Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Торопецкая основная общеобразовательная школа № 3
РАССМОТРЕНО
на педагогическом совете
МБОУ Торопецкой ООШ №3
Протокол №1
от 29.08.2024 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор
Васильева Любовь Викентьевна
Приказ № 96
от 29.08.2024 г.
Специальный индивидуальный план развития
(СИПР)
для обучающегося 1 класса с РАС с умеренной, тяжелой, глубокой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР
(вариант 8.4)
/НА ДОМУ/
на 2024-2025 учебный год
Торопец, 2024 г.
Пояснительная записка
Специальный учебный план развития (СИПР) разработан на основании заключения ТПМПК
Нелидовского городского округа от 13.04.2022г. №8/2, на основании справки ВКК поликлиники
Торопецкой ЦРБ от 06.06.2024 г. №146 по заявлению родителей (законных представителей) на основании
федерального учебного плана ФАОП НОО для обучающихся с РАС с умеренной, тяжелой, глубокой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР (вариант 8.4), который фиксирует
общий объем нагрузки, максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру
обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и
учебным предметам, обеспечивает введение в действие и реализацию требований ФГОС НОО
обучающихся с РАС УО вариант 8.4 и выполнение гигиенических требований к режиму
образовательного процесса, которые предусмотрены Гигиеническими нормативами и Санитарноэпидемиологическими требованиями, а также по желанию родителей и особенности ребёнка¸
руководствуясь:
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014г.
№1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021г.
№286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования»;
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022г.
№1023 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего
образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022г. №1026 «Об
утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 11 февраля 2022г. № 69 «О
внесении в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего образования,
утвержденный приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 22.03.2022г. №155»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 17.07.2024 № 495
"О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации,
касающиеся федеральных адаптированных образовательных программ" (Зарегистрирован 15.08.2024 №
79163);
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации и
обеспечивает выполнение санитарно-эпидемиологических требований СП 2.4.3648-20 и гигиенических
нормативов и требований СанПиН 1.2.3685-21г.;
- Устава и локальных актов МБОУ Торопецкой ООШ №3.
СИПР разработан в соответствии с требованиями ФАОП обучающихся с РАС (вариант 8.4).
В учебном плане представлены семь предметных областей и коррекционно-развивающая
область. Содержание всех учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области, имеет
ярко выраженную коррекционно-развивающую направленность, обеспечивающую учет особых
образовательных потребностей этой категории обучающихся. Коррекционно-развивающая область
включена в структуру учебного плана с целью коррекции недостатков психофизического развития
обучающихся.
СИПР состоит из двух частей – обязательной части и части, формируемой участниками
образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных
предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение, по классам (годам) обучения.
СИПР учитывает психофизическое развитие,
индивидуальные возможности
и особые
образовательные потребности обучающегося с РАС. Обучение по варианту 8.4 АОП обучающихся с РАС
предполагает, что обучающийсяполучает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям
не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями
сверстников, не имеющих дополнительные ограничения по возможностям здоровья, в пролонгированные
сроки. Язык и альтернативная коммуникация – 2 часа в неделю, математические представления,
окружающий природный мир, человек, окружающий социальный мир, на музыку и движение - по 1 часу
в неделю, на изобразительное искусство и адаптивную физкультуру – по 0,5часа в неделю.
Целью реализации такого СИПР является обретение обучающимся таких жизненных компетенций,
которые позволяют ему достигать максимально возможной самостоятельности в решении повседневных
жизненных задач, обеспечивают его включение в жизнь общества на основе индивидуального
поэтапного, планомерного расширения жизненного опыта и повседневных социальных контактов в
доступных для обучающегося пределах.
Коррекционно-развивающая область, согласно требованиям АОП УО, является обязательной
частью внеурочной деятельности и представлена коррекционными занятиями: с логопедом,
дефектологом и психологом по 2 часа в неделю с каждым специалистом. Коррекционные занятия
направлены на коррекцию и ослабление нарушений в познавательном, личностном, эмоциональном,
регулятивном, речевом развитии обучающихся. Всего на коррекционно-развивающую область отводится
2 часа в неделю.
Возможно изменение учебного плана как в сторону уменьшения количества часов в неделю, так и в
сторону их увеличения, что связано с особенностями развития обучающихся, с характером
протеканиязаболевания.
Объем максимальной нагрузки учащихся состоит из суммы часов образовательной области. В
максимальную нагрузку не входят часы занятий, включенные в коррекционно-развивающую область
(Письмо Министерства образования РФ от06.09.2002 № 03-51-127 ин./13-03).
На первый план выдвигаются задачи, связанные с приобретением элементарных знаний,
формированием практических обще учебных знаний и навыков, обеспечивающих относительную
самостоятельность детей в быту, их социальную адаптацию, а также развитие социально значимых
качеств личности.
Предполагаемое содержание коррекционно-развивающей работы с данной категорией детей
относится к пропедевтическому уровню образованности.
Занятия коррекционно-развивающей области проводятся во вторую половину дня после часового и
более перерыва вне сетки школьного расписания, что обусловлено сложностью дефекта.
Приоритетными направлениями коррекционно-развивающей работы являются:
• укрепление и охрана здоровья, физическое развития детей иподростков;
• расширение социальных контактов с целью формирования навыков социального
общежития, адекватного поведения, знаний о себе, о других людях, о
микросоциальномокружении;
• формирование на доступном уровне простейших навыков счета, чтения, письма, знаний о
природе и об окружающем мире, основ безопасной жизнедеятельности.
Продолжительность урока в 1-ом классе – 35 минут.
Продолжительность индивидуального коррекционного занятия составляет 20 минут.
Обучение детей и подростков в соответствии с учебным планом по «Программе» осуществляется на
основании рекомендаций Территориальной медико-психолого-педагогической комиссии, не превышает
максимально допустимую нагрузку.
Коррекционно-развивающая область является обязательной частью внеурочной деятельности,
поддерживающей процесс освоения содержания АООП НОО обучающихся с РАС с УО (вариант 8.4) и
предоставлена коррекционными курсами в рамках работы логопеда, психолога и дефектолога:
1. Коррекционный курс "Логопедические занятия". Основные задачи реализации содержания:
формирование и развитие различных видов устной речи (разговорно-диалогической, описательноповествовательной) на основе обогащения знаний об окружающей действительности. Обогащение и
развитие словаря, уточнение значения слов, развитие лексической системности, формирование
семантических полей. Развитие и совершенствование грамматического строя речи. Развитие связной
речи. Коррекция недостатков письменной речи (чтения и письма). Занятия проводятся фронтально, по
подгруппам или индивидуально.
2. Коррекционный курс "Психологический практикум". Основные задачи реализации содержания:
Формирование учебной мотивации, стимуляция сенсорно-перцептивных, мнемических и
интеллектуальных процессов. Гармонизация психоэмоционального состояния, формирование
позитивного отношения к своему "Я", повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности,
формирование навыков самоконтроля. Развитие способности к эмпатии, сопереживанию; формирование
продуктивных видов взаимоотношений с окружающими (в семье, классе), повышение социального
статуса ребенка в коллективе, формирование и развитие навыков социального поведения.
3. «Занятия с дефектологом»: основная задача – развитие и коррекция интеллектуальной сферы ребёнка,
расширение его познаний об окружающем мире, помощь в социализации, проводится в рамках работы
учителя-дефектолога. Коррекционно-развивающая работа направлена на обеспечение развития
эмоционально-личностной сферы и коррекцию ее недостатков; познавательной деятельности и
целенаправленное формирование высших психических функций; формирования произвольной регуляции
деятельности и поведения; коррекцию нарушений устной и письменной речи, психолого-педагогическую
поддержку в освоении АООП НОО обучающихся с РАС УО (ИН).
Выбор коррекционно-развивающих занятий, их количественное соотношение, содержание,
самостоятельно определяется МБОУ Торопецкой ООШ №3, исходя из психофизических особенностей и
особых образовательных потребностей для обучающихся с РАС с умеренной, тяжелой, глубокой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР (вариант 8.4) на основе
рекомендаций Нелидовской ПМПК и ИПР обучающихся.
Специальный индивидуальный учебный план развития (СИПР) для обучающегося индивидуального
обучения НА ДОМУ в 1 классе на 2024-2025 учебный год
1 (и) кор класс по АОП для обучающихся с РАС с умеренной, тяжелой, глубокой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР (вариант 8.4)
Образовательные
области
1. Язык и речевая
практика
2. Математика
3.Окружающий мир
4.Искусство
5.Физическая культура
Учебные предметы
Обязательная часть
Речь и альтернативная
коммуникация
Математические представления
Окружающий природный мир
Количество часов в соответствии с ФАОП
с
самост в неделю,
в год, ч
учителе оятель
ч
м
но в
в нед.
нед.
2
1
3
99
1
1
1
1
2
2
66
66
Человек
1
2
3
99
Окружающий социальный мир
1
0
1
33
Музыка и движение
Изобразительная деятельность
Адаптивная физкультура
1
0,5
0,5
1
2,5
1,5
2
3
2
66
99
66
8
10
18
660
2
1
3
6
-
2
1
3
6
Итого: 8ч
6.Коррекционно-развивающие занятия:
«Логопедические занятия»
Занятия с дефектологом
"Психологический практикум"
Итого: коррекционно-развивающие занятия: 6ч
66
33
99
198
*- Индивидуальные коррекционные занятия являются дополнением к учебному плану, они не входят в
основное расписание и продолжительность их составляет 30 мин.
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)