Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Торопецкая основная общеобразовательная школа № 3
РАССМОТРЕНО
на педагогическом совете
МБОУ Торопецкой ООШ №3
Протокол №1
от 29.08.2024 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор
Васильева Любовь Викентьевна
Приказ № 96
от 29.08.2024 г.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
основного общего образования
АООП обучающихся с лёгкой УО (ИН)
вариант 1
для 9 класса
МБОУ Торопецкой ООШ №3
на 2024 – 2025 учебный год
/по БУП 2002 для специальных (коррекционных) обязательных учреждений для
обучающихся с умственной отсталостью Приказ МО РФ № 29/2065-п от 10.04.2002 г.
«Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных
учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»/
Торопец, 2024 г.
Пояснительная записка
Учебный план МБОУ Торопецкой ООШ №3 специального (коррекционного) обучения VIII вида (легкая
умственная отсталость) для 1 - 9 классов является ПРИЛОЖЕНИЕМ к Адаптированной основной
общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями).
Основными целями МБОУ Торопецкой ООШ №3 являются создание условий для обучения и воспитания
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с целью коррекции их развития средствами
образования и трудовой подготовки, а также социальной, психологической и речевой реабилитации для
последующей интеграции в общество; обучение и воспитание в интересах личности, общества, государства,
охрана здоровья, которая направлена достижение целей.
Учебный план МБОУ Торопецкой ООШ №3 для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), в соответствии с БУП-2002 составлен в соответствии с:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказом Министерства образования РФ №29/2065-п от 10 апреля 2002 «Об утверждении учебных планов
специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с
отклонениями в развитии»;
- Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 августа 2002 года № 13-51-99/14
«О введении третьего дополнительного часа физической культуры в образовательных учреждениях
Российской Федерации»;
- Адаптированной основной общеобразовательной программой для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), в соответствии с БУП-2002;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 17.07.2024 № 495
"О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации,
касающиеся федеральных адаптированных образовательных программ" (Зарегистрирован 15.08.2024
№ 79163);
- Уставом МБОУ Торопецкой ООШ №3;
- Лицензии на право осуществления образовательной деятельности серия 69Л01 № 0001588 от 18 ноября
2015 года (регистрационный номер 672) Срок действия лицензии - бессрочно;
- Свидетельства о государственной аккредитации 69А01 №0000636 регистрационный номер 3 от 26 января
2016 года и других локальных актов, которые регламентируют и определяют содержание деятельности
образовательного процесса»;
- другими нормативно-правовыми документами, регламентирующими деятельность образовательного
учреждения.
Учебный план – это компонент адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП) для
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), являющийся документом,
определяющим перечень, трудоёмкость, последовательность и распределение по периодам обучения
учебных предметов, курсов, иных видов учебной деятельности, формы промежуточной аттестации
обучающихся.
Учебный план определяет основные образовательные направления, перечень учебных и коррекционных
предметов, их распределение по годам обучения с учетом специфики обучения умственно отсталых
обучающихся и максимально допустимой нагрузки часов при режиме пятидневной рабочей недели.
Установленный режим работы обеспечивает выполнение федерального компонента, использование
регионального компонента и школьного компонента в соответствии с интересами и потребностями
обучающихся, способствует реализации идеи создания комплекса условий, содействующих развитию,
социальной адаптации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Базисный учебный план для обучающихся с умственной отсталостью предусматривает девятилетний срок
обучения как наиболее оптимальный для получения ими общего образования и профессионально-трудовой
подготовки, необходимый для их социальной адаптации и реабилитации.
Каждая образовательная область учебного плана реализуется системой учебных предметов, неразрывных
по своему содержанию и преемственно продолжающихся отначальной до старшей школы. Содержание
обучения на каждой ступени строится на основе общих закономерностей развития психики обучающегося и
новообразований, возникающих благодаря коррекционному обучению и социальному развитию. Обучение
имеет ярко выраженную практическую направленность.
Федеральный компонент
В федеральный компонент включены образовательные области и соответствующие им учебные
предметы, наиболее важные для развития и коррекции познавательной деятельности обучающихся с
умственной отсталостью. В этой части особое внимание уделяется развитию связной устной и письменной
речи, усвоению элементарных основ математики, предметов из естествоведческого и обществоведческого
циклов. Задача учебных предметов федерального компонента заключается в обеспечении обучающихся тем
уровнем знаний, умений и навыков, которые необходимы для их успешной социальной адаптации.
Образовательная область "Язык и речь" представлена учебными предметами:
«Русский язык» и «Чтение»
Учебные предметы «Русский язык» и «Чтение» как учебные предметы являются ведущими, т.к. от их
усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Задачи обучения русскому языку и
чтению – научить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст, выработать
элементарные навыки грамотного письма, повысить уровень общего и речевого развития учащихся, научить
последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
Содержание обучения русскому языку и чтению строится на новых принципах коммуникативного
подхода, который в отличие от орфографического направлен на развитие контекстной устной и письменной
речи, где орфография обеспечивает самостоятельное связное высказывание в его устной или письменной
форме.
Коммуникативный подход в большей мере соответствует специфическим особенностям
интеллектуальной деятельности умственно отсталых обучающихся, которым трудно освоить логику
построения языка на основе анализа, запоминания и воспроизведенияграмматических правил и категорий.
Расширение разговорной, литературной, деловой, книжной (научной) лексики на уроках русского языка и
чтения позволит приблизить обучающихся к знаниям о культуре, истории, к освоению нравственных норм
социального поведения на образцах доступных литературных жанров.
Образовательная область "Математика" представлена учебным предметом "Математика".
«Математика» представлена элементарной математикой и в ее структуре – геометрическими понятиями.
Математика имеет выраженную практическую направленность с целью обеспечения жизненно важных
умений обучающихся по ведению домашнего хозяйства, их деятельности в доступных профилях по труду.
Математика вносит существенный вклад в развитие и коррекцию мышления и речи, она значительно
продвигает большую часть обучающихся на пути освоения ими элементов логического мышления.
Математические знания реализуются и при изучении других дисциплин: трудового обучения, истории,
географии, естествознания, физкультуры, социально-бытовой ориентировки и др.
Образовательная область "Обществознание" включает в себя учебные предметы:
"История Отечества", "Этика" и "География".
"История Отечества" преемственно продолжает "Мир истории", формирует систему знаний о самых
значительных исторических событиях в становлении и развитии основ Российской государственности с
древнейших времен до новейшей истории. Нарушение сложных форм познавательной деятельности при
умственной отсталости (анализ, классификация, обобщение, мысленное планирование) не позволяют
выстраивать курс истории на основе развернутых хронологических сведений, поэтому он представлен на
наиболее ярких ключевых событиях эволюции России как государства, явлениях, обогащавших науку,
производство, культуру, общественный уклад. Принцип социокультурного развития средствами истории
способствует воспитанию гражданских, патриотических чувств, широкому использованию примеров из
истории региона, формированию простейших обществоведческих представлений: о религиях, видах и
структуре государственной власти, морали, этике, правовых устоях, культурных достижениях общества и др.
"Этика" – учебный предмет, направленный на формирование нравственного самосознания обучающихся
среднего и старшего подросткового возраста, развитие у умственно отсталых обучающихся навыков
социального поведения в ближайшемокружении: семье, со сверстниками, старшими, в трудовой и досуговой
деятельности и др.
Содержание предмета имеет практическую направленность, где в ходе обсуждений и анализа
нравственных категорий и понятий – товарищество, совесть, дружба, любовь, трудолюбие и др. – их
проявлений или искажений в человеческих отношениях учащиеся учатся дифференцировать приемлемые и
отвергаемые обществом формы социального поведения человека. Предмет предполагает широкое
использование новых форм организации учебного процесса: беседы, диспуты, деловые и ролевые игры,
интегрированные уроки и др.
"География" – элементарный курс физической географии России и зарубежья, позволяющий на основе
межпредметных связей сформировать доступные представления о физической, социально-экономической
географии, ее природных и климатических ресурсах, влияющих на образ жизни, культуру, хозяйственную
деятельность человека на земле. Особое место в курсе географии отводится изучению родного края,
природоохранной деятельности, что существенно дополняет систему воспитательной работы по
гражданскому, нравственно-этическому воспитанию.
Образовательная область "Естествознание" реализуется учебными предметами "Биология".
"Биология" – учебный предмет с соответствующими разделами: "Растения", "Животные",
"Человек". Знания о социальной сущности человека уточняют и дополняют представления обучающихся о
себе, как живом организме, помогают ориентироваться в сложных межполовых и межролевых отношениях,
возникающих между людьми, чтоособенно важно для самостоятельной жизни юноши, девушки после
окончания школы.
Раздел "Человек" позволяет изучить не только строение функции органов человека, но, прежде всего,
вопросы профилактики различных заболеваний, в том числе профилактики наркомании, алкоголизма, ВИЧинфекции, венерических и др. заболеваний, характерных для социальной жизни современного общества.
Естественнонаучное образование обучающихся с умственной отсталостью строится на основе
психологических особенностей восприятия и анализа окружающего мира.
Основной коррекционной
задачей является преодоление инертности психических функций, расширение представлений о многообразии
форм жизни окружающей среды.
Региональный (национальный) компонент
В региональной части заложено увеличение учебных часов, отводимых на изучение учебных предметов
обязательной части. К региональной части отнесены образовательная область "Технологии", что дает
возможность образовательной организации максимально использовать традиции и культуру (этнокультуру)
региона.
Образовательная область "Технологии" в части федерального компонента учебного плана включает
учебный предмет "Домоводство". "Домоводство" в большей мере соответствует задачам трудового
обучения и социального воспитания, оно позволяет формировать навыки по ведению домашнего хозяйства
во всех его компонентах, практически применять интеллектуальные умения из других учебных предметов,
заложить основы экономического хозяйствования в семье, а также комплекс прикладных умений: стирка,
глажение, ремонт, кулинария, уход за больными и мн. др. Домоводство, как и другие предметы учебного
плана, содержательно интегрируется с профилями труда, природоведением, географией, историей и др.
«Домоводство» проводится на базе учебных классов, рассматривается как пропедевтический период для
формирования некоторых новых организационных умений и навыков поведения, характерных для
профессиональной мастерской; ведется наблюдение, целью которого является определение индивидуальных
возможностей обучающихся в овладении тем или иным видом профессионального труда. На уроках
технологии, обучающиеся не делятся на группы интеллектуальных, психофизических особенностей
учащихся и рекомендаций врача. На уроках «Технологии» осуществляется допрофессиональное трудовое
обучение, целью которого является подготовка обучающихся к самостоятельному труду по получаемой
специальности в условиях обычных предприятий промышленности и сферы обслуживания.
Летняя трудовая практика проводится на базе школьных мастерских и прилегающей территории в течение
весенне-летнего периода или в том же объеме по окончанииучебного года.
К региональной части также отнесена образовательная область "Физкультура" через учебный предмет
"Физкультура", которая направлена на коррекцию психофизического развития обучающихся, выполняет
общеразвивающую функцию и включает (для основной группы обучающихся) элементы спортивной
подготовки и национальных видов спорта. На уроках физической культуры укрепляется здоровье
обучающихся, закаливается организм, формируется правильная осанка, совершенствуются двигательные
качества, воспитываются гигиенические навыки, физическая работоспособность. В соответствии с Приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2010 г. № 889, письмом Минобрнауки
РФ от 6 сентября 2002 г. N 03-51-127ин/13-03 в 5-9 классах введен дополнительный урок физкультуры.
Включение третьего урока физической культуры в региональный компонент содействует сохранению и
укреплению физического и психического здоровья обучающихся средствами физической культуры и спорта.
По окончании IX класса обучающиеся получают документ (свидетельство) установленного
государственного образца об окончании образовательного учреждения.
Таким образом, предметы, включенные в учебный план, обеспечивают обучающимся потенциально
возможный уровень образованности, без чего не может быть достигнута основная цель: социальная
реабилитация и интеграция детей с проблемами в развитии в современное общество.
Школьный компонент (коррекционные технологии)
В школьном компоненте представлены коррекционные технологии, обязательные для преодоления
(сглаживания) специфических нарушений у обучающихся: "Логопедическая коррекция", "Психологический
практикум", «Занятия с дефектологом».
Цель коррекционного курса "Логопедическая коррекция" – коррекция дефектов устной и письменной
речи обучающихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей
социализации обучающихся логопатов, успешное становление личности. Обязательные индивидуальные и
групповые занятия отведены на курс "Логопедическая коррекция" (согласно рекомендациям ПМПК). Часы в
расписании могут быть как в первую, так и во вторую половину дня, продолжительностью: индивидуальные
– 15-20 минут; групповые – 35-40 минут. Группы комплектуются с учетом однородности и выраженности
речевых нарушений.
Дети с интеллектуальной недостаточностью характеризуются стойкими нарушениями и недоразвитием
психических процессов, что отчётливо обнаруживается в сфере познавательной деятельности и личностной
сфере.
Учитывая степень тяжести дефекта ребёнка, состояние его здоровья, индивидуально-типологические
особенности, необходимо создавать педагогический условия, направленные на преодоление трудностей
овладения программными знаниями, умениями и навыками, что в свою очередь будет способствовать
успешной адаптации и интеграции детей в обществе. Такую помощь призваны оказать специально
организованные коррекционно-развивающие занятия по курсу «Психологический практикум для
школьников» по 2 ч в неделю (по плану работы психолога).
«Занятия с дефектологом»: основная задача – развитие и коррекция интеллектуальной сферы
ребёнка, расширение его познаний об окружающем мире, помощь в социализации, проводится в рамках
работы учителя-дефектолога по 2 часа в неделю (по плану работы дефектолога).
Обучающиеся 9 класса посещают внеурочные занятия по выбору.
Формы проведения промежуточной аттестации обучающихся:
Освоение АООП для обучающихся сопровождается промежуточной аттестацией. Формы проведения
промежуточной аттестации: итоговая контрольная работа определяется методическим советом школы с
учетом контингента обучающихся и особенностями предмета.
Сроки проведения промежуточной аттестации определяются с учетом особенностей режима школы,
календарным учебным графиком и нормами СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические
требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" от 10 июля 2015 года № 26.
Класс Предмет
8-9
Русский язык
8-9
Чтение
8-9
Математика
8-9
8-9
8-9
8-9
8-9
8-9
История Отечества
Этика
География
Естествознание
Домоводство
Физкультура
Форма
Контрольный диктант с грамматическим
заданием или контрольное списывание с
грамматическим заданием
Проверка
техники
чтения,
проверка
смысловой стороны чтения с учетом
программных требований
Контрольная работа, по мере прохождения
наиболее значимых тем программы;
Контрольный тест
Контрольный тест
Контрольный тест
Контрольный тест
Контрольный тест
Практические упражнения, освобожденные
обучающиеся - тест
Условия реализации учебного плана
Периодичность
В конце учебного года
В конце учебного года
В конце учебного года
В конце учебного года
В конце учебного года
В конце учебного года
В конце учебного года
В конце учебного года
В конце учебного года
Продолжительность учебного года, учебных периодов (четвертей), учебной недели, каникул, их начало и
окончание, сменность занятий, продолжительность уроков и перемен, сроки проведения промежуточной
аттестации устанавливает календарный учебный график.
Данный учебный план учитывает особенности познавательной деятельности умственно отсталых
обучающихся. Он способствует разностороннему развитию личности обучающихся: их умственному
развитию, обеспечивает гражданское, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание.
Учебный план позволяет достичь обучающимся того уровня общеобразовательных знаний, навыков и
умений, который обеспечит им социальную реабилитацию и адаптацию в обществе.
Недельный учебный план основного общего образования для обучающихся с лёгкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для 9 класса
на 2024-2025 учебный год МБОУ Торопецкой ООШ №3
№
Образовательная Образовательные компоненты
9 кор класс
область
(учебные предметы)
/ кол-во часов
Федеральный компонент
1
Язык и речь
1.1.Русский язык
4
1.2.Чтение
4
2
Математика
2.1. Математика
4
3
Обществознание
3.1. История Отечества
2
3.2. Мир истории
3.3. Этика
1
3.4. География
2
4
Естествознание
4.1. Живой мир
4.2. Природовед.
4.3. Биология
2
5
Искусство
5.1. ИЗО
5.2. Музыка (танец)
Региональный компонент
6
Технологии
6.1. Домоводство
2
7
Физкультура
7.1. Физкультура
3
(спортивная
подготовка)
Итого обязательная часть нагрузки: 24ч
24
Школьный компонент:
8
Коррекционные технологии для обучающихся с рекомендациями ПМПК
8.1
«Логопедические занятия»
2
8.2
Занятия с дефектологом
1
8.3
"Психологический практикум"
3
Итого: 6ч
6
*- Групповые и фронтальные коррекционные занятия являются дополнением к учебному плану, они не входят в основное расписание и
продолжительность их составляет 40 мин
Недельный план внеурочной деятельности в МБОУ Торопецкой ООШ № 3 для обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) – легкая умственная отсталость уровня ООО
на 2024/2025 учебный год
Направления
Названия
Формы организации
Количество часов в
неделю
9 класс
Часть, рекомендуемая для всех обучающихся
Информационно-просветительские
«Разговор о важном»
занятия патриотической, нравственной и
Информационный час
экологической направленности
Занятия, направленные на
удовлетворение профориентационных
интересов и потребностей обучающихся
«Россия – мои
горизонты»
Классный час
Итого: 2 ч
1
1
2
Занятия «Разговор о важном» и «Россия – мои горизонты» направлены на удовлетворение социальных интересов и
потребностей обучающихся, на педагогическое сопровождение деятельности социально ориентированных ученических
сообществ, детских общественных объединений, органов ученического самоуправления, на организацию совместно с
обучающимися комплекса мероприятий воспитательной направленности /реализуются классным руководителем/.
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)