Информационная карта программы
Наименование
программы
Направленность
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа «В гостях у природы»
Естественнонаучная
Разработчики программы
МБОУ Торопецкая ООШ № 3
Общий объем часов по
программе
36 часов
Форма реализации
очная
Целевая категория
обучающихся
Обучающиеся в возрасте 8-9лет
Аннотация
Предлагаемая программа нацелена на формирование
естественнонаучных знаний. Она несет в себе
большой развивающий потенциал: у обучающихся
создаются условия для саморазвития; формируются
их познавательные, исследовательские интересы и
способности.
Планируемый результат
реализации программы
- осознать себя гражданином России, чувство
любви к родной стране и своей малой родине,
выражающееся в интересе к ее природе и
желании участвовать в общих делах и
событиях;
- настроить на социальную солидарность
(милосердие), на безопасный и здоровый
образ жизни (безопасное поведение на
природе и в общественных местах); знание
правил здорового образа жизни;
- изучить природу родного края, развить
любовь к природе, углубить знания, осознать
вопросы охраны природы.
2
1.
Пояснительная записка.
В условиях возрастающей социальной роли личности как носителя экологической
культуры ставится задача максимально эффективной организации учебновоспитательного процесса для обеспечения знакомства ребенка с окружающей средой.
Программа «В гостях у природы» позволяет углубить работу по воспитанию
экологической культуры личности.
Направленность – естественнонаучная.
Глобальные проблемы современности, несущие угрозу жизни и человеческой
цивилизации, вызвали необходимость экологического образования. Экологическое
образование с его направленностью на воспитание ответственного отношения к
окружающей
среде
должно
явиться
обязательной
составной
частью
общеобразовательной подготовки обучающихся.
Дополнительное образование является составной частью в системе общего
образовательного процесса. Задачами дополнительного образования является:
удовлетворение познавательных потребностей учащихся и создание благоприятных
условий для творческой реализации способностей детей. Через кружковые занятия детям
передаются знания об окружающем мире, формируют умения и навыки, столь
необходимые для их самостоятельного активного общения с природой, воспитывают у
детей чувство ответственности за сохранение естественной природной среды, чувство
бережного, гуманного отношения ко всему живому, что есть на Земле.
Программа рассчитана на удовлетворение любознательности тех обучающихся,
которые стремятся к непосредственному общению с природой, хотят больше знать о
повадках, поведении, физиологических особенностях животных, необыкновенных
явлениях в растительном и животном мире.
Актуальность и новизна программы.
«В гостях у природы» как образовательная программа несет в себе большой
развивающий потенциал: у обучающихся создаются условия для саморазвития;
формируются их познавательные, исследовательские интересы и способности.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что в процессе её
реализации, обучающиеся овладевают знаниями, умениями, навыками, которые
направлены на освоение основных принципов экологии, выявление современных
экологических проблем, нахождение экологического равновесия между природой и
нашей цивилизацией, а также на охрану природы и рациональное природопользование.
Особенностью программы – является развитие духовной нравственности
обучающихся на основе организации интегрированного обучения, в основе которого
положены углубление и расширение знаний по изучению природы, привитие навыков
исследовательской работы, убеждѐнность в необходимости сохранности природы,
потребность общения с природой.
Новизна заключается в объединении биологического, психологического, творческого
подхода к изучению природных объектов и использование игровых элементов,
способствующих поддержанию неослабевающего интереса в изучении, охране природы
и исследовательской деятельности. Настоящая программа разработана в соответствии
со следующими нормативно-правовыми документами:
-Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
3
Федеральный закон от 31 июля 2020 года №304-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон об образовании в Российской Федерации по вопросам воспитания
обучающихся»;
-
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года;
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022
г. № 678-р
-
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г.
№ 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,
-
Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 № 06-1844 "О Примерных требованиях к
программам дополнительного образования детей"
Методические
рекомендации
по
проектированию
общеразвивающих программ № 09-3242 от 18.11.2015 года;
дополнительных
СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи;
Нормативные документы, регулирующие использование электронного обучения и
дистанционных технологий:
Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 года № 816 «Порядок
применения организациями, осуществляющих образовательную деятельность
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ»
«Методические рекомендации от 19 марта 2020 г. по реализации образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования,
образовательных программ среднего профессионального образования и
дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного
обучения и дистанционных образовательных технологий»; Локальные акты ОО:
Устав муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования
«Станция юных натуралистов» утвержден приказом руководителя Управления
образования администрации Вышневолоцкого городского округа от 19 февраля 2020
года №41;
-
Положение о структуре, порядке разработки и утверждения дополнительных
общеобразовательных программ МБУ ДО СЮН.
-
Адресат программы: 8-9 лет.
Уровень: стартовый
Форма обучения - очная.
Особенности организации образовательного процесса: занятия проводятся в группах,
учащихся одного возраста или разных возрастных категориях. В процессе реализации
программы учитываются возрастные
особенности детей. Поскольку программа сочетает различные виды
деятельности, потому в состав могут входить дети с ограниченными
4
возможностями здоровья, дети-инвалиды, дети, находящиеся в трудной
жизненной ситуации, состоящие на всех видах учёта, одарённые дети. Режим занятий:
занятия с обучающимися проводятся в зависимости от возрастных и
психофизиологических особенностей, допустимой нагрузки обучающихся с учетом
Санитарные правила СП 2.4.3648-20: Продолжительность занятия – 45 минут (1
академический час). Состав группы – постоянный. Занятия проводятся в группах по 1015 человек.
Объем и срок реализации: Общее количество учебных часов составляет
36 ч. в год, из них срок реализации- 1 год.
2. Обучающий блок.
2.1. Цель программы:
Формирование у обучающих системы ценностных отношений к природе и к
окружающему миру на основе изучения ими природных объектов, углубление
познавательных интересов детей, развитие у них потребности участвовать в
деятельности по изучению и охране природы.
Для реализации этой цели предполагается решение следующих образовательных,
развивающих и воспитательных задач:
Образовательные:
дать начальные знания и понятия о многообразии животного и растительного
мира; об основных средах обитания животных и растений, о зимующих и перелетных
птицах своей местности;
-
формирование и расширение представления о домашних животных, птицах,
диких животных, насекомых; - выявлять
и
последующее
развивать
творческие способности обучающихся в кружке эколого-биологической
направленности; - формировать систему норм и правил отношения к природе.
-
Развивающие:
вырабатывать навыки различных способов познания природы - наблюдения,
экскурсии.
-
развивать
познавательный
интерес,
содержательной стороны и ценностей природы;
-
стремление к
пониманию
развивать и уметь выражать своё собственное отношение к природе и
деятельности по её сбережению.
-
Воспитательные:
воспитывать организованность, любознательность,
воспитывать позитивное отношение к природным ценностям.
-
ответственность;
-
2.2. Учебный план
5
2.2.1 Учебный план
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «В гостях у природы»
1 час в неделю, 36 часов в год
№
Наименование разделов (тем)
п/п
Всего
часов
Теория
Практика
1.
Вводное занятие.
1
1
-
2.
Овощные культуры.
2
1
1
3.
Сезонные явления в природе осенью.
1
-
1
4.
Цветники осенью.
2
1
1
5.
Комнатные растения.
2
1
6.
Законы лесной жизни.
3
2
1
7.
Царство грибов.
1
1
-
8.
Удивительный мир животных.
5
2
3
9.
Природа зимой.
1
-
1
10.
Птицы.
4
2
2
11.
Паукообразные.
1
1
-
12.
Китообразные.
1
1
-
13.
Век пресмыкающихся.
2
1
1
14.
В мире насекомых.
2
1
1
15.
Природа весной.
1
-
1
16.
Царство растений.
2
1
1
17.
Перелетные птицы.
2
1
1
18.
Дикие животные.
2
1
1
19.
Итоговое занятие.
1
-
1
Итого.
36
18
1
18
2.2.2 Учебно-тематический план
6
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «В гостях
у природы»
№
Наименов
Формы занятий Приемы и методы Дидактический Мониторинг
результатов
ание
организации
материал
п/п
освоения
разделов
учебновоспитател
программы
ьного
процесса
(тем)
1. Вводное
занятие.
экскурсия,
интеллектуальный
марафон.
словесный –
беседа, рассказ;
практический;
игровой –
дидактические,
развивающие игры.
план работы
кружка, дневники
наблюдений,
рисунки,
фотографии,
дидактические
карточки.
2. Овощные
культуры.
практическая работа. словесный – беседа, рисунки,
инструкции по
рассказ;
технике
практический
безопасности.
– практикум;
инструктаж
по технике
безопасности
занимательны
е упражнения.
наглядный –
демонстрация
овощей, игровой –
дидактические,
развивающие игры.
3.
Сезонные
явления в
природе
осенью.
словесный –
экскурсия,
практическая работа. беседа, рассказ;
практический;
наблюдения –
запись наблюдений
в дневник;
наглядный –
демонстрация
семян и листьев,
игровой –
дидактические,
игры.
записи в
открытки
животных, листья дневнике
наблюдений
деревьев и
кустарников,
пакетики для сбора
семян,
дидактические
карточки.
7
4.
Цветники
осенью.
словесный
–
занятие беседа,
путешествие,
практический;
практическая работа.
наблюдения
–
зарисовка клумб;
наглядный
–
демонстрация
семян,
цветов;
игровой
–
дидактические,
развивающие
игры.
5. Комнатные занятие –
растения. путешествие по
комнатным
растениям, занятие –
игра, практическая
работа.
словесный
–
беседа,
объяснение,
чтение,
практический
–
уход
за
растениями;
наглядный
–
демонстрация
растений; игровой
– дидактические,
познавательные
игры.
фотографии цветов,
живые цветы,
коробки для семян,
дидактические
карточки.
экологические
загадки,
выставка
рисунков,
дидактические
игры.
фотографии
комнатных
растений, живые
комнатные
растения, плакат
«Как
ухаживать за
комнатными
растениями»,
дидактические
карточки.
определить по
фотографии
или
комнатному
цветку его
название и
надо
описать.
6.
Законы
лесной
жизни.
занятие исследование,
творческая
мастерская, устный
журнал,
практическая работа.
словесный – беседа,
объяснение,
плакат «лес»,
рассказ;
картинки и
практический;
фотографии
наглядный –
деревьев, грибов,
демонстрация
мхов, травы,
картинок о лесе;
правила поведения
игровой –
в лесу,
дидактические,
дидактические
познавательные
карточки.
игры.
составление
правил
поведения в
лесу.
7.
Царство
грибов.
игры - конкурсы,
практическая работа,
творческая
мастерская.
словесный – беседа, картинки,
рассказ,
фотографии с
объяснение,
изображением
описание, чтение; грибов, пластилин,
практический;
наглядный – демон-
сложить
названия
грибов,
занимательны
е упражнения.
8
страция
дидактические
фотографий,
карточки.
рисунков;
игровой
–
дидактические,
познавательные
игры.
8. Удивительн устный
журнал, словесный – беседа, открытки
занятие
объяснение,
ый мир
животных,
рассказ;
животных. - путешествие,
фотографии,
практический
–
рисунки,
кинолекторий,
поделки; наглядный дидактические
занятие – игра,
– демонстрация
карточки.
практическая работа, фотографий,
творческая
рисунков по теме;
мастерская.
игровой –
познавательные
игры.
9. Природа
занятие
- словесный –
рисунки следов
исследование,
беседа, рассказ;
животных,
зимой.
фотографии
практическая работа практический;
наблюдения –
животных, дневник
запись наблюдений наблюдений,
в дневник;
термометр, деревья
наглядный –
и кустарники.
демонстрация
снега, следов,
игровой –
дидактические,
игры.
10. Птицы.
устный
журнал, словесный –
фотографии птиц,
занятие
беседа, рассказ;
кормушки, корм,
практический;
кроссворд, картон,
- путешествие,
наблюдения
–
клей, цветная
кинолекторий,
запись наблюдений бумага, плакаты
занятие – игра,
в дневник;
чучела птиц,
практическая работа, наглядный –
дидактические
творческая
презентация,
карточки.
мастерская.
видеоматериалы;
игровой –
дидактические,
развивающие игры.
занимательны
е упражнения,
выставка
работ.
сделать
записи в
дневнике
наблюдений.
викторина,
кроссворд,
занимательны
е упражнения.
9
11. Паукообраз Учебное
занятие.
ные.
словесный
–
беседа,
рассказ;
практический;
наглядный
–
демонстрация
коллекций;
рисунков.
12. Китообразн кинолекторий,
ые.
практическая работа,
самостоятельная
работа.
словесный – беседа, картинки с
рассказ; наглядный изображением
– фотографии,
китов и дельфинов.
рисунки,
видеоматериалы;
игровой –
развивающие игры.
просмотр
фильма о
китообразных,
занимательны
е упражнения,
словесный
– картинки с
беседа,
рассказ; изображением
динозавров, фильм
практический
«Век
– зарисовка;
пресмыкающихся
наглядный –
», дидактические
фотографии,
рисунки,
карточки.
видеоматериалы;
игровой –
развивающие игры.
беседа, коллекция
14. В мире
устный
журнал,
насекомых,
насекомых. практическая работа, словесный –
рассказ,
картинки с
творческая
объяснение;
изображением
мастерская
практический –
насекомых,
зарисовка;
кроссворд, картон,
наглядный –
фантики
фотографии,
рисунки,
коллекция;
игровой –
развивающие
игры.
кроссворд
«Древние
пресмыкающи
е ся».
13. Век
Учебное занятие,
пресмыкаю практическая работа,
щихся.
творческая
мастерская.
коллекция,
фотографии с
изображением
пауков,
презентация
«Паукообразные,
дидактические
карточки.
Устный опрос
кроссворд «В
мире
насекомых»,
занимательны
е упражнения
10
15. Природа
весной.
16. Царство
растений.
словесный – беседа, календарь природы, сделать
занятие –
рассказ,
термометр.
записи в
исследование,
консультация,
дневнике
экскурсия,
наблюден
практическая работа, диалог;
практический;
ий,
изучение примет
наблюдения –
народного календаря.
запись наблюдений
в дневник; игровой
– развивающие,
познавательные
игры.
занятие –
словесный
– плакаты, картинки, викторина
«Путешес
рассказ, фотографии с
путешествие, игры - беседа,
изображением
твие в
объяснение,
конкурсы,
растений, пакетики мир
практическая работа, описание, чтение;
с набором букв,
растений»
практический;
творческая
бумага, карандаши, ,
наглядный
– пластилин,
мастерская.
занимател
демонстрация
дидактичес-кие
ьные
фотографий,
карточки.
упражнен
ия.
рисунков; игровой
– дидактические,
познавательные
игры.
17. Перелетные занятие птицы.
исследование,
кинолекторий, игра конкурс,
практическая
работа, занятия –
КВН,
прослушивание
голосов птиц.
словесный –
сценарий птичьего Викторин
беседа, рассказ;
а
КВН, запись с
практический;
«Птицы»
голосами птиц.
наблюдения –
запись наблюдений
в дневник;
наглядный –
презентация,
видеоматериалы;
игровой –
развивающие игры.
18. Дикие
беседа, картинки с
занятие –
изображением
животные. путешествие, устный словесный –
рассказ, описание, животных, книга
журнал,
«Растения и
практическая работа, чтение;
животные», картон,
практический;
творческая
клей.
наглядный –
мастерская
презентация;
игровой
занимател
ьные
упражнен
ия.
11
–
дидактические
игры.
19. Итоговое
занятие.
игра – конкурс.
словесный,
игровой.
викторина
викторина
«Кто есть
кто, что
есть что».
2.3 Содержание занятий дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «В гостях у природы»
1. Вводное занятие.
Теория: Ознакомление кружковцев с планом и правилами работы в кружке.
Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с учебными объектами: учебноопытным участком и уголком живой природы.
2. Овощные культуры.
Теория: Виды овощных культур. Значение овощных культур в жизни человека и
с/х животных. Классификация овощных культур по хозяйственным признакам. Аптека
на грядке (лук, чеснок, капуста).
Практические работы:
- участие в конкурсе: «Природа и фантазия».
3. Сезонные явления в природе осенью.
Теория: Признаки осени. Подготовка растений к зиме. Изменение погодных
условий. Подготовка животных к зиме. Осенняя окраска листьев деревьев и кустарников.
Практические работы и наблюдения в ходе экскурсий: сбор семян диких растений
для зимней подкормки птиц.
4. Цветники осенью.
Теория: Разнообразие цветущих растений в цветнике осенью. Наиболее
распространенные однолетние растения (сальвия, петуния, астра, бархатцы, однолетняя
георгина, львиный зев). Особенности цветов. Сбор семян однолетних растений и
подготовка их к хранению.
Практические и исследовательские работы, наблюдения в ходе экскурсий:
- составление букетов
5. Комнатные растения.
Теория: Значение комнатных растений для человека. Размещение их в помещении.
Уход за комнатными растениями. Сравнение внешнего вида комнатных растений.
Практические работы и наблюдения:
- уход за комнатными растениями;
- какие растения больше любят свет, воду?
6.
Законы лесной жизни.
12
Теория: Понятие лес. Природные сообщества (луг, лес, озеро). Сочетание
растительного
и
животного мира. Приспособление
к определенным
условиям среды (деревья, травы, мох, грибы). Для чего лесу солнце, воздух, вода,
сохранение лесов. Правила поведения в лесу. Охрана леса.
Практические работы: аппликация из природного материала (сухие листья, травы,
цветы)
Царство грибов.
Теория: Царство грибов. Их многообразие. Значение. Съедобные и ядовитые грибы.
Двойники. Как правильно собирать грибы?
7.
Практические и исследовательские работы, наблюдения в ходе экскурсий:
- лепка мухомора из пластилина, - работа с коллекцией.
8. Удивительный мир животных.
Теория: Удивительные животные: верблюд, жираф. Чем они удивительны. Их места
обитания. Что общего и в чем отличие между этими животными. Дикие кошки. Виды
кошек (лев, тигр, рысь, леопард, гепард, пантера). Жизнь диких кошек. Места обитания.
Условия жизни. Чем они похожи и чем отличаются друг от друга. Жизнь за полярным
кругом: белый медведь, пингвины. Условия жизни. Образ жизни (водный и наземный).
Утконос, ехидна - яйцекладущие
млекопитающие. Их условия жизни, питание,
размножение. Почему их называют первозверями? Ондатра, бобр. Жилище этих
животных. Что в них необычного. Образ жизни, питание. Удивительный зверек
(выхухоль).
Практические работы:
- лепка из пластилина верблюда;
- аппликация льва;
- аппликация пингвина из цветной бумаги;
9. Природа зимой.
Теория: Признаки наступления зимы. Особенности этого времени года. Значение
снегового покрова для растений и животных. Водоемы зимой. Почему вода замерзает?
Жизнь животных зимой. Следы на снегу.
Практические и исследовательские работы, наблюдение в ходе экскурсий:
10.
измерить глубину снегового покрова;
распознавание деревьев и кустарников в безлиственном состоянии;
как влияет температура воздуха на состояние воды;
распознать след животного по отпечаткам, оставленным на снегу.
Птицы.
Теория: Птицы лесов. Питание лесных птиц. Жилье лесных птиц. Птицы
лиственных, сосновых и смешанных лесов (зяблик, скворец, соловей, иволга,
горихвостка, зарянка, пеночка, кукушка, дятел и др.). Пение птиц. Птицы полей, озер,
лугов и пастбищ. Птицы окраин города (воробей, овсянка, жаворонок, ворона, галка,
сорока, синица, снегирь, дрозд-рябинник, свиристель, щегол). Чем питаются эти птицы?
Почему они держатся зимой и осенью ближе к жилью человека? Жизнь птиц зимой.
Охрана и привлечение птиц, зимующих в нашей местности. Хищные птицы.
Многообразие хищных птиц. Особенности их внешнего вида Питание хищных птиц.
13
Образ жизни. Виды хищных птиц (сокол, ястреб, коршун, канюк, орлан, сова, филин,
сыч). Охрана полезных хищных птиц.
Практические и исследовательские работы, наблюдения в ходе экскурсий:
- изготовление кормушек;
- развешивание кормушек (экскурсия в сад); - подкормка птиц.
11. Паукообразные.
Теория: Удивительный мир пауков. Их многообразие. Образ жизни.
Питание. Изготовление ловчей сети. Размножение.
Практические работы: зарисовка пауков.
12. Китообразные.
Теория: Виды китообразных. Их образ жизни, условия обитания.
Приспособленность млекопитающих к жизни в воде. Какие черты строения
китообразных связаны с водным образом жизни?
Практические работы:
- аппликация синего кита.
13. Век пресмыкающихся.
Теория: Древние, водные и наземные пресмыкающиеся, их многообразие. Кто
такие динозавры? Где жили? Какие из динозавров были найдены
первыми?
Как
выглядели? Что ели? Что случилось
с динозаврами? Причины вымирания
динозавров. Когда вымерли? Как функционировал организм динозавров?
Практические работы:
- зарисовка древних пресмыкающихся.
14. В мире насекомых.
Теория: Империя насекомых. Численность насекомых. Строение, питание. Пловцы
воздушного океана. Гиганты и карлики среди насекомых. Диковинные насекомые (жукинавозники, саранча, термиты, жук-геркулес, жук-скрипач, жук-носорог и др.). Их образ
жизни, поведение.
Практические работы:
- Работа с фотографиями
15. Природа весной.
Теория: Признаки наступления весны, изменение внешнего вида растений.
Распускание листьев из почек. Где зимуют почки? День весеннего равноденствия. Жизнь
растений и животных весной. Появление раннецветущих растений. Их многообразие.
Причины раннего цветения.
Практические и исследовательские работы, наблюдения в ходе экскурсий:
-
наблюдение за состоянием природы;
измерение температуры воздуха;
влияние температуры воздуха на состояние растений;
наблюдение за насекомыми, птицами, приспособленность их к полету.
16. Царство растений.
14
Теория: Путешествие в мир растений. Чудесная страна нектара (орхидея, малиновая
смолка). Цветы-часы (мак, кувшинка, ноготки, одуванчик и др.). Растения-хищники.
«Зеленые
капканы».
Многообразие
растений-хищников.
Практические и исследовательские работы, наблюдения в ходе экскурсий:
- зарисовка растений (мак, кувшинка, одуванчик);
17. Перелетные птицы.
Теория: Первые перелетные птицы. Сроки прилета. Их значение в природе. Польза
птиц. Необходимость их охраны. Птичий КВН. Удивительное в лесу: постройки птиц.
Практические и исследовательские работы, наблюдения в ходе экскурсий:
- зарисовка полета птиц (косяк журавлей);
- рассмотреть гнезда, определить кому принадлежат гнезда; - из чего
изготовлено гнездо? (исследование).
18. Дикие животные.
Теория: Животные леса: белка, заяц, лиса, кабан, мышь, еж, куница, ласка, хорек,
лось, косуля. Жизнь животных. Животные - обитатели луга: крот, ящерица. Жизнь и
поведение этих животных.
Практические и исследовательские работы, наблюдения в ходе экскурсий:
-
аппликация лисы;
-
аппликация ежа, мыши.
19. Итоговое занятие.
Теория: Обобщение теоретических знаний и подытоживание практических дел
по занятиям, викторина «Кто есть кто, что есть что».
Летнее задание: вести наблюдения за растениями и животными разных мест обитания
2.4. Планируемый результат.
Структура программы разработана с учётом возрастной психологии детей и их
интересов.
Каждое занятие должно быть интересным для юннатов. Использование наглядных
пособий, технических средств (видеофильмы, компьютерные презентации, звуковые
записи) способствуют лучшему усвоению материала.
Проведение занятий в игровой форме, включение подвижных игр повышает интерес к
занятиям и позволяют создать необходимый эмоциональный настрой и побудить детей
к разносторонней работе. Игровые приемы развивают активность и познавательные
интересы детей, способствуют обеспечению восприятия учебного материала, развивают
самостоятельность и активность личности.
В зависимости от цели и содержания учебного материала занятия могут проводиться
в форме беседы, рассказа, лекции, дискуссии, экскурсии, практикума.
Программа включает теоретические занятия, практическую работу, экскурсии и
наблюдения в природе, природоохранную деятельность. В процессе занятий уделяется
внимание выращиванию растений, содержанию животных и проведению наблюдений и
опытов; предусматривается активное и пассивное участие кружковцев в охране птиц,
зелѐных насаждений, помощь животным, попавшим в беду. Работы, связанные с уходом
за животными и растениями проводятся систематически, независимо от раздела.
15
Кружковцев необходимо научить собирать и правильно засушивать растения, составлять
тематические гербарии, различные коллекции, обрабатывать зоологический материал.
Но необходимо помнить о бережном отношении к природе.
Занятия в кружке помогают лучшему изучению родного края, развивают любовь к
природе, углубляют знания, помогают осознать вопросы охраны природы.
Общение с природой способствует развитию эмоциональной культуры, созданию
богатого запаса непосредственных впечатлений, что является предпосылкой для
понимания природы как ценности.
Значение занятий:
-
вооружают школьников умениями и навыками по изучению и охране природы;
расширяют общий кругозор детей, их знания о взаимодействии природы и
общества;
будят интеллектуальную и творческую активность школьников в процессе
кружковых занятий;
дают возможность взглянуть на окружающий мир глазами созидателя.
-
Предметные:
· знание правил, как сохранить и оберегать окружающую среду;
· понимание о том, как растения, животные, птицы и насекомые важны для окружающей
среды и человека.
Личностные:
· стремление к самоутверждению, самовыражению;
· знание норм поведения в коллективе;
· применение правил поведения на природе.
Метапредметные:
· развитый интерес к изучению окружающей природной среды;
· потребность в здоровом образе жизни;
· способность к самостоятельной работе;
· умение общаться и работать в коллективе.
2.5. Способы и формы определения результатов обучения
С целью выявления качества усвоенных детьми знаний в рамках программы обучения
знаний, умений и навыков, полученные на занятиях подвергаются педагогическому
контролю.
Формы контроля:
тестирование по материалам программы;
занимательные упражнения (интеллектуальные игры, викторины, кроссворды,
ребусы);
решение проблемных ситуаций об экологическом состоянии окружающей среды;
Оценочные материалы представлены в приложении.
16
Критерии оценивания уровня освоения программы
Уровни освоения
программы
Результат
Высокий уровень
освоения
программы
Обучающиеся демонстрируют высокую заинтересованность в
учебной, познавательной и творческой деятельности, составляющей
содержание программы, выполняют задание самостоятельно. На
итоговом
тестировании
показывают
отличное
знание
теоретического материала, практическое применение знаний
воплощается в качественный продукт. Сами проявляют творчество
и инициативу в организации общественно полезных дел.
Средний уровень
освоения
программы
Обучающиеся демонстрируют достаточную заинтересованность в
учебной, познавательной и творческой деятельности, составляющей
содержание программы, выполняют задания при консультативной
помощи педагога. На итоговом тестировании показывают хорошее
знание теоретического материала, практическое применение знаний
воплощается в продукт, требующий незначительной доработки.
Охотно участвуют в общественно полезных делах, но сами не
проявляют инициативы.
Низкий уровень
освоения
программы
Обучающиеся демонстрируют низкий уровень заинтересованности
в учебной, познавательной и творческой деятельности,
составляющей содержание программы, выполняют задания по
инструкции, под руководством педагога. На итоговом тестировании
показывают недостаточное знание теоретического материала,
практическая работа не соответствует требованиям, без желания
участвуют в общественно полезных делах.
2.6. Методическое обеспечение реализации программы:
− особенности организации образовательного процесса: очно;
− методы обучения: словесный, наглядный практический, объяснительноиллюстративный, репродуктивный, частичнопоисковый;
− формы организации образовательного процесса: групповая, индивидуальная
– в зависимости от темы занятия и практического
задания;
− формы организации учебного занятия: беседа, наблюдение, практическое
занятие, мультимедийная презентация, конкурс;
− педагогические технологии: технология исследовательской деятельности,
коммуникативная технология обучения, здоровьесберегающая технология.
2.7. Способы и формы определения результатов обучения
С целью выявления качества усвоенных детьми знаний в рамках программы
обучения знаний, умений и навыков, полученные на занятиях подвергаются
педагогическому контролю.
Формы контроля:
17
- тестирование по материалам программы;
- занимательные упражнения (интеллектуальные игры, викторины, кроссворды,
ребусы);
- решение проблемных ситуаций об экологическом состоянии окружающей среды;
Оценочные материалы представлены в приложении.
3. Воспитательный блок.
Цель воспитания:
Создать условия для развития экологической, патриотической, этической, социальной
культуры обучающихся.
Особенности организуемого воспитания:
Актуальность данной программы заключается в том, что ребѐнок вовлекается в
социальные отношения через отношение к природе, обществу, между людьми,
психологический климат в коллективе, а так же способствует оздоровлению детей, что
будут создаваться условия для выработки у детей активной жизненной позиции,
развиваться творческие способности.
Данная программа направлена на формирование экологического мировоззрения
школьников, решает проблемы занятости детей в свободное от учебного процесса время,
адаптация в социуме, а так же помогает реализовать интерес детей к посильной
практической деятельности по охране природы. Сущность экологического воспитания
представляет собой социально-педагогическую систему и воздействует на социальный
фактор.
Форма организации воспитания: коллективная и индивидуальная работа.
Планируемые результаты:
- установка на осознанное правильное поведение в природе;
- осознание себя гражданином России, чувство любви к родной стране и своей
малой родине, выражающееся в интересе к ее природе и желании участвовать в
общих делах и событиях;
- установка на социальную солидарность (милосердие), на безопасный и здоровый
образ жизни (безопасное поведение на природе и в общественных местах); знание
правил здорового образа жизни;
Календарный план воспитательной работы.
№
Название мероприятия,
Форма проведения Сроки проведения
п/п
события
Работа по профилактике правонарушений.
1.
Изучение интересов и
беседа,
сентябрь
способностей обучающихся.
тестирование
18
2.
Создание банка данных
учащихся, имеющих вредные
привычки, состоящих на учете в
КДН, находящихся в трудной
жизненной ситуации
мониторинг
каждый месяц
3.
4.
Изучение семей.
Контроль за посещаемостью
учебных занятий.
мониторинг
Наблюдение,
отметки в журнале
5.
«Правила дорожного
движения».
Оформление информационных
уголков
беседа
7.
8.
«Вредные привычки»
«Как организовать
досуговую деятельность детей"
во время каникул.
беседа
октябрь, февраль
консультация
ноябрь
для родителей
(папка передвижка)
9.
Вовлечение учащихся в
массовые мероприятия
учреждения.
10.
«Безопасный интернет»
6.
11.
12.
Изучение микроклимата в
объединении.
«Профилактика краж»
13.
«Безопасность в пожароопасный
период»
14.
Индивидуальные беседы с
учащимися и родителями
сентябрь
постоянно
каждый месяц
стенды
В соответствии с
планом учреждения
в соответствии с
планом учреждения
беседа
ноябрь
мониторинг
декабрь
беседа
январь
беседа
март
при
необходимости
Работа по профилактике травматизма, пропаганде здорового образа жизни.
1.
Изучение состояния здоровья
обучающихся.
мониторинг
сентябрь
2.
Создание банка данных
обучающихся, имеющих
вредные привычки, проблемы со
здоровьем.
мониторинг
сентябрь
3.
Мониторинг курения,
употребления алкоголя и
наркотических средств среди
обучающихся.
беседа
в течение года
19
4.
Соблюдение требований
санитарно-гигиенических норм
и требований техники
безопасности во время
проведения занятий.
5.
Оформление
информационных уголков:
Твое здоровье и
вредные привычки.
Пожарная
безопасность.
Профилактика
гриппа и ОРВИ.
Дорожная
безопасность.
Правила
поведения на водоемах в
осенний, зимний, весенний,
летний периоды.
Распространение
материалов,
предоставляемых органами
здравоохранения, органами
правопорядка, органами
пожарного надзора, органами
управления образованием среди
обучающихся и родителей.
6.
в течение года
стенд
стенд, брошюры
в
течение года
в течение года
7.
Плановый инструктаж по
технике безопасности во время
проведения занятий.
беседа
сентябрь
январь
8.
«Профилактика гриппа и
ОРВИ».
беседа
ноябрь
9.
«Безопасность на водоемах
зимой».
беседа
декабрь
20
21
4. Организационно-педагогические и организационнометодические условия реализации дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «В гостях у природы»
4.1. Календарный учебный график реализации программы
Год
обу
чен
ия
1
Дата начала
занятий
Дополнительная
общеобразовател
ьная
общеразвивающа
я программа
«Патриотически
й клуб «Память».
1 уровень
Итого
Количество часов
всего
теория
практ
ика
Количество
учебных
недель дней
36
18
18
36
36
36
18
18
36
36
Даты
начала и
окончания
занятий
Продолжит
ельность
каникул
02.09.23 г.
- 31.05.24 г.
10 дней,
январь
10
4.2.Кадровое обеспечение
Программу реализует педагог МБОУ ТР ООШ № 3, учитель истории и
обществознания, имеющий высшее образование по профилю педагогической
деятельности, педагогическое образование и опыт работы с преподаваемой технологией
и отвечающий квалификационным требованиям, указанным в профессиональном
стандарте «Педагог дополнительного образования».
4.3. Методическое обеспечение программы
Для успешной реализации программы необходимы:
- кабинет;
- учебно-наглядные пособия;
- раздаточный дидактический материал для индивидуальной работы ребенка:
- викторины, кроссворды, чайнворды, ребусы; - тесты. Материалы и инструменты:
Картон, цветная бумага и картон, белая бумага, ножницы, клей ПВА, цветные
карандаши, краски, фломастеры, альбомы для рисования, ножницы, природный
материал.
4.4. Методический фонд и средства обучения:
При организации учебных занятий используются следующие методы обучения:
по внешним признакам деятельности педагога и обучающихся:
словесный – беседа, лекция, обсуждение, рассказ, анализ;
наглядный – показ, просмотр видеофильмов и презентаций;
практический – самостоятельное выполнение заданий;
по степени активности познавательной деятельности обучающихся:
объяснительно-иллюстративные – обучающиеся воспринимают и
усваивают готовую информацию;
-
22
репродуктивный – обучающиеся воспроизводят полученные знания
и освоенные способы деятельности;
исследовательский – овладение обучающимися методами научного
познания, самостоятельной творческой работы;
4.5. Возможные формы проведения занятий:
− особенности организации образовательного процесса: очно;
− методы обучения: словесный, наглядный практический, объяснительноиллюстративный, репродуктивный, частично-
-
поисковый;
− формы организации образовательного процесса: групповая, индивидуальная – в
зависимости от темы занятия и практического
задания;
− формы организации учебного занятия: беседа, наблюдение, практическое
занятие, мультимедийная презентация, конкурс;
− педагогические технологии: технология исследовательской деятельности,
коммуникативная технология обучения, здоровьесберегающая технология.
4.6.
Учебно-методические средства обучения:
- литература о растительном и животном мире;
- тематические папки с подборкой наглядного и познавательного материала по
темам и разделам программы;
- стихи о природе;
- Красная книга Тверской области;
- компьютерные презентации по темам;
- аудио, видеоматериалы по темам;
- компьютер;
4.7. Педагогические технологии
В процессе обучения по данной программе используются разнообразные
педагогические технологии: индивидуального обучения, группового обучения,
коллективного взаимообучения, дифференцированного обучения, проблемного
обучения, коллективной творческой деятельности, критического мышления, портфолио
и др.
Здоровьесберегающие технологии:
4.7.1. организационно - педагогические технологии, определяющие структуру
учебного процесса, частично регламентированную в СанП, способствующую
предотвращению состояний переутомления, гиподинамии;
4.7.2. психолого – педагогические технологии, связанные с непосредственной работой
педагога на занятии, воздействием, которое он оказывает все 45 минут на своих
обучающихся, сюда же относится психологопедагогическое сопровождение всех
элементов образовательного процесса, смена видов деятельности,
психологическая атмосфера учебного занятия.
4.8. Материально-техническое обеспечение
23
Программа реализуется на базе МБОУ Торопецкой ООШ № 3. Помещение –
учебный кабинет, оформленный в соответствии с профилем проводимых занятий и
оборудованный в соответствии с санитарными нормами.
№
Наименование
Количество,
шт.
п/п
2.
2.1
2.2
2.3
2.4
3.
3.1
3.2
4.
4.1
4.2.
Компьютерное оборудование
Компьютер
Ноутбук
Компьютерная мышь
Клавиатура
Презентационное оборудование
Экран
Проектор
Программное обеспечение (кроме бесплатных)
Офисное ПО
Антивирус
1
1
1
1
1
1
1
1
Оборудование лектория
5.
5.1 Стол учительский
1
Парты ученические
13
5.3 Стулья ученические
26
5.4 Музыкальный центр
1
5.2
4.8.
Информационное обеспечение
Список литературы для педагогов.
1.
2.
3.
4.
5.
Большая энциклопедия природы. Изд. Шантеклер, Бельгия, 1991г.
6.
7.
Леонид Семало. «Птицы». М.: изд. «Мысль»,1994г.
Журналы \\ Юный натуралист, 1998-2004г.
Журналы \\ Муравейник, 2001-2004г.
Клетнина З.А. Природоведение. М.: «Просвещение», 1995г.
Кудрявец Д.Б., Петренко Н.А. «Как вырастить цветы», М.: изд.
«Просвещение», 1993г.
Николайкин Н.И., Николайкина
Н.Е., О.П.Мелехова
«Экология» Дрофа, М.,2005
Мягков Н.А. «Атлас-определитель рыб», М.: «Просвещение»,
1994г.
8.
Плешаков
А.А.
«Просвещение»,1994г.
9.
«Зеленые
страницы»,
М.:
10. Плавильщиков Н.Н. «Определитель насекомых». М.: изд.
«Топикол»,1994г.
11. Энциклопедия природы России, том «Насекомые» АВР 1997 г.
12. Энциклопедия природы России. Том «Грибы» АВР 1998 г.
13. Энциклопедия природы России том «Птицы» АВР 1998 г.
24
14. Энциклопедия природы России. Том «Звери» АВР 1997 г.
Список литературы для детей.
Азбука живой природы. Растения и животные леса. Автор – Коняева О.В.
Тула: изд. «Родничок»,1999г.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
2002г.
Атлас животного мира. Автор – Барбара Тейлор. М.: изд. «Слово», 1992г.
Барков А.С. Зоология в картинках. М.: изд. «Росмэн», 2001г.
Жизнь в соленой воде. Лесли Джекмен. С-П.: изд. «Тимошка», 1997г.
Захарова Л Галины друзья. Рассказы о животных. М.: изд. «Терра», 1999г.
Козлова Т.А., Сивоглазов В.И. Растения луга. М.: Эгмонт Россия ПТД,
Калин Маккарти. Рептилии, 1991г., «Дорчинг-Киндерсли Лиметед»,
Лондон для изд. «Слово», М.: 1997г.
7.
8.
9.
10.
Короткова О. Ядовитые растения. М.: изд. «Слово»,2001г.
Каплина В.В. Питомцы зоопарка. М.: изд. «Терра», 2001г.
Энциклопедия живой природы, под редакцией Г Дзюбенко. М.: изд. АСТПресс, 1999г.
11.
12.
Энциклопедия для детей. Биология. М., Авантаж. 2001
Я познаю мир. Век динозавров. Энциклопедия. М.: изд. Астрель, ООО изд.
АСТ, 2002г.
Приложение
Аттестационный тест № 1 по программе «В гостях у природы»
1.Отметь объекты, которые относятся к живой природе.
1)
облака
2)
деревья
3)
животные 4) дождь
2. Отметь объекты, которые относятся к неживой природе.
1)
гроза
2)
растения
3)
ветер 4) солнце
3. Какую птицу называют барабанщиком.
1)
клест
2)
воробей
3)
дятел 4) цапля
4.Сколько времен года существует?
5.
Назовите весенние месяцы.
6.
1)
какого вида облаков не существует.
кучевые
25
2)
3)
перистые
грозовые 4) пушистые
7.Как называется книга, в которую заносят исчезающие виды растений и животных?
8. какая ночь длиннее?
1) зимняя 2) летняя
9.
Чем измеряют температуру воздуха?
10.
1)
2)
3)
4)
Сколько дней в году?
567
345
656
365
11. В каком месяце появляются первоцветы?
1)
март
2)
апрель 3) май
12. Какие птицы прилетают первыми весной?
1)
воробьи
2)
грачи
3)
снегири 4) ласточки
13. Как называется дерево с белым стволом?
1)
осина
2)
сосна 3) береза
14.
Как называются насекомые, которые приносят нектар в свой дом?
15.
У какого животного во время спячки рождается детеныш?
1)
лиса
2)
барсук
3)
еж 4) медведь Аттестационный тест по программе « Юные друзья природы» для
второго года обучения.
Аттестационный тест № 2 по программе «В гостях у природы»
1.Дайте определение понятию природа.
1) Природа – это то, что нас окружает, независимо от человека. 2) Природа- это то, что
нас окружает и то ,что создано руками человека.
2.
Как называют птиц, которые улетают зимовать в жаркие страны.
3.
1)
2)
как называют домик бобров
нора
логово 3) хатка
26
4. Водоѐм окружной формы, созданный естественным способом, называют… 1) океан
2)
пруд
3)
озеро 4) море
5.
Сколько месяцев в году
6.
Каким прилагательным характеризуют животных, которые живут с человеком?
7.
У какого животного самая длинная шея?
8.
Какое вещество может быть в 3-х агрегатных состояниях.
9.
Во время какого дождя продолжают поступать на землю солнечные лучи?
9. Как называется явление, когда сильный ветер и снежные заносы?
11. Что такое ветер)
1) поток воздуха, который направлен по горизонтальной оси. 2) поток воздуха, который
направлен по вертикальной оси.
12. какие бывают облака
1) перистые 2) слоистые
3) перламутровые 4) пушистые
13.
Как называется явление, когда солнце заходит? (Закат)
14.
Чего можно ожидать, если птицы низко летают?
15.
Когда дерево срубают, что остается?
1) пень 2) сруб
3) маленькое дерево
16.
Как называется явление, когда с неба падают горошины льда? (Град)
17.
1)
2)
3)
Как называется птица, у которой клюв крест накрест
снегирь
дятел
клест 4) трясогузка
18. Чем дышат растения?
1) углекислый газ 2) кислород
19.
Кто вымер сегодня, но жил до нашей эры ростом с многоэтажки? (Динозавры)
20.
Сколько ног у насекомых.
27
28
29
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)