 24.12.2018 № 16
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019
№ 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации РФ от
27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»
9. Приказ министерства образования и науки Российской Федерации и
министерства просвещения Российской Федерации от 5.08.2020 г. № 882/391

«Об организации и осуществлении образовательной деятельности по сетевой
форме реализации образовательных программ».
10. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства
просвещения РФ от 22 февраля 2023 г. N 197/129 "О внесении изменения в
пункт

4

Порядка

организации

и

осуществления

образовательной

деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ,
утвержденного приказом Министерства науки и высшего образования
Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации
от 5 августа 2020 г. N 882/391 "Об организации и осуществлении
образовательной

деятельности

при

сетевой

форме

реализации

образовательных программ"
11. Приказ Минтруда России от 22.09.2021 г. № 652н «Об утверждении
профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей
и взрослых»
12. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных

образовательных

технологий

при

реализации

образовательных программ»
13. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2019
№ 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии
оценки качества условий осуществления образовательной деятельности
организациями,

осуществляющими

образовательную

деятельность

по

основным общеобразовательным программам, образовательным программам
среднего

профессионального

профессионального
программам»

обучения,

образования,

основным

дополнительным

программам

общеобразовательным

14. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей

и

молодежи»,

утверждённых

постановлением

Главного

государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28
15. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 093242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих

программ

(включая

разноуровневые

программы)»

разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский
государственный

педагогический

университет»,

ФГАУ

«Федеральный

институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование»,
2015г.)
16. Письмо Министерства образования и науки РФ от 26.03.2016 г. № ВК641/09 «Методические рекомендации по реализации адаптированных
дополнительных

общеобразовательных

социально-психологической

программ,

реабилитации,

способствующих
профессиональному

самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая
детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»
17. Письмо Министерства просвещения РФ от 19.03.2020 г. № ГД-39/04 «О
направлении методических рекомендаций» вместе с «Методическими
рекомендациями по реализации образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных
программ среднего профессионального образования и дополнительных
общеобразовательных программ с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий»
18. Приказ Министерства образования Тверской области от 23.09.2022 г.
№939/ПК «Об утверждении Регламента проведения независимой оценки
качества дополнительных образовательных программ в Тверской области».

Направленность программы - физкультурно – спортивная . Данная
программа направлена на обучение детей 11-15 лет с целью пробудить у
обучающихся интерес к физической культуре и спорту. Программа
направлена на формирование, сохранение и укрепления здоровья
обучающихся, в основу, которой положены культурологический и
личностно-ориентированный подходы и овладение жизненно важных
двигательных навыков, основ спортивной техники избранного вида спорта.
Обучение по данной программе создает благоприятные условия для
овладения элементами техники и тактики игры в волейбол, развитию
физических способностей. Интеллектуального и духовного воспитания
личности обучающегося, социально-культурного и профессионального
самоопределения, развития познавательной активности и творческой
самореализации обучающихся.
Новизной данной программы, является выработка системы общих
требований проведение спортивных мероприятий, соревнований.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Волейбол», реализуемая на базе МБОУ ТР ООШ № 3, дает возможность
обучающимся разных умственных и физических возможностей , развить
практически все качества, как физические, так и моральные и личностные.
Волейбол совершенствует ловкость движений, их координацию (как
пространственную, так и временную), помогает развить точность движений,
подвижность и гибкость тела.
Актуальность программы обусловлена требованиями общества на то, что в
новых социально-экономических условиях особое значение приобретает
создание пространства для благоприятного развития физического здоровья
учащихся в коллективе, объединённом общими учебными и
исполнительскими задачами. Пробуждение у детей желания заниматься
особым видом спортивной деятельности, использование приоритета игровых
форм подачи материала, как наиболее органичных при введении детей в

основы физической культуры. Нахождение таких способов спортивнооздоровительной деятельности, при которых дети бы получили радость, как
от процесса познания, так и от конечного результата в виде показательных
спортивных выступлений и участия в соревнованиях.
Цель реализации программы: формирование у обучающихся мотивации
к достижению целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций,
определяемых личностными, семейными, общественными,государственными
потребностями и возможностями ребёнка, индивидуальными особенностями
его развития и состояния здоровья. Выстраивая предполагаемый образ
выпускника, мы исходим из того, что он представляет собой динамическую
систему, которая постоянно изменяется, самосовершенствуется, наполняясь
новым содержанием.
Задачи программы:
Обучающие:
- обучать жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
- развивать необходимые физические качества (силу, выносливость,
гибкость, координацию движения, быстроту реакции, меткость);
- обучать правильному выполнению упражнений.
Развивающие:
- способствовать укреплению здоровья;
- содействовать гармоничному физическому развитию;
- развивать двигательные способности детей;
- создавать надежную базу физического совершенствования и
подготовленности для любых форм двигательных проявлений в различных
областях труда и спорта и т.п.
Воспитательные:
- прививать любовь к спорту, навыки здорового образа жизни;
- воспитывать чувство ответственности за себя;

- воспитывать нравственные и волевые качества: волю, смелость,
активность.
Отличительная особенность данной программы заключается в том,
что основой подготовки занимающихся

по программе является не только

подготовка

и

направленная

юных
на

спортсменов,
более

но

высокий

общефизическая

показатель

подготовка,

физического

развития

школьников, формирование навыков адаптации к жизни в обществе,
профессиональной ориентации, а также выполнение норм Всероссийского
комплекса ГТО, направленный на более высокий показатель физического
развития школьников.
Функции программы
Образовательная функция заключается в организации обучения основ
спортивной техники избранного вида спорта , в применении и развитии
полученных

знаний

для

совершенствования

культуры

личности,

самосовершенствования и самопознания.
Компенсаторная

функция

программы

чередования различных видов деятельности

реализуется

посредством

обучающихся, характера

нагрузок, темпов осуществления деятельности.
Социально–адаптивная функция программы состоит в том, что
каждый обучающийся отрабатывает навыки взаимодействия с другими
участниками программы, преодолевая проблемно-конфликтные ситуации,
переживая успехи и неудачи, вырабатывает индивидуальный способ
самореализации, успешного существования в реальном мире.
Адресат программы.
Форма обучения: очная
Уровень программы: 1 год – стартовый;
Форма реализации образовательной программы: традиционная
Организационная форма обучения: групповая, всем составом
группы. Группа разновозрастная, постоянного состава.

Режим занятий: занятия с обучающимися проводятся 1 раз в неделю по 1
академическому

часу.

Продолжительность

занятия

–

45

минут

(1

академический час).
Условия набора и формирования групп
На обучение принимаются дети в возрасте 11-15 лет.
Наполняемость учебных групп: 20 человек Набор и формирование группы
происходит на свободной основе. Принимаются желающие на основании
заявления родителей и не имеющие противопоказаний к занятиям.
Возможные формы проведения занятий:
 на

этапе

изучения

нового

материала

–

объяснение,

рассказ,

демонстрация, игра, тренировочные занятия;
 на этапе практической деятельности – беседа, дискуссия, практическая
работа, групповые и индивидуальные задания;
 на этапе освоения навыков – практические задания, игры;
 на этапе проверки полученных знаний – публичное выступление с
демонстрацией

результатов

работы

(соревнования),

дискуссия,

рефлексия.
Ожидаемые результаты.
По завершению образовательной программы, обучающиеся приобретут:
Личностные результаты:


Определять и высказывать простые и общие для всех людей правила
поведения при сотрудничестве (этические нормы);



знания о необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм
поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья;



уметь высказывать своё предположение (версию) на основе данного
задания;



В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества,
опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать
выбор, при поддержке других



участников группы и педагога, как поступить.
Предметные результаты:



В результате освоения программы, обучающиеся должны знать:



понятия «Техника игры», «Тактика игры»;



-владеть основными техническими приемами, применять полученные
знания в игре и организации самостоятельных занятий волейболом;



об особенностях зарождения, истории волейбола;



о физических качествах и правилах их тестирования;



основы

личной гигиены, причины травматизма при

занятиях

баскетболом и правила его предупреждения;


В результате освоения программы, обучающиеся должны уметь:



организовать самостоятельные занятия волейболом, а также, с группой
товарищей;



вести наблюдение за показателями своего физического развития;



В результате освоения программы, обучающиеся должны владеть:



тактико-техническими приемами волейбола;




основами судейства игры в волейбол;
уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя,
критика).
Регулятивные универсальные учебные действия:
- Определять и формулировать цель деятельности на занятии с
помощью учителя, а далее самостоятельно. Сформировать первичные
навыки судейства.
- Проговаривать последовательность действий.
- уметь самостоятельно планировать свою деятельность;

- Учить высказывать своё предположение (версию) на основе данного
задания, учить работать по предложенному учителем плану, а в
дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность.
- Средством формирования этих действий служит технология
проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
- Учиться совместно с учителем и другими
воспитанниками давать эмоциональную оценку деятельности команды
на занятии.
- Средством формирования этих действий служит технология
оценивания образовательных достижений (учебных успехов)
Познавательные универсальные учебные действия:
- умения организовывать собственную деятельность, выбирать и
использовать средства для достижения её цели;
-

умения

активно

включаться

в

коллективную

деятельность,

взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в
результате совместной работы всей команды.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- Умение донести свою позицию до других: оформлять свою
мысль. Слушать и понимать речь других.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и
следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя,
критика).
- Средством формирования этих действий служит организация работы
в парах и малых группах.
Компетентностный

подход

реализации

программы

позволяет

осуществить формирование у обучающегося как личностных, так и
профессионально-ориентированных
формы

и

методы

обучения,

компетенций

через

используемые

на

практические

нацеленность

результаты.
Способы определения результативности реализации программы и
формы подведения итогов реализации программы
В

процессе

обучения

проводятся

разные

виды

контроля

результативности усвоения программного материала.
Текущий контроль проводится на занятиях в виде наблюдения за
успехами каждого обучающегося, процессом формирования компетенций.
Текущий контроль успеваемости носит безотметочный характер и служит
для определения педагогических приемов и методов для индивидуального
подхода к каждому обучающемуся, корректировки плана работы с группой.
Периодический

(промежуточный)

контроль

проводится

по

окончании изучения каждой темы в виде конкурсов или представления
практических результатов выполнения заданий. Конкретные проверочные
задания промежуточной аттестации разрабатывает педагог с учетом
возможности проведения промежуточного анализа процесса формирования
компетенций. Периодический контроль проводится в виде педагогического
анализа

результатов

анкетирования,

тестирования,

зачётов,

опросов,

выполнения учащимися диагностических заданий, участия обучающихся в
мероприятиях ( соревнованиях), активности обучающихся на занятиях и т.п.
Итоговый

контроль

проводится

педагогом

дополнительного

образования с целью оценки качества освоения обучающимися содержания
всего объема дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы после завершения обучения в виде педагогического анализа
результатов выполнения учащимися диагностических заданий, участия
обучающихся в мероприятиях (соревнованиях).
2. Содержание программы
2.1.2 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Волейбол. 1 уровень»
Наименование раздела, модуля, Кол-во
№
темы
часов,
п/п
всего
1. Знакомство с видом спорта
«волейбол»
1.1 Техника безопасности.

1.2 Тактические подготовка

2

в том числе
Форма
прак аттестации/
теория
тика
контроля
2

-

1

1

-

5

1

4

2 Техническая подготовка

Ответы
обучающихся
в процессе
диалога

Результаты
выполнения
индивидуаль
ных и
групповых
заданий

5

1

4

2.1 Передачи мяча

4

-

4

2.2 Подачи мяча

5

-

5

6

-

6

4

-

4

Сдача
нормативов

4

-

4

Результаты
соревнований

2.3 Наподдающий удар

2.4 ОФП

3

Участие в соревновательной
деятельности, в т.ч., на
муниципальном уровне уровне
Итого

Результаты
выполнения
индивидуаль
ных и
групповых
заданий

36

2.1.3 СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ
по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе «Волейбол. 1 уровень»

Раздел 1 «Способы перемещений». Сочетания способов перемещений в
стойке игрока (бег, остановки, повороты, прыжки вверх).
Раздел 2 «Тактика в игре». Индивидуальные и командные тактические
действия в нападении и защите.
Раздел 3 «Передачи мяча». Закрепление техники. Верхняя передача двумя
руками в прыжке. Закрепление техники нижней передачи.
Раздел 4 «Нападающий удар». Прямой нападающий удар.
Раздел 5 «Подачи и приёмы мяча». Верхняя прямая подача. Закрепление
техники приёма мяча с подачи. Подвижные игры и эстафеты. Двусторонняя
учебная игра.
«Воспитательная деятельность».
1. Цель, задачи, целевые ориентиры воспитания детей.
Целью воспитания является развитие личности, самоопределение и
социализация детей на основе социокультурных, духовно-нравственных
ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в
интересах человека, семьи, общества и государства, формирование чувства
патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества
и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и
старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к
культурному наследию и традициям многонационального народа Российской
Федерации, природе и окружающей среде (Федеральный закон от 29.12.2012
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 2, п. 2).
Задачами воспитания по программе являются:
- приобретение детьми опыта поведения, общения, межличностных и
социальных отношений в составе учебной группы по баскетболу,
применение полученных знаний, организация активностей детей, их
ответственного поведения, создание, поддержка и развитие среды
воспитания детей, условий физической безопасности, комфорта, активностей
и обстоятельств общения, социализации, признания, самореализации,

творчества при освоении предметного и метапредметного содержания
программы.
2. Целевые ориентиры воспитания детей по программе:
- понимания ценности жизни, здоровья и здорового образа жизни;
безопасного поведения; культуры самоконтроля своего физического
состояния; стремления к соблюдению норм спортивной этики;
- уважения к старшим, наставникам; дисциплинированности, трудолюбия,
воли, ответственности; сознания ценности физической культуры, эстетики
спорта; интереса к спортивным достижениям и традициям, к истории
российского и мирового спорта и спортивных достижений; стремления к
командному взаимодействию, к общей победе;
3. Формы и методы воспитания.
Решение задач информирования детей, создания и поддержки
воспитывающей среды общения и успешной деятельности, формирования
межличностных отношений на основе российских традиционных духовных
ценностей осуществляется на каждом из учебных занятий.
Ключевой формой воспитания детей при реализации программы является
организация их взаимодействий в упражнениях в баскетболе, в подготовке и
проведении соревнований, и участие в соревнованиях.
В воспитательной деятельности с детьми по программе используются методы
воспитания: метод убеждения (рассказ, разъяснение, внушение), метод
положительного примера (педагога и других взрослых, детей); метод
упражнений (приучения); методы одобрения и осуждения поведения детей,
педагогического требования (с учётом преимущественного права на
воспитание детей их родителей (законных представителей), индивидуальных
и возрастных особенностей ) и стимулирования, поощрения
(индивидуального и публичного); метод переключения в деятельности;

методы руководства и самовоспитания, развития самоконтроля и самооценки
детей в воспитании; методы воспитания воздействием группы, в коллективе.
Раздел 6 «Физическая подготовка». Основы физической подготовки.
Подвижные игры и эстафеты. Двусторонняя учебная игра.
2.4. Календарный учебный график реализации программы
Го
д
об
уч
ен
ия
1

Название программы

Волейбол. 1 уровень

Количество
часов
все тео прак
го рия тика

36

6

30

Количество
учебных
неде дней
ль

34

238

Даты
начала
и
оконча
ния

Продол
житель
ность
каникул

01.09.23
31.05.24

10 дней,
январь

3. Организационно-педагогические условия реализации
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Волейбол»
3.1. Материально-техническое обеспечение
Программа реализуется на базе МБОУ ТР ООШ №3.
Помещение –спортивный зал, оформленный в соответствии с профилем
проводимых занятий и оборудованный в соответствии с санитарными
нормами.
Наименование объектов и средств материальноКол-во
технического обеспечения
Мяч волейбольный
Сетка волейбольная со стойками

20 шт.
2 комплекта

Жгут спортивный

40 штук

Утяжелитель для рук

23 пара

Утяжелитель для ног

23 пара

Футболка спортивная волейбольная

40 штук

Шорты спортивные волейбольные

40 штук

Корзина для мячей (волейбольные).

4 штук

Секундомер электронный

5 шт.

Насос воздушный для накачивания мячей

4 шт.

3.2 Информационное обеспечение
Список рекомендованной литературы
Для педагога
1. https://www.fizkult-ura.ru/books/volleyball/17
2. https://infourok.ru/voleybol-zheleznyak-uchebnikdoc-3113819.html
Для обучающегося
1. https://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=274902
2. http://lib.mgppu.ru/opacunicode/app/webroot/index.php?url=/notices/i
ndex/IdNotice:300819/Source:default
Для родителей
1. https://mr-7.ru/articles/2013/06/19/voleibol-chto-vazhno-znat-roditeliamotdaiushchim-rebenka-v-etot-vid-sporta
Электронные образовательные ресурсы и интернет-ресурсы
1. 1.https://ru.wikipedia.org/wiki/Волейбол
2.https://urok.1sept.ru/sport/2
3. https://spo.1sept.ru/urok/
4. https://nashaucheba.ru/v21110/железняк_ю.д.,_ивойлов_а.в._волейбол.
3.3 Использование дистанционных образовательных технологий при
реализации программы.
При

реализации

общеразвивающей

программы

дополнительной
«Волейбол»,

общеобразовательной
частично

используются

дистанционные технологии. Педагог вносит все методические материалы,
используемые на каждом занятии, практические задания, задачи, учебный
материал для самостоятельного изучения, ссылки на видео и иные.
3.4 Кадровое обеспечение
Программу реализует педагог дополнительного образования, имеющий
среднее профессиональное или высшее по профилю педагогической

деятельности, педагогическое образование и опыт работы с преподаваемой
технологией и отвечающий квалификационным требованиям, указанным в
профессиональном стандарте «Педагог дополнительного образования».
3.5 Учебно-методическое обеспечение программы
1.Правила игры в волейбол.
2.Бланки протоколов соревнований.
3.Положение о соревнованиях .


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».