Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Торопецкая основная общеобразовательная школа№3
СОГЛАСОВАННО
УТВЕРЖДАЮ
Зам.директора по УВР
Директор
МБОУ Торопецкая ООШ№3
МБОУ Торопецкая ООШ№3
___________/ Юнг Е.Н./
___________/Васильева Л. В./
29.08.24
Приказ №96 от 29.08.24
Рабочая программа
( внеурочной деятельности)
«Занимательный немецкий»
Направленность: Общеинтеллектуальная
Обший объём программы в часах: 34 часа
Возраст обучающихся : 9 лет
Срок реализации программы : 1 год
Уровень: 1 год базовый
Учитель немецкого языка: Фёдорова Ираида Владимировна
2024
Пояснительная записка
Со второго класса согласно базисному учебному плану начинается изучение
иностранного языка. Учебная общеобразовательная программа не позволяет уделять
на уроках достаточное внимание игровым моментам, практически нет времени для
постановки сценок, для разучивания песен на немецком языке. А ведь именно такая
деятельность мотивирует детей на изучение языка, показывает практическую
значимость владения иностранным языком для младших школьников. Поэтому
разработанная программа внеурочной деятельности «Занимательный немецкий»
является актуальной, так как направлена на развитие коммуникативной компетенции
младших школьников, повышения мотивации изучения немецкого языка.
Рабочая программа кружка внеурочной деятельности «Занимательный
немецкий» составлена в соответствии с ФГОС НОО и на основе программы
«Немецкий язык в начальной школе» Бим. И.Л.
Программа имеет общеинтеллектуальную направленность.
Наряду с русским языком и чтением немецкий язык входит в число предметов
филологического цикла и формирует коммуникативную культуру школьника. Он
способствует общему речевому развитию школьника, расширению его кругозора и
воспитанию.
Формирование элементарной коммуникативной компетенции младшего школьника
происходит на доступном уровне во всех главных видах речевой деятельности:
аудировани, говорении, чтении и письме.
Цель:
не только формирование практических умений и навыков в немецком языке, но и
развитие у ребенка интереса к изучаемому языку, родному языку и гуманитарным
дисциплинам в целом.
Задачи:
Воспитание и разносторонне развитие школьника средствами немецкого языка и
богатой немецкой культуры.
Развитие личности школьника, его интеллектуальных и познавательных
способностей, общеучебных умений, мотивации и интереса к дальнейшему
изучению предмета.
Обеспечение психологической адаптации младших школьников к новому миру
для дальнейшего преодоления языковых и психологических барьеров.
расширение лингвистического кругозора обучающихся, способствовать их
общему речевому развитию.
Развитие внимания, мышления, памяти в ситуациях общения, в ходе овладения
языковым материалом.
Формирование основ гуманитарного образования.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Программа внеурочной деятельности «Занимательный немецкий» для 2 класса
рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год. Занятия проводятся во внеурочное время.
В результате освоения программы внеурочной деятельности к концу второго класса
у обучающихся:
• сформируется элементарная иноязычная коммуникативная компетенция, т. е.
готовность общаться с носителями изучаемого иностранного языка в устной
(говорение и аудирование) и письменной (чтение и письмо) формах общения с учётом
речевых возможностей и потребностей младшего школьника; расширится
лингвистический кругозор;
• будет получено первичное представление о строе изучаемого языка и его
некоторых отличиях от родного языка;
• будут заложены основы коммуникативной культуры, т. е. способность ставить и
решать посильные коммуникативные задачи, соблюдать речевой этикет, быть
вежливыми и доброжелательными с речевыми партнёрами;
• сформируются положительная мотивация и устойчивый учебно-познавательный
интерес к предмету «Немецкий язык», а также необходимые универсальные учебные
действия и специальные учебные умения, что заложит основу успешной учебной
деятельности по овладению иностранным языком в следующих классах.
К окончанию первого года обучения по программе внеурочной деятельности
школьники будут знать и уметь:
знать детские песни и рифмовки на немецком языке;
знать немецкий алфавит и уметь пользоваться немецко – русским словарём (в том
числе и в сети Интернет);
уметь читать на немецком языке;
уметь отвечать на вопросы;
уметь вести диалог по образцу;
понимать на слух элементарные фразы;
уметь составить рассказ о себе и своей семье.
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В результате изучения иностранного языка на ступени начального общего
образования у обучающихся будут сформированы первоначальные представления о
роли и значимости иностранного языка в жизни современного человека и
поликультурного мира. Обучающиеся приобретут начальный опыт использования
иностранного языка как средства межкультурного общения, как нового инструмента
познания мира и культуры других народов, осознают личностный смысл овладения
иностранным языком.
Знакомство с детским пластом культуры страны (стран) изучаемого языка не только
заложит основы уважительного отношения к чужой (иной) культуре, но и будет
способствовать более глубокому осознанию обучающимися особенностей культуры
своего народа. Начальное общее иноязычное образование позволит в дальнейшем
сформировать у обучающихся способность в элементарной форме представлять на
иностранном языке родную культуру в письменной и устной формах общения с
зарубежными сверстниками, в том числе с использованием средств
телекоммуникации.
Соизучение языков и культур, общепринятых человеческих и базовых
национальных ценностей заложит основу для формирования гражданской
идентичности, чувства патриотизма и гордости за свой народ, свой край, свою страну,
поможет лучше осознать свою этническую и национальную принадлежность.
Процесс овладения иностранным языком на ступени начального общего
образования внесёт свой вклад в формирование активной жизненной позиции
обучающихся. Знакомство на уроках иностранного языка с доступными образцами
зарубежного фольклора, выражение своего отношения к литературным героям,
участие в ролевых играх будут способствовать становлению обучающихся как членов
гражданского общества.
ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ
Предметные:
-социокультурная осведомлённость ознакомление с доступными возрасту
культурными ценностями других народов;
-восприятие языка как общечеловеческой ценности;
-начальный опыт использования вспомогательной и справочной литературы для самостоятельного поиска недостающей информации;
-навыки аудирования, формирование элементарных системных языковых
представлений об изучаемом языке;
-умение использовать учебно-справочный материал в виде словарей;
-языковые представления и навыки, восприятие основного содержания несложных
аудиотекстов;
-перенос умений работы с русскоязычным текстом на задания с текстом на немецком
языке, начальный опыт использования вспомогательной и справочной литературы;
-говорение (монологические высказывания с описаниями себя, семьи);
Метапредметные:
-активное использование речевых средств, умение работать в группе;
-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств её осуществления, освоение способов решения проблем творческого и
поискового характера;
-использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных
задач;
-умение работать в материальной и информационной среде,овладение способностью
принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
-активное использование речевых средств,
-готовность слушать собеседника;
-освоение способов решения проблем творческого и поискового характера, умение
работать в группе;
-использование различных способов поиска информации;
-активное использование речевых средств для решения коммуникативных и
познавательных задач.
Личностные:
-развитие мотивов учебной деятельности;
-формирование личностного смысла учения, освоение социальной роли
обучающегося;
-развитие самостоятельности;
-развитие мотивов учебной деятельности, развитие навыков сотрудничества;
-освоение социальной роли обучающегося;
-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств
Формы проведения занятий.
фронтальная работа, работа в парах, группе, ролевые игры,выставки творческих работ;
соревнования; проведение игр, проведения конкурсов чтецов разгадывание
кроссвордов; составление диалогов,…Занятия проводятся в игровой форме с
использованием наглядности (игрушек, картинок). На занятиях разучиваются
рифмовки, песни, стихотворения, инсценируются различные ситуации
Содержание тем
Тема
Содержание
I.
-учиться приветствовать, знакомиться, прощаться, рассказывать о себе в
Знакомство процессе игры;
- учиться знакомиться с гласными буквами немецкого алфавита;
-узнают великих немецких сказочников и познакомятся с их творчеством. 8
II.Я и моя
Учащиеся знакомятся:
семья.
- с традициями проведения Рождества в Германии;
- новой лексикой;
- с согласными буквами немецкого алфавита, правилами чтения букв и
буквосочетаний;
-учатся считать от 1 до 20;
-описывать семейное фото;
- отвечать на вопрос: Сколько тебе лет?
10
III.Мир в
Дети будут учиться:
котором
-отвечать на вопрос: Где ты живешь?
мы живем. -называть крупнейшие города Германии;
Учащиеся познакомятся:
- с прилагательными;
-названиями цветов, любимых животных. 8
IY.Школа. Учащиеся знакомятся:
-с новой лексикой;
- с отрицанием nicht;
-разучивают считалки, песенки, рифмовки к празднику «Немецкий язычок»
8
Виды деятельности.
Обучение видам речевой деятельности (говорению, аудированию, чтению, письму)
происходит во взаимосвязи. Однако наблюдается некоторое устное опережение,
вызванное объективными причинами: овладение письменными формами общения
(чтением и письмом), связанное с необходимостью формирования техники чтения и
техники письма, происходит более медленно. Поэтому темпы овладения разными
видами речевой деятельности уравниваются только к концу обучения в начальной
школе.
Виды речевой деятельности:
говорение
1. Диалогическая форма
умение вести:
этикетные диалоги в типичных ситуациях бытового, учебно - трудового и
межкультурного общения, в том числе с помощью средств коммуникации;
диалог - расспрос (запрос информации и ответ на него);
диалог - побуждение к действию.
2. Монологическая форма
Умение пользоваться:
основными коммуникативными типами речи: описание, рассказ, характеристика
(персонажей).
аудирование
воспринимать на слух и понимать:
речь учителя и одноклассников в процессе общения на занятии и
вербально/невербально реагировать на услышанное;
небольшие доступные тексты в аудиозаписи, построенные в основном на
изученном языковом материале, в том числе полученные с помощью средств
языковой коммуникации.
чтение
читать:
вслух небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале;
про себя и понимать тексты, содержащие как изученный языковой материал, так
и отдельные новые слова, находить в тексте необходимую информацию (имена
персонажей, где происходит действие и т.д.).
письмо
владеть:
умением выписывать из текста слова, словосочетания и предложения;
основами письменной речи: писать по образцу поздравление с праздником,
короткое личное письмо.
Тематическое планирование
№
1
2
3
4
5
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Тема занятия
Приветствие и прощание на немецком языке
Гимн, флаг, герб Германии.
Прослушивание
Знакомство с географией картой Германии
Игра «Жмурки». Знакомство.
Игра «Репортер». Расскажи о себе.
Мои родители.
Счет от 6 до 12.
Мои бабушка, дедушка.
Братья и сестры.
Семейный альбом.
Моя любимая игрушка
Песни на немецком языке.
Игра «Репортер». Расскажи о себе.
Конкурс чтецов
Сказочные персонажи
Мои животные
Игра «Угадай зверя»
Считалки на немецком языке
Разучивание песни
Игра «Краски»
Великие сказочники Германии
Просмотр мультфильма по мотивам сказок Братьев Гримм.
Рисуем сказочных героев.
Игра «Звездный час»
Разгадываем кроссворд на тему «Семья»
Делаем игрушку из бумаги. Описываем.
Город, деревня. Рисуем .
Знакомства с знаменитыми немецкими городами.
Угадай мелодию. (немецкие песенки)
Игра «Вопрос-ответ»
Школьные принадлежности.
Разгадай кроссворд
Игра «Звездный час»
Изготовление поздравительных открыток.
Праздник «Веселый немецкий»
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся
К окончанию первого года обучения по программе внеурочной деятельности
школьники будут знать и уметь:
знать детские песни и рифмовки на немецком языке;
знать немецкий алфавит и уметь пользоваться немецко – русским словарём
уметь читать на немецком языке;
уметь отвечать на вопросы;
уметь вести диалог по образцу;
уметь составить рассказ о себе и своей семье.
воспринимать короткие высказывания на слух в рамках изучаемой тематики;
В результате изучения иностранного языка на ступени начального общего
образования у обучающихся будут сформированы первоначальные представления о
роли и значимости иностранного языка в жизни современного человека За этот год
обучения учащиеся узнают и практически овладеют: ·
личными формами глагола sein,
форма повелительного наклонения, предлогами, союзами, количественными
числительными от 1 до 20 ·