Информационная карта программы
Направленность
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа «Патриотический
клуб «Память»
социально-гуманитарная
Разработчики программы
МБОУ Торопецкая ООШ № 3
Общий объем часов по
программе
72 часа
Форма реализации
очная
Целевая категория
обучающихся
Обучающиеся в возрасте 13-16 лет
Аннотация
Предлагаемая программа нацелена на формирование
патриотически настроенной личности с активной
гражданской позицией, проявляющей интерес к
истории, краеведению и социально значимой
деятельности, обладающей умениями и навыками
основ поисковой, музейной, исследовательской
деятельности.
По завершению программы обучающиеся получат:
- знания:
основных дат и событий Великой Отечественной
войны, в том числе и событий, происходивших на
территории Тверского края и Торопецкого района
в этот период;
классификации воинских захоронений;
основных морально-этических правил участников
Общероссийского общественного движения по
увековечению памяти погибших защитников
Отечества «Поисковое движение России»;
основных
требований
к
проведению
эксгумационных работ;
правил работы с архивными документами;
организации и распорядок жизни в полевом
лагере;
по мерам безопасности и соблюдения санитарных
норм при поисково-изыскательных работах;
принципов оказания первой медицинской
помощи в чрезвычайных ситуациях;
основ музейного дела.
- навыки: познавательные и исследовательские;
поисково-туристические, музееведческие; социально
значимой деятельности.
Наименование
программы
Планируемый результат
реализации программы
2
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Патриотический клуб «Память» составлена в соответствии с
требованиями:
- Конституции Российской Федерации;
- Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Федерального закона от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (ред. от 14.07.2022 г.);
- Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
- Распоряжения Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей и
признании утратившим силу Распоряжения Правительства РФ от 04.09.2014
№ 1726-р» (вместе с «Концепцией развития дополнительного образования
детей до 2030 года»);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей»;
- Приказа Министерства просвещения Российской Федерации РФ от
27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
- Приказ Минтруда России от 22.09.2021 г. № 652н «Об утверждении
профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и
взрослых»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
при
реализации
образовательных программ»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
13.03.2019 № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие
критерии оценки качества условий осуществления образовательной
деятельности
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность
по
основным
общеобразовательным
программам,
образовательным программам среднего профессионального образования,
основным программам профессионального обучения, дополнительным
общеобразовательным программам»;
- Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
3
детей
и
молодежи»,
утверждённых
постановлением
Главного
государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28;
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 093242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»
разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский
государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный
институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015г.);
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 26.03.2016 г. № ВК641/09 «Методические рекомендации по реализации адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социально-психологической
реабилитации,
профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая
детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»;
- Письма Министерства просвещения РФ от 19.03.2020 г. № ГД-39/04 «О
направлении методических рекомендаций» вместе с «Методическими
рекомендациями по реализации образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных
программ среднего профессионального образования и дополнительных
общеобразовательных программ с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий»;
- Приказа Министерства образования Тверской области от 23.09.2022 г.
№ 939/ПК «Об утверждении Регламента проведения независимой оценки
качества дополнительных образовательных программ в Тверской области».
Направленность программы - социально-гуманитарная.
Вид программы - модифицированная.
Данная программа направлена на обучение детей 13-16 лет с целью
пробудить у обучающихся интерес к поисково-исследовательской,
туристической, музееведческой и социально значимой деятельности.
Программа способствует формированию патриотически настроенной
личности подростков, их активной гражданской позиции, проявлению
сознательной дисциплины, интереса к истории, краеведению, поисковой
работе и овладению умениями и навыками основ поисковой, музейной,
исследовательской деятельности.
Обучение по данной программе создает благоприятные условия для
интеллектуального и духовного воспитания личности обучающегося, его
социально-культурного и профессионального самоопределения, развития
познавательной активности и творческой самореализации обучающихся.
Новизна программы. В отличие от уже существующих в этой области
программ, в дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе «Патриотический клуб «Память», реализуемой на базе МБОУ
4
Торопецкой ООШ № 3, в содержание занятий входит такой раздел как
социально значимая деятельность.
Преимущество данной программы выражается в том, что большое
внимание в ней уделяется вопросам реализации воспитательных задач с целью
формирования нравственных качеств подростка: патриотизма, бережного
отношения к истории Отечества и родного края, к подвигу солдат, активной
жизненной и гражданской позиции.
Также данная программа предоставляет возможность организовать
образовательный процесс на основе установленных требований, сохраняя
основные подходы и технологии в организации образовательного процесса. В
тоже время, педагог-наставник может наполнять программу содержанием в
зависимости от имеющихся в Тверском регионе возможностей и тенденций
развития экономики. Так, например, в рамках программы планируются
специальные формы проведения занятий: участие в поисковых экспедициях на
местах боев Великой Отечественной войны, участие в актах торжественного
перезахоронения воинов, павших в годы войны, в торжественных церемониях
открытия и закрытия «Вахты Памяти», организация и проведение социально
значимых акций: «Свеча Памяти», «Дорога к обелиску», «Мы этой памяти
верны» и т.д., другие мероприятия, направленные на решение задач
программы.
Актуальность программы обусловлена потребностью общества
возродить у молодого поколения чувство истинного патриотизма как
важнейшую духовно-нравственную и социальную ценность, сформировать у
молодёжи социально значимые качества, которые она сможет проявить в
созидательном творческом процессе, в совершенствовании всех видов
деятельности, которые связаны с защитой и процветанием нашего Отечества.
Современная личность должна быть не только образованной, нравственной,
предприимчивой, отличающейся мобильностью, динамизмом, но и горячо
любящей свою Родину, свой родной край, имеющей уважение к славной
истории Отечества и историко-культурному наследию своего народа и всех
народов мира.
Отличительной особенностью данной программы является
деятельностный подход к воспитанию, образованию и развитию подростка, а
также практический характер дополнительного образования. Программа
позволяет
развивать
познавательные,
исследовательские
навыки
обучающихся; организовать поисковые работы для изучения малоизвестных
фактов истории родного края; использовать более широко экскурсионную,
музейную и архивную деятельность. В ходе реализации программы
обучающиеся получат начальные знания, которые позволят поэтапно
формировать у детей умение работать как индивидуально, так и в команде;
получить навыки выживания в полевых условиях; пробудить интерес к
истории своего Отечества.
5
В своей деятельности патриотический клуб «Память» взаимодействует
с общеобразовательными учреждениями и учреждениями дополнительного
образования г. Торопца и другими социальными партнёрами.
Адресат программы.
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
модифицированная
программа
«Патриотический
клуб
«Память»
предназначена для детей в возрасте 13 - 16 лет.
Для обучения принимаются все желающие, без ограничений
возможностей здоровья.
В процессе реализации программы учитываются возрастные
особенности детей. Поскольку программа сочетает различные виды
деятельности, потому в состав клуба могут входить дети с ограниченными
возможностями здоровья, дети-инвалиды, дети, находящиеся в трудной
жизненной ситуации, состоящие на всех видах учёта, одарённые дети, дети,
проявляющие интерес к поисково-исследовательской и социально значимой
деятельности.
Количество обучающихся в группе – до 24 человек, минимальное
количество мест в группе 8 человек.
Возрастные особенности 13-16 лет.
В среднем школьном возрасте определяющую роль играет общение
со сверстниками. В этот период ребенок приобретает значительный
социальный опыт, начинает постигать себя в качестве личности в системе
6
трудовых, моральных, эстетических общественных отношений. У него
возникает намеренное стремление принимать участие в общественно
значимой работе, становиться общественно полезным. Социальная
активность школьника среднего возраста в основном обращается на усвоение
норм, ценностей и способов поведения. Поэтому важность заключается в
реализации всех принципов обучения, инициирующих умственную
деятельность подростка.
Объем программы – 72 часа, включая участие в акциях, мероприятиях,
полевых экспедициях.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Форма обучения: очная.
Уровень программы: 1 год – стартовый.
Особенности организации образовательного процесса:
- форма реализации образовательной программы: традиционная;
- организационные формы обучения: индивидуальная (в рамках
группы): выполнение обучающимися практических и творческих работ,
докладов, сообщений, презентаций и т.д.; разновозрастная групповая (лекции,
беседы, практические работы, полевые работы, акции и т.д.).
Режим занятий: занятия с обучающимися проводятся в зависимости от
возрастных и психофизиологических особенностей, допустимой нагрузки
обучающихся с учетом Санитарные правила СП 2.4.3648-20: 1 раз в неделю по
2 академических часа. Продолжительность занятия – 45 минут (1
академический час). Перерыв между учебными занятиями – 10 минут.
7
2. ОБУЧЕНИЕ
2.1.
Цель и задачи обучения
Цель программы: формирование у обучающихся мотивации к
поисково-исследовательской
и
социально
значимой
деятельности;
обеспечение
гражданско-патриотического
и
военно-патриотического
воспитания обучающихся; создание условий для развития творческого
потенциала личности обучающегося путем изучения основ поисковой,
музейной, исследовательской деятельности, а также для самопознания,
самореализации, развития социальной инициативы.
Задачи программы:
Обучающие:
- изучить основные даты и события Великой Отечественной войны, в
том числе и события, происходившие на территории Тверского края и
Торопецкого района в этот период;
- обучить методам, основам, правилам и способам проведения поисковоизыскательных работ;
- обучить и освоить технику безопасности при ведении поисковых работ;
- обучить технологиям поиска, правилам заполнения поисковой
документации;
- обучить правилам оказания первой медицинской помощи;
- сформировать специальные исторические, археологические,
музееведческие, туристические знания и умения.
Развивающие:
- развивать основные психические процессы (познавательные,
эмоциональные,
волевые),
навыки
проектной,
исследовательской
деятельности, конструктивного общения и взаимодействия, умения думать,
умения исследовать, умения общаться, умения взаимодействовать, умения
доводить дело до конца и т.д.;
- развивать умения понимать и принимать учебную задачу,
сформулированную педагогом;
- развивать способность планирования своих действий на отдельных
этапах работы над выполнением задания;
- развивать навыки осуществления контроля, коррекции и оценки
результатов своей деятельности;
- развивать креативность, склонность к самостоятельному творчеству,
исследовательско - проектной деятельности.
Воспитательные:
- формировать у обучающихся такие личностные качества как:
активность,
вежливость,
выносливость,
дисциплинированность,
8
инициативность, коммуникабельность, ответственность, работоспособность,
самостоятельность;
- формировать у школьников патриотические, морально-нравственные
и общечеловеческие ценности;
- воспитать чувство товарищества, чувство личной ответственности;
-воспитать нравственные качества (доброжелательность, толерантность
и т.д.) по отношению к окружающим людям (взрослым, родителям, педагогам,
друг другу, представителям другой национальности), к историческому
наследию и исторической памяти;
- формировать у обучающихся активную гражданскую позицию.
2.2.
Учебный план
2.2.1 Учебный план
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Патриотический клуб «Память». 1 уровень»
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Название раздела, темы
Количество часов
Раздел 1. Введение
Раздел 2. Поисковое движение России
Раздел 3. История Великой Отечественной войны
(1941-1945 гг.)
Раздел 4. Методика проведения поисковой работы
Всего
Теория
Практика
2
2
8
2
2
3
0
0
5
26
14
12
Раздел 5. Организация полевого лагеря
Раздел 6. Основные направления работы по
установлению судеб погибших и пропавших без вести
защитников Отечества
Раздел 7. Музейная деятельность
Раздел 8. Социально значимая деятельность
6
8
3
3
3
5
4
14
2
0
2
14
Раздел 9. Итоговые занятия
Итого:
2
72
0
29
2
43
9
2.2.2 Учебно-тематический план
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Патриотический клуб «Память». 1 уровень»
№
п/п
Название раздела, темы
1
1.1
Раздел 1. Введение
Тема 1. Знакомство с деятельностью
клуба «Память»
Тема 2. Инструктаж по технике
безопасности
Раздел 2. Поисковое движение
России
Тема 1. История поискового
движения России
Тема 2. Поисковый отряд –
общественная организация
Раздел 3. История Великой
Отечественной войны (1941-1945
гг.)
Тема 1. Основные даты и события
Великой Отечественной войны
(1941-1945 гг.)
Тема 2. Работа с Интернет-ресурсами
по событиям Великой Отечественной
войны
Тема 3. История в лицах,
партизанские отряды, концлагеря и
лагеря для военнопленных
Тема 4. Оружие и обмундирование
времён Великой Отечественной
войны
Тема 5. Экскурсия в Комнату Боевой
Славы поискового отряда «Память»
г. Торопца
Раздел 4. Методика проведения
поисковой работы
Тема 1. Этапы и формы поисковой
работы. Особенности военной
археологии
Тема 2. Основы топографии и
ориентирования на местности
Тема 3. Экипировка и снаряжение
поисковика
Тема 4. Техника работы со
специальным снаряжением и
оборудованием
1.2
2
2.1
2.2
3.
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
4.
4.1
4.2
4.3
4.4
Количество часов
Всего
Теория
Практика
2
1
2
1
0
0
1
1
0
2
2
0
1
1
0
1
1
0
8
3
5
3
2
1
1
0
1
1
1
0
1
0
1
2
0
2
26
14
12
2
2
0
2
1
1
1
1
0
1
0
1
10
Формы
контроля
Наблюдение,
беседа,
анкетирование,
устный опрос
Беседа,
анкетирование
Беседа, опрос,
тестирование,
практическое
занятие,
экскурсия
Беседа, опрос,
практическая
работа,
наблюдение,
тестирование
4.5
4.6
4.7
4.8
4.9
4.10
4.11
4.12
4.13
4.14
4.15
5.
5.1
5.2
5.3
6.
6.1
6.2
6.3
6.4
7.
7.1
Тема 5. Техника безопасности при
проведении поисковых работ
Тема 6. Технология поиска.
Тема 7. Практическое занятие: работа
с компасом, азимут
Тема 8. Практическое занятие с
поисковым снаряжением на
местности
Тема 9. Классификация воинских
захоронений
Тема 10. Основы антропологии
Тема 11. Оформление документации
в поисковом объединении
Тема 12. Практическое занятие по
заполнению поисковой
документации
Тема 13. Методика работы с
солдатскими медальонами.
Тема 14. Наградная система СССР.
Тема 15. Практическое занятие по
разделу «Методика проведения
поисковой работы»
Раздел 5. Организация полевого
лагеря
Тема 1. Оборудование полевого
лагеря.
Тема 2. Общие правила личной
гигиены
Тема 3. Оказание первой помощи в
полевых условиях
Раздел 6. Основные направления
работы по установлению судеб
погибших и пропавших без вести
защитников Отечества
Тема 1. Специфика и методика
работы с архивными документами
Тема 2. Поиск информации об
установлении судьбы воина с
помощью Интернет-ресурсов
Тема 3. Работа по архивным данным
и Интернет-ресурсами с целью
установления личностей воинов
погибших во время Великой
Отечественной войны
Тема 4. Презентация результатов
исследовательских работ
Раздел 7. Музейная деятельность
Тема 1. Музей отряда
11
2
2
0
2
1
1
0
1
1
1
0
1
2
1
1
2
2
1
2
1
0
2
0
2
2
1
1
2
2
2
0
0
2
6
3
3
2
1
1
1
1
0
3
1
2
8
3
5
2
1
1
2
2
0
2
0
2
2
0
2
4
1
2
1
2
0
Беседа, опрос,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа,
экскурсия,
презентация
исследовательс
ких работ
Беседа,
наблюдение
1
1
0
2
14
0
0
2
14
8.1
Тема 2. Учет, хранение и этикетаж в
музее. Музейные экспозиции
Тема 3. Практическое занятие
Раздел 8. Социально значимая
деятельность
Тема 1. Акция «Дорога к Обелиску»
2
0
2
8.2
Тема 2. Акция «Неизвестный солдат»
1
0
1
8.3
1
0
1
1
0
1
1
0
1
1
0
1
5
0
5
8.8
Тема 3. Акция «День Героев
Отечества»
Тема 4. Закрытие Вахты Памяти 2023
Тема 5. Акция «Мы этой памяти
верны»
Тема 6. Открытие Вахты Памяти 2024
Тема 7. Полевая экспедиция в рамках
Вахты Памяти - 2024
Тема 8. Акция «Свеча Памяти»
2
0
2
9.
9.1
Раздел 9. Итоговые занятия
Тема 1. Итоговое повторение
2
2
0
0
2
2
Итого:
72
29
43
7.2
7.3
8.
8.4
8.5
8.6
8.7
практическая
работа
Выступление,
наблюдение
Анкетирование
, коллективная
рефлексия
2.3 Содержание занятий дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Патриотический клуб «Память». 1
уровень»
Раздел 1. Введение
Тема № 1. «Знакомство с деятельностью клуба «Память»».
Беседа о деятельности патриотического клуба «Память». Знакомство с
Уставом. Беседа. Анкетирование. Выборы актива клуба.
Тема № 2. «Инструктаж по технике безопасности».
Теория. Проведение инструктажа по технике безопасности. В ходе
занятия предусмотрены беседа и устный опрос.
Раздел 2. «Поисковое движение России»
Тема № 1. «История поискового движения России»
Теория. Знакомство с историей поискового движения в России, в
Тверской области и в Торопецком районе. Цели, задачи и принципы
Поискового движения России. Определение значимости поискового
движения. В ходе занятия предусмотрена беседа.
Тема № 2. «Поисковый отряд – общественная организация».
12
Теория. Как создаются школьные поисковые отряды. С какого возраста
можно вступить в детский поисковый отряд. Чем занимаются детские
поисковые отряды. Права и обязанности поисковиков. В ходе занятия
предусмотрено анкетирование.
Раздел 3. «История Великой Отечественной войны»
Тема № 1. Основные даты и события Великой Отечественной войны
(1941-1945 гг.).
Теория. Изучение основных дат и событий Великой Отечественной
войны: начало Великой Отечественной войны, основные битвы (Московская
битва, Сталинградская битва, Курская битва, операция «Багратион»,
Берлинская битва); начало оккупации в Торопецком районе, ТоропецкоХолмская операция. Маршалы Победы. В ходе занятия предусмотрен беседа.
Практика. В ходе занятия предусмотрено тестирование по теме история
«Великой Отечественной войны».
Тема № 2. Работа с Интернет-ресурсами по событиям Великой
Отечественной войны.
Практика. Практическая работа с интернет-ресурсами по событиям
Великой Отечественной войны (ОБД, Память народа, Подвиг народа и др.).
Тема № 3. История в лицах, партизанские отряды, концлагеря и лагеря
для военнопленных.
Практика. Изучение истории появления партизанских отрядов,
партизанское движение на территории Торопецкого района. Концлагеря и
лагеря для военнопленных: цель создания и организация содержания в них
военнопленных и мирного населения. В ходе занятия предусмотрен беседа.
Тема № 4. Оружие и обмундирование времён Великой Отечественной
войны.
Теория. Знакомство с основным снаряжением и обмундированием
бойцов РККА и солдат Вермахта.
Практика. Практическое занятие по поиску информации на интернетсайтах.
Тема № 5. Экскурсия в Комнату Боевой Славы поискового отряда
«Память» г. Торопца.
Практика. Изучение экспозиций и экспонатов в Комнате Боевой Славы
поискового отряда «Память» г. Торопца.
Раздел 4. Методика проведения поисковой работы.
Тема № 1. Этапы и формы поисковой работы. Особенности военной
археологии.
Теория. Определение термина «военная археология», изучение
аспектов военной археологии. Дать определения необходимые поисковикам
13
понятиям: «объект археологического наследия», «культурный слой»,
«материк», «поисковая экспедиция». В ходе занятия предусмотрена беседа.
Тема № 2. Основы топографии и ориентирования на местности.
Теория. Ознакомление с видами карт, схемами местности, масштабом.
Приемы и чтение топографических карт. Топографические условные знаки.
Правила пользования компасом. Ориентирование в лесу без компаса. В ходе
занятия предусмотрена опрос.
Практика. Практическое занятие по работе с картами.
Тема № 3. Экипировка и снаряжение поисковика.
Практика. Ознакомление с полевой и парадной формами поисковика.
Обувь. Головные уборы. Ознакомление со снаряжение поисковика (щуп для
верхового поиска, глубинный щуп, крюк, металлоискатель, биолокатор, нож,
лопата, щётка).
Тема № 4. Техника работы со специальным снаряжением и
оборудованием. В ходе занятия предусмотрена беседа.
Практика. Практическое занятие по правилам работы с поисковым
оборудованием и технологии поиска: шурф, полное вскрытие, обследование
при помощи металлоискателя, щупа.
Тема № 5. Техника безопасности при проведении поисковых работ.
Теория. Виды взрывоопасных предметов, основные правила при
обнаружении взрывоопасных предметов. В ходе занятия предусмотрен опрос.
Тема № 6. Технология поиска.
Практика. Изучение местности, сопоставление с картами 40-х годов
(архивные документы). Привязка событий, изученных в архивах к месту
боевых действий. Опрос старожилов. Благоприятные и неблагоприятные
условия для поисковых работ. Разведывательные походы. Разведка мест
проведения полевых поисковых работ. Аннотация каждого типа
археологических раскопок: боевые, санитарные, плановые, мемориальные,
временные, братские, индивидуальные. В ходе занятия предусмотрено
тестирование.
Тема № 7. Практическое занятие: работа с компасом, азимут.
Практика. Практическое занятие на местности, которое направлено
научить обучающихся самостоятельно ориентироваться на местности по
карте, компасу, небесным светилам, а также развивать умение работать с
компасом и определять азимут.
Тема № 8. Практика. Практическое занятие. Обследование местности
металлодетектором, щупом и лопатами. Проведение поисково-изыскательных
работ: определение границ раскопа, шурфирование почвы (снятие дерна,
выемка грунта).
14
Тема № 9. Классификация воинских захоронений.
Теория. Аннотация каждого типа археологических раскопок: боевые,
санитарные,
плановые,
мемориальные,
временные,
братские,
индивидуальные. В ходе занятия предусмотрена беседа.
Практика. Практическое занятие по определению типа захоронений.
Тема № 10. Основы антропологии.
Теория. Изучение скелета человека, определение пола по черепу,
процесс извлечения останков. В ходе занятия предусмотрена беседа.
Практика. В ходе занятия предусмотрена практическая работа с
баннером.
Тема № 11. Оформление документации в поисковом объединении.
Практика. Изучение комплекта эксгумационной документации (акты,
протокол раскопа, протокол эксгумации и т.д.). В ходе занятия предусмотрена
беседа.
Тема № 12. Практическое занятие по заполнению поисковой
документации.
Практика. Практическое занятие по заполнению актов, протоколов
эксгумаций и раскопа.
Тема № 13. Методика работы с солдатскими медальонами.
Теория. Изучение видов медальонов, какие данные вносились в
солдатский медальон, порядок регистрации и хранения медальонов. Правила
обращения с медальонами при раскопках.
Практика. Практическое занятие по чтению медальонов.
Тема № 14. Наградная система СССР.
Практика. Изучение видов наград (статус ордена и медали), основными
ордена и медали времён Великой Отечественной войны. В ходе занятия
предусмотрена беседа.
Тема № 15. Практическое занятие по разделу «Методика проведения
поисковой работы».
Практика. Представление творческих и исследовательских работ
обучающихся. Наблюдение.
Раздел 5. Организация полевого лагеря.
Тема № 1. Оборудование полевого лагеря.
Теория. Принципы оборудования полевого лагеря, виды палаток,
установка палатки, кострового оборудования, дежурство в полевом лагере. В
ходе занятия предусмотрена беседа.
Практика. Практическое занятие по установке палатки, разведения
костра.
Тема № 2. Общие правила личной гигиены.
Теория. Изучение основных правил личной гигиены в полевых
условиях. В ходе занятия предусмотрена беседа.
15
Тема № 3. Оказание первой помощи в полевых условиях.
Теория. Виды заболеваний и травм, обусловленных особенностями
пребывания в условиях открытой природы, знакомство с алгоритмом оказания
доврачебной помощи при механических травмах, ранениях, ожогах, тепловом
и солнечном ударе. В ходе занятия предусмотрен опрос.
Практика. Отработка алгоритма оказания доврачебной помощи.
Оценка ситуации. Обеспечение безопасности на месте происшествия. Оценка
состояния пострадавшего. Технология оказания первой помощи: правила
обработки ран, наложения кровоостанавливающих повязок и жгутов, правила
транспортировки пострадавшего.
Раздел 6. Основные направления работы по установлению судеб
погибших и пропавших без вести защитников Отечества.
Тема № 1. Специфика и методика работы с архивными документами.
Теория. Понятия «архив», «архивные данные», основные архивы, в
которых может хранится информация об участниках Великой Отечественной
войны, приёмы работы с архивными документами. В ходе занятия
предусмотрена беседа.
Практика. Экскурсия. Посещение архивного отдела Администрации
Торопецкого района.
Тема № 2. Поиск информации об установлении судьбы воина с
помощью Интернет-ресурсов.
Теория. Основные ресурсы, при помощи которых можно найти
информацию об участниках Великой Отечественной войны, приёмы работы с
базами данных. В ходе занятия предусмотрена беседа.
Тема № 3. Работа по архивным данным и Интернет-ресурсами с целью
установления личностей воинов погибших во время Великой Отечественной
войны.
Практика. Исследовательская работа по архивным данным и Интернетресурсами с целью поиска родных - участников Великой Отечественной
войны.
Тема № 4. Презентация результатов исследовательских работ.
Практика. Презентация результатов исследовательских работ.
Наблюдение.
Раздел 7. Музейная деятельность.
Тема № 1. Музей отряда.
Теория. Основное понятие «музей», содержание и цели музея, основная
деятельность музея, общественные
музеи и их значение в героикопатриотическом воспитании молодежи на примере Комнаты Боевой славы
поискового отряда «Память». В ходе занятия предусмотрена беседа.
Тема № 2. Учет, хранение и этикетаж в музее. Музейные экспозиции.
16
Теория. Правила хранение, учет и инвентаризация экспонатов музея,
поэтапность подготовки информации об экспонате, правила составления
экспозиции в музее. В ходе занятия предусмотрена беседа.
Тема № 3. Практическое занятие.
Практика. Подготовка и проведение мини-экскурсии на базе Комнаты
Боевой славы ПО «Память». Наблюдение.
Раздел 8. Социально значимая деятельность.
Тема № 1. Акция «Дорога к Обелиску».
Практика. Благоустройство братских захоронений на Братском
кладбище и еврейском кладбище г. Торопца. Наблюдение.
Тема № 2. Акция «Неизвестный солдат».
Практика. Проведение мероприятий, которые призваны увековечить
память, воинскую доблесть и бессмертный подвиг советских и российских
воинов, которые погибли в боевых действиях и чьи имена
остались неизвестными (возложение цветов к Могиле Неизвестного солдата
на Братском кладбище г. Торопца, организация и проведение Уроков Памяти).
Выступление, наблюдение.
Тема № 3. Акция «День Героев Отечества»
Практика. Проведение мероприятий, направленных на популяризацию
подвигов героев, в том числе Георгиевских кавалеров, Героев Советского
Союза, Героев Российской Федерации (возложение цветов на Аллее Героев г.
Торопца, организация и проведение Уроков Мужества). Выступление,
наблюдение.
Тема № 4. Закрытие Вахты Памяти - 2024.
Практика. Торжественная церемония, на которой подводятся итоги
полевого сезона. Выступление, наблюдение.
Тема № 5. Акция «Мы этой памяти верны».
Практика. Участие в торжественных мероприятиях (митинг,
возложение цветов и т.д.). Выступление, наблюдение.
Тема № 6. Открытие Вахты Памяти -2025.
Практика. Торжественная церемония, на которой открывается новый
полевой сезон. Выступление, наблюдение.
Тема № 7. Полевая экспедиция в рамках Вахты Памяти – 2025.
Практика. Полевая поисково-изыскательная деятельность с целью
увековечивания памяти павших защитников Отечества, отработка умений и
навыков проведения поисковых работ. Наблюдение.
Тема № 8. Акция «Свеча Памяти».
Практика. Торжественная церемония зажжения Свечей памяти,
Минута молчания, возложение цветов на Братском кладбище г. Торопца и в
церкви Всех Святых. Выступление, наблюдение.
17
Раздел 9. Итоговые занятия.
Тема № 1. Итоговое повторение.
Практика. В ходе занятий предусмотрено беседа, анкетирование,
коллективная рефлексия, подведение итогов
2.4.
Планируемые результаты
В процессе реализации дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Патриотический клуб «Память» формируется
патриотически настроенная личность с сознательной дисциплиной, с
выраженным интересом к поисковой и исследовательской деятельности.
Образовательные результаты:
По окончанию обучения обучающиеся будут знать:
- основные даты и события Великой Отечественной войны, в том
числе и события, происходившие в этот период на территории Тверского
края и Торопецкого района;
- классификацию воинских захоронений, основные моральноэтические правила участников Общероссийского общественного движения
по увековечению памяти погибших защитников Отечества «Поисковое
движение России»;
- основные требования к проведению эксгумационных работ;
- правила работы с архивными документами;
- порядок организации и распорядок жизни в полевом лагере;
- меры безопасности и соблюдение санитарных норм при поисковоизыскательных работах;
- принципы оказания первой медицинской помощи в чрезвычайных
ситуациях;
- основы музейного дела.
Обучающиеся будут уметь:
- пользоваться поисковыми инструментами;
- проводить эксгумационные работы;
- организовать ночлег в полевых условиях;
- работать с архивными документами и с информацией из Интернета;
- проводить экскурсии на базе Комнаты Боевой Славы поискового
отряда «Память» г. Торопца.
Личностные результаты:
Обучающиеся научатся:
- соблюдать дисциплину и выполнять правила внутреннего
18
распорядка;
- проявлять активность и организаторские способности;
- осознавать себя как индивидуальность и одновременно как члена
патриотического клуба;
- проявлять в конкретных ситуациях самостоятельность,
ответственность,
доброжелательность,
внимательность,
помощь,
сострадание.
У обучающихся появится:
- способность к самооценке своих действий и поступков;
- чувство ответственности и долга перед Родиной через участие в
патриотических мероприятиях и акциях;
Метапредметные результаты:
Обучающиеся научатся
- самостоятельно определять цель своей деятельности, выстраивать
последовательность необходимых операций и оценивать правильность
выполнения учебной задачи;
- выделять и обобщать смысл поставленной задачи, работать с
различной информацией;
- сотрудничать со взрослыми и сверстниками в процессе совместной
поисковой и социально значимой деятельности, работать индивидуально и
коллективно.
В процессе освоения программы «Патриотический клуб «Память»
обучающиеся будут иметь возможность приобрести опыт освоения
универсальных компетенций и проявить:
- критическое мышление - потребность, способность и готовность к
анализу и принятию решений;
- креативность - потребность, способность и готовность к созданию
нового;
- коммуникацию – потребность, способность и готовность к
общению;
- коллаборацию - потребность, способность и готовность к
сотрудничеству, взаимодействию, ситуативной децентрализации общения
и совместной деятельности;
- презентацию - потребность, способность и готовность представить
свое мнение, суждение, отношение и собственные результаты в процессе
сотрудничества.
19
2.5 Способы и формы определения результатов обучения
В процессе обучения проводятся разные виды контроля
результативности усвоения программного материала.
Текущий контроль проводится на занятиях в виде наблюдения за
успехами каждого обучающегося, процессом формирования компетенций.
Текущий контроль успеваемости носит безотметочный характер и служит для
определения педагогических приемов и методов для индивидуального
подхода к каждому обучающемуся, корректировки плана работы с группой.
Периодический (промежуточный) контроль проводится по
окончании изучения каждой темы в виде представления практических
результатов выполнения заданий. Конкретные проверочные задания
промежуточной аттестации разрабатывает педагог с учетом возможности
проведения промежуточного анализа процесса формирования компетенций.
Периодический контроль проводится в виде педагогического анализа
результатов анкетирования, тестирования, опросов, выполнения учащимися
творческих и практических заданий, участия обучающихся в мероприятиях
(викторинах, соревнованиях, олимпиадах, конкурсах), презентаций
исследований, активности обучающихся на занятиях и т.п.
Итоговый контроль проводится педагогом дополнительного
образования с целью оценки качества освоения обучающимися содержания
всего объема дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы после завершения обучения в виде коллективной рефлексии,
педагогического анализа результатов анкетирования, участия обучающихся в
мероприятиях (викторинах, конкурсах, олимпиадах) и т.п.
Механизм оценивания образовательных результатов
Формы оценки качества знаний подразумевают: входной контроль
(беседа, опрос); текущий (педагогическое наблюдение, опрос, анкетирование);
промежуточный (конкурс, тестирование, презентация исследовательских,
творческих и практических работ, выступление); итоговый (анкетирование,
коллективная рефлексия).
20
Критерии оценивания уровня освоения программы
Уровни освоения
программы
Высокий уровень
освоения
программы
Средний уровень
освоения
программы
Низкий уровень
освоения
программы
Результат
Обучающиеся демонстрируют высокую заинтересованность в
учебной, познавательной и творческой деятельности, составляющей
содержание программы, выполняют задание самостоятельно. На
итоговом
тестировании
показывают
отличное
знание
теоретического материала, практическое применение знаний
воплощается в качественный продукт. Сами проявляют творчество
и инициативу в организации общественно полезных дел.
Обучающиеся демонстрируют достаточную заинтересованность в
учебной, познавательной и творческой деятельности, составляющей
содержание программы, выполняют задания при консультативной
помощи педагога. На итоговом тестировании показывают хорошее
знание теоретического материала, практическое применение знаний
воплощается в продукт, требующий незначительной доработки.
Охотно участвуют в общественно полезных делах, но сами не
проявляют инициативы.
Обучающиеся демонстрируют низкий уровень заинтересованности
в учебной, познавательной и творческой деятельности,
составляющей содержание программы, выполняют задания по
инструкции, под руководством педагога. На итоговом тестировании
показывают недостаточное знание теоретического материала,
практическая работа не соответствует требованиям, без желания
участвуют в общественно полезных делах.
Также результатом успешного освоения программы является
результативное участие членов клуба в конкурсах и в работе научнопрактических конференций различного уровня.
В период полевой экспедиции командиром поискового отряда «Память»
дается задание участникам экспедиции по написанию полевых дневников,
(типовая форма полевого дневника прилагается ниже). Данные материалы
после прочтения авторами и обсуждения на заседании членов клуба могут
быть использованы при оформлении летописи отряда и как выставочноконкурсный материал.
Дата
Форма полевого дневника
Хроника дня
Что мне
Что мне не
понравилось понравилось
21
Чтобы я
хотел
изменить
3. ВОСПИТАНИЕ
1. Цель, задачи, целевые ориентиры воспитания
В соответствии с законодательством Российской Федерации общей
целью воспитания является развитие личности, самоопределение и
социализация детей на основе социокультурных, духовно-нравственных
ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в
интересах человека, семьи, общества и государства, формирование чувства
патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и
подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и
старшему поколению; взаимного уважения; бережного отношения к
культурному наследию и традициям многонационального народа Российской
Федерации, природе и окружающей среде (Федеральный закон от 29.12.2012
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 2, п. 2).
Задачами воспитания по программе являются:
- усвоение детьми знаний норм, духовно-нравственных ценностей,
традиций поисково-исследовательской деятельности; информирование детей,
организация общения между ними на содержательной основе целевых
ориентиров воспитания;
- формирование и развитие личностного отношения детей к поисковой
деятельности, к собственным нравственным позициям и этике поведения в
учебном коллективе;
- приобретение детьми опыта поведения, общения, межличностных и
социальных отношений в составе патриотического клуба, применение
полученных знаний, организация активностей детей, их ответственного
поведения, создание, поддержка и развитие среды воспитания детей, условий
физической безопасности, комфорта, активностей и обстоятельств общения,
социализации, признания, самореализации, творчества при освоении
предметного и метапредметного содержания программы.
Целевые ориентиры воспитания детей по программе.
Основные целевые ориентиры воспитания на основе российских базовых
(конституционных) ценностей направлены на воспитание, формирование:
- российской гражданской принадлежности (идентичности), сознания
единства с народом России и Российским государством в его тысячелетней
истории и в современности, в настоящем, прошлом и будущем;
- российского национального исторического сознания на основе
исторического просвещения, знания истории России, сохранения памяти
предков;
- готовности к защите Отечества, способности отстаивать суверенитет и
достоинство народа России и Российского государства, сохранять и защищать
историческую правду;
- уважения прав, свобод и обязанностей гражданина России, неприятия
22
любой дискриминации людей по социальным, национальным, расовым,
религиозным признакам, проявлений экстремизма, терроризма, коррупции,
антигосударственной деятельности;
- деятельного ценностного отношения к историческому и культурному
наследию народов России, российского общества, к языкам, литературе,
традициям, праздникам, памятникам, святыням, религиям народов России, к
российским соотечественникам, защите их прав на сохранение российской
культурной идентичности;
- установки на солидарность и взаимопомощь людей в российском
обществе, поддержку нуждающихся в помощи;
- навыков рефлексии своего физического и психологического состояния,
понимания состояния других людей с точки зрения безопасности,
сознательного управления своим состоянием, оказания помощи, адаптации к
стрессовым ситуациям, природным и социальным условиям;
- навыков наблюдений, накопления и систематизации фактов,
осмысления опыта в разных областях познания, в исследовательской
деятельности;
- навыков критического мышления, определения достоверной научной
информации и обоснованной критики антинаучных представлений;
- опыта социально значимой деятельности в волонтёрском движении,
экологических, гражданских, патриотических, историко-краеведческих,
художественных, производственно-технических, научно-исследовательских,
туристских, физкультурно-спортивных и др. объединениях, акциях,
программах.
Дополнительные целевые ориентиры воспитания в программе
определяются также в соответствии с предметной направленностью данной
программы
и
приоритетами,
заданными
«Концепцией
развития
дополнительного образования детей до 2030 года»; они направлены
на воспитание, формирование:
- готовности к защите Российского Отечества;
- осознанного опыта выполнения гражданских обязанностей;
- гражданского участия в жизни своего города и округа;
- неприятия дискриминации, экстремизма, терроризма, коррупции;
- национального, этнокультурного самосознания;
- ценностного отношения к отечественной культуре;
- уважения к старшим, людям труда, педагогам, сверстникам;
- способности к командной деятельности; готовности к анализу
и представлению своей нравственной позиции;
- воли, настойчивости, последовательности, принципиальности,
готовности к компромиссам в совместной деятельности;
- опыта социально значимой деятельности.
23
2. Формы и методы воспитания
Решение задач информирования детей, создания и поддержки
воспитывающей среды общения и успешной деятельности, формирования
межличностных отношений на основе российских традиционных духовных
ценностей осуществляется на каждом из учебных занятий.
Основной формой воспитания и обучения детей по данной программе
является учебное занятие. В ходе учебных занятий в соответствии с
предметным и метапредметным содержанием программы обучающиеся:
- усваивают информацию, имеющую воспитательное значение;
- получают опыт деятельности, в которой формируются, проявляются и
утверждаются ценностные, нравственные ориентации;
- осознают себя способными к нравственному выбору;
- участвуют в освоении и формировании среды своего личностного
развития, творческой самореализации.
Практические занятия (подготовка к конкурсам, олимпиадам,
полевым работам, участие в социально значимых акциях и проч.)
способствуют усвоению и применению правил поведения и коммуникации,
формированию позитивного и конструктивного отношения к событиям, в
которых они участвуют, к членам своего коллектива.
Участие в проектах и исследованиях способствует формированию у
обучающихся умений в области целеполагания, планирования и рефлексии,
укрепляет внутреннюю дисциплину, даёт опыт долгосрочной системной
деятельности.
Итоговые мероприятия: конкурсы, выступления, презентации
проектов и исследований, полевые экспедиции, торжественные церемонии и
акции - способствуют закреплению ситуации успеха, развивают рефлексивные
и коммуникативные умения, ответственность, благоприятно воздействуют на
эмоциональную сферу детей.
В воспитательной деятельности с обучающимися по программе
используются методы воспитания:
- метод убеждения (рассказ, разъяснение, внушение),
- метод положительного примера (педагога и других взрослых, детей); - методы одобрения и осуждения поведения детей, педагогического
требования, стимулирования, поощрения (индивидуального и публичного);
- метод переключения в деятельности;
- методы руководства и самовоспитания, развития самоконтроля и
самооценки детей в воспитании; методы воспитания воздействием группы, в
коллективе.
3. Условия воспитания, анализ результатов
Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации
деятельности патриотического клуба на основной учебной базе реализации
программы в МБОУ Торопецкой ООШ № 3 в соответствии с нормами и
24
правилами работы организации, а также на базе Комнаты Боевой Славы
поискового отряда «Память», в полевых экспедициях, в социально значимых
акциях и мероприятиях в других учреждениях с учётом установленных правил
и норм деятельности на этих площадках.
В состав патриотического клуба входят обучающиеся, имеющие особые
образовательные потребности (дети с инвалидностью, с ОВЗ, из
малообеспеченных и асоциальных семей), поэтому педагогом запланированы
особые методы и средства решения воспитательных задач в целях
установления эмоционально-положительного взаимодействия таких детей с
окружающими, формирования доброжелательного отношения к детям и их
семьям со стороны всех участников образовательных отношений, построения
воспитательной деятельности с учётом индивидуальных особенностей и
возможностей каждого ребёнка, обеспечения психолого-педагогической
поддержки семей обучающихся с особыми образовательными потребностями.
Анализ результатов воспитания проводится в процессе педагогического
наблюдения за поведением детей, их общением, отношениями детей друг с
другом, в коллективе, их отношением к педагогам, к выполнению своих
заданий по программе, а также через оценку творческих и исследовательских
работ и проектов экспертным сообществом (педагоги, родители, другие
обучающиеся) с точки зрения достижения воспитательных результатов,
поскольку в индивидуальных творческих и исследовательских работах,
проектах неизбежно отражаются личностные результаты освоения программы
и личностные качества каждого ребёнка.
Косвенная оценка результатов воспитания, достижения целевых
ориентиров воспитания по программе проводится путём бесед и опросов
обучающихся в процессе реализации программы и после её завершения
(итоговая коллективная рефлексия).
Анализ результатов воспитания по программе не предусматривает
определение персонифицированного уровня воспитанности, развития качеств
личности конкретного подростка, а получение общего представления о
воспитательных результатах реализации программы, продвижения в
достижении определённых в программе целевых ориентиров воспитания,
влияния реализации программы на коллектив обучающихся: что удалось
достичь, а что является предметом воспитательной работы в будущем.
Результаты, полученные в ходе оценочных процедур – опросов, бесед —
используются только в виде агрегированных усреднённых и анонимных
данных.
25
4. Календарный план воспитательной работы
№
п\п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Название события,
мероприятия
Сроки
Международный день 10.09.2024
памяти жертв фашизма
День
Неизвестного 03.12.2024
солдата
День Героев Отечества 09.12.2024
День освобождения г.
Торопца от немецкофашистских
захватчиков
День полного снятия
блокады
Ленинграда.
День памяти жертв
Холокоста
День
памяти
о
россиянах,
исполнявших
служебный долг за
пределами Отечества
День
защитника
Отечества
День памяти о геноциде
советского
народа
нацистами
и
их
пособниками в годы
Великой Отечественной
войны
День Победы в Великой
Отечественной войне
21.01.2025
Форма
Практический результат и
проведения
информационный
продукт,
иллюстрирующий
успешное достижение цели
события
Минута
Фото-и видеоматериалы
молчания
Акция
Фото- и видеоматериалы с
мероприятия
Акция
Фото- и видеоматериалы с
мероприятия
Акция
Фото- и видеоматериалы с
мероприятия
27.01.2025
Акция
Фото- и видеоматериалы с
мероприятия
15.02.2025
Урок
Мужества
Фото- и видеоматериалы с
мероприятия
21.02.2025
Урок
Мужества
Минута
молчания
Фото- и видеоматериалы с
мероприятия
Фото- и видеоматериалы
Акция,
митинг,
возложение
цветов
Фото- и видеоматериалы с
мероприятий
19.04.2025
09.05.2025
26
4. Организационно-педагогические и организационно-методические
условия реализации дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Патриотический клуб «Память»
4.1. Календарный учебный график реализации программы
Год
обуч
ения
1
Дата начала занятий
Количество часов
Количество
учебных
недель дней
всего
теория
практ
ика
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Патриотический
клуб «Память».
1 уровень
72
29
43
36
36
Итого
72
29
43
36
36
Даты
Продолжит
начала и
ельность
окончания
каникул
занятий
02.09.24 г. 29.12.2024
- 26.05.25 г.
–
08.01.2025
10
4.2. Кадровое обеспечение
Программу реализует молодой специалист - педагог МБОУ Торопецкой
ООШ № 3, учитель русского языка и литературы. Курирует реализацию
программы учитель истории и обществознания, имеющий высшее
образование по профилю педагогической деятельности, педагогическое
образование и опыт работы с преподаваемой технологией и отвечающий
квалификационным требованиям, указанным в профессиональном стандарте
«Педагог дополнительного образования».
4.3. Методическое обеспечение программы
При организации учебных занятий используются следующие методы
обучения:
по внешним признакам деятельности педагога и обучающихся:
- словесный – беседа, лекция, обсуждение, рассказ, анализ;
- наглядный – показ, просмотр видеофильмов и презентаций;
- практический – самостоятельное выполнение заданий;
по
степени
активности
познавательной
деятельности
обучающихся:
- объяснительно-иллюстративные – обучающиеся воспринимают и
усваивают готовую информацию;
- репродуктивный – обучающиеся воспроизводят полученные знания и
освоенные способы деятельности;
- исследовательский – овладение обучающимися методами научного
познания, самостоятельной творческой работы;
27
по логичности подхода: аналитический – анализ этапов выполнения
заданий;
по критерию степени самостоятельности и творчества в
деятельности обучающихся:
- частично-поисковый – обучающиеся участвуют в коллективном
поиске в процессе решения поставленных задач, выполнении заданий
досуговой части программы;
- метод проектной деятельности.
4.4. Возможные формы проведения занятий:
- на этапе изучения нового материала – лекция, объяснение, беседа,
рассказ, демонстрация, экскурсии;
- на этапе практической деятельности – беседа, дискуссия, практическая
работа, участие в социально значимых акциях и мероприятиях,
исследовательская деятельность, полевые экспедиции, экскурсии;
- на этапе освоения навыков – творческое задание;
- на этапе проверки полученных знаний – публичное выступление с
демонстрацией результатов работы на конференциях, участие в олимпиадах и
конкурсах, дискуссия, рефлексия.
4.5. Учебно-методические средства обучения:
- специализированная литература;
- плакаты, фото и видеоматериалы;
- учебно-методические пособия для педагога и обучающихся,
включающие дидактический, информационный, справочный материалы на
различных носителях, компьютерное и видео оборудование.
Применяемое на занятиях дидактическое и учебно-методическое
обеспечение включает в себя справочные материалы, Интернет, рабочие
тетради обучающихся.
4.6. Педагогические технологии
В процессе обучения по данной программе используются разнообразные
педагогические технологии: индивидуального обучения, группового
обучения, коллективного взаимообучения, дифференцированного обучения,
проблемного обучения, коллективной творческой деятельности, критического
мышления, портфолио и др.
Здоровьесберегающие технологии:
- организационно - педагогические технологии, определяющие
структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанП,
способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии;
психолого
–
педагогические
технологии,
связанные
с
28
непосредственной работой педагога на занятии, воздействием, которое он
оказывает все 45 минут на своих обучающихся, сюда же относится психологопедагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса,
смена видов деятельности, психологическая атмосфера учебного занятия.
4.7. Описание форм учебных занятий
Формы занятий определяются особенностями материала, местом и
временем занятия, применяемыми средствами и т.п.
Формы организации учебных занятий: беседа; лекция; экскурсия;
индивидуальная защита проектов (презентаций); акции; торжественные
церемонии; полевая экспедиция.
Типы учебных занятий: первичного ознакомления с материалом;
усвоение новых знаний; комбинированный; практические занятия;
закрепление, повторение; итоговое.
4.8.
Материально-техническое обеспечение
Программа реализуется на базе МБОУ Торопецкой ООШ № 3.
Помещение – учебный кабинет (кабинет № 2), оформленный в соответствии с
профилем проводимых занятий и оборудованный в соответствии с санитарными нормами.
№
п/п
1.
1.1
1.2
1.3
1.4
1.5
2.
2.1
2.2
2.3
2.4
3.
3.1
3.2
4.
4.1
4.2.
Наименование
Профильное оборудование
Палатки туристические
Туристические коврики
Спальные мешки
Металлодетектор
Лопаты
Компьютерное оборудование
Компьютер
Ноутбук
Компьютерная мышь
Клавиатура
Презентационное оборудование
Экран
Проектор
Программное обеспечение (кроме бесплатных)
Офисное ПО
Антивирус
5.
Количество,
шт.
4
10
10
4
4
1
1
1
1
1
1
1
1
Оборудование лектория
5.1 Стол учительский
1
29
5.2
Парты ученические
13
5.3
Стулья ученические
26
5.4
Музыкальный центр
1
Некоторые занятия проходят на базе музейной комнаты Боевой Славы
поискового отряда «Память» (РДК), которая также оформлена в соответствии
с профилем проводимых занятий и оборудована в соответствии с санитарными
нормами. Оборудование в Комнате Боевой Славы: палатки туристические – 4
шт., туристические коврики– 10 шт., спальные мешки – 10 шт., лопаты – 4 шт.,
металлодетекторы – 4 шт, проектор, экран, ноутбук, экспонаты,
представленные в экспозициях музейной комнаты Боевой Славы, костровое
оборудование (кастрюли, ведра, решётка для приготовления пищи и т.д.).
4.9.
Информационное обеспечение
Список рекомендованной литературы
Для педагога
1. Петров В.Н., Н.А. Шкапа. Методические рекомендации по военной
археологии (по поисковой работе на местах боёв Великой Отечественной
войны). Сборник. – М.: ООО Азбука-2000», 2014 – 800 с.
2. Грибан И.В. Поиск от «А» до «Я»: методическое пособие в помощь
начинающим поисковикам/ Грибан О.Н., Карпушкина Е.М. и др. –
Екатеринбург: ФГБУ ВО «УрГПУ», 2020 – 192 с.
Для обучающегося
1. Воробьёв В.М., И.Н. Победаш. Тверской край в годы Великой
Отечественной войны: Книга для учащихся. – Тверь: СФК-офис, 2009. –
192 с.
2. Кравцов В.М. Торопецкая операция (Январь 1942 г.). Краткий очерк. Изд.
2. – Тверь: Седьмая буква. 2011. – 40 с.: ил.
3. Сергеечев П.С. Деятельность штабов партизанского движения в годы
Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. на территории
Калининской области. – Вышний Волочёк: Издательство «Ирида-прос»,
2010. – 152 с.
Для родителей
1. Воробьёв В.М. Тверские герои-лётчики: Биографические очерки.
Тверь, 2016. – 512 с: 12 с.
2. Кладкевич И.Е. Гвардии рядовой Ивана Кладкевича. – 6-е изд., испр. и
30
доп. – Тверь: ООО «ТУШ», 2020. – 160 с.
3. Лаврентьев В.В., Казаков П.Д. Великая Отечественная: Альбом. – М.:
Воениздат, 1984. – 400 с.
Электронные образовательные ресурсы и интернет-ресурсы
1.
Министерство обороны РФ официальный сайт https://www.mil.ru/
2.
Поисковое движение России официальный сайт https://rf-poisk.ru/
3.
Память народа – информационный проект https://pamyatnaroda.ru/
4.
ОБД Мемориал Министерства обороны РФ https://obdmemorial.ru/html/
5.
Вестник
Календарь
Победы
https://pobeda.elar.ru/?utm_source=podvig_ft
6.
Памятные
даты
военной
истории,
проект
РВИО
https://rvio.histrf.ru/activities/pamyatnyye_daty/item-1141
7.
Памяти героев Великой войны 1914-1918
31
Приложение 1.
Анкета воспитанника патриотического клуба "Память"
1. ФИО: ____________________________________________________
2. Сколько тебе лет? __________________________________________
3. Где ты живешь? (улица, дом, квартира) ________________________
__________________________________________________________
4. Твой телефон ______________________________________________
5. Где ты учишься? (класс) _____________________________________
6. Твои любимые занятия? _____________________________________
7. Ходишь ли ты в кружки, секции? Если да, то какие? (укажи ОУ) __
__________________________________________________________
__________________________________________________________
8. Для чего ты хочешь стать участником патриотического клуба
"Память"? (выбери несколько ответов):
а) узнать что-то новое
б) приобрести друзей;
в) интересно проводить время;
г) измениться к лучшему;
д) другое (напиши, что) _____________________________________
__________________________________________________________
9. Что ты хочешь узнать, в чем поучаствовать, где побывать в составе
патриотического клуба "Память"? _____________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
10. Что значат для тебя слова
"Родина", «патриотизм»?
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
Благодарим за ответы.
32
Приложение 2.
Тест по теме: «Основные даты и события Великой Отечественной войны
(1941-1945 гг.)»
1. План нападения Германии на СССР назывался:
А. «Тайфун» Б. «Барбаросса» В. «Повелитель»
2. Германия напала на СССР:
А. 1 сентября 1939 г. Б. 22 июня 1941 г. В. 22 июля 1941 г.
3. Немецкий план войны против СССР предусматривал:
А. молниеносную войну сроком 5 месяцев
Б. войну в несколько этапов общим сроком 1 год
В. затяжную войну сроком до 4 лет
4. Блокада Ленинграда началась:
А. в сентябре 1941 г. Б. в ноябре 1941 г. В. в августе 1942 г.
5. Битва за Москву проходила:
А. сентябрь – октябрь 1941 г. Б. сентябрь – декабрь 1941 г. В, ноябрь 1941
–январь 1942 г.
6. Обороной Москвы руководил:
А. Г.К. Жуков
Б. И.В. Сталин
В. К.Е. Ворошилов
7. Акт о капитуляции Германии был подписан:
2 мая 1945 г.
9 мая 1945 г. 30 июня 1945 г.
Отвечаем «да» или «нет»
1. Великая Отечественная война продолжалась 1418 дней и ночей. (да/нет)
2. 22 июня с обращением к советскому народу по радио выступил В.М.
Молотов. (да/нет)
3. В первый день войны было образовано 7 фронтов. (да/нет)
4. «Ост» - немецкий план войны с СССР. (да/нет)
5. План «Барбаросса» был рассчитан на 6-8 недель. (да/нет)
6. Уже через 3 недели после начала войны были оккупированы Литва, Латвия,
Белоруссия, часть Украины, Молдавии, Эстонии. (да/нет)
7. Операция по захвату Москвы получила название «Цитадель». (да/нет)
8. 5-6 ноября наши войска перешли в контрнаступление под Москвой.
(да/нет)
9. 8 сентября немецкие войска блокировали Ленинград. (да/нет)
10. В 1942 Гитлер хотел предпринять еще одно наступление на Москву, с этой
целью был разработан план «Кремль». (да/нет)
11. 2 февраля 1943 окруженная немецкая группировка в Сталинграде
капитулировала. (да/нет)
12. По случаю освобождения Сталинграда в Москве был дан первый победный
салют. (да/нет)
13. 24 июня на Красной площади состоялся Парад Победы. (да/нет)
33
Приложение 3.
Свод морально-этических правил участников Общероссийского
общественного движения по увековечению памяти погибших
защитников Отечества «Поисковое движение России»
1. Отношение к законам Российской Федерации
и внутренним документам Движения
Движение создано с целью консолидации участников поисковых
объединений в осуществлении деятельности по увековечению памяти
погибших при защите Отечества и патриотическому воспитанию граждан
Российской Федерации. Региональные отделения движения созданы в 74
республиках, краях и областях России.
Участники
Общероссийского
общественного
движения
по
увековечению памяти погибших защитников Отечества «Поисковое движение
России» (далее – Движение):
- соблюдают законы Российской Федерации, Устав движения,
положения данного кодекса;
- принимают на себя добровольные обязательства выполнять решения
Координационного Совета Движения.
2. Отношение к поиску как к добровольческому некоммерческому делу
Движение является социально ориентированной некоммерческой
организацией. Выполняя важное и почетное дело сохранения памяти о
погибших защитниках Отечества, участники движения осознанно
относятся к своей работе как к безвозмездной в материальном плане
деятельности.
Участники Движения признают:
- поисковая работа не может являться направлением коммерческой
деятельности и не ведётся для извлечения коммерческой выгоды;
- личные вещи солдат и командиров, документы и предметы,
относящиеся к истории Великой Отечественной войны, не могут являться
объектами торговли и обогащения.
3. Отношение к останкам павших воинов
Главная цель участников Движения – поиск останков солдат и
командиров Красной Армии, погибших на полях сражений в годы Великой
34
Отечественной войны, их возможная идентификация, подготовка к
церемонии перезахоронения.
Участники Движения считают необходимым:
- не допускать поведение, оскорбляющее память о погибших воинах;
- производить эксгумацию без нарушений правил и порядка,
установленных в Движении;
- не производить фото и видео съемку людей на фоне останков (т.е.
позирование) и самих останков,
за
исключением
проведения
протокольных фото- и видеосъемки процесса раскопок, эксгумации останков
и их захоронения, а также съемки с целью документального освещения работы
поискового движения;
- предпринять все необходимые меры для достойного хранения
найденных останков защитников Отечества до их торжественного
захоронения;
не
допускать циничного и
неуважительного обращения с
человеческими останками, а также любых действий, которые могут привести
к утрате информации о погибших.
4. Отношение к реликвиям, найденным на полях сражений, и памяти
павших
Работая на местах былых сражений, поисковики осознают, что
вместе с останками солдат и офицеров они поднимают предметы
вооружения и амуниции, личные вещи бойцов, являющиеся памятниками
истории и культуры, помогающие установить имена погибших героев и
конкретизировать ход боевых действий.
Участники Движения признают:
- обнаруженные в ходе поисковых работ реликвии времен Великой
Отечественной войны не являются личной собственностью нашедшего или
иных лиц и организаций;
- обнаруженные в ходе поисковых работ реликвии времен Великой
Отечественной войны принадлежат родственникам погибших или государству
и их собственником является народ;
- все обнаруженные реликвии должны способствовать служению делу
увековечения памяти о погибших и о войне;
- все обнаруженные личные вещи солдат и командиров, их награды и
документы времен Великой Отечественной войны в установленном
законодательством Российской
Федерации порядке передаются родственникам погибших, в государственные
35
и общественные музеи, либо на временное хранение в учреждения и
организации, где созданы специально оборудованные места для их хранения
и экспонирования;
5. Отношение к останкам воинов армий противника
Движение не ставит своей целью целенаправленный поиск иностранных
воинских захоронений. При этом поисковики корректно относятся к
останкам воинов армий противников Советского Союза в Великой
Отечественной войне.
Участники Движения:
- при обнаружении иностранных воинских захоронений, или останков
солдат иностранных армий на бывшем поле сражения обязуются, в
установленном законодательством
Российской
Федерации и
межправительственными соглашениями порядкепередать обнаруженные в
ходе полевых поисковых работ останки воинов иностранных армий и
принадлежащие им личные вещи, помогающие установить личность и
принадлежность к армии, представителямуполномоченных организаций на
территории Российской Федерации;
- оказывают содействие этим организациям в их непосредственной
работе без извлечения коммерческой выгоды.
6. Отношение к памяти павших и культурному наследию Отечества
Движение сохраняет и преумножает память о Великой
Отечественной войне, её героях, является звеном между поколением
ветеранов и современной молодежи, проводит политику патриотического
воспитания на примерах военной истории Отечества.
Считается недопустим для участников Движения:
- совершение любых действий, оскорбляющих воинские традиции,
память о павших защитниках Отечества, жертвах войны и страданиях народа;
- ведение незаконных работ по поиску предметов культурного и
исторического наследия, незаконных раскопок археологических памятников,
а также участие в таких работах;
- ведение незаконных полевых поисковых работ, участие в таких
работах, а также использование результатов поисковой работы в корыстных и
иных низменных целях;
- неподобающий внешний вид во время поисковых работ и памятных
мероприятий, оскорбляющий память павших воинов и демонстрирующий
неуважение к истории и воинским традициям.
36
7. Отношения между участниками Движения и к поисковому движению
Дело поиска формирует общие интересы и товарищеские отношения
между участниками Движения.Поисковики соблюдают общепринятые
правила
человеческого
общежития,
приличия
и
вежливости, межкультурного и межконфессионального диалога.
Для участников Движения недопустимо:
- совершение действий прямо или косвенно унижающих честь
поисковика, товарищей по поисковому движению, поисковой организации
(отряда) и всего поискового сообщества, либо иным образом
дискредитирующих поисковое движение;
- допущение в отношении себя и других унижения чести и достоинства,
а также грубости и издевательства;
- неуважительное обращение к товарищам по поисковому движению;
- пренебрежение поисковым товариществом, обман и другие
недостойные поступки по отношению к товарищам по поисковому движению;
- ношение формы одежды и ее отдельных элементов, любых знаков
различия, а также наград, почетных знаков и иных отличий, не присвоенных
поисковику.
В случае нарушения положений настоящего свода в отношении
участника Движения могут применяться меры общественного
порицания, вплоть до исключения из Движения.
37