Дополнительная общеобразовательная Мир в объективе

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
Тип программы: модифицированная
Образовательная область: естествознание
Направленность деятельности: естественнонаучная с элементами
художественной и технической
Способ освоения содержания образования: репродуктивный, эвристический,
исследовательский
Уровень освоения содержания образования: общекультурный
Уровень реализации программы: базовый
Форма реализации программы: групповая
Продолжительность реализации программы: 1 год

Пояснительная записка
Образование и воспитание школьников в области окружающей среды
является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы с
молодежью и является актуальной. Проблема охраны природы – одна из
наиболее актуальных проблем современности, поэтому школьников с юных
лет необходимо научить любить, охранять природу и приумножать
природные богатства родного края. Привить бережное отношение к природе
и научить школьников разумно использовать научные и технические
достижения на благо природы и человека – одна из задач программы «Мир в
объективе».
Человек XXI века должен иметь экологическое мировоззрение, уметь
сопереживать, слышать, видеть, понимать мир родного края, любить место
своего рождения, желать сделать его лучше и уютнее. Это можно сделать без
ущерба окружающей среде, а используя средства фотоискусства.
Что такое экологическая культура? Это особенности поведения и
деятельности человека, а также сфера его духовной жизни, т.е. способность
человека пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в
повседневной жизни, в своей практической деятельности. При этом знания
должны быть обретены, «открыты» самими детьми, лишь тогда они станут
для них значимыми.
Искусство фотографии, зародившееся более полутора веков назад, в наши
дни получило новый толчок в развитии благодаря цифровым технологиям. С
появлением относительно недорогих цифровых фотоаппаратов, быстрых
компьютеров и доступных программ для редактирования изображений
каждый может создавать прекрасные фотографии, посылать их по
электронной почте, создавать великолепные отпечатки, и делать многое
другое. Фотография, как аналоговая, так и цифровая развивает у детей
творческие способности, фантазию. Что способствует развитию творческого
восприятия окружающего мира, развитию умения использовать фотоаппарат
и компьютер как инструмент творчества.
И все это возможно, используя фотографию, которая прочно вошла в нашу
жизнь, стала самым массовым и популярным видом самодеятельного
искусства. Огромно значение фотографии, по мнению многих педагогов, в
деле воспитания подрастающего поколения, детей и юношества. Она играет
большую роль в их художественном, эстетическом и нравственном
воспитании, в развитии их творческих способностей, воспитании образного
мышления. Наибольшее распространение получила цифровая фотография.
Не каждый ребенок имеет возможность приобрести и развить навыки
фотосъемки самостоятельно, поэтому обучение фотоделу должно
осуществляться централизованно. В связи с этим возникла необходимость
создания кружка по изучению фотографии. Данная программа позволяет
реализовать знания и умения в области экологии и фотографии.
Программа является модифицированной и адаптированной, разработана для
занятий с детьми и подростками в возрасте от 12 до 15 лет ,

интересующимися природой родного края, его актуальными экологическими
проблемами, а также увлекающимися фотографией. Программа адаптирована
к местным условиям, допускаются изменения и дополнения программы в
процессе работы.
Состав группы постоянный в течение года, набор детей в группы –
свободный, принимаются все дети, которым интересен этот вид
деятельности. Количество обучающихся 10 человек в группе. Программа
кружка построена таким образом, чтобы внеклассная работа могла стать
целенаправленной, систематической и результативной.
Обучение также проводится и дистанционно: в социальных сетях создана
беседа – где ребята получают информацию о проходящих конкурсах,
советуются друг с другом по интересующим их вопросам, для них
публикуется информация различного рода – советы, теоретический материал
и т.д., размещаются работы воспитанников, потому что учиться фотографии
в одиночку нельзя. Учиться нужно друг у друга. Необходимо учиться и
мыслить, и говорить с помощью фотографий.
Каждое занятие длится 2 часа.
Форма обучения - очная с возможностью перехода на дистанционное
обучение.
Режим занятий —1 раз в неделю (72 часа в год). Всего учебных недель
(продолжительность учебного года) – 36 недель.
Новизна программы в том, что она не только прививает навыки и умение
работать с компьютерными программами, фотоаппаратурой, но и
способствует формированию эстетической и экологической культуры. Эта
программа не даёт ребенку «уйти в виртуальный мир», учит видеть красоту
реального мира посредством искусства фотографии.
Рабочая программа «Мир в объективе» имеет естественнонаучную
направленность с элементами художественной и технической.
Актуальность программы
В век новых технологий человек перестает ощущать себя частью природы,
действует как хозяин и преобразователь, что ведет к формированию
утилитарного подхода к окружающей среде, что ведет к ее неправильному
использованию и загрязнению. А фотоискусство несет людям красоту и
гармонию окружающего мира, ощущение полноты жизни. Фотографии
говорят с нами на безмолвном языке, надо лишь суметь приостановиться,
чтобы увидеть окружающий мир таким, каков он есть, в этом и заключается
миссия данной программы.

Цель программы
- формирование у подрастающего поколения представления об уникальной
ценности окружающего мира, а также знание приёмов фотосъёмки;
- развитие бережного и ответственного отношение к природе родного края и
всей нашей планеты, творческих способностей, образного мышление,
эстетического вкуса.
Задачи
Образовательные:
- научить экологической культуре;
- дать знания о природе и культурном наследии родного края;
- научить практическим умениям и навыкам правильного поведения в
природе;
- научить основным правилам фотосъемки;
- научить правилам подбора сюжетов к заданной теме;
- обучить умениям и навыкам работы с компьютерной техникой и
компьютерными программами по обработке цифровой фотографии;
программами для создания видеоклипов (применительно к фотографии).
Развивающие:
- развивать позитивное отношение обучающихся ко всему разнообразию
живой природы на основе коррекции целей и мотивов их экологического
поведения;
- развивать эмоциональную сферу, направленную на актуализацию лучших
нравственных побуждений, желания беречь природу;
- развивать эстетические взгляды и творческий потенциал личности через
общение с живой природой;
- развивать логическое мышление, внимание, память, фантазию, творческие
способности детей;
- способствовать развитию познавательного интереса к информационным
технологиям;
- развивать мотивацию личности к познанию и самосовершенствованию;
- развивать осознание значения наследуемых ценностей, мировой и русской
культуры и их усвоение;
- развивать кругозор и творческое мышление и логику.
Воспитательные:
- организовать полноценный досуг детей;
- заложить основы формирования информационной культуры воспитанников;
- воспитывать трудолюбие, терпение, умение довести начатое дело до конца,
взаимопомощь при выполнении работы;
- прививать основы культуры труда;
- сформировать коллективные отношения через совместную деятельность,
учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка;
- воспитывать у подростков чувства патриотизма, духовности,
нравственности, морали;

- формировать потребности в регулярных занятиях как к способу осмысления
и самореализации собственной деятельности;
- воспитывать потребность в полезном заполнении свободного времени
обучающихся;
- воспитывать чувства толерантности и коллективизма.
Формы и методы образовательного процесса
Для реализации программы используются различные формы и методы
обучения и воспитания: словесные, наглядные (просмотр фотовидеоматериалов), практические (проведение экскурсий, научноисследовательских работ, написание заметок, выпуск листовок и т.д.),
участие в различных экологических акциях, конкурсах, фотоконкурсах,
массовых мероприятиях, экологические тренинги.
Теоретические занятия осуществляются в виде лекций, консультаций,
отчетов, бесед, экскурсий.
В практических занятиях преобладают экскурсионные занятия. Экология не
является лабораторной, в ней важное место занимают наблюдения и
эксперименты в природе. Практические занятия проходят в форме
выполнения различных индивидуальных и коллективных заданий,
проведения исследовательской работы, выпуска газеты, а также участие
детей в различных конкурсах, экологических мероприятиях (день леса, день
воды, день птиц), экологических акциях (уборка мусора, посадка цветов и
т.д.)
Программа предусматривает самые разнообразные формы работы в
зависимости от тематики, но в основном это работы индивидуальные,
которые показывают взгляд на каждого ученика на данную тему.
Используются методы работы: поисковый, частично-поисковый, экскурсия,
творческие выставки коллектива и личные.
Прогнозируемые результаты
Выпускник творческого объединения «Мир в объективе» - это подросток,
любящий свою природу и показывающий ее красоту и хрупкость при
помощи фотографий и видеороликов. Он никогда не сорвет цветка, чтобы
полюбоваться его красотой, а лучше сфотографирует и поделится его
красотой с другими. Свободно применяет все знания и умения, полученные
при обучении, в своей творческой деятельности. Осознает необходимость
приобщения к миру прекрасного. Владеет навыками культуры поведения в
природных объектах. Понимает значимость моральных норм,
общечеловеческих ценностей, стремится соблюдать эти нормы и быть
хранителем ценностей. Хорошо ориентируется в окружающем мире,
воспринимает себя как часть этого мира, понимает закономерные
взаимосвязи человека и общества, человека и окружающей среды,
ориентируется в жизни на законы красоты и гармонии.
Владеет необходимыми для общения личностными качествами:

- открытостью;
- тактичностью, доброжелательностью;
- гибкостью, динамичностью;
- мобильностью;
- толерантностью;
- стремлением понять внутренний мир другого человека.
Перечень оборудования, необходимого для реализации программы
1. Ноутбук или стационарный компьютер.
2. Выход в интернет.
3.Фотоаппарат или телефоны с камерой.
Учебно-тематический план
№
п/п

Название разделов, тем

Введение. План работы
объединения. Правила т/б
2 Основы экологии
3 Знакомство с цифровым миром
4 Мир природы в мире человека
5 Работа с ПК
6 Жанры фотографии
7 Экскурсии
8 Участие в экологических акциях,
конкурсах
9 Практика фотографии
10 Тренинги, игры, викторины
11 Итоговое занятие
12
1

Количество часов
теория
практика
всего
1
1
2
1
1
1
1
1
4

1
1
1
3
1
6
8

2
2
2
4
2
6
12

4
1
15

20
14
1
57

24
14
1
72

Содержание тем
Тема 1. Введение. Знакомство с планом работы объединения, техника
безопасности в кабинете, на занятиях, экскурсиях. Введение в программу.
Тема 2. Основы экологии. Экология как наука, основные понятия,
термины. Ситуации, когда человек не может обойтись без экологических
знаний. Связь экологии с другими науками. Экосистемы Тверского края.
Тема 3. Знакомство с цифровым миром. Фотография как увлечение. Мои
самые лучшие фотографии из семейного альбома. Техника безопасности.
Основные термины фотографии, которые должен знать каждый.Память
цифрового фотоаппарата. Электропитание цифрового фотоаппарата. Режимы
съемки в фотоаппарате.
Тема 4. Мир природы в мире человека. Что такое природа. Что такое
красота. Природа и мы. Историко-культурная ценность живой природы.
Отражение красоты природы в живописи, литературе, музыке, фольклоре.
Гуманитарная экология. Забота о сохранении разнообразных форм жизни как
новая ценность современной цивилизации. Проведение экологического
тестирования, экологического тренинга.
Тема 5. Работа с ПК. Основы работы с ПК. Техника безопасности при
работе с ПК. Перенос фото на ПК и способы их хранения. Способы
компьютерной обработки фотографий.
Тема 6. Жанры фотографии. Натюрморт. Пейзаж. Архитектурные
сооружения. Интерьер. Портрет. Фотосъемка природы. Пейзажи, портреты.
Требования и особенности пейзажной съемки. Съемка воды. Ночной пейзаж.
Искусство портретной съемки. Секреты выразительности фотопортрета. В
современном фотоискусстве фотопортрет – это один из наиболее
востребованных жанров фотографии. Современные направления в
фотографии. Стили фотографии.
Тема 7. Экскурсии. Основные экскурсионные маршруты, работа с картами,
правила поведения по маршрутам. Экскурсии на природу, виртуальные
экскурсии.
Тема 8. Участие в экологических акциях, конкурс. Подготовка и участие в
экологических акциях, конкурсах.
Тема 9. Практика фотографии. Сюжет и композиция. Основные правила
наводки объектива на резкость. Кадрирование. Масштаб изображения.
Изображение пространства. Авторский замысел. Светочувствительность.
Качество изображения. Разрешение изображения. Отображение цвета.
Правила преобразования размеров изображений. Показ работ разных
кружковцев - фотографов. Съёмка красивых уголков природы.
Тема 10. Тренинги, игры, викторины.

Тема 11. Итоговое занятие. Обобщение изученного. Подведение итогов.
Воспитательный аспект
Цель воспитания - создание условий для формирования социально
адаптированной, приспособленной к полноценному развитию личности
ребенка через интерес к родному краю, фотоискусству.
Задачи воспитания:
- формировать знания о правовых и этических нормах работы с
информацией;
- воспитывать стремление к самоутверждению через освоение цифровой
техники;
- воспитывать личную ответственность за результаты своей работы;
- воспитывать потребность и умение работать в коллективе при решении
сложных задач;
- воспитывать скромность, заботу о пользователе продуктов своего труда;
- укреплять дружбу между обучающимися.
Основной задачей объединения «Мир в объективе» является создание
условий для развития «стартовых» возможностей каждого ребенка, реагируя
на быстро меняющиеся потребности детей и родителей и оказывая помощь и
поддержку одаренным и талантливым обучающимся, поднимая их на новый
уровень индивидуального развития. Воспитание в детях аккуратности,
любознательности, зрительной памяти, творческого подхода к собственной
работе, а так же применение полученных знаний, умений и навыков для
поиска новых знаний. Удовлетворение потребностей родителей в
дополнительном образовании детей, их успешной творческой деятельности,
помощь в адаптации и мотивации к самоопределению детей, их
компетентность в вопросах воспитания личности ребенка.
Результат воспитания: формирование внутренней позиции обучающегося на
уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из
средств самовыражения в социальной жизни; познавательный интерес к
новым способам исследования технологий и материалов, к новым способам
самовыражения; устойчивый интерес к новым способам познания.
Формы контроля и аттестации
Чтобы определить уровень знаний, умений и навыков, полученных по
программе в целом и отдельно по каждому образовательному разделу,
необходимо систематически, объективно и наглядно проводить диагностику
образовательного процесса.
Применяемые техники диагностики:
• Обсуждение и анализ творческих работ.
• Педагогические наблюдения.
Для подведения итогов реализации дополнительной образовательной

программы проводятся опросы, конкурсы, выставки, презентация творческих
работ, коллективный анализ работ, оценка результатов труда.
Оценочные материалы
Вводный контроль проводится перед началом обучения в виде опросов,
собеседований, педагогических наблюдений. Он предназначен для проверки
имеющихся у обучающихся знаний экологии, умений и навыков по
фотоделу.
Текущий контроль осуществляется в форме беседы, устного опроса (в форме
вопрос – ответ), анализа продуктов творческой деятельности обучающихся и
тестирования.
Промежуточная аттестация. При полной или частичной реализации
программы, при подведении итогов отдельных разделов и общего итога
используются следующие формы работы: презентации творческих работ,
защита проектов, выставки фотографий, плакатов, коллажей и конкурсные
программы.
Формой итогового контроля являются творческие работы. Учитывается
участие обучающихся в проектах, конкурсах, выставках.
Работа с родителями
Цель: удовлетворение потребностей родителей в дополнительном
образовании детей, их успешной творческой деятельности, помощь в
адаптации и мотивации к самоопределению детей, их компетентность в
вопросах воспитания личности ребенка.
Мероприятия:
- анкетирование детей;
- консультирование родителей по педагогическим, воспитательным,
творческим проблемам;
- приглашение на посещение занятий, мероприятий, творческих выставок,
экскурсий;
- вовлечение родителей в совместную с детьми творческую деятельность;
- награждение благодарственными письмами за успешную, активную
деятельность.
Список литературы
Экология
1. Гагарин А., Новиков, С. Человек – листочек. Экологические игры,
конкурсы, викторины, тренинги, тесты. Хабаровск, 1998
2. Красная книга России; правовые акты. Москва, 2000.
3. Панфилова Л.В., Игошин Г.П., Врубель Е.М. Технология формирования
экологической культуры школьников. Самара, 2005
4. «Справочник. Тверская область». Тверь, 1996
5.Энциклопедия «Я познаю мир». М. Астрель, изд. АСТ, 2001

6. Материалы местных периодических изданий
7. Интернет-ресурсы
Фотография
1. Хоуп Т. Лучшие фотографы мира и их самые удачные фотографии.Артродник, Москва, 2010
2.Ссылка на сайт www.elektivphotoshop.narod.ru

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».